Типовые схемы комплексной механизации переработки массовых навалочных грузов на станциях можно разделить на четыре группы:
— первая — пять вариантов выгрузки сыпучих грузов открытого хранения (песка, щебня, угля и т. п.) из полувагонов и платформ;
— вторая — выгрузка сыпучих грузов из открытых вагонов по вариантам вагон—автомобиль и вагон—склад—автомобиль. В комплексе с погрузочно-разгрузочными машинами в конкретных условиях предусматривают для загрузки автомобилей конвейеры, бункера, ковшовые погрузчики;
— третья — выгрузка сыпучих грузов из специализированных вагонов-хопперов и цистерн-цементовозов по прямому варианту вагон—автомобиль или в бункера для временного хранения;
— четвертая — рыхление смерзшихся грузов в полувагонах (восстановление сыпучести механическим рыхлением); штабелирование, загрузка автомобилей тракторными погрузчиками, экскаваторами.
Для станций с небольшой грузопереработкой, где сыпучие, длинномерные и тяжеловесные грузы и лесоматериалы целесообразно перерабатывать на одной площадке, схема комплексной механизации предусматривает использование козлового крана грузоподъемностью 5 т, оснащенного съемными грейферами ГЭГ-2,0 с вместимостью ковша 2 м3, ГУ-1,6 с вместимостью ковша 1,6 м\ МГК-5 и МГС-504 с вместимостью ковша 1,5 м3. Загружать автомобили можно из бункеров тракторными погрузчиками или грейфером.
В схеме комплексно-механизированного склада насыпных грузов на опорной станции повышенный путь высотой 2,4 м 290 перекрыт двухконсольным козловым краном пролетом 32 м. Кран оснащен моторным грейфером и съемной фермой с площадками для обслуживания рабочих, а также электрическим люкоподъемником. Вместо грейфера на крюк крана можно подвешивать виброразгрузчик или виброрыхлитель. Сыпучие грузы выгружают из полувагонов в отвалы, расположенные вдоль повышенного пути. При выгрузке выполняют следующие операции: рабочие, находящиеся на мостиках съемной фермы, открывают люки вагонов;
полувагоны разгружают самотеком через люки и очищают от остатков груза накладным вибратором (рыхление смерзшегося груза виброрыхлителем; окончательная зачистка подвижного состава механическими щетками или сжатым воздухом); люки полувагонов закрывают люкозакрывателями; штабелирование, т. е. перегрузка выгруженного груза из отвалов в штабеля, грейфером козлового крана.
В другом варианте схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ на открытом складе повышенный путь высотой 2,4 м перекрыт двухконсольным козловым краном пролетом 16 м, оснащенным моторным грейфером для работы с сыпучим материалом насыпной плотностью 1,8 т/м (песок, уголь, щебень и др.), вибратором конструкции ВНИИЖТа, двумя электрическими или пневматическими люкоподъемниками.
На мосту крана расположены люкоподъемники и площадки для рабочих, которые вручную открывают люки полувагонов.
Технологический процесс работы состоит из следующих операций:
— люки полувагонов открывают рабочие;
— полувагоны разгружают самотеком в отвал через люки и зачищают от остатков груза накладным вибратором;
— люки полувагонов закрывают одновременно с двух сторон при помощи механических люкоподъемников. После зачистки и закрывания люков полувагонов вибратор на козловом кране заменяют гидрогрейфером, которым загружают автомобили из отвалов, и штабелируют грузы.
Рис. 1. Схема механизации выгрузки сыпучих грузов из полувагонов козловыми кранами с грейфером:
1 — грейфер; 2 — бункера; 3 — штабеля; 4 — автомобиль; 5—автомобильная дорога; 6 — козловой кран
Рис. 2. Схема комплексно-механизированного склада насыпных грузов на опорной станции (I вариант):
1 — козловой кран; 2 — грейфер моторный; 3 — вибратор; 4 — съемная ферма; 5 — электроталь для закрытия люков; 6 — виброрыхлитель; 7 — бульдозер
Большой эффект дает такая схема на станциях со средним грузооборотом, куда прибывают грузы широкой номенклатуры в большом объеме; используя набор сменных захватных приспособлений (лесной захват, грейферы, крюк, автостроп для контейнеров), можно выгружать и грузить в автомобили лесоматериалы, тяжеловесные грузы, контейнеры и др. Для быстрой смены одного приспособления другим, а также разворота груза в горизонтальной плоскости в набор оборудования входит специальная обойма с поворотной головкой.
Схема комплексной механизации переработки кусковых и сыпучих грузов на повышенном пути и одноковшовыми тракторными погрузчиками предусматривает, что полувагоны разгружаются самотеком через открытые люки, которые рабочие открывают баграми. Закрывают люки вне эстакады на отдельном участке пути, оборудованном пневматическими люкозакрывателями. Очищают полувагоны от остатков груза вибратором, который устанавливают на них автокраном грузоподъемностью 6 т. Штабелируют груз, а также загружают автомобили-самосвалы тракторным погрузчиком. Штабеля располагают по обеим сторонам разгрузочной эстакады на расстоянии 16 м от отвала.
Рис. 3. Схема комплексно-механизированного склада насыпных грузов на опорной станции (II вариант):
1 — поворотная головка; 2 — козловой кран; 3 — повышенный путь; 4 — крюк; 5 — рама; 6 — мост-ферма; 7 — площадка с люкоподъемником; 8 — вибратор; 9 — грейфер
Рис. 4. Типовой цикл выгрузки сыпучих грузов из полувагонов
Значительное количество сыпучих и кусковых грузов на станциях перегружают из отвалов у повышенных путей в автомобили стреловыми кранами на железнодорожном ходу, оборудованными моторными грейферами. Вместимость грейфера зависит от грузоподъемности крана и насыпной плотности перерабатываемого груза. Параллельно с повышенным путем укладывают железнодорожный подкрановый путь нормальной колеи. Грузоподъемность крана не менее 5…6 т на рабочем вылете стрелы 8,25 м.
Опыт показывает, что при перемещении груза из отвала повышенного пути в штабель наибольшее время затрачивается на поворот крана, поэтому его следует выполнять при максимально допускаемом вылете стрелы. При малом вылете стрелы угол поворота крана составляет 180°, а время 16 с, при максимально допускаемом угол уменьшается до 110°, а продолжительность поворота сокращается до 10 с.
Рис. 5. Схема комплексной механизации перегрузки насыпных грузов с использованием повышенного пути и тракторного погрузчика
Рис. 6. Типовой цикл выгрузки насыпных грузов на повышенном пути 296
Элеваторно-ковшовый разгрузчик ТР-2 эффективно использовать для разгрузки как полувагонов, так и платформ в пунктах с объемом переработки навалочных грузов более 100 тыс. т в год. Одновременно с выгрузкой он обеспечивает штабелирование груза. При этом отпадает значительная часть вспомогательных операций, кроме очистки подвижного состава от остатков груза. Разгрузчик обслуживает один машинист, на зачистке вагонов занято двое рабочих. Продолжительность разгрузки четырехосной платформы 7…8 мин (без вспомогательных операций). Переезд от одной платформы к другой с подъемом и опусканием элеватора занимает 1…1.5 мин.
Вагоноопрокидыватели — наиболее мощные средства выгрузки навалочных грузов из полувагонов. Схема комплексной механизации разгрузки угля при помощи бокового вагоноопрокидывателя предусматривает, что полувагоны в его люльку надвигают маневровым локомотивом или специальным толкателем, управляемым с пульта управления. Очищают их от остатков и выгружают слежавшийся уголь вибраторами, смонтированными на привалочных стенах вагоноопрокидывателя. Вибраторы включают командоаппаратом в момент остановки полувагона в опрокинутом положении. Из приемных бункеров уголь сдвоенными реверсивными ленточными или пластинчатыми питателями подают на конвейеры, ведущие к устройству топ-ливоподачи на тепловой электростанции, или на ленточный конвейер, транспортирующий его в штабель для хранения. Производительность боковых вагоноопрокидывателей достигает 1800 т/ч (сухого угля).
Сыпучие грузы поступают на склады в различном подвижном составе, поэтому наиболее целесообразно применять универсальные средства его разгрузки. Использовать специальные разгрузчики для платформ можно лишь при устойчивом их поступлении. В схеме комплексной механизации выгрузки сыпучих грузов с платформ универсальным экскаватором со скребком вместо ковша предусмотрено, что разгрузочный путь укладывают на эстакаде или насыпи высотой около 2 м с откосами, укрепленными бетонными плитами. Платформы разгружают на одну сторону в отвал у этого пути. Технология работы по данной схеме следующая. Платформы устанавливают на разгрузочный путь и откидывают их борта. Экскаватор, передвигаясь вдоль состава, сдвигает скребком груз к краю платформы и сбрасывает его в отвал. От остатков груза платформу очищают и поднимают ее борта вручную. Штабелируют груз и загружают автосамосвалы тем же экскаватором после замены скребка ковшом. Средняя производительность экскаватора со скребком 200 т/ч.
Типовые схемы комплексной механизации рекомендуют самоходный разгрузчик конструкции ВНИИЖТа и ПТКБ ЦП МПС. Разгрузчик оборудован многоскребковым рабочим органом и укомплектован передвижным самоходным ленточным конвейером. Размеры его 6020X 1440Х 1780 мм, собственная масса 2,2 т, общая установочная мощность двигателей 14 кВт, высота разгрузки с ленты конвейера от 500 до 2100 мм, эксплуатационная производительность 40—50 т/ч; фронт работы заборного органа 2700 мм. Управление разгрузчиком дистанционное с переносного пульта. Для въезда разгрузчика в вагон используют стационарную либо переносную рампу шириной не менее 1,8 м. Для транспортирования груза в склад или кузов автомобиля рекомендуется передвижной ленточный конвейер с шириной ленты 400 м, расстоянием между осями барабанов 6500 мм, углом поворота на ходовой тележке 120°. Скорость передвижения конвейера 5,5 м/мин. Мощность двигателя на конвейере 5,8 кВт, собственная масса 850 кг.
Рис. 7. Схема выгрузки сыпучих грузов из крытых вагонов самоходным разгрузчиком конструкции ВНИИЖТа:
I — положение разгрузчика при захвате груза в дверном проеме; II — у торцовой стены вагона; 1 — вагон; 2 — разгрузчик; 3 — самоходный поворотный конвейер; 4 — рампа; 5 — автомобиль
Минеральные удобрения, соль и другие слеживающиеся материалы из крытых вагонов выгружают с помощью серийно выпускаемой машины МВС-4М. Машина разрыхляет слежавшийся в вагоне груз и передает его в приемные воронки, установленные в переносной раме. Из бункеров груз передается в склад передвижным ленточным конвейером. Машина имеет дистанционное кнопочное управление, обслуживают ее оператор и два подсобных рабочих.
Рис. 8. Схема выгрузки насыпных грузов из крытого вагона машиной МВС-4М
Рис. 9. Схема выгрузки цемента из крытого вагона пневматическим разгрузчиком всасывающего действия
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типовые схемы комплексной механизации грузовых работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы