Гидромеханические передачи автомобилей-самосвалов оборудованы гидродинамическим тормозом-замедлителем лопастного типа. Тормоз-замедлитель создает тормозной момент на ведущем валу коробки передач и служит для поддержания постоянной скорости движения автомобиля на спусках. При пользовании тормозом-замедлителем реже требуется прибегать к торможению колесными тормозами, вследствие чего значительно повышается их надежность. Наличие тормоза-замедлителя позволяет повысить безопасность движения автомобилей на дорогах, изобилующих спусками и подъемами.
Корпус тормоза-замедлителя крепится к картеру коробки передач. Ротор с двусторонними криволинейными лопатками установлен на шлицах ведущего вала коробки передач и вращается между лопатками корпуса и крышки. Зазор между лопатками корпуса и ротором регулируется набором прокладок и должен быть с каждой стороны примерно одинаковым (1,5—2,5 мм).
Для уменьшения утечек с целью поддержания необходимого
давления в тормозе-замедлителе между ступицей и подшипником ведущего вала установлен отражатель с двумя уплотнительными кольцами.
Управление тормозом-замедлителем производится от педали, установленной в кабине водителя. При нажатии на педаль управления тормозом-замедлителем воздух из пневматической системы автомобиля через клапан, расположенный под педалью, поступает в подпоршневую полость пневмопере-ключателя механизма управления тормозом-замедлителем (рис. 69). Механизм управления тормозом-за-медлителем крепится к корпусу 26 (см. рис. 64). Под давлением воздуха поршень пневмопереключателя опускается вниз и перемещает золотник механизма управления. При этом полости / и II (см. рис. 69) золотника сообщаются и масло из нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора через центральное отверстие в крышке тормоза-замедлителя поступает в камеру ротора. Одновременно золотник соединяет полости III и IV, через которые масло выводится из камеры ротора по шлангу (рис. 70) к масляному фильтру и далее к радиатору. Седло обратного клапана под действием пружины и давления масла, выходящего из тормоза-замедлителя, прижимается к отверстию отводного канала в картере гидротрансформатора и перекрывает выход маслу из полости гидротрансформатора.
Рис. 69. Механизм управления тормозом-замедлителем:
1 — корпус переключателя; 2 — крышка; 3 — поршень; 4, 5 и 10 — уплотнительные кольца; С — корпус механизма управления; 7 — гильза; в — золотник; 9 — стакан; И — пружина;
Рис. 70. Гидромеханическая передача (вид с правой стороны):
1 — механизм управления тормоза-замедлителя; 2 — пневмопереключатель; 3 — тормоз-замедлитель; 4 — шланг отвода масла из тормоза-замедлителя; 5 — обратный клапан; 6 — место установки датчика указателя температуры мэсла; 7 — крестовина; 8 — согласующий редуктор; 9 — гидротрансформатор; 10 — место установки датчика указателя давления масла в нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора; 11 — поддон; 12 — шланг подвода масла к тормозу-за медлителю
Качаемое насосом гидротрансформатора масло подается к тормозу-замедлителю, а из него — в радиатор гидротрансформатора для охлаждения.
Эффективность тормоза-замедлителя в большой степени зависит от быстроты входа в режим торможения и выхода из него. Настоящая конструкция тормоза-замедлителя и привода обеспечивает вход, в режим торможения и выход из него не более 3—4 сек.
При отпускании педали подпоршневая полость пневмопереклю-чателя отключается от пневматической системы автомобиля и через разобщительный кран сообщается с атмосферой. Золотник механизма управления под действием пружины, перемещаясь в крайнее верхнее положение, разъединяет полости / и II, а полость IV соединяет с полостью V. В этом случае доступ масла в камеру ротора из нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора перекрывается и масло из камеры ротора через отводной канал, полости IV и V, канал в корпусе тормоза-замедлителя и отверстие в привалочной плоскости коробки передач сливается в поддон.
Для более быстрого опорожнения камеры ротора в корпусе тормоза-замедлителя установлен воздушный клапан, который открывается, как только снимается давление в тормозе-замедли-теле, и позволяет входить в рабочую полость воздуху вместо масла, вытесняемого в картер коробки передач.
Тормозной момент при работе тормоза-замедлителя возникает только при включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем меньше тормозной момент.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тормоз-замедлитель автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы