Средства механизации транспортируют с заводов-изготовителей к местам их эксплуатации, с мест эксплуатации на ремонтные заводы и обратно, а также при перебазировании машинных парков.
Перевозят строительные машины по грунтовым, шоссейным, железным дорогам, по водным и воздушным путям сообщения.
По грунтовым и шоссейным дорогам строительные машины транспортируют своим ходом, на буксире, а также с помощью трейлеров, прицепов, автомашин, саней и волокуш.
Перемещение машин на автомобильном ходовом устройстве допускается на большие расстояния (до нескольких сотен километров) с максимальной скоростью 50…60 км/ч.
Машины на пневматическом ходовом устройстве перемещаются своим ходом на расстояния не более 100 км со скоростью 10… 15 км/ч.
Рис. 61. Трейлеры:
а — низкорамный грузоподъемностью 50 т на гидравлических опорах, б—с боковой погрузкой, в — для перевозки монтажных кранов грузоподъемностью 45 т, г — для перевозки бульдозеров грузоподъемностью 12 т; 1 — тягач, 2 — седельное устройство, 3,6 — задний и передний хоботы, 4 — гидроцилиндры, 5 — грузовая платформа, 7 — 16-колесная тележка, 8 — трапы
При использовании буксира такие машины можно транспортировать на значительные расстояния со скоростью до 10 км/ч для машин с жестким колесным ходовым устройством, 10…20 км/ч — с неподрессоренной пневматической ходовой частью и 10…40 км/ч для машин с подрессоренным автомобильным ходовым устройством. Перед буксированием отключают двигатель и трансмиссию, а сцепку длиной 4…6 м делают жесткой.
Машины с гусеничной ходовой частью тракторного типа перемещаются на расстояние не свыше 30 км. При этом необходимо тщательно наблюдать за ее техническим состоянием, периодически смазывать и очищать от грязи.
Машины с гусеничным ходовым устройством экскаваторного типа допускается транспортировать своим ходом в исключительных случаях на расстояние не более 10 км. При этом ходовую часть смазывают через каждые 1,5…2 км. Скорость буксируемых машин такого типа не должна превышать 2 км/ч.
Строительные машины можно перевозить на грузовых автомобилях и трейлерах (рис. 61) на значительные расстояния. Однако этот способ требует больших затрат и его экономически целесообразно использовать для расстояний, не превышающих 150…200 км. Грузоподъемность трейлеров 10…120 т.
Особое внимание при транспортировании на трейлерах машин обращают на надежность их крепления. При погрузке рекомендуется пользоваться эстакадами. Машины устанавливают на транспортных средствах по стандартным схемам крепления.
Для особо тяжелых машин, а также в условиях бездорожья или по поверхности, покрытой льдом, применяют волокуши и сани грузоподъемностью 50…70 т, приводимые в движение гусеничными тягачами.
Перед транспортированием машин по дорогам определяют маршрут следования. Для преодоления крутых подъемов сила тяги, развиваемая машиной, должна быть больше силы сопротивления ее движению. Очень крутые подъемы (более 20°) преодолевают с помощью полиспастов и лебедок. При прохождении крутых спусков могут возникнуть недопустимо высокие скорости. Постоянную и безопасную скорость движения создают, используя тормоза и переключая двигатель. Для торможения очень тяжелых прицепов, когда недостаточно даже одновременное действие тормоза и двигателя (например, в гололед), может быть использован добавочный тормозной тягач или толкач, следующий за прицепом. Чтобы предотвратить возможное сползание машин и их остановку на крутом склоне, а также для аварийного стопо- рения применяют горные упоры и подкладываемые под колеса рельсы.
Прохождение косогоров с наклоном более 10° разрешается только после проверки поперечной устойчивости машины и прицепа с грузом. На косогорах запрещаются крутые повороты. При транспортировании машин по дорогам с крутыми поворотами проверяют проходимость машин согласно указанным в их технических характеристиках радиусам горизонтального поворота. Впереди следует машина сопровождения.
По железной дороге строительные машины транспортируют на расстояние свыше 200 км. Перед отправкой машин по железной дороге выбирают платформу нужных габаритов и грузоподъемности, рассчитывают крепление, определяют способы погрузки и выгрузки, а также составляют план организации работ.
Машины подвергают временной консервации. Их покрывают антикорозионным смазочным материалом, из систем охлаждения сливают жидкости, из систем питания — топливо, из гидропривода — РЖГ. Кабины машин пломбируют, пневматические шины накачивают до расчетного давления, включают тормоза и стопорные приспособления. Ценное оборудование и инструменты снимают с машины и упаковывают отдельно.
Машины размещают на платформах так, чтобы нагрузка равномерно распределялась на рессоры вагонов.
При железнодорожных перевозках надежно крепят машины на платформах в соответствии с установленными схемами. При этом используют клинья, подкладные колодки и растяжки. Под каждое колесо устанавливают дополнительные подкладки, размер которых составляет не менее 1,5 диаметра колеса, но не менее 50 X 200 мм. Поперечные бруски размещают с внутренней стороны колеса.
Для растяжек применяют мягкую отожженную стальную проволоку диаметром 3,5…6 мм. Число и состав растяжек определяют путем расчета на прочность.
Машины грузят на железнодорожные платформы как с помощью погрузочных площадок и эстакад, так и подъемно-транспортных средств. Несамоходные машины поднимают на платформы с помощью лебедок и полиспастов.
Самоходные машины въезжают на платформы своим ходом через съезды. Уклоны въезда на платформы самоходных машин не должны превышать 15°, а несамоходных — 30°.
Водным путем машины перевозят ограниченно в связи с невысокими скоростями и сложными погрузочно-разгрузочными работами. Этот способ отличается низкой стоимостью. В ряде случаев, например в районах Сибири, водные перевозки применяют широко.
Машины грузят на суда своим ходом или с помощью грузоподъемных средств.
При отсутствии пристани выбирают место, где судно может подойти к берегу на минимальное расстояние, и сооружают причал из брусков размерами 21X21 см. Для регулирования высоты въезда применяют подкладные брусья размерами 18X22 см, укладываемые между нижней и верхней частями въезда. Для повышения несущей способности причала (в случае вязкого дна) к нижним брусьям прибивают поперечные доски размерами 5 X 22 см.
Воздушным путем транспортировать машины весьма дорого, но при этом обеспечиваются высокие скорости. В ряде случаев этот способ — единственное средство передвижения, позволяющее доставлять машины в труднодоступные районы, например на Крайний Север, в горные местности.
Для воздушных перевозок применяют вертолеты грузоподъемностью до 40 т и грузовые самолеты грузоподъемностью до 80 т и более с размерами грузового трюма 4 X 4 X 20 м.
Современные грузовые самолеты и вертолеты способны перевозить целиком такие машины, как бульдозеры, автогрейдеры и даже экскаваторы. При использовании наружной подвески вертолеты могут транспортировать машины без их разборки без учета габаритов.
Перед переходом заболоченной местности проводят разведку предлагаемой трассы. Глубину болот промеряют деревянными шестами диаметром 3…4 см и длиной 1,5 и 2,5 м. На конец шеста надевают металлическую трубу, с помощью которой извлекают также пробы грунта.
При длине болота до 200 м его проверяют по краям и в центре, более 200 м — через каждые 100 м.
Возможность проезда гусеничных машин по болоту определяют плотномером по количеству ударов, необходимых для его погружения на глубину 200 мм.
Если пройти заболоченные местности без дополнительной подготовки невоможно, то через болота прокладывают настилы из фашин, матов и щитов. Длина передвижных щитов должна в 2 раза превышать длину транспортируемой машины, а их ширину выбирают такой, чтобы удельное давление на грунт не превышало 0,03 МПа. Фашины состоят из перевязанных в нескольких местах пучков хвороста длиной 5…6 м и диаметром 30…50 см.
Для транспортирования через болота тяжелых машин типа экскаваторов устанавливают колейные, сплошные и гибкие покрытия. Колейные покрытия собирают из щитов, для чего используют жерди, бруски, бревна. Щиты перекидывают с помощью экскаватора. Сплошные покрытия изготовляют из тех же материалов, что и для колейных, но укладывают их не вдоль, а поперек движения машин.
Гибкие покрытия выполняют из бревен диаметром 18…20 см и длиной 4,5…5,0 м, соединенных по концам канатом или цепью. Такие покрытия применяют не только для форсирования болот, но и для укрепления дна водных преград при прохождении машин вброд. Масса машин не должна превышать 30 т.
Несущую способность замерзающих болот можно повышать с помощью разреженных настилов из бревен диаметром 7…20 см.
Для транспортирования машин по бездорожью в сухое время года предварительно готовят трассу — засыпают канавы, ямы и рытвины.
В летних условиях тяжелые грузы по бездорожью перемещают на волокушах грузоподъемностью до 40…50 т. В связи с высоким коэффициентом трения (0,7) такой вид транспорта требует чрезвычайно высокого расхода энергии.
В период распутицы принимают меры по отводу воды с намеченной трассы, а особо трудные участки укрепляют фашинами, которые засыпают гравием и песком или щитами. Возможность проезда машин можно проверить, свободно опуская лом с высоты 50 см. Если его конец вонзается в грунт на глубину более 8 см, то проезд машин без укрепления дороги невозможен.
Застрявшие в распутицу машины могут выехать на твердый грунт как методом самовытаскивания, так и с помощью посторонних тяговых средств. В первом случае применяют способы, показанные на рис. 62. Бревно крепят к звеньям гусеницы в точке А и укладывают в грунт под машину, создавая ей точку опоры.
Канат, присоединяемый к передней части гусеницы, позволяет при ее движении подтаскивать машину на расстояние, равное длине гусеницы, после чего цикл повторяют.
Застрявшие машины можно вытаскивать с помощью трако- вых дорожек, состоящих из жердей, соединенных канатами. Применяют также тягачи, лебедки и полиспасты. В качестве анкера используют большие бревна, валуны, искусственные сооружения и заторможенные тяжелые машины типа экскаваторов или бульдозеров. Масса заторможенных и служащих анкером машин должна в 1,5…2 раза превышать массу вытягиваемой машины.
Для повышения проходимости машин на пневматическом ходовом устройстве используют траки браслетного типа, траковые и гусеничные цепи противоскольжения, надеваемые на шины.
Чтобы предотвратить буксовку колес, применяют противо- буксовочные колодки, брусья-клинья, фашины. Фашины укладывают перпендикулярно пути движения машины через каждые 10…20 см. Чтобы фашина не смещалась, ее закрепляют с четырех сторон колышками. По дороге, укрепленной фашинами, допускается перемещать машины массой не более 10 т.
Рис. 62. Способы самовытаскивания машин с помощью: а — бревна, б — каната, в — траковой дорожки, г — инвентарного якоря разборной конструкции и съемного барабана; 1—якорь, 2—барабан, 3—канат
Помимо этого широко распространены ручные рычажные лебедки с тяговым усилием до 30 кН.
Перед транспортированием машин по заснеженным трассам их расчищают и ограждают от заносов с помощью щитов и снежных валов, располагаемых на расстоянии 20…30 м параллельно дороге.
Машины перемещаются на снегу с помощью саней грузоподъемностью до 60 т. Современные колесные тягачи средней мощности способны эффективно преодолевать снежный покров толщиной до 50 см, а гусеничные тягачи — до 70 см.
Если на пути следования машин встречаются водные преграды, то обязательно выясняют грузоподъемность и техническое состояние мостов. В случае необходимости дополнительно укрепляют мост.
При осмотре деревянных мостов основное внимание обращается на состояние настила и врубок, на сохранность всех элементов. В металлических мостах проверяют состояние проезжей части и металлоконструкций. На железобетонных и каменных мостах следует убедиться в хорошем состоянии проезжей части, отсутствии деформации, трещин, обнажения арматуры.
Для усиления деревянных мостов укладывают в настил дополнительные бруски, бревна или доски, ставят продольные колеи из бревен или брусьев, устанавливают добавочные прогоны и поперечины, подводят усиливающие опоры и поперечины.
Возможен также раздельный проезд через мосты, при котором вначале проходит тягач с прицепом, а потом своим ходом транспортируемая машина.
При переправе машины вброд готовят спуски и въезды, проверяют и, если надо, укрепляют дно. Максимальная глубина брода определяется расположением выхлопной трубы, прерывателя-распределителя и воздушного фильтра, так как попадание воды в эти места нарушает нормальный процесс работы двигателя.
При транспортировании машин через ледовые переправы обращают внимание на прочность льда и характер соединения ледового покрытия в местах съездов и выездов. Прочность льда зависит от его толщины, структуры, температуры и состава воды.
Для сопряжения льда с берегом устраивают въезды. Толщину льда проверяют льдомерами через каждые 20…25 м.
Хорошие результаты также дает укладка на лед разреженных настилов из фашин или бревен, увеличивающих несущую способность льда на 10…15%. Расстояние между фашинами — 50…100 см, между бревнами 15…60 см. Диаметр бревен 10…20 см. Промежутки между фашинами и бревнами намораживают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортирование средств механизации"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы