Загрузка и разгрузка подвижного состава (вагонов, автомобилей, судов), перегрузка из одного его вида в другой, сортировка, перекладка и перемещение грузов на складах — все эти погрузочно-разгрузочные работы выполняются на станциях. Перегрузку выполняют не только на железнодорожных станциях или подъездных путях промышленных предприятий, но и в пути следования — в пунктах перевалки грузов из вагонов нормальной колеи в узкоколейные или на водный транспорт и обратно. От продолжительности погрузочно-разгрузочных работ в значительной степени зависят оборот транспортных средств и сроки доставки сырья и продукции потребителям, а следовательно, выполнение государственного плана перевозок.
Станции магистральных железных дорог, на которых принимают к перевозке и выдают получателям грузы, носят название тарифных пунктов. В зависимости от технического оснащения, путевого развития и грузопотока на них выполняют все или только некоторые грузовые и коммерческие операции.
Станцию открывает для этих операций Министерство путей сообщения СССР.
Склады, погрузочно-разгрузочные площадки и устройства, находящиеся на территории станции и предназначенные для погрузки и выгрузки грузов различных отправителей и получателей, называют местами общего пользования, или грузовыми районами. Подъездные пути предприятий, примыкающие к станции, а также прирельсовые склады и площадки, находящиеся в ведении отправителей и получателей груза и предназначенные для переработки последнего, называют местами необщего пользования. В соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР (ст. 45) погрузочно-разгрузочные и складские операции выполняются:
на местах общего пользования станций, а также при централизованном завозе и вывозе грузов и в случаях, специально предусмотренных отдельными постановлениями правительства (например, грузов сельскохозяйственных и торговых организаций), средствами железных дорог;
на местах необщего пользования станций, участках земли на станциях, временно сданных в аренду грузовладельцам, и в собственных прирельсовых складах предприятий и организаций на станциях со всеми грузами, а также на местах общего пользования с опасными, скоропортящимися и негабаритными грузами, сырыми животными продуктами, с грузами, перевозимыми навалом, насыпью и наливом в специальном подвижном составе, сопровождаемыми проводниками, средствами грузоотправителей.
Железные дороги могут по договору с предприятиями и организациями выполнять грузовые операции с такими грузами, кроме наливных, опасных, а также скоропортящихся, перевозимых с охлаждением, отоплением или утеплением, на местах общего пользования.
Объем погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых на местах общего пользования станций, непрерывно растет. Дороги освобождают от них все большее число предприятий.
При выполнении перевозок железные дороги вступают в определенные правовые отношения с отправителями и получателями грузов. Основной документ, определяющий задачи, обязанности и ответственность железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей и регулирующий их взаимоотношения, — Устав железных дорог Союза ССР (сокращенно Устав).
Действие Устава распространяется на все виды перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по дорогам, входящим в общую сеть железных дорог, в том числе и на грузы, перегружаемый на железнодорожных подъездных путях промышленных предприятий. Перевозки грузов по строящимся железнодорожным линиям до ввода их в постоянную эксплуатацию производят по правилам, утвержденным Минтрансстроем и МПС СССР по согласованию с Федерацией профсоюзов. Перевозки с участием иностранных железных дорог осуществляют на основании соглашений о прямых международных сообщениях.
Устав содержит лишь основные положения и правовые нормы. Он не может предусмотреть всего многообразия конкретных условий и особенностей перевозок отдельных грузов. МПС предоставлено право в развитие статей Устава разрабатывать с. участием заинтересованных ведомств и утверждать в установленном порядке нормативные документы (правила). К ним относятся Правила перевозок грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном и железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщениях. Изменения Правил и Технических условий публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР.
Основные положения Устава позволяют обеспечить полное удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в плановых перевозках, рациональное использование -транспортных средств, скижеьке транспортных издержек, своевременную доставку грузов и их сохранность. Поэтому неуклонное и точное выполнение Устава — важнейшая обязанность всех железнодорожников, а также отправителей и получателей груза.
В зависимости от количества груза, предъявленного по одной накладной, перевозки разделяют на следующие отправки: повагокные, когда требуется отдельный вагон; маршрутные или групповые, когда для размещения груза необходим целый состав или группа вагонов;
мелкие, когда объем и масса груза недостаточны для заполнения отдельного вагона (в этом случае в сборный вагон загружают несколько отправок массой до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости четырехосного крытого вагона, полувагона или платформы);
малотоннажные, когда партия груза массой до 20 т занимает не более половины вместимости вагона.
В зависимости от срочности доставки грузы перевозят с грузовой, ускоренной и пассажирской скоростью. Ускоренные грузовые поезда курсируют на определенных направлениях, устанавливаемых МПС.
Грузы, предъявляемые к перевозке железной дорогой, разделяют на несколько групп.
Тарно-упаковочные и штучные грузы включают грузы в мешках, кулях и пакетах, изготовленных из джутовых, льняных, бумажных, полиэтиленовых материалов; грузы в ящиках, коробках, сетках и др., изготовленных из картона, дерева, металла и пластмассы; грузы без упаковки (в том числе толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связкой) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов. К этой же группе относятся катно-бочковые грузы в бочках, барабанах, бухтах, рулонах, на катушках и др. массой одного места до 500 кг.
Тяжеловесные грузы объединяют грузы в упаковке или без нее массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов. Сюда же относят различные машины, контейнеры, железобетонные изделия и др. Катно-бочковые грузы массой одного места более 500 кг также относят к категории тяжеловесных грузов.
Металлы и металлические изделия включают различные виды металлов (в том числе и металлолом) и изделия из них, перевозимые в металлической упаковке или без нее независимо от массы одного места, за исключением машин, станков, станин, относящихся к тяжеловесным грузам.
Группа «лесоматериалы» объединяет бревна круглые всех пород деревьев и любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, лесоматериалы, а также изделия из них (детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечки, перевозимые россыпью).
Огнеупорные грузы включают все виды изделий из огнеупорных материалов, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.
Навалочные грузы объединяют сыпучие и кусковые материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью) — уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др. К ним также относят сухие химические удобрения, цемент и др., перевозимые в специализированных цистернах. Грузы сельскохозяйственного производства (зерновые, овощные), перевозимые россыпью, также включают в группу навалочных грузов.
Наливные грузы включают все жидкие грузы, перевозимые в цистернах, контейнерах или специальной таре. К ним относят нефть и нефтепродукты, кислоты и спирты, минеральные й растительные масла, сжиженные газы и жидкие химические удобрения.
Наибольший объем перевозок осваивается железными дорогами. Железнодорожный транспорт эффективен при перевозках грузов на дальние расстояния. Однако в результате опережающих темпов роста автомобильного, морского, речного, трубопроводного и других видов транспорта доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны постоянно уменьшается. Автомобильный транспорт позволяет перевозить грузы от места производства до места потребления без промежуточных перевалок. Автомобильные перевозки играют главную роль в местном и внутрирайонном сообщениях, а также во взаимодействии с железнодорожным и водным транспортом. В связи с концентрацией грузовой работы на опорных станциях железных дорог и созданием централизованных баз снабжения возрастает роль смешанных железнодорожно-автомо-бильных перевозок.
Развиваются морские и речные перевозки, значительно повышается пропускная способность портов. Речной и морской флот пополняется новыми специализированными и комбинированными судами.
Около 90 % всех грузов морского флота подвозится по железным дорогам. Сезонность работы речного транспорта и необходимость перевалки грузов являются сдерживающими факторами увеличения объема смешанных железнодорожно-водных перевозок. Затраты на погрузочно-разгрузочные и складские операции, значительная задержка грузов в пунктах перевалки снижают экономическую эффективность смешанных перевозок. Влияние этих отрицательных факторов может быть уменьшено путем правильного выбора способа перегрузки груза, применения средств комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ, устройства распределительных складов и лучшей координации работы железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.
Для транспортировки насыпных и некоторых штучных грузов на относительно короткие расстояния, а наливных и газообразных грузов на значительные расстояния высокоэффективным является трубопроводный транспорт.
В СССР трубопроводный транспорт успешно используют для гидро- и пневмотранспортирования, насыпных грузов (каменного угля, песка, руды, минеральных удобрений и др.). Существующие в СССР гидрбтрубопроводы имеют диаметр труб от 250 до 650 мм и суточную производительность до 22 тыс. м3. Создаются гидротранспортные линии с суточной производительностью до 24 тыс. м3. Пневматический транспорт используют в основном для перемещения пылевидных-грузов (цемента, муки, химикалиев, минеральных удобрений и др.). Производительность таких установок до 700 т/ч при дальности транспортирования до 2 км.
Развивается трубопроводный пневмоконтейнерный транспорт. В СССР намечено строительство пневмоконтейнерных трубопроводных систем производительностью до 8 млн. т/год с дальностью доставки до 50 км и более.
Конвейерный (непрерывный) транспорт используют для транспортировки насыпных грузов из карьеров и рудников к обогатительным фабрикам, морским и речным причалам, а также непосредственно к пунктам потребления. Для этих целей чаще всего используют ленточные конвейеры. Наибольшая длина одной секции конвейера достигает 4,5 км, а конвейерных линий — до 100 км и более. Производительность до 20 тыс. т/ч.
Для перемещения штучных и насыпных грузов внутри промышленных предприятий применяют и другие виды конвейеров (пластинчатые, скребковые, винтовые и др.), но производительность их и дальность транспортирования грузов меньше.
Подвесные канатные дороги позволяют весьма эффективно транспортировать грузы в сильно пересеченной местности, через реки, болота, застроенные территории и т. п. Производительность двух-канатных кольцевых дорог при грузоподъемности вагонеток 250… 1800 кг и скорости движения 2,5 м/с составляет от 20 до 300 т/ч. Производительность одноканатных дорог при грузоподъемности вагонеток 250…900 кг колеблется от 20 до 175 т/ч. В перспективе предусмотрено строительство подвесных канатных дорог производительностью 500… 1000 т/ч.
Воздушным транспортом чаще всего перевозят скоропортящиеся грузы, а также отдельные грузы на дальние расстояния и в труднодоступные районы страны.
В целях сокращения транспортных затрат в народном хозяйстве Устав (ст. 24) предусматривает рациональное использование различных видов транспорта, устранение встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозе^. Согласно ст. 23 Устава грузоотправители обязаны предъявлять к перевозке массовые грузы маршрутами с мест погрузки. Маршруты формируют из вагонов назначением в один пункт выгрузки или следующих в одном направлении на максимальное расстояние (до пункта распыления). Это ускоряет доставку груза в среднем в 1,3 раза, снижает себестоимость перевозок. В настоящее время около 47 % отправляемых грузов перевозятся маршрутными поездами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устав железных дорог Союза ССР"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы