Использование контейнеров и средств пакетирования для доставки материалов, изделий и конструкций в передовых строительных организациях позволяет увеличить производительность труда на погрузочно-разгрузочных операциях в 4—5 раз, снизить их себестоимость в 1,5—2 раза, полностью ликвидировать или свести до минимума повреждение грузов в процессе доставки.
В организациях с развитой системой производственно-технологической комплектации контейнеры и средства пакетирования используют не только как перевозочные средства, но и как временные складские емкости, что расширяет сферу и повышает эффективность их применения.
В то же время себестоимость перевозки грузов с применением контейнеров и средств пакетирования наряду со снижением за счет сокращения затрат на погрузочно-разгрузочные’ и складские работы возрастает за счет: ухудшения использования транспортных средств по грузоподъемности; появления дополнительных затрат по перевозке контейнеров и средств пакетирования в порожнем состоянии; появления дополнительных затрат на амортизацию и содержание контейнеров и средств пакетирования, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и контейнерных площадок.
Одновременно требуются дополнительные капитальные вложения на изготовление контейнеров и средств пакетирования, приобретение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и контейнерных площадок. Иными словами, каждый способ доставки может быть эффективным при определенных условиях, что предполагает проведение экономического обоснования эффективности применения контейнеров и средств пакетирования как на стадии их разработки, так и на стадии внедрения.
Сравнительную экономическую эффективность различных способов доставки строительных грузов в соответствии с «Инструкцией по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» (СН 509-78), определяют сопоставлением приведенных затрат по исходному и предлагаемому вариантам доставки.
В качестве исходного варианта принимается: на всех этапах разработки новых способов и средств доставки — лучшие по экономическим показателям внедренные или разработанные в проектах технические решения аналогичного назначения; на стадии внедрения — заменяемые способы и средства доставки.
Для расчета затрат по всем рассматриваемым вариантам доставки составляют детальные технологические схемы, определяющие по всем этапам доставки состав операций и способы их выполнения.
Основными по доставке грузов являются эксплуатационные и капитальные затраты на: погрузочно-разгрузочные работы у грузоотправителей и грузополучателей; транспортирование грузов; контейнеры и средства пакетирования; склады и контейнерные площадки; тару и упаковку.
В эксплуатационные расходы должны включаться затраты, связанные с повреждениями, порчей и ухудшением качества доставляемых грузов.
В расчетах учитывают лишь такие эксплуатационные затраты, которые изменяются в связи с внедрением контейнерного и пакетного способов перевозки грузов. Затраты рассчитывают на 1 т конкретного груза или группы однородных грузов, перевозимых на заданное расстояние.
Более эффективен вариант с меньшими приведенными затратами. При их равенстве способы доставки грузов оценивают по показателю затрат труда на погрузочно-разгрузочные работы.
Затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы рассчитывают в соответствии со способами их выполнения, принятыми в технологических схемах доставки груза по рассматриваемым вариантам,
Эксплуатационные затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы включают в себя заработную плату грузчиков (или стропальщиков) и затраты по эксплуатации машин, занятых на погрузке, разгрузке и складской переработке материалов, изделий и конструкций у поставщиков и на объектах строительства.
Заработную плату и затраты труда грузчиков, занятых на погрузке-разгрузке и складской переработке у поставщиков, определяют на основе «Единых норм выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы» и действующих тарифных ставок.
Заработную плату грузчиков и такелажников, занятых на погрузке-разгрузке на объектах строительства, определяют на основе ЕНиР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, сб. 1 «Внутрипостроечные транспортные работы» с учетом территориального коэффициента, действующего в строительной организации.
В расчетах затрат по эксплуатации машин себестоимость 1 маш.-ч должна определяться расчетным путем. В укрупненных расчетах могут применяться ведомственные планово-расчетные цены работы машин.
При расчете капитальных затрат в машины, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, учитывают весь объем работ по разгрузке, погрузке и складской переработке, выполняемых каждой машиной за год.
В соответствии с действующей в стране системой расчетов за транспортные услуги при выборе способа доставки в конкретной строительной организации и для установления экономического эффекта, получаемого в строительстве, затраты на перевозку грузов определяют на основании прейскуранта «Единые тарифы – на перевозку грузов автомобильным транспортом».
При выборе рационального способа доставки и для определения экономического эффекта с позиций народного хозяйства себестоимость перевозки груза устанавливают расчетным путем.
Эксплуатационные и капитальные затраты на перевозку грузов рассчитывают с учетом и марок принятых автотранспортных средств, а также их загрузки. При этом учитывают как затраты на транспортирование материалов, изделий и конструкций от поставщиков до объектов строительства, так п возврат контейнеров, средств пакетирования и тары в вариантах доставки с применением их.
Эксплуатационные затраты включают следующие статьи:
— заработную плату водителей (основную и дополнительную с начислениями;
— стоимость топлива, смазочных и прочих эксплуатационных ма териалов;
— расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;
— расходы на амортизацию подвижного состава;
— издержки на восстановление износа и ремонт шин;
— накладные расходы.
Затраты на перевозку грузов автотранспортом рассчитывают на основе действующих расценок, тарифов и норм.
При сравнении различных способов транспортировки грузов должны быть учтены необходимые для каждого из них затраты на применяемую тару и упаковку. Величина этих затрат зависит от вида тары и упаковки (деревянная, картонная, облегченная и др.) и степени ее оборачиваемости.
Затраты на контейнеры и средства пакетирования в общей сумме затрат при контейнерном и пакетном способе доставки составляют значительную долю. При расчете этих затрат ряд показателей принимают по усредненным данным, что не всегда позволяет правильно определить экономическую эффективность применения контейнеров и средств пакетирования. К таким показателям относятся прежде всего стоимость изготовления, срок службы, затраты на ремонт, число оборотов в единицу времени.
При расчете эффективности применения контейнеров и средств пакетирования, выпускаемых промышленностью, стоимость их следует принимать по прейскурантам или заводским калькуляциям. В расчетах эффективности применения вновь создаваемых контейнеров и средств пакетирования стоимость их изготовления должна определяться методом калькулирования затрат или по аналогам.
Использование контейнеров и средств пакетирования для доставки строительных грузов требует оборудования на складах готовой продукции предприятий стройиндустрии и базах комплектации площадок с твердым покрытием для- их складирования как с грузом, так и без груза.
Затраты на контейнерные площадки, а также склады должны учитываться в расчетах эффективности применения контейнеров и средств пакетирования.
Для расчета эксплуатационных и капитальных затрат на контейнерные площадки предварительно определяют их размеры и в соответствии с принятым конструктивным решением устанавливают сметную стоимость.
Если использование контейнеров и средств пакетирования позволит исключить на строительной площадке временные склады и инвентарные приспособления для хранения материалов, изделий и конструкций, затраты на них должны учитываться в расчетах эффективности применения контейнеров и средств пакетирования.
Применение контейнеров и средств пакетирования, как указывалось выше, позволяет резко сократить потери, а в ряде случаев полиостью исключить механические повреждения и атмосферные воздействия на материалы, изделия и конструкции в процессе доставки. Этот фактор должен быть учтен в расчетах эффективности применения контейнеров и средств пакетирования. Для этого в эксплуатационные затраты по сравниваемым вариантам следует включать стоимость соответствующих им потерь материалов и изделий в процессе доставки.
Оценку различных способов доставки и установление рациональных вариантов перевозки материалов и изделий в конкретных условиях строительства проводят в соответствии с «Руководством по определению эффективности контейнерной и пакетной доставки строительных грузов автотранспортом» (М.: Стройиздат, 1978). С целью сокращения затрат труда и повышения точности расчетов ЦНИИОМТП Госстроя СССР и ГИВЦ Минводхоза РСФСР на основе указанного Руководства разработали алгоритм, блок-схему и программу выполнения расчетов на ЭВМ.
Практические расчеты по выбору рациональных способов доставки как вручную, так и на ЭВМ, показали, что рациональная область применения контейнеров и средств пакетирования для доставки материалов и изделий определяется в первую очередь расстоянием перевозки грузов, оборачиваемостью средств контейнеризации и пакетирования и уровнем сокращения потерь материалов и изделий в процессе доставки.
Рассчитывая эффективность применения контейнеров и средств пакетирования при различных значениях переменных, можно исследовать рациональные области их применения. Результаты счета можно представить в виде номограмм, которые обеспечивают большую наглядность полученных результатов и возможность интерполяции для значений, отличных от расчетных.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Технико-экономическое обоснование внедрения методов контейнерной и пакетной доставки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы