Качество обслуживания генератора в эксплуатации значительно влияет на надежность и безотказность его работы. Для этого необходимо содержать его в чистоте, своевременно контролировать надежность крепления его к двигателю, систематически следить за показаниями вольтметра и немедленно устранять причины обнаруженных нарушений в работе.
По показаниям вольтметра, входящего в состав комбинации приборов, контролируется напряжение в системе электрооборудования автомобиля. При работе исправного генератора на средних эксплуатационных оборотах двигателя стрелка вольтметра должна находиться в правой части белой зоны шкалы прибора. Раздел между белой и красной зонами соответствует напряжению в цепи 15 В, а раздел между белой и оранжевой зонами соответствует 12 В. Передвижение стрелки вольтметра в красную зону после пуска двигателя означает чрезмерный зарядный ток, свидетельствующий о выходе из строя регулятора напряжения. Эксплуатация автомобиля в таком режиме работы генератора недопустима, так как приведет к выкипанию электролита с выплескиванием его на поверхность батареи и окружающих деталей, а также к резкому сокращению срока службы аккумуляторной батареи. Кроме того, значительное превышение напряжения в системе электрооборудования автомобиля пагубно сказывается на работе отдельных узлов и приборов, ведет к сокращению их срока службы, а также выходу из строя светотехнического оборудования в связи с перегоранием нитей ламп.
Рис. 1. Схема соединения генератора:
1 — аккумуляторная батарея: 2 — генератор; 3 монтажный блок предохранителей и реле; 4 — выключатель зажигания; 5 — вольтметр в комбинации приборов
Если же после пуска двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала стрелка вольтметра не отклоняется вправо к краю белой зоны, а в дальнейшем переходит в оранжевую зону, то зарядный ток в цепи отсутствует и потребители питаются только за счет аккумуляторной батареи. В этом случае необходимо немедленно выяснить и устранить причины отсутствия зарядки, так как дальнейшая эксплуатация приведет к чрезмерной разрядке аккумуляторной батареи и невозможности пуска двигателя.
Пагубные последствия работы батареи в режиме систематической недозарядки, приводящие к сульфатации пластин, были описаны в предыдущем разделе. Вялое отклонение стрелки с запаздыванием по времени относительно увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя свидетельствует о пробуксовке приводного ремня, что, в свою очередь, приводит к нарушению зарядки аккумулятора.
Значительное падение напряжения в цепи (отклонение стрелки вольтметра влево вплоть до оранжевой зоны) при включении нескольких энергоемких потребителей и работе двигателя на средней частоте говорит о нарушении нагрузочной характеристики генератора, выходе из строя выпрямителя из-за пробоя диода, межвитковом замыкании или обрыве в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора.
Необходимо систематически проверять и, если требуется, подтягивать гайки крепления переднего и заднего кронштейнов к двигателю и болты крепления генератора к кронштейнам. Проверять и при необходимости регулировать натяжение приводного ремня. Убедиться в надежности крепления и чистоте наконечников проводов в местах подсоединения к генератору, ИРН и аккумуляторной батарее.
Через каждые 60 тыс. км пробега в дополнение к перечисленным работам следует:
— продуть генератор сжатым воздухом для удаления пыли;
— сняв с генератора щеточный узел, проверить его состояние, обеспечить свободное без заеданий перемещение щеток в щеткодержателе, при этом высота выступающей части щеток должна быть не менее 8 мм;
— проверить и при необходимости подтянуть стяжные винты крышек генератора и гайку крепления шкива.
При незначительном загрязнении щеткодержатель, щетки и контактные кольца протереть чистой тканью, смоченной в бензине. Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачищать стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки при снятом щеткодержателе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за генератором автомобиля «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы