Все элементы генераторной установки нужно содержать в чистоте. Периодически следует протирать генератор от пыли, проверять надежность крепления, затяжку шкива, натяжение ремня и затяжку контактных соединений проводов с выводами генератора. Смазка подшипников генератора должна быть своевременной, но умеренной. Излишнее количество масла может привести к попаданию его на коллектор, что будет способствовать подгоранию коллектора и нарушению изоляции.
Периодически проверяют состояние щеток и коллектора. Щетки должны быть подвижно, без заеданий закреплены в щеткодержателях. Пружины щеткодержателей должны создавать необходимое давление щеток на коллектор. Давление щеток по мере износа уменьшается; проверяется оно специальным динамометром.
Новые щетки притирают к коллектору стеклянной шкуркой или бумагой зернистостью 80 или 100. Для притирки берут полоску бумаги, равную ширине коллектора, и кладут ее между коллектором и щеткой рабочей поверхностью к щетке. Полоска должна охватывать поверхность коллектора на 180°. Протягивая бумагу между коллектором и щеткой вперед и назад, добиваются плотного прилегания щетки к поверхности коллектора. При движении бумаги против направления вращения коллектора щетка приподнимается.
При осмотре коллектора обращают внимание на его цвет. Нормальная рабочая поверхность коллектора должна быть слегка темного цвета, без следов подгорания. Грязь и пыль, обнаруженные на коллекторе, удаляют, протирая его поверхность чистой тряпочкой, слегка смоченной в бензине. Небольшое подгорание коллектора устраняется прошлифовкой мелкой стеклянной бумагой или полотном № 00.
Уход за реле-регулятором заключается в проверке крепления реле-регулятора и затяжке его клемм. Он также требует периодической проверки и регулировки. Проверка и регулировка могут проводиться как непосредственно на тракторе или автомобиле, так и на специальном стенде. Для проверки реле-регулятора необходимы вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 в (класс точности не ниже 0,5), амперметр постоянного тока со шкалой до 30 а (класс точности не ниже 1,0), амперметр постоянного тока со шкалой 30—0—30 а (класс точности не ниже 1,5) и тахометр со шкалой не менее 5000 об/мин или вместо него счетчик оборотов.
Реле обратного тока РОТ проверяется в такой последовательности. Отъединяют провод, ведущий к клемме Б реле-регулятора. Между клеммой Б и аккумуляторной батареей подключают амперметр. Вольтметр присоединяют к клемме Я и массе М реле-регулятора. Постепенно увеличивая скорость вращения ротора генератора, определяют напряжение, при котором происходит замыкание контактов, о чем судят по отклонению стрелки амперметра. Постепенно снижая скорость вращения генератора, определяют величину обратного тока в момент размыкания контактов. Если при повышении скорости вращения вала двигателя напряжение не повышается, а включение реле не происходит (стрелка амперметра неподвижна), надо проверить и отстроить величину регулируемого напряжения, а затем величину напряжения включения реле.
Для проверки регулятора напряжения PH используют схему проверки реле обратного тока, внеся предварительно следующие изменения: а) отъединяют аккумуляторную батарею. Если проверка проводится непосредственно на тракторе, то необходимо вначале запустить двигатель. Для устойчивой работы двигателя скорость вращения генератора поднимается выше оборотов включения РОТ; б) между массой и клеммой Б реле-регулятора включают вольтметр.
Рис. 1. Схема проверки реле-регулятора:
а — схема проверки реле обратного тока; б— схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока; 1 — вольтметр; 2 — амперметр; 3 —генератор: 4— реле-регулятор; 5—аккумуляторная батарея; 6 — реостат.
Якорь генератора вращается со скоростью около 3400 об/мин. К клемме Б реле-регулятора подключаются потребители или реостат так, чтобы ток нагрузки генератора был равен 6 а.
Ограничитель тока ОТ проверяют по схеме включения, приведенной на рисунке 1, б. Якорь генератора вращается со скоростью 3400 об/мин. Увеличивая нагрузку генератора реостатом, следят за стрелкой амперметра. При определенной нагрузке наступит момент, когда, несмотря на снижение сопротивления реостата, стрелка амперметра будет неподвижной. Наибольшее значение тока, зафиксированное амперметром, будет максимальным регулируемым током.
У генераторов переменного тока необходимо оберегать рабочий элемент выпрямителя от механических повреждений и периодически проверять его исправность.
Проверка исправности рабочего элемента выпрямителя заключается в измерении величины обратного тока и сопоставлении полученного результата с установленными нормами.
Для проверки работы генератора переменного тока на работающем на малых оборотах холостого хода двигателе к зажимам каждых двух фаз генератора или выпрямителя поочередно включают 12-вольтовую лампу или вольтметр электромагнитной системы. Нить накаливания должна светиться полным накалом, а напряжение на зажимах каждых двух фаз должно находиться в пределах 10—17 в.
У контактно-транзисторных реле-регуляторов зазор между якорьком и сердечником PH при разомкнутых контактах устанавливается равным 1,4——1,5 мм, а зазор между контактами — 0,2—0,3 мм; такой же зазор должен быть между контактами реле защиты, а между его якорьком и сердечником — 0,7—0,8 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за генераторными установками"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы