Исправность тормозной системы обеспечивается регулярной проверкой действия тормозов, тормозных приводов, уходом и регулировками. При каждом выходе автомобиля в рейс проверка работы тормозных систем обязательна.
К основным неисправностям тормозных систем следует отнести недостаточное торможение при нажатии на педаль или рычаг тормозной системы, торможение рывками, занос автомобиля при торможении и торможение автомобиля при отпущенной педали.
Причиной недостаточного замедления при торможении может стать замасливание, загрязнение или износ накладок тормозных колодок, лент и дисков тормозов. Замасленные накладки очищают и промывают, изношенные — заменяют. Замасливание накладок вызывается подтеканием смазки через сальниковые уплотнения, которые в этом случае нужно заменять. При сборке обращают внимание на упругость пружин колодок, крепление опорных пальцев, опорных дисков и других деталей.
Недостаточное торможение или притормаживание автомобиля при отпущенной педали происходит вследствие неправильной регулировки тормозных тяг: при большой длине тяги ход педали увеличивается и полного торможения не происходит. Наоборот, при отсутствии свободного хода педали торможение может не прекращаться даже после того, как педаль будет отпущена. Неисправность устраняется регулировкой длины тормозных тяг. Для автомобиля ГАЗ-53А свободный ход педали должен составлять 8—14 мм, что соответствует зазору 1,5—2,5 мм между штоком и поршнем главного цилиндра. Ход педали регулируют, изменяя длину тяги.
Причиной недостаточного торможения систем с гидравлическим приводом может стать утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в тормозную систему. В качестве тормозной жидкости для гидравлического привода применяют различные смеси. Наиболее употребительные из них гликолевые (ГТЖ-22) и спиртово-касторовые (ЭСК и БСК).
Смешивание жидкостей различных марок недопустимо.
Для заполнения гидравлического привода автомобиля ГАЗ-53А жидкостью надо удалить грязь с главного цилиндра, перепускных клапанов и мест присоединения трубок и шлангов к колесным цилиндрам. Затем отвернуть пробку наливного отверстия главного цилиндра и заполнить его жидкостью. Уровень жидкости в главном цилиндре должен быть на 10—15 мм ниже заливного отверстия.
Чтобы удалить воздух из системы, надо прокачать все тормозные цилиндры. Для этого отвертывают болт перепускного клапана и ввертывают специальный штуцер со шлангом. Конец шланга опускают в банку емкостью 0,5 л, наполовину заполненную тормозной жидкостью. Затем перепускной клапан отвертывают на 1/2—1/3 оборота, несколько раз резко нажимают на педаль и плавно ее отпускают. Прокачка ведется до прекращения выделения пузырьков воздуха через шланг, при этом следят за уровнем жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доливают ее. После прокачки перепускной клапан цилиндра плотно завертывают, причем педаль должна быть нажата. После того как прокачают тормоза всех колес, вновь проверяют уровень жидкости в главном тормозном цилиндре.
Торможение автомобиля рывками может явиться результатом неравномерного износа рабочей поверхности тормозного барабана. Занос автомобиля вызывается неравномерной регулировкой привода тормозов правого и левого колес.
Тормозная система автомобиля ЗИЛ-130 требует контроля за давлением воздуха. Давление воздуха в системе проверяют по манометру, перед выездом из гаража или после длительной стоянки оно не должно быть ниже 4,5 кГ/см2. В процессе работы автомобиля давление должно находиться в пределах 5,6—7,3 кГ/см2. Необходимо проверять герметичность соединений системы, через которые возможна утечка воздуха.
При начальном давлении воздуха 7—7,3 кГ/см2 запас воздуха в резервуаре должен обеспечить 8—10 полных торможений при неработающем двигателе. Быстрое падение давления воздуха до 2,0 кГ/см2 при остановленном двигателе указывает на его утечку. Увеличение давления более 7,3 кГ/см2 указывает на неисправность регулятора давления, автоматически поддерживающего требуемое давление в системе. Если давление превышает 10 кГ/см2, то это свидетельствует о неисправности предохранительного клапана.
Уход за пневматическим приводом включает в себя проверку и регулировку натяжения ремня привода компрессора, проверку креплений, регулировку наибольшего давления в тормозных камерах, проверку работы тормозного крана и слив конденсата из воздушных баллонов. Полное торможение должно происходить при нажатии на рычаг или педаль после того, как они установлены в положение половины полного хода.
У тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 регулировка тормозов заключается в установлении нормального хода педали, равного 80—100 мм при усилии на педаль около 12 кГ. Это достигается ввинчиванием или вывинчиванием тяги из регулировочной вилки при отпущенной контргайке. Свободный ход педалей правого и левого тормозов должен быть одинаковым.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за тормозными системами автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы