Изнашивание —- сложный процесс взаимодействия деталей между собой и с окружающей средой, выражающийся в постепенном нарастании дефектов и разрушении деталей и сборочных единиц крана. Очевидно, что в основе изнашивания деталей механизмов грузоподъемных кранов лежит трение, которое в соответствии с требованиями ГОСТ 23002—87 подразделяют по наличию и характеру движения сопряженных поверхностей деталей и наличию между ними смазки. Если тела взаимно неподвижны, то имеет место трение покоя; между движущимися телами возникает кинематическое (движения) трение. Трение покоя соответствует началу относительного движения тел и его величина превышает силу кинематического трения.
В зависимости от вида движения одной детали относительно другой различают кинематическое трение скольжения, качения и качения с проскальзыванием (рис. 100, а). В первом случае, когда поверхность одной детали скользит по поверхности другой, скорости относительного движения сопряженных поверхностей в точках их касания различны по величине и направлению либо только по величине или направлению. С трением скольжения связаны наибольшие потери механической энергии, зависящие от КПД механизма, и изнашивание его деталей. В этом случае имеют место вредные внутренние (по отношению к механизму) силы трения.
Рис. 100. Виды трения деталей машин: а — по виду движения, б — по наличию смазки
В тех случаях, когда одна деталь перекатывается по поверхности другой (скорости относительного движения их поверхностей в точках касания равны по величине и направлению), имеет место трение качения, создающее минимальные потери механической энергии. Поэтому в механизмах грузоподъемных кранов преимущественно применяют подшипники качения для опирания вращающихся валов электродвигателей, редукторов и трансмиссионных, блоков грузовых полиспастов и барабанов, ходовых колес и др. Трение качения с проскальзыванием, при котором взаимное движение деталей одновременно сочетается с качением и скольжением их поверхностей, имеет место в зубчатых передачах механизмов грузоподъемных кранов.
По наличию или отсутствию смазочного материала между поверхностями трущихся деталей различают виды трения: жидкостное, граничное и сухое (без смазки) (рис. 100, б). При жидкостном трении непосредственного контакта между трущимися поверхностями деталей нет. Между ними расположен слой смазки, поэтому трение между поверхностями деталей заменено внутренним трением в смазочном материале, вызывающим значительно меньшие потери механической энергии. Для создания жидкостного трения необходимы: непрерывный подвод смазки, малые удельные нагрузки, большие скорости перемещения деталей, что для большинства деталей грузоподъемных машин не осуществимо. Поэтому между деталями механизмов кранов имеет место граничное трение, в основе которого лежит наличие на поверхностях трения тонких граничных пленок смазочного материала. Сухое трение имеет место при отсутствии между поверхностями трущихся деталей введенных смазочных материалов и характеризуется значительными потерями механической энергии с вытекающими отсюда последствиями. Причиной возникновения сухого трения является несоблюдение периодичности или некачественное выполнение технических обслуживаний грузоподъемных кранов.
Рис. 101. Кривая изнашивания подвижно сопряженных деталей: S — износ, t — время работы крана
Даже наличие смазочного материала на поверхностях трущихся деталей не исключает их взаимное изнашивание.
Конечный результат процесса изнашивания деталей называют износом, а частицы материала, отделившиеся в процессе изнашивания,— продуктами износа. Свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания, называют износостойкостью.
Процесс изнашивания деталей грузоподъемных кранов в процессе эксплуатации показан на рис. 101. Участок АВ кривой изнашивания характеризует интенсивное изнашивание деталей в процессе их приработки (обкатка машины). Участок ВС соответствует естественному изнашиванию в процессе эксплуатации машины, т. е. рабочий период Т сопровождается минимальным износом деталей. Для увеличения рабочего периода необходимо строго соблюдать правила технической эксплуатации крана и не допускать перегрузки его механизмов. Износ деталей, соответствующий точке С, является максимально допустимым, или п редел ь- н ы м, при достижении которого дальнейшая эксплуатация механизма запрещена вследствие экономической нецелесообразности или технической невозможности. Участок CD — интенсивное изнашивание, ведущее к разрушению деталей и возникновению аварийной ситуации. Изнашивание, протекающее быстро и являющееся следствием неправильной эксплуатации крана или дефектов производства, называют аварийным.
В процессе эксплуатации грузоподъемных кранов детали механизмов гораздо чаще выходят из строя вследствие изнашивания, чем в результате разрушения (поломки).
Восстановление работоспособности изношенных деталей связано со значительными затратами на ремонт, что, в свою очередь, влечет за собой убытки от простоя крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трение и изнашивание деталей крановых механизмов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы