Техническое обслуживание и ремонт строительных машин организуются по планово-предупредительной системе ППР, сущность которой заключается в правильном надзоре и уходе за машинами, правильной эксплуатации их и в проведении предупредительных технических обслуживаний и ремонтных работ по заранее составленному плану.
Система называется плановой потому, что все ремонты проводятся по заранее составленному плану, но в соответствии с фактическим состоянием детали, узла, агрегата.
Система называется предупредительной, так как ее основой являются технические обслуживания и ремонты, предупреждающие интенсивное изнашивание и внезапные поломки деталей.
Система представляет собой периодически повторяющийся комплекс мероприятий, обеспечивающих постоянную готовность к работе и эксплуатационную надежность машин.
По системе ППР неисправности в машине устраняются заблаговременно, до выхода машины из строя.
Все строительные машины и оборудование разделяются на группы, для каждой из которых установлена продолжительность работы, по истечении которой необходимо осмотреть машину и, учтя фактическое состояние узлов и механизмов, уточнить объем и произвести намеченные планом ремонтные работы.
Согласно системе ППР по машинам выполняются: технические обслуживания, текущие, средние и капитальные ремонты.
Техническими обслуживаниями предусматривается содержание машины в работоспособном состоянии в течение смены. При межсменных осмотрах выявляются неисправности, производятся регулировки, выполняются крепежные и мелкие ремонтные работы. Техническое обслуживание является профилактической мерой предотвращения поломок и преждевременного изнашивания деталей и узлов машин. Техническое обслуживание может быть ежесменным, выполняемым перед началом работы, во время перерывов и после окончания работы, и периодическим, выполняемым после определенного числа часов работы машины. Для простейших машин установлен один вид технического обслуживания — ТО. Техническое обслуживание машин средней и большой сложности разделяется на ТО-1 и ТО-2.
В соответствии с характером и объемом работ различают ремонты текущие — Т, средние — С и капитальные—-К.
Текущий ремонт в системе ППР является основным видом ремонта. Он выполняется на строительной площадке мотористами с привлечением ремонтных рабочих.
Средние ремонты производятся с частичной разборкой машин, заменой и восстановлением изношенных деталей и узлов.
Капитальные ремонты предусматривают полную разборку всей машины, сортировку деталей на годные, негодные и требующие ремонта, восстановление и замену деталей, узлов и агрегатов.
Средние и капитальные ремонты несложных машин (ленточных конвейеров, растворосмесителей) производятся в ремонтных мастерских строительных организаций, а сложных машин (кранов, экскаваторов и т. д.) — на специализированных ремонтных заводах.
Основными методами капитального ремонта строительных машин являются индивидуальный и агрегатно-узловой. При индивидуальном методе ремонта отремонтированные детали устанавливаются на ту же машину, с которой они были сняты. И отремонтированные, и новые детали при сборке узлов подвергаются индивидуальной пригонке. При этом методе длительность простоя машины в ремонте весьма велика. Для бульдозеров она составляет 10—12 дней, для экскаваторов с ковшами емкостью 0,5—0,65 м3 достигает 35—40 дней.
При агрегатно-узловом методе ремонта узлы и агрегаты машин обезличиваются. Имеющийся оборотный фонд заранее отремонтированных и новых агрегатов и узлов позволяет быстро производить замену изношенных на исправные. Снятые неисправные узлы и агрегаты направляются в ремонт, после чего устанавливаются на другие машины. При этом методе простой машины в ремонте сокращается в несколько раз, снижается также и стоимость ремонтных работ.
Для осуществления системы ПИР в строительных организациях имеются ремонтно-мехакические предприятия нескольких типов: участковые и районные ремонтно-механические мастерские и ремонтные заводы, обслуживающие строительные организации одного или нескольких ведомств. При небольших объемах строительства для обслуживания удаленных друг от друга участков иногда используют передвижные мастерские на автомобилях и в специальных прицепных вагончиках. Передвижные мастерские могут быть также размещены и в железнодорожных вагонах.
При развертывании прибывшей на место передвижной мастерской оборудование для сварочных, кузнечных и сборочных работ размещают во временных сооружениях или под навесами, сооружаемыми в непосредственной близости от мастерской. В мастерской оставляют только оборудование для станочных, слесарных и электроремонтных работ.
В прицепном вагончике передвижной мастерской размещены электростанция, токарно-винторезный станок, сверлильный станок, наждачное точило, слесарный верстак, слесарные тиски и настольный сверлильный станок.
Для проведения текущего ремонта строительных машин, среднего ремонта несложных машин и для изготовления строительного инвентаря и приспособлений служат участковые ремонтно-механические мастерские. В таких мастерских выполняют текущий и средний ремонт различных строительных машин, капитальный ремонт несложных машин и изготавливают нестандартное оборудование. Такие мастерские создаются при трестах, управлениях и базах механизации и при строительных трестах. Районные ремонтно-механические мастерские имеют в своем составе слесарно-оборочный, механический, кузнечный, котельно-сварочный, медницко-жестяницкий и электроремонтный цехи.
Ремонтно-механические заводы производят капитальный ремонт сложных строительных машин и предназначены для обслуживания строительных организаций одного или нескольких ведомств. Они разделяются на заводы общего назначения и специализированные. На заводах общего назначения производится ремонт строительных машин широкой номенклатуры. На специализированных ремонтных заводах ремонтируют строительные машины только определенного вида: башенные краны, бульдозеры, экскаваторы и т. п. Специализированные ремонтные заводы имеют постоянную программу, что позволяет организовывать ремонт на базе заранее подготовленных узлов и агрегатов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и ремонт строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы