Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Тракторные и автомобильные колеса и шины

Читать далее:




Тракторные и автомобильные колеса и шины

Колесо состоит из металлической части (обода, диска) и эластичной шины.

Различают дисковые и бездисковые колеса. Первые получили наибольшее распространение. Бездисковые колеса легче дисковых и менее трудоемки при обслуживании, так как содержат меньше крепежных деталей. Они применяются на тяжелых грузовых автомобилях и тракторе-тягаче К-700.

Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины. Обод прокатывается из листовой стали и соединяется с диском сваркой, заклепками или болтами (тракторы). Ободы могут быть плоскими и глубокими.

Глубокие ободы имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях (неразборные) и тракторах (разборные и неразборные).

Плоские ободы делают разборными для облегчения монтажа шины. Разборные ободы бывают двух типов: с неразрезным бортовым кольцом и разрезным зажимным кольцом. Ободы первого типа применяются на автомобиле ЗИЛ-130, второго— на автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66.

Шина предназначена для создания надежного сцепления колес с дорогой (почвой) и смягчения толчков и ударов. Шина надевается на обод и удерживается на нем бортами, расклиниваемыми по конусным посадочным поверхностям давлением воздуха внутри шины.

Различают камерные и бескамерные шины. Камерная шина имеет покрышку, камеру и, в зависимости от типа обода, ободную ленту. Бескамерная шина монтируется на обод и не содержит камеры и ободной ленты.

Рис. 1. Колеса и шины: а — колесо: 1 — каркас; 2 — подушечный слой (брекер); 3 — протектор; 4 — боковина; 5 — бортовая лента; 6 — разрезное бортовое кольцо; 7 — плоский обод; 8— диск; 9 — борт; 10 — бортовая проволока; б — воздушный вентиль: 1 — колпачок; 2 — стержень; 3 — прижимная гайка; 4 — уплотнительная втулка; 5 — резиновая прокладка: 6 — золотник; 7 — пружина; 8 — направляющая чашечка; в — водовоздушный вентиль: 1 — колпачок; 2— обойма; 3 — золотник; 4 — клапан; 5 — колпачковая гайка; 6 —пружина; 7 — корпус; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — кожух; 10— резиновая втулка; а — схема расположения нитей корда в каркасе обычной шины; д — схема расположения нитей корда в каркасе шин типов Р и PC: 1 — брекер; 2 — каркас; а — шина PC

Покрышка состоит из протектора, подушечного слоя, боковин, каркаса и бортов.

Каркас является основой покрышки и состоит из некоторого числа (от 2 до 12) слоев корда. Корд — прорезиненная ткань — придает покрышке требуемую прочность и гибкость. В качестве ткани применяется хлопчатобумажное, капроновое или вискозное волокно. Корд с искусственным волокном обладает лучшей прочностью.

Протектор способствует надежному сцеплению шины с дорогой или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполняется из толстого слоя прочной резины, имеющей на наружной поверхности грунтозацепы, расположенные определенным образом — соответственно назначению и условиям работы шины.

Внутри покрышки проходят кольца из стальной проволоки, придающие бортам покрышки прочность и упругость при ее посадке на обод.

Подушечный слой (брекер), помещаемый между каркасом и протектором, имеет 2—4 слоя корда, покрытого слоями резины. Он служит для повышения сопротивления каркаса механическим повреждениям и увеличивает связь между протектором и каркасом.

Боковины представляют собой поверхностный слой резины, защищающий боковые стенки покрышки от повреждений и проникновения влаги. Бортовая лента, выполненная из прорезиненной ткани, служит для предохранения борта покрышки от истирания ободом и защиты при монтаже и демонтаже шины.

Ободная лента — это резиновая прокладка, устанавливаемая между ободом и камерой для защиты камеры от повреждений и трения о борт покрышки и обода. Ободные ленты применяются на колесах с плоским ободом. Шины, монтируемые на глубокий обод (например, на тракторных колесах), ободной ленты не имеют.

Камера представляет собой герметический баллон тороидальной формы с вентилем, через который накачивают или выпускают воздух, а на тракторных шинах — и балластную жидкость.

В современных шинах типов Р и PC нити корда в каркасе расположены радиально, от борта к борту. Шины Р имеют жесткий в окружном направлении брекер из вискозного или стального обрезиненного корда. Шины PC снабжены съемными протекторными кольцами, позволяющими использовать шину в разных дорожных условиях и производить замену изношенного протектора. Шины Р и PC обладают высокой надежностью и большим сроком службы. Их недостатки — повышенные шум и вибрация при использовании их на легковых автомобилях, большая жесткость езды, пониженная боковая устойчивость.

На некоторых автомобилях (ГАЗ-21 «Волга») применяются бескамерные шины. В отличие от камерной бескамерная шина имеет на внутренней поверхности герметизирующий слой и уплотнительный бортовой слой. Применение бескамерных шин увеличивает безопасность движения, так как при проколах воздух из них выходит медленнее, чем в обычных шинах.

Вентили шин подразделяются на воздушные и водовоздушные (тракторные).

Основная деталь воздушного вентиля — золотник, пропускающий воздух в камеру при ее накачивании и запирающий затем выход воздуха из камеры.

Водовоздушный вентиль тракторной шины приспособлен для заправки камеры не только воздухом, но и балластной жидкостью (водой или водным раствором хлористого кальция в холодное время года). Золотник 3 водовоздушного вентиля ввернут в обойму, которая устанавливается в корпусе на прокладке и закрепляется гайкой. При заправке камеры жидкостью обойму и золотник снимают и к корпусу прикрепляют специальное приспособление.

Шины ведущих колес должны развивать наибольшую касательную силу тяги (95) за счет хорошего сцепления с почвой. Для этого протектор шин ведущих колес имеет развитые грунтозацепы. Для различных почвенных условий могут применяться шины с грунтозацепами разного рисунка. Помимо конфигурации почвозацепов и их глубины, имеет значение и расстояние между ними: слишком малое расстояние ухудшает самоочищаемость шины, способствует залипанию и повышает буксование, а слишком большое уменьшает площадь контакта шины с почвой и способствует увеличению буксования.

Рис. 2. График зависимости срока службы W шины от нагрузки Q (нормальная нагрузка и соответствующий ей срок службы шины приняты за 100%—точка А)

При снижении давления воздуха в шинах уменьшается удельное давление шин на грунт, увеличивается число грунтозацепов, взаимодействующих с грунтом, и в результате снижается буксование и возрастает касательная сила тяги. Оптимальное давление в шине, соответствующее лучшим тяговым качествам, зависит также от состояния и обработки почвы. Так, наиболее высокие тяговые показатели для вспаханной почвы соответствуют внутреннему давлению воздуха в шинах не более 0,8 кГ/см2, а для стерни — 0,9 кГ/см2. Пониженное внутреннее давление в шине, помимо увеличения тяговой мощности трактора, улучшает его проходимость на рыхлых и влажных почвах, способствует меньшему разрушению структуры почвы, создает лучшую амортизацию при движении по неровностям поля.

Однако движение машины по твердому грунту или покрытию при пониженном давлении в шинах характеризуется увеличенным сопротивлением качению и сопровождается усиленным износом шин.

Для обеспечения нормального срока службы шин ведущие колеса выполняются большого диаметра и широкого профиля, внутреннее давление для них устанавливается в пределах 0,8—1,4 кГ/см2. Шина должна эксплуатироваться при нагрузках и давлениях, отвечающих установленным нормам. Большим нагрузкам соответствуют высокие внутренние давления, и наоборот. Так, для шины 12—38” трактора МТЗ-50 при внутреннем давлении 1,4 кГ/см2 допускается нагрузка 1570 кГ, а при внутреннем давлении 0,8 кГ/см2 только ИЗО кГ. Внутреннее давление должно быть отрегулировано в зависимости от условий работы в пределах допустимых нагрузок. Например, если для пахоты лучшим будет давление 0,9—1,0 кГ/см2, то на транспортных работах (твердый грунт или покрытие) его можно поднять до 1,4 кГ/см2. В равной мере изложенное относится и к автомобильным шинам.

Влияние нагрузки шин (Q%) на срок их службы (W°/o) показано на графике, изображенном на рисунке 2. Из графика следует, что перегрузка шины на 10% приводит к сокращению срока ее службы на 20% (точка А’).

Направляющие колеса тракторов с колесной формулой 4X2 снабжаются протектором с высокими продольными ребрами в центре беговой дорожки, позволяющими хорошо «держать» колею. Размеры направляющих колес определяются так же, как и для ведущих колес, радиальными нагрузками, создаваемыми частью веса трактора и его оборудования, приходящейся на них.

Давление в шинах направляющих колес устанавливается в пределах 2,0—2,5 кГ!см2. Тракторные шины ведущих и направляющих колес относятся к шинам низкого давления.

Шины автомобилей с постоянным давлением в зависимости от условий эксплуатации имеют внутреннее давление в пределах 1,4—7 кГ/см2.

Маркировка шин. Размеры шин указываются на их боковой поверхности.

Рис. 3. Основные размеры тины

Для большинства шин размеры даются в дюймах. Некоторые шины имеют смешанное обозначение, где первое число — ширина профиля в миллиметрах, а второе — посадочный диаметр в дюймах, например 260—20 (ЗИЛ-130). Размеры арочных шин, описываемых ниже, указывают только в миллиметрах.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Тракторные и автомобильные колеса и шины"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства