Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые экскаваторы

Публикация:
   Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности

Читать далее:




Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности

Передвижение экскаваторов по автодорожным мостам. Передвижение экскаватора по мосту может быть осуществлено своим ходом, на буксире или на прицепе. Перед въездом мост осматривают, определяют его состояние, грузоподъемность, проверяют подъездные пуТи.

При осмотре деревянного моста проверяют состояние настила, стыков, подкосов, свай, металлических частей и т. д., смотрят, нет ли ослабленных сопряжений во врубках, выпучивания и провисания подкосов, прогонов, стоек, свай; определяют степень поражения различных участков моста гнилью, проверяют также, чтобы не было подмыва и перекоса опор и свай.

При осмотре металлического моста проверяют состояние проезжей части, степень повреждения металла коррозией, выясняют, нет ли обрывов и вмятин на металлоконструкциях, срезанных заклепок и разрушенных сварных швов, выпучивания сжатых элементов (опорных рам, раскосов и т. д.).

При осмотре каменных и железобетонных мостов проверяется состояние элементов проезжей части, отсутствие деформаций, трещин, разделения массива на отдельные блоки, оголения арматуры и т. д.

Загнивание деревянных частей моста является наиболее опасным дефектом, резко снижающим грузоподъемность моста, поэтому особое внимание при осмотре деревянных мостов необходимо уделять обнаружению подгнивших мест. Наличие гнили можно установить осмотром, простукиванием или сверлением древесины буравом диаметром 10—15 мм. Места, не доступные наружному осмотру, необходимо вскрыть.

Признаки гнили: темно-коричневая и бурая окраска древесины, белый ватообразный налет, большое количество трещин, которое вызывает распадение древесины на куски и перетирание ее в порошок, глухой звук при простукивании топором, желто-крас-ная, коричневая или бурая стружка, образующаяся при сверлении буравом. Гниль чаще всего появляется на настилах в местах опи-рания их на прогоны и соприкасания между собой, на прогонах в местах сплачивания бревен, во врубках, в местах сопряжения прогонов с настилом и берегом, а также в местах стока воды с полотна моста, на сваях в зоне колебания поверхности воды и у земли, в сопряжениях моста с берегами, на связях, не защищенных от проникновения влаги.

Данные по грузоподъемности моста можно получить в местных автодорожных организациях и из указателей, установленных при въезде на мост. При отсутствии указателей можно руководствоваться тем, на какой дороге находится мост. Мосты на дорогах I класса обеспечивают пропуск грузов весом до 60 т, т. е. по ним можно перевозить любые строительные экскаваторы. Мосты на дорогах II и III классов позволяют пропускать грузы весом до 30 т, следовательно, по ним можно перевозить экскаваторы с емкостью ковша до 0,8 м3.

Обычно все металлические мосты выдерживают грузы весом до 60 т. Железобетонные, бетонные и каменные мосты, построенные после 1935 г., также выдерживают грузы весом до 60 т, а мосты, построенные до 1935 г., имеют меньшую грузоподъемность, но не менее 20 т.

Рис. 1. Усиление настила досками

Если состояние моста и его размеры вызывают сомнение в возможности проезда экскаватора, необходимо испытать мост пробной нагрузкой. Начинают испытания с нагрузки, в 2—3 раза меньшей, чем вес экскаватора и постепенно увеличивают ее до веса экскаватора. Деревянный мост считается годным для проезда экскаватора, если при испытаниях не будут обнаружены поперечные трещины и надломы в настиле, прогонах, поперечинах и других несущих элементах, сильные вмятины, скалывание, перерезывание волокон во врубках к сопряжениях; расшатывание сопряжений, перекос промежуточных опор и выпучивание стоек или свай.

В металлических мостах не должно быть выпучивания сжатых элементов, нарушения стыков и узловых сопряжений, а в каменных и железобетонных — повышенных прогибов, трещин, отколов и расслоения массива на блоки.

Если грузоподъемность моста недостаточна, а переправа экскаватора другим способом невозможна, то мост следует усилить. При усилении моста необходимо использовать местные материалы, расположенные поблизости. Организовать работу нужно так, чтобы по возможности не прерывать движения по мосту легких грузов. Элементы усиления надо заготавливать в стороне и ставить на мост в готовом виде. Усиление проезжей части двухпутных мостов проводят по частям: сначала один проезд, потом, если нужно, второй. Во время подготовки элементов усиления мостов (щитов, рам, колей и т. д.) необходимо привести мост в исправное состояние. Для этого следует установить недостающие элементы моста, укрепить ослабленные и рассохшиеся сопряжения, укрепить покосившиеся опоры постановкой откосных свай, привести в порядок въезды на мост.

Деревянные мосты усиливают следующими способами:
а) укладкой дополнительных колей из досок для усиления настила;
б) укладкой продольных колей из бревен или брусьев для усиления настила, прогонов и поперечин;
в) подведением дополнительных опор для усиления прогонов и поперечин;
г) укладкой дополнительных поперечин (повышает грузоподъемность моста всего на 20% и применяется редко).

Рис. 2. Укладка на настил дополнительных колей из бревен

Укладка дополнительных досок в виде двух колей шириной 0,7—0,9 м является основным способом усиления настила в том случае, когда не требуется одновременного усиления прогонов. Доски пришивают к имеющемуся настилу гвоздями диаметром 4,5—5 мм длиной 110—125 мм. Стыки нужно делать вразбежку, так чтобы в каждом сечении колеи располагалось не более одного стыка. Концы досок пришивают двумя гвоздями. Этот способ повышает грузоподъемность настила в два раза, требует небольшого количества лесоматериалов и незначительных затрат труда. Однако при этом расходуется много гвоздей.

При наличии достаточного количества досок и при недостатке гвоздей можно укладывать доски 1 на настил 2 не вдоль моста, а поперек, сплошным слоем. В этом случае концы досок подкладывают под предварительно освобожденные колесоотбойные брусья 3. Большим недостатком этого способа является большой расход лесоматериалов и быстрая изнашиваемость досок.

Укладка дополнительных колей из бревен производится тогда, когда наряду с усилением настила требуется усиление прогонов и поперечин. Каждая колея образуется из четырех-пяти бревен, окантованных на четыре канта и соединенных между собой металлическими штырями, болтами или нагелями из прочного дерева. В последнем случае по концам и посредине колеи устанавливают стяжные болты диаметром 18—20 мм. Штыри или нагели ставятся через каждые 0,6—1 м. Ширина колеи равна 0,8—1 м, а расстояние между ними зависит от ширины хода экскаватора.

Заготовку бревен, кантовку и сборку в колеи нужно производить в стороне от моста. При соединении и укладывании бревен необходимо следить, чтобы между ними не было больших щелей, а верхние грани лежали бы в одной плоскости.

При укладывании щитов в колею концы бревен соединяют между собой стальными скобами иди деревянными шпонками. Для того чтобы колеи не смещались в сторону, их крепят к настилу заершенйыми штырями или деревянными нагелями через каждые 1—1,5 м. Между колеей и настилом также не должно быть больших зазоров. Если настил, на который кладется колея, подгнил, его нужно заменить. Недостатком описанного способа является значительный расход лесоматериалов. Кроме того, при укладке бревенчатых колей нужно закрывать мост на время работы, а выступающие концы бревен затрудняют въезд на мост легкового транспорта.

Усиление поперечин достигается укладкой сплошного настила из досок и продольных колей из досок, жердей или бревен. Ввод дополнительных прогонов увеличивает грузоподъемность поперечин в 2 раза. При колеях из досок грузоподъемность поперечин увеличивается на 50%, при колеях из бревен —в 2— 3 раза.

Способами, а также на суходолах или мелких реках. В качестве дополнительных опор применяют конструкции рамного, реже свайного, ряжевого или клеточного типа. Работы по установке дополнительных промежуточных опор могут выполняться без закрытия движения по мосту, что является большим преимуществом этого метода. Исключение составляют свайные опоры, но их подводят только в тех случаях, когда имеется слабый грунт или большая глубина реки затрудняет установку рамных и клеточных опор.

В мостах с шириной проезжей части до 5,5 м опоры подводят под всю ширину моста. В более широких мостах — только под проезжей частью 3 для тяжелых грузов. Для облегчения установки опор высота их делается на 8—10 см меньше высоты нижней грани моста. В эту щель после установки опор забивают клинья 2. Дополнительные опоры располагают симметрично относительно оси моста.

Сложные двухъярусные прогоны можно усиливать с помощью наклонных досок или забивки наклонных скоб. Бревна прогонов предварительно затесываются на два канта. Они должны быть прочными и не иметь гнили. Доски прибиваются к прогонам гвоздями диаметром d=4—4,5 мм и длиной 100—125 мм. С каждой стороны прогона прибивается по 4—5 досок на 1 пог. м под углом 45° к оси прогона. Каждый конец доски прибивается 8, 16 или 32 гвоздями, при этом грузоподъемность прогона повышается, соответственно, на 30, 60 и 75%

При усилении прогонов скобами диаметром 14—16 мм они забиваются под углом 45° к оси прогона через каждые 60,45 и 20 см, при эхом грузоподъемность прогона повышается, соответственно, на 10,25 и 60%.

Транспортировка экскаваторов через болота. Болота являются одним из самых тяжелых препятствий для передвижения экскаваторов. Болота, как правило, тянутся на значительные расстояния. Делать дорожное покрытие из бревен в этом случае слишком сложно и дорого. Следует по возможности избегать передвижения экскаваторов по болотам. Однако при проведении мелиоративных работ транспортировка и эксплуатация экскаваторов на болотах оказываются неизбежными,

Перед началом передвижения экскаватора по болоту необходимо произвести тщательную проверку его проходимости для того, чтобы можно было выбрать наиболее удобный маршрут и наиболее целесообпазное покрытие. Следует иметь в виду, что сплошные торфяные болота с толщиной слоя торфа до 40 см проходимы без покрытия только для экскаваторов марок Э-351, Э-352. ТЭ-2 и ТЭ-2М. При наличии непосредственно под торфом плотного минерального дна допустимый.слой торфа может быть увеличен до 60 см. Для того чтобы сделать возможным передвижение и эксплуатацию экскаваторов на болотах, изготовляются специальные покрытия: колейные, сплошные или гибкие.

Рис. 3. Колеи из бревен

Рис. 4. Щит из жердей: 1 — верхний настил; 2—стыковая пластина; 3— поперечины

Колейные покрытия. Колейные покрытия могут быть цельными или собранными из щитов. Цельные колеи собираются из бревен, а щиты — из жердей, брусьев или бревен. Кроме того, в последние годы для колейных покрытий стали широко применяться железобетонные плиты.

Цельные колеи изготовляют из бревен диаметром 20—25 см длиной 4—7 м (рис. 3). Сначала на расстоянии 1—1,5 м друг от друга укладывают поперечину диаметром 16—25 см длиной 5—6 м. Затем кладут бревна двумя колеями в направлении движения экскаватора. Бревна крепятся к поперечинам строительными скобами или костылями. Ширина каждой колеи 1,0—1,2 м. Для передвижения экскаваторов Э-252, Э-257, Э-351 и Э-352 достаточно класть по 3—4 бревна в каждую колею, для экскаваторов ТЭ-2 и ТЭ-2М в колее должно быть не менее 5—6 бревен.

Рис. 5. Щит из брусьев на стыковой шпале: 1 — верхний настил; 2 —поперечная схватка; 3 — стыковая шпала; 4 — коротыш

Значительную экономию лесоматериалов дает применение щитовых колейных покрытий. Щиты из жердей, брусьев или бревен готовят заранее и при перегонке экскаватора укладывают под гусеницы в два ряда по направлению движения. Укладка бревенчатых и брусчатых щитов производится экскаватором, а щитов из жердей —вручную. Щиты из жердей диаметром 6—8 см изготовляют шириной не менее 1 м и длиной 3 м. На заболоченных участках и сплошных торфяных болотах с торфяным слоем до 50 см колеи из таких жердевых щитов допускают передвижение своим ходом экскаваторов Э-153, Э-252, Э-257, Э-351 и Э-352.

Передвижение более тяжелых экскаваторов по жердевым щитам не разрешается.

Щиты из брусьев обладают повышенной грузоподъемностью, но требуют значительно большего расхода лесоматериалов и очень трудоемки в изготовлении, поэтому применение таких щитов практически нецелесообразно.

Щиты из бревен имеют те же преимущества и недостатки, что и брусчатые щиты, но трудоемкость их изготовления гораздо ниже.

Рис. 6. Щит из бревен: 1 — верхний настил; 2 — поперечина; 3 — стыковая поперечина

Для передвижения экскаваторов ТЭ-2, ОМ-201, ОМ-202, Э-502. Э-504, Э-504А, Э-505, Э-505А, Э-651 и Э-652 необходимо изготовлять щиты из бревен диаметром 16 см, окантованных на два канта. Ширина щитов в данном случае должна быть не менее 1,4 м. Стыковая шпала также делается из бревен диаметром 16 см.

Экскаваторщик сам перекладывает щиты с помощью специального стропа, который крепится к ковшу экскаватора. Общее количество щитов для передвижения экскаватора должно быть не менее 8—10, а для колеи шириной 1,4 м это количество удваивается, так как щиты в этом случае кладутся по два в ряд. Щиты доставляются к месту укладки на автомобилях ЯАЗ-210 или МАЗ-200 комплектами по 8—10 щитов.

Железобетонные плиты находят все большее применение для изготовления как колейных, так и сплошных покрытий. Наиболее простыми являются сплошные плиты с ребристой опорной поверхностью и решетчатые плиты. Сплошные плиты проще в изготовлении, но более тяжелы, поэтому они применяются редко. Для колейных покрытий чаще используются решетчатые плиты. Размеры решетчатых плит: длина 2,5—3,5 м, ширина 0,85—1,2 м, толщина 10—25 см.

Решетчатая плита имеет отверстия, конусообразно расширяющиеся книзу, что увеличивает сцепляемость ее с грунтом. Кроме того, наклонные грани отверстий увеличивают опорную поверхность плиты, что особенно важно при использовании этих плит на болотистой местности.

В стыках плиты соединяются при помощи деревянных брусков размером 6 х 6 см, которые забиваются сбоку в специальные пазы, находящиеся на торцах плит. Плиты можно укладывать прямо на грунт или на слой песка толщиной 8—10 см. Для изготовления плит применяются металлические поддоны с устройством для предварительного натяжения арматуры.

Рис. 7. Сплошная железобетонная плита

Транспортировать экскаваторы Э-751,Э-752, Э-753, Э-754, Э-801, Э-1003, Э-1004, Э-1251 и Э-1252 по болоту с помощью колейных покрытий не разрешается. Они могут передвигаться по ним только с помощью сплошных покрытий.

Сплошные покрытия. Сплошные покрытия изготовляют из тех же щитов, которые применяются для колейных покрытий, только щиты укладываются не вдоль, а поперек движения экскаватора, вплотную друг к другу. Бревенчатые щиты для сплошных покрытий изготовляются из бревен диаметром не менее 20 см. Размер щита 200 х 400 см. Щиты должны иметь скобы, к которым крепится строп при перекладывании щитов экскаватором.

Для передвижения экскаватора по сплошному настилу необходимо иметь не менее 5—6 щитов, причем 3—4 из них все время находятся под экскаватором, а 1—2 переносятся в сторону движения.

Рис. 8. Решетчатая железобетонная плита

Рис. 9. Гибкое покрытие (а); укладка гибкого покрытия на дно реки (б)

Гибкие покрытия. Наиболее доступным и дешевым видом покрытий, которые можно использовать не только на болотах, но и на неглубоких речках для переправы экскаватора вброд, являются гибкие покрытия.

Гибкие покрытия изготовляют из бревен диаметром 18—20 см, длиной 4,5—5,0 м, которые укладываются комлями в разные стороны и соединяются стальным канатом диаметром 8—10 мм в звенья длиной 10—20 пог. м. Расстояние между бревнами берется в зависимости от категории грунта равным 25, 50, 75 или 100 см. Канат обвивается вокруг бревна 1—2 раза и закрепляется проволокой. Вместо каната допускается применять цепь, которая также крепится к бревну проволокой. На бревнах рекомендуется делать кольцевые канавки для того, чтобы канат не соскакивал с бревна.

Приготовленные заранее звенья покрытия можно перевозить на автомашине и сбрасывать у места укладки. Вес звена из 40 бревен составляет около 3 т. При передвижении экскаватора по болотам необходимо иметь не менее двух звеньев длиной по 10 пог. м каждое, чтобы экскаватор, стоя на одном звене, мог второе звено перенести вперед и продолжать путь.

Переправа экскаватора вброд через мелкую реку осуществляется только после предварительной проверки однородности грунта на дне и глубины реки. Если грунт неоднороден, то бревна будут осаживаться неравномерно, экскаватор может съехать со щита и сломать его. После проверки дна покрытие сбрасывается в реку и обязательно закрепляется на противоположном берегу (рис. 109, б). Если покрытие не закрепить, то при передвижении экскаватора оно будет двигаться назад. Закреплять покрытия на обоих берегах также нельзя, так как при этом может произойти обрыв канатов.

Недостатком гибкого покрытия является его недостаточная грузоподъемность, не позволяющая пропускать экскаваторы с ковшом емкостью 0,75 м3 и выше. Однако, с другой стороны, использование гибкого покрытия дает большую экономию лесоматериалов при транспортировке и, особенно, при эксплуатации экскаваторов на болотах, так как бревна, связанные в звено, не тонут, как это бывает при работе экскаваторов на еланях.

Прочие средства для передвижения экскаваторов по болотам — маты, фашины, настилы из бревен, колеи из бревен ненадежны и пригодны лишь для транспортировки малых гусеничных экскаваторов с ковшом емкостью не более 0,35 ж3. Применять их допускается лишь в тех случаях, когда нельзя использовать ни одно из вышеуказанных средств.

Маты изготовляют из подтоварника диаметром не менее 10 см. Ширина матов 1,0—1,2 м, длина 8—10 м. Подтоварник обвязывают по концам проволокой диаметром 1—3 мм и сворачивают в рулон, который можно перевозить на экскаваторе. Маты укладывают вручную перед каждой гусеницей параллельно друг другу (рис. 10). Преимуществом матов является их дешевизна, малые габариты, транспортабельность и легкость изготовления; недостатком же — малая грузоподъемность, позволяющая применять их только для транспортировки экскаваторов Э-252, Э-257, Э-351 и Э-352.

Рис. 10. Укладка матов

Фашины для настила представляют собой перевязанные в нескольких местах пучки хвороста. Их делают диаметром 45—60 см и длиной 5—6 м.

Укладка фашин производится перпендикулярно движению экскаватора на расстоянии 10—20 см друг от друга. Каждая фашина закрепляется четырьмя кольями (по два с каждого конца) диаметром 6—7 см длиной 70—80 см. Каждые два кола скрепляются между собой проволокой (рис. 11). Фашины пригодны только для транспортировки экскаваторов Э-252, Э-257, Э-351 и Э-352.

Рис. 11. Укладка фашин

Настилы из бревен имеют очень малую грузоподъемность и применяются на небольших, сравнительно легко проходимых болотах. Для изготовления такого настила бревна диаметром 20 см, длиной 5—6 м укладывают перпендикулярно движению экскаватора на расстоянии 30—50 см друг от друга. Крепятся бревна кольями, вбиваемыми попарно с каждого конца бревна, или продольными прогонами. Длина кольев 70—80 см, диаметр 6—7 см. Каждая пара кольев стягивается проволокой.

Самовытаскивание экскаваторов. Самовытаскивание просевших гусеничных экскаваторов может производиться двумя способами: с помощью бревен или канатов.

Подвязывание бревен к гусеницам можно применять не только на болотах, но и на песчаных, илистых и влажных глинистых грунтах. Бревно диаметром 20—30 см, длиной 4—5 м привязывают к гусеницам перпендикулярно продольной оси экскаватора со стороны предполагаемого выхода. Место для укладки бревна необходимо тщательно выровнять. Затем, включая поочередно правую и левую гусеницы, подтягивают бревно вплотную к экскаватору и начинают движение на первой скорости. При отсутствии длинного бревна можно привязать два коротких.

Рис. 12. Самовытаскивание экскаватора с помощью каната

Самовытаскивание экскаваторов канатами производится с помощью неподвижного якоря. В этом случае канат привязывается к звеньям гусениц, а петля его закидывается за какой-нибудь неподвижный предмет — пень, большой камень, дерево и т. п. Затем включается механизм передвижения, и экскаватор подтягивается к якорю.

Крепление канатов, с помощью которых бревно привязывается к гусеничным звеньям, производится следующим образом. В наиболее удобном месте выбивают по два пальца в каждой ленте, освобождая полностью одно звено. На место выбитых пальцев ставят специальные оси. На их выступающие концы надевают хомут с крючьями, за которые крепятся концы каната. Хомут стопорится на осях с помощью болтов. На один экскаватор идет 8 осей и 4 хомута.

Благодаря применению таких хомутов оси разгружаются от чрезмерных усилий, что дает возможность вытаскивать экскаватор своим ходом с помощью бревна или якоря. Бревно привязывается к крючьям хомутов так, чтобы канат не менее одного раза обматывал бревно. Привязывание бревна производится в четырех местах.

Экскаватор можно вытаскивать также с помощью буксира, в качестве которого применяется трактор. В этом случае можно использовать как тяговую силу трактора, так и самоподтягивание экскаватора к трактору с помощью каната.

Необходимо иметь в виду, что перед вытаскиванием экскаватора нужно правильно выбрать направление вытаскивания и произвести расчистку грунта с таким расчетом, чтобы перед экскаватором в направлении вытаскивания была ровная площадка длиной не менее длины гусеницы.

Рис. 13. Крепление бревна к гусенице при самовытаскивании экскаватора

Применять упор ковша в грунт для облегчения вытаскивания не рекомендуется, так как это приводит к поломкам стрелы и рукояти.

Преодоление оврагов, суходолов, подъемов и уклонов. Перед тем, как осуществить переезд через овраг или суходол, их необходимо осмотреть, проверив плотность грунта, величину уклона и т. д. Одновременно нужно проверить действие тормозов хода и поворота экскаватора.

Наилучшим способом преодоления оврагов является их предварительная засыпка с помощью экскаватора. После того, как часть оврага, необходимая для переезда, будет засыпана, насыпь нужно уплотнить. При отсутствии специальных средств (кулачковых или гладких моторных катков и т. д.) нужно уложить на насыпь настил по одному из способов, применяемых при транспортировании экскаваторов по болотам. Выбор типа настила производится в зависимости от грунта, веса экскаватора и наличия материалов для изготовления настила.

Переезд через канавы, ручьи, малые реки и т. п. препятствия можно осуществлять с помощью мостовых конструкций или путем засыпки этих препятствий грунтом. Первый способ удобен тем, что мостовые щиты можно использовать неоднократно, но при изготовлении таких щитов приходится затрачивать большое количество лесоматериалов и транспортных средств при перевозке, что очень ограничивает их применение.

Засыпка грунтом является наиболее простым средством для устройства переезда. Возможность использования экскаватора для засыпки и наличие материала (грунта), который всегда имеется у препятствия, делают этот способ наиболее применимым.

Рис. 14. Засыпка канав грунтом: а — без дренажа; б — с дренажем; в — с деревянной дренажной трубой

При засыпке сухих канав и оврагов можно не делать дренажных приспособлений, а при устройстве переездов через ручьи и малые реки такие приспособления необходимы. Для дренажа можно использовать крупный камень, деревянные трубы, а также металлические или железобетонные трубы. Наиболее простой является конструкция деревянной трубы треугольного сечения. Такую трубу при наличии материала можно изготовить прямо на месте. На треугольную трубу длиной 5—6 м идет 0,25—0,5 м3 лесоматериалов, а для изготовления мостовых щитов их нужно в 8—15 раз больше.

Передвижение экскаваторов по косогору допускается только при уклоне не более 18—20°. Движение поперек уклона разрешается при угле не более 10 ч. При подъеме или спуске ведущие колеса гусеничного хода экскаватора должны находиться внизу. Рабочее оборудование прямой и обратной лопат также должно быть внизу, причем рукоять необходимо подтянуть, а ковш закрепить на высоте не более 0,8 м от земли. Несмотря на ухудшение равновесия экскаватора, такое положение ковша предохраняет его от опрокидывания, так как ковш, упираясь в землю, предупреждает аварию. Стрела и ковш драглайна должны находиться наверху. Это улучшает условия равновесия, и, кроме того, в этом случае можно цепляться ковшом за неровности, пни и т. д., облегчая подъем. В таком же положении должно находиться рабочее оборудование и при движении поперек уклона.

Тормоз поворотного механизма при подъеме или спуске обязательно должен быть включен и застопорен. Категорически запрещается передвижение по уклону при неисправных тормозах.

Передвижение экскаваторов по грунтовым дорогам и по бездорожью. В сухое время года грунтовые дороги пригодны для передвижения экскаваторов, если на них нет глубоких колей и выбоин. Колеи устраняют грейдером, засыпают грунтом или укладывают в них фашины с таким расчетом, чтобы они полностью заполняли всю ширину колеи. Перед укладкой фашин выбоины расчищают, убирают мягкий грунт, насыпают слой щебня и укладывают фашины, сверху насыпают слой растительного грунта или торфа толщиной 3—8 см и слой грунтовой смеси 1 из щебня и грунта толщиной 15—20 см.

Рис. 15. Заделка глубокой выбоины фашинами

Наибольшую сложность представляет передвижение экскаваторов по грунтовым дорогам в период весенней или осенней распутицы. Проезжая часть дорог размягчается, образуются глубокие колеи и выбоины. Поэтому необходимо заранее принимать меры по отводу воды с дорожного полотна и ускорению просыхания дороги, своевременно очищать кюветы, каналы, убирать снегозащитные средства и т. д.

Глинистые и черноземные участки грунтовых дорог в период распутицы усиливают щитами из досок, брусьев или бревен. Для передвижения легких экскаваторов можно применять укладку фашин перпендикулярно оси дороги. Перед укладкой нужно очистить дорогу от грязи и выровнять. Фашины укладывают плотным слоем толщиной 15—20 см. Поверх фашин насыпают гравий или песчако-глинистый грунт слоем 10—15 см. После засыпки участок необходимо утрамбовать или укатать.

На слабых участках грунтовых дорог допускается укладка деревянных настилов и колей из бревен. Перед укладкой деревянного настила участок дороги выравнивают и усиливают продольными лежнями, уложенными в открытые канавки на 3—5 см ниже поверхности грунта. Жердевые лежни кладут через каждые 50 см, а бревенчатые—через 150 см.

Настил может быть сделан косым или прямым. Бревна для настила окантовывают на два канта, чтобы настил был ровным и плотным, бревна укладывают комлями в разные стороны. Во избежание сдвига элементов настила устанавливают упоры.

Повышение проходимости пневмоколесных экскаваторов. Низкая проходимость пневмоколесных экскаваторов в связи с очень большим удельным давлением на грунт не позволяет эксплуатировать их в болотистой местности, а также ограничивает передвижение их по грунтовым дорогам. В то же время существует довольно много средств, позволяющих повысить проходимость пневмоколесных экскаваторов на мягких участках грунтовых дорог, а также таких средств, с помощью которых можно вытаскивать застрявшие экскаваторы из глубоких колей и выбоин.

Рис. 16. Цепи противоскольжения, смонтированные на ведущих колесах экскаваторов: с—браслетного типа; б — типа Гаянэ; в—типа Озервлл

Наиболее распространенным способом является применение цепей самых различных видов. Кроме того, применяются противобуксовочные колодки, брусья-клинья, траковые дорожки, якоря, противобуксаторы и т. д.

Рис. 17. Противобуксовочнаяколодка (а), крепление противобуксозочных колодок к колесу (б)

Рис. 18. Противобуксо-вочный брус-клин

Противобуксовочные колодки очень просты по устройству. Они имеют замочный стяжной стержень, позволяющий быстро снимать и устанавливать колодку. Колодка изготовлена из уголка 40х40х 4 мм, средняя часть которого образует грунтозацеп, а боковые части прокованы так, что обе полки ложатся друг на друга. Концы колодки выгибают по форме колеса в виде лап, в ушках которых просверлены отверстия для стяжного замочного стержня. Колодка крепится к колесу с помощью рукоятки. Размеры А и Б принимаются в зависимости от типа колеса. На каждое колесо крепится по три колодки.

Рис. 19. Траковая дорожка

Противобуксовочный брус-клин (рис. 118) состоит из бруса треугольного сечения с канавками на рабочих поверхностях и грунтозацепов. При помощи винтового штыря и звена к брусу прикреплен стальной канат, служащий для перетаскивания бруса. Грунтозацепы обиваются кровельным железом, а рабочие грани бруса окрашиваются масляной краской.

Траковые дорожки служат для самовытаскивания застрявших экскаваторов. Дорожка прикрепляется к диску колеса канатами. Она изготовляется из дубовых или березовых жердей или брусьев, которые скрепляются канатами. Канаты нужно обязательно обмотать вокруг каждой жерди или бруса и прикрепить к ним скобами или же привязать проволокой.

Размеры жердей или брусьев и длина звеньев дорожки зависят от марки экскаватора.

Рис. 20. Вытаскивание экскаватора с помощью неподвижного якоря

Рис. 21. Противобуксатор из бревна

Следует учесть, что ширина дорожки должна быть чуть меньше ширины колеи, но ни в коем случае не больше, так как тогда дорожка будет ломаться. Рекомендуется иметь на каждом экскаваторе несколько дорожек разной ширины и применять их в зависимости от ширину колеи.

Неподвижные якоря, в качестве которых используются деревья, крупные камни или искусственные сооружения (столбы, якоря, гребенки). могут служить достаточно хорошим средством для самовытаскивания экскаваторов с помощью канатов, которые крепятся одним концом к ведущему колесу или специальному барабану, а другим — к якорю. Длина каната ограничивается 20—30 м, если в качестве барабана используется ведущее колесо, и практически не ограничена при установке специального барабана.

Допускается также использовать в качестве тягового приспособления барабаны главной лебедки экскаватора. Однако при этом необходимо следить, чтобы экскаватор не проседал еще глубже. Этот способ дает хорошие результаты, но требует- перепасовки канатов.

Противобуксаторы применяются при глубоком проседании экскаватора в грунт. В качестве противобуксатора может быть применено обыкновенное бревно диаметром 15—20 см длиной 2—3 м, которое крепится к ведущему колесу с помощью каната, привязанного к дальнему концу бревна, бревно с поперечинами из жердей диаметром 7—8 см, которое укладывается под ведущее колесо, или специальный металлический противобук-сатор. Металлический противобуксатор состоит из двух продольных уголков 50× 50 мм длиной 1—2 м. Ширина противобуксатора равна 400—500 мм. Он крепится к ведущему колесу с помощью цепей, как это показано на рис. 22.

Рис. 22. Металлический противобуксатор

Часто машинисты пользуются для вытаскивания экскаватора ковшом, упираясь им в грунт, как рычагом. Этот способ не может быть рекомендован, так как приводит к быстрому изнашиванию фрикционов тяговой лебедки и к поломкам рукояти.

Рис. 23. Экскаватор, оборудованный горным упором

Рис. 24. Экскаватор, оборудованный горным рельсом

При преодолении пневмоколесными экскаваторами подъемов применяют горные упоры и горные рельсы.

Горный упор, состоящий из трубчатой рамы с сошником, крепится к ходовой раме экскаватора на шарнире, второй конец его подвешен к раме на цепях. Перед подъемом упор следует опустить. При сползании экскаватора назад конец упора, врезаясь в грунт, прекращает движение. Глубина врезания регулируется машинистом в зависимости от плотности грунта. Управление упором осуществляется с помощью системы блоков и канатов.

Горный рельс более надежен и работает автоматически. Он представляет собою двутавровую балку, подвешенную к ходовой раме экскаватора на цепях, длина которых регулируется таким образом, чтобы обеспечить наезд задних колес на рельс при откатывании экскаватора или сползании его назад на подъеме. Горный рельс можно использовать также в качестве тормоза при стоянке экскаватора на уклоне.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства