Тормозная система должна обеспечить торможение электропогрузчика, снижение его скорости при необходимости, а также возможность удержать машину на наклонном участке пути. Тормозные системы бывают гидравлическими, механическими и электрическими.
Безотказное действие тормозной системы обеспечивает высокоэффективную работу машины. Наряду с основной задачей — обеспечить минимальное тормозное замедление по стандарту — тормозная система должна отвечать целому ряду требований: плавное нарастание тормозного усилия (резкое торможение, особенно на повороте, всегда опасно для равновесия машины; резкое торможение может привести к перемещению груза на вилке и опрокидыванию машины); простота при регулировании, демонтаже и обслуживании; надежность в работе, т. е. достаточная прочность деталей, обеспечивающая нормальную работу; компактность; высокая степень унификации для улучшения и удешевления производства. Несмотря на последнее требование, в промышленности применяют много разных типов тормозных систем. Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся тормозные системы.
У электротягачей, управляемых с пола, тормозная система объединена с устройством управления.
Под действием пружин стержень прижимает крышку. Через подшипник усилие передается вентилятору, насаженному на шлицевой вал тягового электродвигателя, к нижней плоскости которого прикреплена шайба. Таким образом, вентилятор оказывается прижатым к фланцу, прикрепленному неподвижно к корпусу тягового электродвигателя и к корпусу. При отклонении рычага примерно на 45° поворачивается и ступица, приваренная к нижнему концу рычага. К ступице приварены консоли, а к ним прикреплены пружины и кулачок. С поворотом ступицы кулачок отклоняет коромысло, она же вытягивает прикрепленный к ней стержень, и, таким образом, сжимаются пружины. Усилие передается вентилятору, который под действием пружинных шайб перемещается вверх, шайба отцепляется от фланца, и электродвигатель приходит в действие.
Для плавного или быстрого торможения машины (по необходимости) рычаг ставят в вертикальное или горизонтальное положение. В вертикальном положении рычаг удерживается двумя возвратными пружинами, прикрепленными к ступице так, чтобы рычаг имел возможность отклоняться в обоих направлениях— вперед и назад (по ходу машины). Профиль кулачка обеспечивает прекращение работы тормозной системы только после наклона рычага в соответствующую сторону. Такая конструкция позволяет остановить машину, даже если водитель выпустил рычаг из рук (к фланцу, приваренному к рычагу, прикреплен ручной командоконтроллер, с помощью рукояток которого водитель управляет машиной).
Крышка имеет штифт, с помощью которого при вытягивании стержня включается микропереключатель оперативной цепи. Подшипниками ступицы в корпусе служат подшипники. Гак как у электротягачей, управляемых с пола, ведущая колонна является одновременно и управляемой, описанную конструкцию называют устройством управления и торможения. На рис. 128 показана система торможения с таким же принципом действия. Система отличается тем, что две возвратные пружины заменены одной, так как здесь предусмотрено отклонение рычага только в одну, сторону; различной является и вилка, соединяющая направляющий штырь с коромыслом. Кроме этого, шайба прикреплена не к вентилятору тягового электродвигателя, а к тормозному диску. Вертикальное и горизонтальное положения рычага регулируются болтом, находящимся в подшипниковой крышке и входящим в специальный паз шайбы, к которой прикреплена одним своим концом возвратная пружина.
Система состоит из рабочего гидравлического тормоза, приводимого в действие педалью, и установочного механического тормоза, приводимого в действие ручным тормозом. Независимый привод обоих тормозов (тормоза действуют на ведущие колеса) позволяет применять их одновременно и при внезапном торможении. При нажатии на педаль приходит в движение поршень главного тормозного цилиндра, который сжимает коническую пружину, закрывает компенсационное отверстие и нагнетает в трубопровод тормозную жидкость, повышающую давление в тормозных цилиндрах, смонтированных на ведущих колесах. Поршни раздвигают тормозные колодки, и они трутся о тормозные барабаны. При отпускании педали тормозные колодки сжимаются под действием пружин и поршни выталкивают тормозную жидкость к главному тормозному цилиндру.
Если тормозную педаль резко отпустить, то поршень главного тормозного цилиндра быстро возвращается в исходное положение, но из-за сопротивления обратного клапана тормозная жидкость не успевает быстро заполнить поршневой объем, и в нем создается пониженное давление. Пониженное давление компенсируется жидкостью, находящейся за поршнем, которая одолевает сопротивление пластинчатой пружины, загибает резиновую манжету и проходит через отверстие в передней части цилиндра.
На рис. 7 показана тормозная система обратного действия, а на рис. 8 — тормозная система прямого действия. Тормоза тормозной системы обратного действия срабатывают при отпускании тормозной педали, находящейся на платформе водителя. На свободных концах валов обоих электродвигателей смонтированы тормозные шайбы. На каждую шайбу действуют две тормозные колодки, один конец которых закреплен в опорах корпуса двигателя, а второй приводится в движение эксцентриками, прикрепленными к рычагам. Движение педали передается эксцентрикам, отрывающим тормозные колодки, с помощью валов, тяг и рычагов. В нормальном положении колодки прижимаются к тормозным шайбам под действием четырех пружин. Одновременно со срабатыванием тормозной системы автоматически прекращается подача тока к электродвигателям. Описанная тормозная система срабатывает и при нажатии тормозной педали. Система производится в двух вариантах, системы взаимозаменяемы.
Тормозное устройство приводится в действие механически с помощью пучного рычага. Тормозные колодки действуют на тормозные шайбы, смонтированные на свободных концах валов электродвигателей. Действие тормозных колодок подобно действию колодок, изображенных на рие. 7. Движение ручного рычага посредством системы рычагов передается эксцентрикам, раскрывающим тормозные колодки. Тормоза срабатывают, когда рычаг находится в вертикальном положении, и не работают при переводе рычага в горизонтальное положение.
Схема тормозного устройства, действующего на оба передних колеса, является характерной для электропогрузчиков. При нажатии педали перемещается поршень главного тормозного цилиндра, который выталкивает тормозную жидкость, всасываемую из резервуара по трубопроводам до колесных тормозных цилиндров. Ручной тормоз срабатывает.
На рис. 12 показано тормозное колесо. Под давлением поступившей в тормозной цилиндр тормозной жидкости поршни перемещаются и прижимают тормозные колодки с накладками к тормозному барабану. Колодки возвращаются в исходное положение под действием пружин. При вытягивании рычага ручного тормоза тормозной трос перемещает рычаг, раскрывающий колодки с помощью планки. Колодки под действием пружины прижимаются нижним концом к регулируемому гнезду, с помощью которого регулируют зазор между колодками и тормозным барабаном.
Тормозные системы механическим приводом используют на некоторых электротележках с низким подъемом. Особенностью этих систем является то, что механический привод применяют для ножного тормоза. При нажатии педали посредством регулируемой по длине тяги поворачивается рычаг со специальным S-образным пазом. Таким образом, вытягивается тормозной трос и колодки прижимаются к тормозному диску, насаженному на вал тягового электродвигателя. Такой же результат получается при вытягивании ручного тормоза. Правильное движение колодок обеспечивается направляющей. Обе системы (ножного и ручного тормоза) имеют независимое действие, что повышает надежность работы. Демпфер помогает увеличению тормозного усилия и возвращению системы в исходное положение.
У электротележек с низким подъемом и рычажным управлением применяют тормозную систему обратного действия, т. е. систему. срабатывающую при отпускании педали (рис. 140). В этом случае колодки прижимаются пружинами к тормозному диску, насаженному на вал тягового электродвигателя. При нажатии педали посредством системы рычагов поворачивается кулачок, раскрывающий тормозные колодки и позволяющий электродвигателю работать. При необходимости можно регулир0 i вать длину тяг и подтягивать пружины. Достоинством этой системы является сравнительно небольшое число деталей и быстрое приложение тормозного усилия. Несмотря на спе пифические для механического привода недостатки, здесь можно быстро и просто провести регулирование.
Ножной привод действует на ходовые колеса и на ротор тягового электродвигателя, а ручной (механический) только на ротор тягового электродвигателя. Тормозная жидкость выталкиваемая из главного тормозного цилиндра, по трубопроводам поступает в тормозные цилиндры ходовых колес и по шлангу — в цилиндр одностороннего действия. Одновременно с этим планка освобождает микропереключатель, который разрывает оперативные цепи контакторов тягового электродвигателя. Тяговый электродвигатель отключается, при этом горят задние стоп-лампочки.
При отпускании педали тормозные колодки сближаются под действием возвратных пружин, а поршни выталкивают тормозную жидкость к главному тормозному цилиндру. Тормозная жидкость, выталкиваемая из главного тормозного цилиндра, по трубопроводу поступает в тормозной цилиндр одностороннего действия тормозной головки.
Тормозная головка состоит из кронштейна и тормозного цилиндра. Под давлением жидкости поршень выталкивает штифт, который нажимает на бобышку. Нажимное усилие передается с помощью крышки и подшипника на диск. Диск перемещается вниз по шлицам роторного вала, сжимает пружинные шайбы и диском зацепляется со статором электродвигателя. Одновременно кронштейн поднимается вверх, а шарикоподшипник упирается в кронштейн: Если в этот же момент движущая колонна поворачивается, то трение между кронштейнами уменьшается из-за шарикоподшипника. При отпускании педали под действием пружинных шайб тормозной вентиляторный диск перемещается вверх по шлицам и диск отцепляется от статора электродвигателя, а под действием маленьких пружинных шайб и веса кронштейна шарикоподшипник отделяется от кронштейна. Пружина не дает манжете переместиться к дну цилиндра и тем самым закрыть отверстие для масла и отверстие воздухоотводного вентиля.
Для удержания машины на месте после ее остановки рычаг ручного тормоза вытягивается назад. Рычаг освобождает переключатель, и он прерывает оперативную цепь тягового электродвигателя, а тормозной трос вытягивает рычаг, который вторым своим концом нажимает на бобышку. Дальше действие на тормозной диск такое же, как и при работе тормозного цилиндра. Рычаг удерживается в натянутом состоянии пальцем и зубчатым сектором. Чтобы освободить тормоз, необходимо вытянуть рычаг немного назад, нажать кнопку и после этого рычаг вернуть в крайнее переднее положение. Таким образом, возвратная пружина вытягивает вниз рычаг. Нажим на тормозной вентиляторный диск прекращается, и под действием пружинных шайб диск отцепляется от статора электродвигателя. Рычаг нужно вернуть до упора в переднее положение, чтобы рычаг мог включить переключатель, замыкающий оперативную цепь тягового электродвигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тормозная система электрокаров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы