Ведущий мост предназначен для передачи усилия от двигателя к колесам, в результате чего машина приходит в движение. Кроме того, ведущий мост принимает на себя некоторую долю собственного веса груза, а во время движения — динамические перегрузки. Из всего этого вытекает необходимость правильного расчета моста, простоты его изготовления и др.
При проектировании ведущего моста необходимо учесть следующие особенности:
1. Нагрузка ведущего моста для универсальных электропогрузчиков с грузом отличается от нагрузки без груза в несколько раз.
2. Аккумуляторная батарея дает ограниченное количество энергии, поэтому большое -значение имеет высокий к. п. д. моста.
3. Тяговые электродвигатели работают с частотой вращения 1400—2200 об/мин, а скорость машины не превышает 12— 15 км/ч, что требует больших передаточных отношений в зубчатых передачах моста.
4. Большое разнообразие машин напольного транспорта требует унификации мостов, во избежание большой номенклатуры производства.
5. В некоторых случаях мосты должны быть пригодны для применения как с массивными, так и с баллонными шинами.
6. Конструкция мостов должна обеспечить простоту монтажа, Демонтажа и обслуживания.
Связь между ведущим мостом и шасси может быть эластичной (на рессорах) или жесткой. Тяговое усилие реализуется одним или двумя ведущими колесами.
Ведущие колеса приводятся в движение одним электродвигателем с помощью механического дифференциала или двумя электродвигателями, соединенными в электрический дифференциал.
Разные требования зависят.от типа машины, для которой предназначен ведущий мост.
Ведущие мосты электротягачей. Ведущий мост с механическим дифференциалом и двумя ведущими колесами показан на рис. 1. На опору правого рукава и к фланцу правого полукартера прикреплен тяговый электродвигатель. Мост имеет несимметрично расположенный картер. В картере находятся дифференциал и главная цилиндрическая двухступенчатая передача. Первая ступень состоит из шестерни, закрепленной на валу тягового электродвигателя, и зубчатого колеса, насаженного на промежуточный вал. Вторая ступень состоит из зубчатого колеса, изготовленного вместе с промежуточным валом 8 и цилиндрической коронной шестерней, закрепленной на дифференциале. Опорами промежуточного вала служат конические роликовые подшипники, находящиеся в полукартерах. Опорами для конического симметричного дифференциала служат конические роликовые подшипники, тоже находящиеся в полукартерах. Ступицы колес насажены на конические роликовые подшипники концах рукавов. Рукава прикреплены болтами с двух сторон дифференциала к полукартерам. К фланцам ступиц присоединены тормозные барабаны и ободья колес.
На рис. 2 показана схема ведущего моста с механическим дифференциалом. Крутящий момент электродвигателя с помощью
Ведущие мосты электротележек. У электротележек ведущими мостами являются задние колеса. Ведущий мост и шасси эластично связаны друг с другом
На рис. 3 показан ведущий мост, у которого передача осуществляется редуктором и дифференциалом. Ось тягового электродвигателя параллельна оси заднего моста. Электродвигатель прикреплен к левому картеру главной передачи и дифференциалу с помощью фланца опорой. Электродвигатель соединен с левым рукавом моста. Главная передача является двухступенчатой. Первая ступень состоит из шестерни, тягового электродвигателя и зубчатого колеса на промежуточном валу; вторая ступень состоит из зубчатого колеса на промежуточном валу и цилиндрической коронной шестерни дифференциала.
Опорами промежуточного вала служат конические роликовые подшипники. Конический симметричный дифференциал имеет два сателлитных зубчатых колеса 27. Опорами коробки служат конические шарикоподшипники.
По обеим сторонам полукартеров смонтированы рукава, в которых расположены полувалы. Эти валы полностью разгружены. Полувалы передают крутящий момент от планетарных зубчатых колес ступицам, опорами которых служат конические роликовые подшипники. Гайка прикрепляет роликовые подшипники.
Уплотнение предохраняет роликовые подшипники от загрязнения и вытекания смазки. К фланцам ступицы винтами прикреплены тормозные барабаны, а специальными болтами ободья прикреплены к ступицам ведущих колес.
На рис. 60 показан ведущий мост с электрическим дифференциалом, осуществленным соответствующим соединением двух последовательных тяговых электродвигателей. Дифференциал обеспечивает согласованность при вращении двух колес, особенно на повороте.
Ведущий мост состоит из оси, на которой с помощью конических роликовых подшипников (по два на каждое колесо) свободно крутятся задние колеса.
Оба тяговых электродвигателя подвешены с помощью болтов к,стальным крышкам колес. Своей наружной стороной крышки закрывают зубчатые колеса 3, насаженные на вал электродвигателя, и зубчатые венцы, насаженные на ступицы колес.
От электродвигателя крутящий момент передается колесу с помощью ступицы и зубчатого венца, который вращает ступицу и. обод с шиной.
На рис. 5 показан ведущий мост с карданной передачей. Трансмиссия электротележки передает крутящий момент от электродвигателя ведущим колесам. Трансмиссия состоит из карданного механизма, редуктора с главной передачей и ведущего моста.
Карданный привод состоит из эластичной муфты, втулки, упорного подшипника, промежуточного шлицевого вала и карданного вала с карданными шарнирами и игольчатыми подшипниками. С помощью эластичной муфты карданный привод соединен с электродвигателем, а посредством карданного шарнира — с валом редуктора.
Редуктор с главной передачей представляет собой блок, состоящий из корпуса, крышки и дифференциала. Корпус блока прикреплен к балке с рукавами.
Первая ступень главной передачи состоит из зубчатого колеса, насаженного с помощью шлицев на вал, и зубчатого колеса, также насаженного на вал. Вторая ступень состоит из зубчатого колеса с коронной шестерней.
Зазор в подшипниках регулируют специальными прокладками. Опорами зубчатого колеса служат конические роликовые подшипники, находящиеся в стакане, и шарикоподшипники. Между подшипниками имеется уплотнение, предохраняющее от протекания масла из картера редуктора в картер дифференциала. Конический симметричный дифференциал имеет четыре сателлитных колёса. С сателлитными колесами сцеплены планетарные колеса. Дифференциал с помощью крышки прикреплен к корпусу через конические роликовые подшипники.
Полувалы полностью разгружены и передают крутящий момент от планетарных колес ступицам.
Ведущий мост состоит из полой балки с двумя кожухами и ступицы с тормозными барабанами. На концах рукавов закреплены тормозные колодки. Опорами ступиц служат конические роликовые подшипники.
Уплотнения предохраняют подшипники от загрязнения и вытекания смазки.
К ступицам с помощью винтов прикреплены тормозные барабаны, ас помощью специальных болтов и ободьев — ведущие колеса.
‘Главная передача имеет две ступени: первая состоит из оы конических зубчатых колес (шестерня тягового электродвигателя и зубчатое колесо с винтовыми зубьями) вторая ступень состоит из пары цилиндрических шестерен.
Ведущие мосты трехопорных универсальных электропогрузчиков. У трехопорных универсальных электропогрузчиков ведущим является передний мост. Момент от электродвигателя с помощью ведущего механизма (правого и левого) передается передним колесам. Ведущий механизм предназначен для увеличения крутящего момента тяговых электродвигателей. Тяговый электродвигатель шарнирно прикреплен к шасси с помощью болта и прижимающего приспособления. Момент с помощью зубчатых колес передается промежуточному валу, опорами которого служат конические роликовые подшипники. На шлицевом его конце закреплено зубчатое колесо (звездочка), которое с помощью трехрядной роликовой цепи 10 передает крутящий момент от звездочки ведущему мосту.
Левый механизм отличается от правого своим корпусом.
Ведущие колеса трехопорного универсального электропогрузчика смонтированы на двух концах стальной оси, а опорами им служат конические роликовые подшипники.
Подшипники крепятся и регулируются гайкой, а уплотнение и крышка предохраняют подшипники от загрязнения и вытекания смазки. Специальными болтами к ступице прикрепляются ободья колес с массивными шинами и тормозные барабаны, к которым запрессованы цепные зубчатые колеса (звездочки).
Ведущие мосты четырехопорных электропогрузчиков. Конструкция, показанная на рис. 69, является весьма распространенной. Мост подобен автомобильным мостам.
Работу ведущего моста можно проследить по рис. 14. Коническая коронная шестерня насажена с помощью шпонки на ось с зубчатым колесом; через них движение передается цилиндрической коронной шестерне, которая болтами прикреплена к коробке дифференциала. Через оси, сателлитные колеса и планетарные шестерни крутящий момент передается полностью разгруженным полувалам. Опорой ступицы служат конические подшипники. К ступице прикреплен тормозной барабан, а к кожухам — тормозной диск. Коробка дифференциала установлена в картерах главной передачи с помощью шарикоподшипников.
Опорами оси служат конические подшипники. Корпуса подшипников монтируются в гнездах картеров главной передачи. Крышка закрывает пространство главной передачи сверху и служит опорой рулевого управления.
Действие ведущего моста с одноступенчатой главной передачей аналогично действию моста с двухступенчатой главной передачей. Однако имеются некоторые различия. Для компактности конструкции выделяют главную передачу.
Т3 Редуктор имеет два картера, что упрощает его сборку самостоятельного узла и монтаж к ведущему мосту. На оси Кягового электродвигателя насажена цилиндрическая шестерня, которая зацепляется с цилиндрической коронной шестерней. Коронная шестерня смонтирована с помощью шлицев на валу, изготовленном как одно целое с конической шестерней. Опорой вала служит роликовый подшипник. Крепление вала в опорах позволяет лучше распределить нагрузки, возникающие при зацеплении конической передачи.
На рис. 17 показан ведущий мост с бесстаторным электродвигателем, являющийся новинкой в электрокаростроении. В связи с тем что бесстаторный электродвигатель встроен в ведущий мост, отпадает необходимость в дифференциальном механизме и уменьшаются размеры и вес узла. Все это имеет большое значение для универсальных, электропогрузчиков. Ротор и статор, вращающиеся навстречу друг другу, соединены с обычным и планетарным редукторами. На выходных валах обычного и планетарного редукторов смонтированы ведущие колеса. На базе ведущих мостов с бесстаторным электродвигателем сконструирована целая серия моделей электропогрузчиков. Применение этого моста возможно и выгодно во многих других транспортных средствах с аккумуляторным или мотор-генераторным приводом. К таким транспортным средствам относятся: электромобили, электрокары, тракторы и др.
Ведущий мост электропогрузчиков с боковым выдвижением подъемного устройства. На рис. 18 показан ведущий мост с двухступенчатым редуктором и цилиндрическими зубчатыми колесами. Цилиндрические зубчатые колеса позволяют закрепить тяговый электродвигатель параллельно оси ведущего моста. При этом улучшается компоновка узла и уменьшается степень влияния подвески дцигателя на работу зубчатой передачи. Кроме того, нет необходимости в сложной регулировке конического зацепления.
Ведущие и управляемые колонны. Как разновидность ведущих мостов могут быть рассмотрены двигательные (ведущие) и управляемые колонны. Тяговой электродвигатель с помощью конической шестерни поворачивает коническую коронную шестерню, закрепленную на промежуточном валу с цилиндрическим зубчатым колесом с помощью шпонки. Зубчатое колесо входит в зацепление с цилиндрическим зубчатым колесом, передающим вращение валу через шпонку. В конце вала на шлицах смонтировано малое цепное колесо (звездочка), откуда посредством двухрядной втулочной цепи движение передается большому цепному колесу, прикрепленному болтами к ступице ходового колеса. На ступицу надета шина, а опорами ступицы служат два конических подшипника. Подшипники насажены на оси, закрепленной в кронштейнах, которые могут перемещаться в прорезях рамы. Таким образом обеспечивается и натяжение цепи. Точную регулировку можно осуществить с помощью обтяжек.
Колонна закреплена в двух местах к шасси электрокара; опорой колонны в плите служат подшипники, а с помощью кронштейна колонну прикрепляют к шасси еще в одной точке. Это позволяет избежать деформации колонны и не нарушать правильной работы передаточных механизмов. Шариковый подшипник закреплен крышкой, а подшипник — рамой и гайкой. Корпус промежуточного редуктора прикреплен к корпусу тягового электродвигателя болтами.
На рис. 20 показан второй тип ведущей и управляемой колонны. Здесь отсутствует цепь в качестве приводного элемента. Первая ступень редуктора (цилиндрические шестерни) расположена в верхнем картере она передает движение от тягового электродвигателя к валу с конической шестерней. Вал в опорах закреплен с помощью самоустанавливающегося шарикоподшипника и одного игольчатого подшипника, расположенных в подшипниковом стакане. Вал с конической шестерней входит в зацепление с конической коронной шестерней. Вторая ступень состоит из конической коронной шестерни и вала с конической шестерней; она расположена в нижнем картере. Коническая коронная шестерня смонтирована на шлицах на выходном валу, на другом конце которого шпонкой закреплена ступица с массивной шиной. Благодаря эксцентрическому расположению второй ступени редуктора ось тягового электродвигателя совпадает с симметричной плоскостью ходового колеса. Таким образом, силы, противодействующие развороту колонны, становятся минимальными.
Оба картера изолированы друг от друга и от ходового колеса. Колонна прикреплена к шасси фланцем, а подшипник упрощает ее разворот. Заменой зубчатых колес можно изменять передаточное отношение и, таким образом, получать различные скорости движения.
Рассмотренная ведущая и управляемая колонна служит основой при конструировании ведущего и управляемого моста, применяемого для электропогрузчиков с продольным выдвижением подъемного устройства, а также для электропогрузчиков-штабелеров.
Ведущий и управляемый мост электропогрузчиков с продольным выдвижением подъемного устройства. На рис. 21 показан ведущий и управляемый мост, состоящий из рамы, ведущей колонны и самонаправляющего колеса (состоящего из двух колес, смонтированных свободно на оси).
Рама закреплена на валу с помощью текстолитовой втулки, находящейся на оси.
К одному концу рамы четырьмя болтами прикреплена вилка, на которой с помощью эксцентричных втулок смонтирована ось. Колеса закреплены на осях при помощи шарикоподшипников.
К другому концу рамы прикреплена в вертикальном положении ведущая колонна с помощью кольца и подшипника. Подшипник обеспечивает плавное вращение колонны при управлении электрокаром. В верхнем картере расположена первая ступень передачи — цилиндрические зубчатые колеса. В нижнем картере расположена вторая ступень — коническая шестерня и коническая коронная шестерня. Обе ступени имеют общее передаточное число, равное 13,81. Они соединены валом с конической шестерней. Опорами вала служат двухрядный шарикоподшипник и игольчатый подшипник, смонтированные в опорном стакане. Опорами горизонтального вала служат конические подшипники. На коническом конце горизонтального вала заклинено и стянуто гайкой ведущее колесо с массивной шиной.
В верхний картер заливают дифференциальное масло до уровня заливной пробки, а в нижний картер — до уровня контрольной пробки. Уплотнен и предохраняют от вытекания масла из верхнего картера в нижний и из нижнего наружу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ведущий мост электрокаров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы