Проверка уровня масла в гидромеханической передаче, главной и колесной передачах. Для исключения хотя бы мгновенного прерывания давления масла во фрикционах при движении автомобиля на уклоне или заезде в ямы, канавы и т. д. необходимо, чтобы масло в поддоне гидромеханической передачи не опускалось ниже определенного уровня.. Поэтому ежедневно перед выездом на линию необходимо проверять уровень масла, а также производить осмотр соединения маслопроводов и шлангов и устранять утечку масла. Уровень масла проверяется маслоизмерительным стержнем через 15 мин после остановки двигателя.
Перед троганием автомобиля с места необходимо убедиться, что сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазки не горит при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин. Если она загорается, то до устранения неисправности автомобиль на линию выпускать нельзя.
Уровень масла в главной и колесных передачах ведущего моста проверяется через 100 ч работы автомобиля. Уровень масла в картере ведущего моста автомобиля БелАЗ-540А считается нормальным, если масло на 40 мм ниже кромки заправочного отверстия; для автомобиля БелАЗ-548А — между метками на маслоизмери-тельном стержне пробки заправочного отверстия.
Для определения уровня масла в колесных передачах колесо следует установить таким образом, чтобы паз под вентиль оказался вверху. Масло в этом случае должно доходить до кромки сливного отверстия — нормальный уровень.
Не следует заливать масло в картер ведущего моста и колесные передачи выше нормального уровня, так как оно будет выбрасываться через сапуны и течь через сальники.
Регулировка призода переключения передач. Привод переключения передач состоит из механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке, крышки привода переключения передач, установленного на гидромеханической передаче, системы рычагов и тяг.
Для проверки работы привода переключения передач поочередно включают первую, вторую, третью и передачу заднего хода. Все передачи должны включаться без заеданий и без значительных усилий.
Рис. 15. Задний мост автомобиля БелАЗ-548А:
1— колесо, 2—прижим, 3 — уплотнительный шнур, 4 — направляющий диск клиньев, 5 — водило, 6, 45 — крышки, 7, 14 и 22 — стопорные кольца, 8 — ведущая шестерня планетарной передачи, 9 — сателлит планетарной передачи, 10 — ось сателлита, 11 — уплотнительное кольцо, 12 — роликовый цилиндрический подшипник, 13 и 36 — пробки, 15 — опорная шестерня, 16 и 29 — стопорные шайбы, 17 и 30 — гайки, 18 — роликовый конический подшипник, 19 — ступица, 20 — тормозной барабан, 21 — отражатель, 23 — разжимной кулак, 24 — вал разжимного кулака, 25 и 40— масленки, 26 — стяжные пружины колодок, 27 — регулировочная шестерня, 28 — рычаг, 31 — сапун, 32 — кожух полуоси, 33 — направляющий конус, 34 и 44 — сальники, 35 — главная передача, 37 — картер заднего моста, 38 —- полуось, 39 — суппорт тормоза, 41 — тормозная колодка, 42 — ось колодки, 43 — стопорный болт, 46 — распорное кольцо, 47 — кожух планетарной передачи, 48 — замочное кольцо, 49 — контр-гайка, 50 — клин крепления колеса
Нарушение работы привода может быть вызвано износом: сухарей и сферических пальцев шарниров, посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач, втулок в крышке привода переключения передач.
В случае нарушения работы привода необходимо осмотреть все шарниры тяг и рычаги и проверить, нет ли в них люфта.
Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления, переключая передачи. При обнаружении люфта шарниры необходимо отрегулировать. Для этого надо вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины, а затем отвернуть ее на 7б—7ю оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить шплинт. Такие операции необходимо произвести со всеми шарнирами, в которых обнаружены люфты.
Зазоры в соединениях рычагов привода переключения передач проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом рычаги следует заменить.
Зазоры в соединении валика с крышкой привода проверяют качанием рычагов. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и заменяют втулки. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в соединениях рычагов регулируют тяги.
Привод переключения передач следует регулировать в последовательности: – поворотом, рычагов установить золотники переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение; – вращая ключом тяги, отрегулировать их длину таким образом, чтобы угол между плечом двуплечего рычага и продольной тягой максимально приближался к 90°, а двуплечие рычаги находились строго друг над другом; – установить рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками кулисы; при этом рычаги, расположенные на валу управления, должны находиться друг над другом; – отрегулировать длину поперечных тяг, подсоединить их к рычагам так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и нейтральное положение рычага переключения передач; – проверить легкость и четкость переключения передач. Проверка технического состояния гидротрансформатора по отложениям на элементах фильтра и замена фильтрующего элемента.
Рис. 16. Главная передача автомобиля БелАЗ-540А:
1— крышка, 2 — маслоотражатель. 3, 4 и 12—роликовые конические подшипники, 5 — картер ведущей шестерни, 6 — регулировочные прокладки, 7 —роликовый цилиндрический подшипник, 8 — стопорное кольцо, 9 — головка упорного болта, 10 — уплотнительное кольцо, 11 — упорный болт, 13 — гайка, 14 — стопорная пластина, 15 — крышка подшипника, 16 — правая чашка дифференциала, 17 — ведомая шестерня главной передачи, 18 — сателлит дифференциала, 19 — крестовина дифференциала, 20, 25, 27— втулки, 21 — левая чашка дифференциала, 22 и 24 — опорные бронзовые шайбы, 23 — маслоуловитель, 26 — полуосевая шестерня дифференциала, 28 — разводной шплинт, 29 — ведущая шестерня главной передачи, 30 — картер главной передачи, 31 и 32 — распорные втулки, 33 — регулировочная шайба; 34 — сальники, 35 — фланец крепления карданного вала
Для выполнения этой операции необходимо отвернуть центральный болт, снять крышку, извлечь фильтрующий элемент и сетку из корпуса, на котором установлен предохранительный клапан.
Проверить визуально и на ощупь отложения на фильтрующих элементах и осадок в корпусе фильтра. В отложениях фильтрующих элементов и в корпусе фильтра не должно быть алюминиевой стружки и частиц алюминия; их наличие свидетельствует о повреждении колес гидротрансформатора. После этого необходимо сделать вывод о пригодности гидромеханической передачи к дальнейшей эксплуатации: при большом налете алюминия гидромеханическую передачу следует отправить в ремонт, фильтры промыть, фильтрующие элементы заменить. Затем, предварительно поставив уплотнительное кольцо, установить фильтр, его сетку, крышку фильтра и завернуть центральный болт. Запустить двигатель и проверить фильтр на герметичность.
Масляный фильтр заменяется через 500 ч работы двигателя. Допускается проточка фильтра на токарном станке на глубину 5— 10 мм; срок службы такого фильтра не должен превышать 200 ч. При замене фильтров следует обратить внимание на их маркировку — на упаковке должен стоять индекс 240—1017038А.
Замена масла в трансмиссии. Замена масла и промывка системы в гидромеханической передаче производится через 2000 ч работы при применении масла марки А по ТУ 38—101—179—71.
Принята такая последовательность операций: – слить масло из коробки передач (лучше это делать сразу после возвращения автомобиля с линии, пока оно теплое, если автомобиль не работал, запустить двигатель и прогреть коробку передач); – снять поддон и промыть его в дизельном топливе; снять маслоприемник, разобрать его, промыть детали, продуть их сжатым воздухом; разобрать масляные фильтры, промыть детали, заменить фильтрующие элементы; установить маслоприемник, поддон и масляные фильтры; заправить в гидромеханическую передачу свежее масло.
При заправке маслом гидромеханической передачи масло обязательно заливают при помощи чистой посуды и воронки с сеткой или специального приспособления, чтобы исключить попадание грязи и песка в коробку передач (малейшее попадание грязи может привести к заклиниванию золотников). При смене масла в холодное время года его следует подогреть до температуры не ниже 20 °С.
Если в гидромеханической передаче вместо масла марки А используется смесь масел, состоящая из 30% авиационного и 70% веретенного масла АУ, то заменять масло, промывать фильтр и заменять фильтрующие элементы необходимо через 500 ч.
Если при промывке гидромеханической передачи в поддоне и фильтрах обнаружена алюминиевая стружка, надо снять передачу с автомобиля, разобрать и внимательно осмотреть детали гидротрансформатора.
Замена масла в картере ведущего моста и в бортовых редукторах при применении масла ТАп-15В производится через 2000 ч работы. При использовании масел ТАп-15, ТАп-10, ТЭп-15 замена производится через 1000 ч. Масло целесообразно сливать сразу же после окончания работы автомобиля, пока оно теплое. Из колесных передач масло сливают через специальное отверстие, закрытое пробкой, предварительно установив его в нижнее положение, а из картера моста — через сливную пробку, расположенную снизу картера.
Уровень масла в колесной передаче определяют по нижней кромке отверстия полуоси, закрытого крышкой и расположенного снаружи редуктора. Заправлять масло следует через это же отверстие или через сливное отверстие, установив при этом колесо таким образом, чтобы паз под вентиль находился вверху.
Уровень масла в картере главной передачи автомобиля БелАЗ-540А должен быть на 40 мм ниже крышки заправочного отверстия, а автомобиля БелАЗ-548А — между метками щупа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание гидромеханической передачи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы