Для соединения с прицепом на задней поперечине рамы тягача устанавливается буксирное устройство — тяговый крюк, который имеет пять типоразмеров в зависимости от полной массы буксируемого прицепа. Крюк имеет защелку, которая собачкой может удерживаться в закрытом или открытом положении. Для открытия защелки собачку надо приподнять. Для устранения возможности самопроизвольного расцепления буксирного устройства при работе сквозь защелку и собачку просверлено отверстие, в которое вставляют шплинт, прикрепленный к крюку на цепочке. Тяговый крюк рассчитан на применение жесткого буксира, так как смягчает толчки в обе стороны.
Тягач с полуприцепом соединяется полуавтоматическим опорно-сцепным устройством с двумя осями качания. На раме автомобиля-тягача со смещением относительно задней его оси (внутрь базы на 50—150 мм) установлена плита с шарнирно (на балансире 3) закрепленным на ней опорным кругом, имеющим устье. Опорный круг может качаться на оси в продольной, а на оси в поперечной плоскостях. Для амортизации качания круга в поперечной плоскости имеются две цилиндрические пружины. Чрезмерная качка в поперечном направлении предотвращается ограничителями. В центре опорного круга укреплены захваты шкворня, шарнирно закрепленные на пальцах и имеющие скосы в передней части. Скосы в задней части захватов совпадают со скосами устья опорного круга. В передней части захваты имеют фасонные вырезы, в которые вдвигается замок. Замок имеет стержень, на который надета пружина, и рычаг замка. В замке имеется продольный вырез, в который входит направляющий палец, закрепленный в нижней части опорного круга. Когда полуприцеп соединен с автомобилем-тягачом, тогда захваты сведены и охватывают поворотный шкворень полуприцепа. При этом расцепка невозможна вследствие того, что замок препятствует повороту захватов на пальцах.
Отцепка полуприцепов осуществляется путем отвода в сторону планки 1 предохранителя и перемещения замка вперед с помощью рычага. При этом пружина сжимается. Имеющаяся в замке защелка, оттягиваемая пружиной, упирается в выступ замка и удерживает его в переднем положении. При расцепке, когда автомобиль-тягач подается вперед, шкворень полуприцепа раздвигает захваты. В этот момент штифт, имеющийся на левом захвате, нажимая на защелку, поворачивает ее и освобождает замок, который под действием пружины передвигается до упора в захваты.
При сцепке автомобиль-тягач подается назад, и шкворень полуприцепа, попадая в устье опорного круга, нажимает на внутренние скосы захватов, раздвигает их и устанавливается в рабочее положение. В этот момент замок автоматически вдвигается пружиной в паз, образуемый передними концами захватов, и запирает сцепное устройство. После этого планку 1 предохранителя опускают, предупреждая возможность осевого перемещения замка и, следовательно, расцепку автопоезда в пути. Опорный круг может качаться на поперечной оси до 35°, а на продольной — до 20°. Резиновые упоры или продольные спиральные пружины смягчают удары при трогании с места и при движении. Цилиндрический шкворень полуприцепа имеет в нижней части фланец, препятствующий выходу Шкворня из замка опорного круга.
Рис. 1. Опорно-сцепное устройство тягача
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Тягово-сцепные устройства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы