По конструкции рабочих элементов тормоза подразделяют на ленточные, колодочные и дисковые.
Ленточный тормоз состоит из тормозного шкива, укрепленного на вращающемся валу силовой передачи, и огибающей его тормозной ленты с фрикционной накладкой. Один конец ленты через тягу с регулировочной гайкой прикреплен к крышке неподвижного картера, а другой — к двуплечему рычагу, соединенному тягой с педалью. Провисание ленты внизу ограничивается винтом.
При нажиме на педаль рычаг затягивает ленту на шкиве и возникающие при этом между шкивом и фрикционной накладкой силы трения затормаживают шкив.
Тормоза такой конструкции называют простыми, они дают интенсивное торможение при вращении шкива только в одном направлении. Сейчас простые ленточные тормоза не применяются.
В ленточном тормозе плавающего типа оба конца тормозной ленты подвижны и соединены с плечами рычага, пальцы которого помещены в вырезах неподвижного кронштейна. Длинное плечо рычага соединено тягой с педалью тормоза. Пружина оттягивает ленту от шкива при отпущенной педали, а винт ограничивает ее провисание.
В зависимости от направления вращения шкива при торможении один из пальцев становится неподвижным, а второй, затягивая ленту, тормозит шкив. Ленточные тормоза плавающего типа установлены на тракторах Т-25, T-I6M, Т28Х4, Т-40 и тракторе-тягаче К-700 (стояночный тормоз).
В колодочном тормозе при нажатии на педаль две колодки, поворачиваясь под действием разжимного кулачка вокруг неподвижных шарниров, прижимаются своими фрикционными накладками к шкиву и тормозят его. После того как педаль будет отпущена, пружины возвратят колодки в первоначальное (нерабочее) положение.
Колодочные тормоза применяются в качестве колесных и центральных (например, на тракторе ЮМЗ-6М/6Л — центральный, на автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А — колесные и центральный, на тракторе-тягаче К-700 — центральный).
В дисковом тормозе при нажатии на педаль поворачиваются нажимные диски, шарики выходят из гнезд, перекатываются по скосам, раздвигая диски, прижимают вращающиеся диски с фрикционными накладками к неподвижному картеру, тем самым затормаживая вал.
Дисковые тормоза с шариковым разжимным устройством используются на тракторе МТЗ-50 и его модификациях.
Колесный колодочный тормоз автомобиля ГА3-53А устроен следующим образом. В нижней части штампованного щита установлены опорные пальцы, а в средней—эксцентрики и П-образные скобы колодок тормоза. Колодки свободно расположены на бронзовых эксцентриках, укрепленных на опорных пальцах. В средней части колодка опирается на регулировочный эксцентрик И, а ребро колодки находится в П-образных скобках с пластинчатыми пружинами, удерживающими колодки от бокового смещения. Верхние концы ребер колодок входят в прорези наконечников поршней колесного цилиндра гидравлического привода и стянуты пружиной. Пружина прижимает верхние части ребер колодок к поршням цилиндра, а основание колодки — к регулировочным эксцентрикам, Самопроизвольное поворачивание эксцентрика устраняется силой трения, создаваемой пружиной.
Колодка тормоза состоит из основания и ребра. К основанию каждой колодки приклепана фрикционная накладка, причем длина передней накладки больше, чем задней. Это необходимо для обеспечения одинаковых удельных давлений и износов накладок, так как передняя накладка работает в худших условиях из-за явления захватывания ее тормозным барабаном при торможении автомобиля, движущегося вперед (барабан вращается против часовой стрелки).
Передний тормоз со щитком прикреплен болтами к фланцу поворотного кулака, а задний — к фланцу кожуха полуоси. Тормозные барабаны сцентрированы на ступицах винтами и закреплены на них неподвижно.
Конструкция передних и задних тормозов автомобиля ГАЗ-53А одинакова, разница заключается лишь в размерах накладок: передние накладки несколько больше, чем задние. Этим учитываются нагрузки на мосты и их перераспределение, возникающее при торможении автомобиля.
Тормоза колес автомобиля ГАЗ-66 сходны с тормозами колес автомобиля ГАЗ-53А, с той лишь разницей, что каждая накладка переднего тормоза имеет свой рабочий цилиндр.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы тормозов автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы