Устройства для навески машин на трактор могут быть различными в зависимости от того, как располагается машина относительно трактора. Для навески машин или их секций сбоку трактора или впереди него предусматриваются посадочные места на полураме с отверстиями под болты (например, МТЗ-50, Т-40, Т-25) или специальные кронштейны (ДТ-75М, ДТ-75, Т-74). Для навески машин между передней и задней осями (Т-16М) служат специальные планки-лонжероны, приваренные к продольным трубам рамы, а также площадки с отверстиями под болты на переднем брусе. Для присоединения навесных машин позади трактора применяются рычажные шарнирные четырехзвенные механизмы, называемые навесными устройствами; этими устройствами снабжаются все сельскохозяйственные тракторы, кроме самоходного шасси Т-16М.
От основных размеров навесного устройства зависит заглубляемость рабочих органов в почву, скорость заглубления, проходимость агрегата с орудием, поднятым в транспортное положение, нагрузка на опорные колеса машины, устойчивость прямолинейного движения трактора.
По способу присоединения тяг к трактору навесные устройства подразделяются на двух- и трехточечные. Трехточечное навесное устройство соединяется с корпусом трактора нижними тягами в точках А и верхней тягой. Благодаря этому нижние тяги образуют с рамой орудия трапецию, препятствующую отклонению орудия от продольной оси трактора. У двухточечного навесного устройства тяги соединяются с трактором в двух точках: обе нижние тяги — в точке А’, а верхняя так же, как в трехточечном варианте. В этой схеме навесное орудие может значительно отклоняться от продольной оси трактора.
На гусеничном тракторе нужны оба типа навесного устройства в зависимости от того, с какими машинами работает трактор; для колесного трактора достаточно только трехточечного навесного устройства.
При работе гусеничного трактора с навесным плугом необходимо двухточечное навесное устройство, допускающее некоторый поворот трактора относительно заглубленного в почву орудия. Кроме того, точка присоединения нижних тяг к трактору должна иметь возможность установки, позволяющей сместить плуг несколько вправо от середины для обеспечения движения правой гусеницы трактора по полю на расстоянии 10—15 см от стенки борозды. У колесного универсального трактора такой необходимости при агрегатировании с навесным плугом не возникает, так как его правое колесо при вспашке идет не по полю, а по дну борозды. Для работы гусеничного трактора с культиватором, сеялками и некоторыми широкозахватными машинами применяется трехточечная наладка навесного устройства, когда нижние тяги образуют с орудием жесткую систему, обеспечивающую устойчивое прямолинейное движение агрегата в горизонтальной плоскости.
Это качество трехточечного присоединения орудия важно для колесного трактора, особенно при работе с машинами, требующими строго прямолинейного движения, например с пропашными культиваторами, ибо в противном случае происходило бы подрезание растений. Чтобы жесткость системы была достаточной, трехточечное навесное устройство в транспортном положении дополнительно блокируется штангами, планками или цепями.
Для большего удобства и простоты на гусеничных тракторах применяют универсальные навесные устройства, позволяющие получать обе схемы соединения орудия с трактором.
Навесное устройство устанавливает ось подвеса орудия в два крайних положения: верхнее Н и нижнее h. Расстояние Н—h по вертикали называется ходом оси подвеса. Ход оси подвеса у различных тракторов лежит в пределах 550—1000 мм и устанавливается для обеспечения транспортного просвета между нижними точками поднятой машины и почвой в расчете на движение по пересеченной местности.
Нижнее рабочее положение h оси подвеса над почвой равно 400—500 мм, что позволяет иметь запас хода для заглубления рабочих органов в почву 200—300 мм при установке поршня силового цилиндра в «плавающее» положение.
Навесное устройство тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 — трехточечное, состоит из нижней оси, закрепленной в расточках корпуса заднего моста, и верхнего подъемного вала, установленного в кронштейне, который привернут к корпусу заднего моста. К кронштейну шарнирно присоединена центральная тяга. На концах подъемного вала сделаны елочные шлицы для установки правого и левого рычагов, соединенных с раскосами пальцами. На валу шпонками закреплен подъемный рычаг, соединенный с вилкой штока силового цилиндра при помощи пальца. Правильное положение рычагов на валу определяется метками. Другая вилка силового цилиндра соединена с кронштейном, установленным на верхней плоскости крышки заднего моста.
Подъемный вал поворачивается во втулках, запрессованных в расточки кронштейна. Продольные тяги навесного устройства разъемные, состоят из передней и задней половин. Концы тяг соединены проушиной, вставленной в совпадающие отверстия щек переднего конца и втулки, свободно посаженной в отверстие заднего конца продольной тяги. Соединение частей тяги выполнено так, что позволяет заднему концу тяги свободно поворачиваться относительно переднего конца, чем достигается более легкое и быстрое соединение орудия с навесным устройством. Для поворота заднего конца надо предварительно оттянуть палец.
На концах продольных тяг завальцованы сферические шарниры. Передние шарниры соединяют продольные тяги с осью, задние — чеками с нижней стойкой навесного орудия. Продольные тяги соединяются с наружными рычагами раскосами. Раскос имеет винт с вилкой, стяжки, контргайки и верхний винт с завальцованным сферическим шарниром. Верхние винты соединены с вилками наружных рычагов пальцами, а нижние — болтами. В вилке раскоса сделана прорезь, которой она устанавливается на тяге при агрегатировании трактора с широкозахватными орудиями, этим достигается лучшая приспосабливаемость рабочих органов орудия к неровностям поля.
Регулирование правильного положения навесного орудия в горизонтальной плоскости производится изменением длины правого раскоса; длина левого раскоса при этом должна равняться 515 мм. После регулировки контргайка затягивается до отказа. Задний конец центральной тяги служит для соединения орудия с трактором. Тяга состоит из переднего и заднего винтов, трубы, рукоятки и контргайки. Концы винтов имеют сферические шарниры. Шарнир переднего винта установлен между распорными втулками и крепится болтом на кронштейне. Пальцем центральная тяга соединяется со стойкой орудия. Длину центральной тяги регулируют для выравнивания глубины хода передних и задних рабочих органов орудия; регулировка производится вращением трубы рукояткой. При длительных переездах агрегата центральную тягу укорачивают, чтобы просвет между орудием и почвой был достаточным.
Для ограничения поперечных перемещений орудия служат регулируемые стяжки. Стяжки присоединены впереди к кронштейнам, а сзади — к продольным тягам. В кронштейны ввернуты регулировочные болты. Болты ограничивают перемещение кронштейнов, укорачивая стяжки при подъеме орудия в транспортное положение и способствуя этим меньшему раскачиванию орудия в поперечной плоскости.
При междурядной обработке длина стяжек должна быть (в пределах возможной регулировки) наименьшей, так как иначе могут быть повреждены растения. Для этого болты ввертывают в кронштейны до отказа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства для навески машин на трактор"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы