На опорных станциях со значительным объемом погрузочно-разгрузочных работ устраивают грузовые районы железнодорожных станций с соответствующим путевым развитием, открытыми и крытыми складами, сортировочными платформами и площадками для грузов, азтопроездами и стоянками для автомобилей, весами, габаритными воротами, товарными конторами и другими служебно-техническими зданиями.
Грузовые районы железнодорожных станций в зависимости от характера работы разделяют на специализированные и общего типа. К специализированным относят крупные контейнерные терминалы, базы для погрузки-выгрузки навалочных, лесных и тяжеловесных грузов. Это создает благоприятные условия для комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. На грузовых железнодорожных станциях общего типа перегружают грузы обширной номенклатуры. В этом случае склады и погрузочно-разгрузочные площадки грузового района специализируют по роду грузов (тарно-штучные, навалочные, тяжеловесные, опасные и др.), по виду отправок (повагониые, мелкие, малотоннажные) и по характеру выполняемых операций (погрузка, выгрузка, сортировка).
Специализация предусматривает наиболее рациональную технологию работ, эффективное использование средств механизации, поточность движения автомобильного транспорта, перегрузку грузов по прямому варианту (вагон — автомобиль) и сдвоенные операции с вагонами (погрузка-выгрузка). Перерабатывающая способность каждого участка обработки вагонов на грузовом районе зависит от длины фронта, вместимости прирельсовой площадки или склада, производительности средств механизации и др.
Рис. 1. Схема грузового района железнодорожной станции тупикового типа со ступенчатыми складами тарно-штучных грузов:
а — крытые склады и открытые платформы; б — контейнерные площадки; в — площадка для навалочных грузов; г — эстакада; д —- склад огнеопасных грузов; пути: 1, 2, 17 — выставочные; 3—9, 12—16 — погрузочно-разгрузочные; 10 — соединительный; 11 — весовой
Рис. 4. Схема грузового района железнодорожной станции сквозного типа:
1 — товарная контора; 2 — здание производственного участка; 3.— помещение охраны; 4— автомобильные весы; 5 — склады тарно-штучных грузов; 6 — платформы высокие крытые и открытые; 7 — платформы для тяжеловесных грузов; 8 — площадка для навалочных грузов; 9 — повышенный путь; 10 — контейнерная площадка
При специализации ближе к городу располагают склады тарно-штучных грузов и грузосортировочные площадки, а затем размещают контейнерные площадки, склады тяжеловесных и лесных грузов, металлов и т. д.
В зависимости от схем путевого развития грузовые районы подразделяют на тупиковые, сквозные, тупиково-сквозные. Более широкое распространение получили грузовые районы тупикового типа. Их достоинства следующие: возможность удобного расширения в перспективе; сокращение примерно на 15…20% необходимой территории по сравнению со сквозной схемой; уменьшение длины выставочных путей; снижение капитальных вложений на их сооружение на 10…15%; сокращение числа пересечений маршрутов движения вагонов и автомобилей; повышение безопасности движения поездов. Недостаток этой схемы — невозможность двусторонней подачи-уборки вагонов со станции и на станцию, что снижает пропускную способность грузового района.
В грузовой район сквозного типа можно подавать и убирать вагоны с обеих сторон станции, однако при этом осложняются маневровые передвижения, так как требуются повторные заезды локомотивов на погрузочно-выгрузочные пути. Схема путевого развития грузового района тупиково-сквозного или комбинированного типа рациональна тем, что тупиковые погрузочно-выгрузочные пути у складов связаны съездами с параллельными сквозными выставочными путями. Это значительно ускоряет обработку вагонов. Недостаток схемы — сложность прокладки автомобильных дорог и проездов на территории грузового района.
Тупиковые и тупиково-сквозные грузовые районы, как правило, строят в крупных железнодорожных узлах (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Свердловск, Челябинск и др.), а сквозные — на промежуточных грузовых станциях.
Во многих крупных железнодорожных узлах, обслуживающих большие города и промышленные центры, имеется несколько грузовых станций, которые специализированы по родам грузов, например, в Киевском узле станция Выгуровщина (для выгрузки лесных грузов), в Московском узле станция Митьково (для крупнотоннажных контейнеров), в Свердловском узле станция Шарташ (для насыпных грузов).
В грузовых районах железнодорожных станций проезды бывают тупиковые и кольцевые, выбор которых происходит путем технико-экономических сравнений с учетом возможности размещения. При кольцевых автопроездах обеспечивается поточное движение автомобилей, но при этом увеличивается пробег их по территории грузового района и снижается безопасность, так как маршруты движения при подаче-уборке вагонов и автомобилей пересекаются в одном уровне. В условиях интенсивного движения автомобилей по территории грузового района рекомендуется следующая ширина автопроезда при одностороннем движении: у складов тарно-штучных грузов 20…22 м, у контейнерных площадок 11…13 м, у складов для навалочных грузов 12…14 м. При двустороннем движении автомобилей ширину проездов у складов тарно-штучных грузов увеличивают до 30 м, а в случае применения автомобильных полуприцепов до 35…40 м. В таких случаях ширина автопроездов на контейнерных площадках и складах навалочных и лесных грузов увеличивается до 20…25 м. При тупиковой форме ширину автопроездов увеличивают на 3…4 м для разворота автомобилей. В специализированных грузовых районах железнодорожных станций, имеющих большую длину, кольцевые автопроезды соединяют поперечными. Это позволяет разделить грузовой район на отдельные зоны и значительно сократить пробег автомобилей.
Рис. 2. Схема грузового района железнодорожной станции комбинированного типа:
1 — крытый склад; 2— высокая платформа; 3 — контейнерная площадка; 4—повышенный путь; 5 — площадка для навалочных грузов; 6 — склад цемента; 7 — санитарно-бытовой блок производственного участка погрузочно-разгрузочных работ; 8 — товарная контора; 9 — помещение охраны; 10 — автомобильные весы; 11, 12— склад и крытая платформа для мелких отправок
Работой грузового района руководит заведующий, подчиняющийся начальнику станции; работой его складов или участков ведают смотрители и приемосдатчики грузов. Работники механизированных дистанций не состоят в штате станций, но в оперативном отношении подчиняются им.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы и оборудование грузовых районов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы