Тормозной привод должен обеспечивать одновременность действия тормозов всех колес, правильное распределение усилий между ними, плавность торможения, требуемое тормозное усилие при допустимом усилии на педали или рычаге тормоза (по действующим нормам усилие на педали тормоза трактора не должно быть больше 12 кГ). Кроме того, тормозной привод должен быть быстродействующим, простым по конструкции и регулировкам.
Тормозные приводы делятся на механические, гидравлические, гидровакуумные, пневматические и пневмогидравлические.
В механическом приводе усилие, прикладываемое водителем к педали или рычагу, передается к тормозному механизму системой тяг, валиков и рычагов.
В гидравлическом приводе педаль действует на шток, перемещающий поршень в главном цилиндре. Главный цилиндр одновременно служит емкостью для тормозной жидкости. Поршень, перекрыв компенсационное отверстие, нагнетает жидкость через клапан 8 в колесный цилиндр, заставляя двигаться поршни и колодки, затормаживающие колесо. При растормаживании системы жидкость под действием пружин поступает в главный цилиндр через обратный клапан, а пружина перемещает поршень влево до отказа. Если происходит утечка жидкости, то в рабочей (правой) полости цилиндра создается разрежение и в нее через подпиточные отверстия поршня поступает жидкость из левой полости цилиндра, отжимая резиновую манжету.
В гидравлическом приводе усилие, создаваемое на поршнях колесных цилиндров, пропорционально усилию, приложенному к тормозной педали. Поэтому для облегчения управления в систему гидравлического привода вводят усилители.
Гидравлический привод с усилителем применяется на грузоцых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а также на некоторых легковых автомобилях.
В гидровакуумном приводе для уменьшения усилия на тормозной педали используется разрежение, создаваемое во впускном трубопроводе двигателя.
Гидровакуумный усилитель автомобилей ГА3-53А, ГАЗ-66 состоит из камеры, цилиндра и клапана управления. В камере усилителя помещена диафрагма с тарелкой, пружина и толкатель. Толкатель одним концом соединен с тарелкой, а вторым — с поршнем, который помещен в цилиндре и снабжен шариковым клапаном. В корпусе клапана управления находится поршень, воздушный и вакуумный клапаны с пружинами. Поступающий в клапан управления воздух очищается в фильтре.
Полости А и Б камеры усилителя сообщаются с впускным трубопроводом двигателя через запорный клапан. Посредством трубопроводов соединены полость А камеры с полостью Г клапана управления, а цилиндр с главным тормозным цилиндром и колесными тормозными цилиндрами.
При отпущенной тормозной педали разрежение из впускного трубопровода передается в полость Б усилителя и далее в полости Г и В клапана управления, а затем в полость А камеры усилителя. Давления с обеих сторон диафрагмы одинаковы, и она удерживается пружиной 5 в крайнем левом положении (показано белыми стрелками).
В момент торможения нажатие на тормозную педаль вызывает перемещение поршня главного тормозного цилиндра, в результате чего создается избыточное давление в системе тормозного привода (показано черными стрелками). Жидкость поступает в клапан управления и проходит через отверстие в поршне к колесным тормозным цилиндрам. Одновременно жидкость давит на поршень клапана управления, преодолевает сопротивление его пружины и закрывает вакуумный клапан, который отделяет полости Г и В одну от другой. По мере повышения давления тормозной жидкости открывается воздушный клапан, воздух поступает в полость В клапана управления и далее по трубопроводу в полость А камеры усилителя (показано стрелками со штрихом). Давление на диафрагму со стороны полости А увеличивается, и она, перемещаясь вместе с поршнем, повышает давление жидкости в системе привода.
Как только торможение прекратится, давление в системе привода понизится и поршень клапана управления под действием пружины займет исходное положение. При этом закроются воздушный 8 и вакуумный клапаны и диафрагма усилителя возвратится в первоначальное (нейтральное) положение.
Запорный клапан позволяет автоматически отъединять впускной трубопровод от усилителя при остановке двигателя, что обеспечивает одно-два торможения при неработающем двигателе.
При пневматическом приводе водитель, нажимая на педаль тормоза, управляет распределением воздуха в тормозной системе, а приводное усилие создается за счет энергии воздуха, сжатого до 6—8 кГ/см2. Устройство пневматического привода рассмотрим на примере тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130.
Пневматический привод состоит из компрессора, регулятора давления, воздушных баллонов с предохранительным клапаном и краном отбора воздуха, тормозного крана, манометра, трубопроводов и тормозной педали. Привод рассчитан на синхронное управление колесными тормозами автомобиля и прицепа.
Компрессор — поршневой двухцилиндровый, приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя через шкив вентилятора. Охлаждение жидкостное, общее с системой охлаждения двигателя. При движении поршня вниз в цилиндре создается разрежение; поступивший по патрубку воздух открывает впускной клапан и заполняет цилиндр. При движении поршня вверх давление воздуха закрывает впускной клапан и открывает нагнетательный клапан; сжатый воздух поступает в систему привода.
Компрессор имеет разгрузочное устройство, состоящее из плунжера со штоком, коромысла, пружины с направляющей и соединенное с регулятором давления.
Регулятор давления служит для автоматического поддержания нормального давления воздуха в системе пневматического привода. Регулятор отключает компрессор от системы при повышении давления от 7,4 кГ/см2 и включает его при снижении давления от 5,6 кГ/см2. Если давление в системе превышает норму, сжатый воздух открывает впускной клапан регулятора, проходит к разгрузочному устройству компрессора, поднимает плунжеры и открывает впускные клапаны компрессора. При открытых клапанах компрессор переключается на холостой ход, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой. Когда давление в системе станет ниже 5,6 кГ/см2, впускной клапан закроется, а выпускной клапан, опустившись под действием пружины, сообщит разгрузочное устройство компрессора с атмосферой. При этом плунжеры опускаются, впускные клапаны освобождаются и компрессор начнет подавать сжатый воздух в систему.
Воздушные баллоны соединены между собой последовательно, они служат емкостью для сжатого воздуха и снабжены предохранительным клапаном, краном отбора воздуха для накачки шин и краном для слива отстоя (воды, масла). Предохранительный клапан в случае порчи регулятора давления ограничивает давление воздуха в пределах 9—10 кГ/см2.
Запас воздуха в баллонах обеспечивает интенсивное торможение автомобиля при неработающем двигателе.
Тормозной кран управляет подачей воздуха из баллонов в тормозные камеры, Изменяя действующее на тормозные колодки усилие в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза.
Тормозной кран — комбинированный, состоит из двух секций: верхней, управляющей тормозами прицепа, и нижней, управляющей тормозами автомобиля. Каждая секция имеет диафрагму и сдвоенные конические резиновые клапаны: выпускные и впускные.
В расторможенном состоянии впускной клапан секций Тормозов прицепа открыт и сжатый воздух из баллонов проходит в магистраль прицепа. Впускной клапан тормозов автомобиля закрыт, а выпускной — открыт, сжатый воздух к тормозным камерам не поступает.
При торможении усилие от педали передается к коромыслу, которое перемещает шток вперед (по чертежу влево), открывает выпускной клапан тормозов прицепа и приводит в Действие колесные тормоза прицепа. Одновременно нижний конец коромысла нажимает на рычаг, который, перемещая стакан уравновешивающей пружины, закрывает выпускной клапан и открывает впускной клапан тормозов автомобиля. Сжатый воздух из баллонов поступает в тормозные камеры и создает тормозное усилие на колодках тормоза.
Действие коромысла и рычага отрегулировано на синхронное управление тормозами прицепа и автомобиля при некотором опережении (на 0,2—0,3 сек) торможения прицепа для предупреждения наезда прицепа на автомобиль.
При растормаживании тормозной системы шток под действием своей пружины перемещается назад (по чертежу), выпускной клапан прицепа закрывается, а впускной клапан открывается. Поступающий в магистраль прицепа сжатый воздух, воздействуя на воздухораспределитель прицепа, растормаживает прицеп. Одновременно коромысло позволяет закрыться выпускному клапану и открыться впускному клапану тормозов автомобиля. Сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выходит через клапан выпускного отверстия.
Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля и прицепа.
Разобщительный клапан установлен перед Соединительной головкой и предназначен для отключения магистрали прицепа.
Тормозная камера состоит из корпуса и крышки, между которыми помещена резиновая диафрагма. Диафрагма соединена Со штоком, на который надеты пружины, отжимающие диафрагму в сторону крышки. На наружный конец штока навинчена вилка, соединенная с рычагом вала разжимного кулака тормозных колодок. Рычаг соединен с валом разжимного кулака червячной парой, шестерня которой закреплена на шлицах вала, а червяк установлен в рычаге.
Пневматический привод с комбинированным тормозным краном, предназначенным для одновременного управления тормозами автомобиля и прицепа, применяется на большинстве модификаций автомобилей ЗИЛ, за исключением автомобиля-самосвала ЗИЛ-130Д1, где устанавливается кран одинарного действия,
Тормозная система автомобиля ЗИЛ-130 имеет двухколодочный, барабанного типа центральный тормоз. Тормозной барабан установлен на вторичном валу коробки передач. При торможении автомобиля центральным тормозом, если в воздушных баллонах прицепа есть сжатый воздух, происходит также затормаживание колесных тормозов прицепа.
Для обеспечения совместного действия центрального тормоза и колесного тормоза прицепа рычаг через нижнюю тягу, уравнительный рычаг и верхнюю тягу ручного привода соединен с валом кулака. При отклонении назад рычага кулак ручного привода крана, вращаясь, смещает вперед шток тормозов прицепа. При этом стакан отходит от выпускного клапана тормозов прицепа, а впускной клапан закрывается. Воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу; воздухораспределитель прицепа включает его тормоза, используя запас сжатого воздуха в баллоне. Пневматический привод, аналогичный по устройству и действию, применяется на колесных тракторах-тягачах К-700.
У пневмогидравлического привода много общего с гидравлическим, снабженным вакуумным усилителем. Однако в отличие от гидравлического в пневмогидравлическом приводе используется энергия сжатого воздуха.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тормозные приводы и усилители"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы