Проверка технического состояния систем охлаждения и смазки.
О неисправностях системы охлаждения свидетельствует перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Причинами перегрева могут быть: недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе; недостаточное натяжение или замасливание ремней привода вентилятора и водяного насоса; неисправности водяного насоса и вентилятора; заедание клапана термостата в закрытом положении; большое отложение накипи; загрязнение радиатора; заедание жалюзи в закрытом положении. Причинами переохлаждения могут быть: заедание клапана термостата в открытом положении; заедание жалюзи радиатора в открытом положении; отсутствие утеплительных чехлов в зимнее время.
О неисправностях системы смазки свидетельствует пониженное или повышенное давление масла. Понижение давления вызывается недостаточным уровнем масла, уменьшением его вязкости, загрязнением сетки маслоприемника, изнашиванием деталей масляного насоса, подшипников коленчатого и распределительного валов, заеданием редукционного клапана в открытом положении. Повышение давления может быть вызвано увеличенной вязкостью масла, засорением маслопроводов, заеданием редукционного клапана в закрытом положении, засорением центрифуги.
В системах охлаждения и смазки проверяют герметичность систем, натяжение ремня привода вентилятора, действие термостата и отложение накипи.
Герметичность системы охлаждения проверяют специальным устройством, устанавливаемым на горловину радиатора. Насосом устройства создают в системе охлаждения избыточное давление 0,06—0,07 МПа, при котором просачивание жидкости из системы охлаждения не допускается.
Натяжение ремня привода вентилятора определяют с помощью устройств КИ-8920, К-403 или с применением линейки и рейки. Рейку прикладывают к шкивам вентилятора и генератора, вентилятора и компрессора. Линейку устанавливают перпендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 100 Н. Прогиб ремня определяют по шкале линейки. Между шкивами вентилятора и генератора он должен составлять 15—20 мм, а между шкивами вентилятора и компрессора—10—12 мм.
Действие вентилятора проверяют, закрыв жалюзи и доведя температуру в системе охлаждения до 88—97 °С. При этой температуре вентилятор должен включиться. Открыв жалюзи, снижают температуру в системе охлаждения до 80 °С, при этом вентилятор должен выключиться. Отклонения от указанных режимов работы вентилятора свидетельствуют о неисправности электромагнитной фрикционной муфты.
Действие термостата проверяют, опуская его в прозрачный сосуд с водой. Воду нагревают и по показаниям термометра определяют температуры начала и полного открытия клапана термостата, которые должны составлять соответственно 65—70 и 80—85 °С.
Техническое обслуживание системы охлаждения. При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и отсутствие подтекания, при необходимости доливают жидкость. В условиях безгаражного хранения автомобилей в холодное время года г^осле окончания работы автомобиля сливают воду из системы охлаждения.
При Т0-1 проверяют герметичность соединений, а также смазывают подшипники водяного насоса в соответствии с графиком.
При Т0-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют крепление радиатора, его облицовки и жалюзи, а также действие жалюзи, крепление водяного насоса и натяжение ремня привода вентилятора. В случае слабого натяжения ослабляют гайки крепления кронштейна натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до требуемого натяжения ремня. Закрепив гайки, снова проверяют натяжение ремня, действие и крепление вентилятора, действие и герметичность системы отопления, действие паровоздушного клапана пробки радиатора.
При СО промывают систему охлаждения струей воды под давлением 0,2—0,3 МПа при снятом термостате в направлении, противоположном потоку при работе двигателя. Накипь удаляют, промывая систему раствором соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем.
При подготовке к зимнему сезону проверяют состояние и надежность крепления утеплительного чехла, состояние и действие пускового подогревателя.
Техническое обслуживание системы смазки. При Е О проверяют уровень масла и герметичность системы.
При ТО-1 визуально проверяют герметичность приборов и маслопроводов. Прогрев двигатель, сливают отстой из масляного фильтра и очищают его корпус. По графику заменяют масло в картере двигателя и фильтрующий элемент (ГАЗ-24) или промывают фильтр центробежной очистки масла.
При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, промывают систему смазки и заливают свежее масло.
При СО промывают систему смазки и заливают масло, соответствующее времени года. При подготовке к зимней эксплуатации отключают масляный радиатор.
Ремонт агрегатов системы охлаждения и смазки. Ремонт радиаторов. Основными дефектами радиаторов являются вмятины, пробоины и трещины на бачках, обломы и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин и трубок, отложение накипи.
После наружной мойки радиаторов их патрубки закрывают пробками и проверяют герметичность радиаторов сжатым воздухом под давлением в ванне с водой.
Разборка радиатора заключается в отпаивании контрольной трубки, пластин крепления, верхнего и нижнего бачков. Сердцевину и бачки очищают от накипи, погружая в ванну с 5%-ным раствором каустической соды, имеющим температуру 60—80 °С, и промывают после этого горячей водой.
Бачки с вмятинами рихтуют деревянным молотком на деревянной болванке. На места пробоин припаивают заплаты из листовой латуни, трещины запаивают. Повреждения пластин каркаса устраняют ацетиленокислородной сваркой. Поврежденные трубки запаивают, а при повреждениях более 5—10% трубок — заменяют новыми.
При сборке радиатор проверяют на перекос, замеряя его размеры по двум диагоналям.
Ремонт водяных насосов. Основными дефектами деталей насосов являются трещины и обломы на корпусе, износы отверстий под подшипники, торца корпуса под упорную шайбу, шеек и паза валика насоса.
Трещины и обломы на корпусе заваривают ацетиленокислородным пламенем с использованием в качестве присадочного материала латунных прутков или заделывают эпоксидными составами.
Износы отверстий под подшипники и торца под упорную шайбу крыльчатки устраняют постановкой ДРД или наращиванием слоя синтетического материала.
Ремонт вентиляторов состоит в замене изношенных подшипников и восстановлении их посадочных мест постановкой ДРД.
Ремонт масляных насосов. Характерным дефектом деталей насосов является износ привалочной поверхности крышки корпуса, шестерен и ведущего валика. Изношенную поверхность крышки шлифуют на плоскошлифовальном станке. При сборке выдерживают зазор между торцами шестерен и крышкой насоса в требуемых пределах. Изношенные шестерни заменяют. Шейки ведущего валика шлифуют под ремонтный размер втулок или хромируют с последующим шлифованием до размера по рабочему чертежу. Отремонтированный насос испытывают на стенде на развиваемое давление и производительность.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы