Колесо состоит из металлической части (обода, диска) и эластичной шины.
Различают дисковые и бездисковые колеса. Первые получили наибольшее распространение. Бездисковые колеса легче дисковых и менее трудоемки при обслуживании, так как содержат меньше крепежных деталей. Они применяются на тяжелых грузовых автомобилях и тракторе-тягаче К-700.
Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины. Обод прокатывается из листовой стали и соединяется с диском сваркой, заклепками или болтами (тракторы). Ободы могут быть плоскими и глубокими.
Глубокие ободы имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях (неразборные) и тракторах (разборные и неразборные).
Плоские ободы делают разборными для облегчения монтажа шины. Разборные ободы бывают двух типов: с неразрезным бортовым кольцом и разрезным зажимным кольцом. Ободы первого типа применяются на автомобиле ЗИЛ-130, второго— на автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66.
Шина предназначена для создания надежного сцепления колес с дорогой (почвой) и смягчения толчков и ударов. Шина надевается на обод и удерживается на нем бортами, расклиниваемыми по конусным посадочным поверхностям давлением воздуха внутри шины.
Различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина имеет покрышку, камеру и, в зависимости от типа обода, ободную ленту. Бескамерная шина монтируется на обод и не содержит камеры и ободной ленты.
Покрышка состоит из протектора, подушечного слоя, боковин, каркаса и бортов.
Каркас является основой покрышки и состоит из некоторого числа (от 2 до 12) слоев корда. Корд — прорезиненная ткань — придает покрышке требуемую прочность и гибкость. В качестве ткани применяется хлопчатобумажное, капроновое или вискозное волокно. Корд с искусственным волокном обладает лучшей прочностью.
Протектор способствует надежному сцеплению шины с дорогой или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполняется из толстого слоя прочной резины, имеющей на наружной поверхности грунтозацепы, расположенные определенным образом — соответственно назначению и условиям работы шины.
Внутри покрышки проходят кольца из стальной проволоки, придающие бортам покрышки прочность и упругость при ее посадке на обод.
Подушечный слой (брекер), помещаемый между каркасом и протектором, имеет 2—4 слоя корда, покрытого слоями резины. Он служит для повышения сопротивления каркаса механическим повреждениям и увеличивает связь между протектором и каркасом.
Боковины представляют собой поверхностный слой резины, защищающий боковые стенки покрышки от повреждений и проникновения влаги. Бортовая лента, выполненная из прорезиненной ткани, служит для предохранения борта покрышки от истирания ободом и защиты при монтаже и демонтаже шины.
Ободная лента — это резиновая прокладка, устанавливаемая между ободом и камерой для защиты камеры от повреждений и трения о борт покрышки и обода. Ободные ленты применяются на колесах с плоским ободом. Шины, монтируемые на глубокий обод (например, на тракторных колесах), ободной ленты не имеют.
Камера представляет собой герметический баллон тороидальной формы с вентилем, через который накачивают или выпускают воздух, а на тракторных шинах — и балластную жидкость.
В современных шинах типов Р и PC нити корда в каркасе расположены радиально, от борта к борту. Шины Р имеют жесткий в окружном направлении брекер из вискозного или стального обрезиненного корда. Шины PC снабжены съемными протекторными кольцами, позволяющими использовать шину в разных дорожных условиях и производить замену изношенного протектора. Шины Р и PC обладают высокой надежностью и большим сроком службы. Их недостатки — повышенные шум и вибрация при использовании их на легковых автомобилях, большая жесткость езды, пониженная боковая устойчивость.
На некоторых автомобилях (ГАЗ-21 «Волга») применяются бескамерные шины. В отличие от камерной бескамерная шина имеет на внутренней поверхности герметизирующий слой и уплотнительный бортовой слой. Применение бескамерных шин увеличивает безопасность движения, так как при проколах воздух из них выходит медленнее, чем в обычных шинах.
Вентили шин подразделяются на воздушные и водовоздушные (тракторные).
Основная деталь воздушного вентиля — золотник, пропускающий воздух в камеру при ее накачивании и запирающий затем выход воздуха из камеры.
Водовоздушный вентиль тракторной шины приспособлен для заправки камеры не только воздухом, но и балластной жидкостью (водой или водным раствором хлористого кальция в холодное время года). Золотник 3 водовоздушного вентиля ввернут в обойму, которая устанавливается в корпусе на прокладке и закрепляется гайкой. При заправке камеры жидкостью обойму и золотник снимают и к корпусу прикрепляют специальное приспособление.
Шины ведущих колес должны развивать наибольшую касательную силу тяги (95) за счет хорошего сцепления с почвой. Для этого протектор шин ведущих колес имеет развитые грунтозацепы. Для различных почвенных условий могут применяться шины с грунтозацепами разного рисунка. Помимо конфигурации почвозацепов и их глубины, имеет значение и расстояние между ними: слишком малое расстояние ухудшает самоочищаемость шины, способствует залипанию и повышает буксование, а слишком большое уменьшает площадь контакта шины с почвой и способствует увеличению буксования.
При снижении давления воздуха в шинах уменьшается удельное давление шин на грунт, увеличивается число грунтозацепов, взаимодействующих с грунтом, и в результате снижается буксование и возрастает касательная сила тяги. Оптимальное давление в шине, соответствующее лучшим тяговым качествам, зависит также от состояния и обработки почвы. Так, наиболее высокие тяговые показатели для вспаханной почвы соответствуют внутреннему давлению воздуха в шинах не более 0,8 кГ/см2, а для стерни — 0,9 кГ/см2. Пониженное внутреннее давление в шине, помимо увеличения тяговой мощности трактора, улучшает его проходимость на рыхлых и влажных почвах, способствует меньшему разрушению структуры почвы, создает лучшую амортизацию при движении по неровностям поля.
Однако движение машины по твердому грунту или покрытию при пониженном давлении в шинах характеризуется увеличенным сопротивлением качению и сопровождается усиленным износом шин.
Для обеспечения нормального срока службы шин ведущие колеса выполняются большого диаметра и широкого профиля, внутреннее давление для них устанавливается в пределах 0,8—1,4 кГ/см2. Шина должна эксплуатироваться при нагрузках и давлениях, отвечающих установленным нормам. Большим нагрузкам соответствуют высокие внутренние давления, и наоборот. Так, для шины 12—38” трактора МТЗ-50 при внутреннем давлении 1,4 кГ/см2 допускается нагрузка 1570 кГ, а при внутреннем давлении 0,8 кГ/см2 только ИЗО кГ. Внутреннее давление должно быть отрегулировано в зависимости от условий работы в пределах допустимых нагрузок. Например, если для пахоты лучшим будет давление 0,9—1,0 кГ/см2, то на транспортных работах (твердый грунт или покрытие) его можно поднять до 1,4 кГ/см2. В равной мере изложенное относится и к автомобильным шинам.
Влияние нагрузки шин (Q%) на срок их службы (W°/o) показано на графике, изображенном на рисунке 2. Из графика следует, что перегрузка шины на 10% приводит к сокращению срока ее службы на 20% (точка А’).
Направляющие колеса тракторов с колесной формулой 4X2 снабжаются протектором с высокими продольными ребрами в центре беговой дорожки, позволяющими хорошо «держать» колею. Размеры направляющих колес определяются так же, как и для ведущих колес, радиальными нагрузками, создаваемыми частью веса трактора и его оборудования, приходящейся на них.
Давление в шинах направляющих колес устанавливается в пределах 2,0—2,5 кГ!см2. Тракторные шины ведущих и направляющих колес относятся к шинам низкого давления.
Шины автомобилей с постоянным давлением в зависимости от условий эксплуатации имеют внутреннее давление в пределах 1,4—7 кГ/см2.
Маркировка шин. Размеры шин указываются на их боковой поверхности.
Для большинства шин размеры даются в дюймах. Некоторые шины имеют смешанное обозначение, где первое число — ширина профиля в миллиметрах, а второе — посадочный диаметр в дюймах, например 260—20 (ЗИЛ-130). Размеры арочных шин, описываемых ниже, указывают только в миллиметрах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тракторные и автомобильные колеса и шины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы