Высокая работоспособность смазочной системы — одно из главных условий надежности и долговечности двигателя. Работоспособное состояние характеризуется непрерывным подводом к трущимся деталям масла, качество и состояние которого позволяют свести к минимуму износ деталей и потери энергии на преодоление трения. Все это обеспечивается необходимым количеством масла, циркулирующего в системе и безотказной работой масляного насоса, маслоочистителя и маслоохладителя. Перечисленные устройства действуют эффективно при условии своевременного и тщательного обслуживания.
Правила обслуживания. В двигатель можно заливать только то масло, которое указано в инструкции завода-изготовителя. Марку масла внешним осмотром определить невозможно, она должна быть указана в накладной нефтесклада и нанесена на таре. Использовать эту тару для хранения других нефтепродуктов нельзя.
Уровень масла проверяют перед работой, а если расход масла велик, то периодически во время работы. Для этого двигатель останавливают и, выждав 5… 10 мин (чтобы масло стекло с деталей), проверяют уровень. Во время работы нужно следить за давлением и температурой масла. Если давление ниже допустимого (см. приложение II), двигатель останавливают для выявления и устранения неисправности. Температура масла в двигателях с водяным охлаждением не должна превышать 95 °С, а с воздушным — 120 °С.
При ежесменном техническом обслуживании (ЕТО) проверяют работу масляной центрифуги. Для этого частоту вращения прогретого двигателя устанавливают такой, чтобы в системе было нормальное давление, а затем двигатель останавливают. Шум продолжающегося вращаться по инерции ротора у дизелей должен прослушиваться не менее 30 с, а у карбюраторных двигателей — не менее 2 мин.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) очищают ротор центрифуги от отложений.
При втором техническом обслуживании (ТО-2), если нет иных указаний завода-изготовителя, заменяют масло. Его сливают сразу после остановки горячего двигателя, промывают ротор центрифуги, заменяют фильтрующие элементы масляного фильтра и заливают новое масло. Пустив двигатель, проверяют давление в системе, останавливают двигатель и, выждав 5… 10 мин, доливают масло до уровня верхней метки на масломерной линейке.
Перед заливкой масла смазочную систему дизелей рекомендуется промывать смесью (80% дизельного топлива и 20% моторного масла), подогретой до 50…60 °С, используя для этого установку ОМ-2871А или ОМ-2872Б ГОСНИТИ.
Отработанное масло собирают для повторного использования после восстановления. Менять масло удобнее всего в пункте технического обслуживания на специальном рабочем месте. Если меняют в другом месте, то необходимо принять меры, чтобы не допустить розлива, так как это приводит к загрязнению окружающей среды. Ни в коем случае нельзя выливать отработанное масло на землю, в канавы и т. п., так как оно не только поражает почву, но, смываясь дождевой и снеговой водой, загрязняет водоемы. По той же причине недопустимо сливать масло и в канализацию. Подобные меры по охране окружающей среды должны приниматься при обращении со всеми нефтепродуктами, а также с антифризом, электролитом, с тормозной и другими техническими жидкостями.
При третьем техническом обслуживании (ТО-3) одновременно со сменой масла промывают набивку сапуна. У карбюраторных двигателей фильтр вентиляции картера промывают одновременно со сменой масла.
Возможные неисправности смазочной системы, нарушающие ее работоспособность, обнаруживают по показаниям приборов и по включению соответствующих сигнализаторов. В тех случаях, когда давление и температура масла отличаются от нормы, необходимо в первую очередь проверить исправность контрольных приборов.
Наиболее опасны неисправности, сопровождающиеся внезапным падением давления масла в системе. В этом случае во избежание тяжелых повреждений двигатель необходимо остановить. Вновь пускать его можно только после выявления и устранения неисправности. Наиболее вероятные причины внезапного падения давления — утечка масла через поврежденный трубопровод или отвернувшуюся пробку поддона, фильтра, заглушку какого-либо канала, а также поломка масляного насоса.
Низкое давление может быть вследствие недостатка масла в поддоне, малой его вязкости из-за перегрева, загрязнения сетки маслоприемника, нарушения регулировки, поломки пружины или заедания редукционного либо сливного клапана, изношенности деталей масляного насоса.
Заедание сливного клапана может быть причиной не только пониженного, но и повышенного давления. Однако чаще всего последнее происходит вследствие большой вязкости масла, обусловленной его переохлаждением. В этом случае нужно отключить масляный радиатор, проверить регулировку клапана-термостата и редукционного клапана радиаторной секции масляного насоса.
Подтекание масла через уплотнения на концах коленчатого вала происходит при изнашивании этих уплотнений и усиливается, если давление газов в картере повышается вследствие загрязнения сапуна. Подтекание масла в других местах устраняют подтяжкой креплений и заменой прокладок.
Нарушение работоспособности смазочной системы может быть вызвано и косвенными причинами, не связанными с неисправностью ее составных частей. Например, если сразу после пуска холодного двигателя в системе устанавливается нормальное давление, а по мере прогревания снижается, несмотря на повышение частоты вращения, то это свидетельствует об усиленной утечке масла в зазоры изношенных сопряжений, и в первую очередь шатунных и коренных подшипников.
Если при осмотре в масле обнаруживается охлаждающая жидкость, то наиболее вероятными причинами этого может быть недостаточная затяжка гаек крепления головки цилиндров, образование в ней трещин, повреждение ее прокладки, нарушение уплотнений стаканов форсунок и гильз цилиндров. Если уровень масла повышается и оно разжижается, это значит, что неисправна топливо-подающая аппаратура, топливо из нее попадает в картер.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание смазочной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы