Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация экскаваторов

Публикация:
   Устройство и эксплуатация экскаваторов

Читать далее:




Устройство и эксплуатация экскаваторов

С помощью кронштейнов, приваренных к рукояти, устанавливают в разных положениях гидроцилиндры, ковш и крановую подвеску.

Сварной ковш с усиленной передней стенкой используют для работы как прямой, так и обратной лопатой.

Поворотная колонна экскаватора Э-153 показана на рис. 173. Поворотный корпус установлен в .конических роликоподшипниках на опорном цилиндре и приводится во вращение от цепной звездочки через поворотный вал. Звездочка вращается от цепи, соединенной со штоками цилиндров поворота.

Для передачи движения от поворотного вала на поворотный корпус в верхней части колонны смонтирована зубчатая муфта, подвижная полумуфта которой установлена на шлицах на поворотном валу, а неподвижная полумуфта изготовлена заодно с крышкой поворотного корпуса. При поворотах зубчатая муфта постоянно включена.

На рис. 174 приведена кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-153. Насосы нагнетают масло из бака в гидрораспределители. При включении рукояток на пульте управления масло от гидрораспределителей поступает в цилиндры и, развивая давление в 75 АТМ, перемещает стрелу, рукоять, ковш и т. п. После установки рукояток управления в нейтральное положение масло из цилиндров возвращается к гидрораспределителям, а затем по сливной линии попадает сначала в фильтры, а затем в бак.

На экскаваторе применены цилиндры двойного действия, благодаря чему штоки можно принудительно перемещать в ту или другую сторону. Принятая схема дает возможность совмещать операции. Так, например, при работе прямой лопатой одновременно можно поворачивать колонну, поднимать рукоять и открывать, а при работе обратной лопатой — поворачивать колонну, поднимать стрелу и рукоять.

Цилиндр стрелы, кроме включения «Вперед», «Назад» и «Заперто» (стрела неподвижна), имеет также «Плавающее» положение. В последнем случае стрела может опускаться под действием собственного веса, создавая тем самым напор на грунт.

В «Плавающее» положение цилиндр переводится при нажатии машинистом на педаль. Во время копания при запертом положении в цилиндре ковша может развиваться давление, намного превосходящее нормальное при рабочем перемещении штока.

Для того чтобы не произошла поломка деталей рабочего оборудования, в гидравлической системе установлены предохранительные клапаны.

Насосы (рис. 174) приводятся в движение от двигателя трактора через ускоряющий редуктор с цилиндрическими шестернями. От надежной работы насосной группы зависит работа всего экскаватора. Особенно строго необходимо контролировать масло, заливаемое в систему, так как находящиеся в нем механические примеси и влага могут вывести насосы из строя.

Гидрораспределители распределяют рабочую жидкость, поступающую от насосов по цилиндрам 7—12. За счет особой конструкции так называемых дроссель-золотников поток масла изменяется как по величине, так и по направлению. В гидрораспределителях, кроме того, установлены специальные пружинные устройства для возвращения дроссель-золотников в нейтральное положение после выключения рукояток управления.

В сварном масляном баке сделаны перегородки, встречаясь с которыми поступающая жидкость останавливается. В это время в ней отделяется образовавшаяся эмульсия. В крышке бака монтируют бачок фильтров и сапун (воздушный фильтр из латунной сетки), соединяющий бак с атмосферой.

Рис. 173. Поворотная колонна экскаватора Э-153:
1 — поворотный корпус. 2 — опорный цилиндр, 3— поворотный вал, 4 — цепная звездочка, 5 — зубчатая полумуфта

Рис. 174. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора 3-153

Масло, поступающее от гидрораспределителей, очищается в проволочном фильтре, установленном в специальном бачке, а затем уже перетекает в масляный бак. Фильтры надо периодически продувать и очищать. Вскрывать бак и промывать детали, находящиеся в нем, можно только в помещении, свободном от пыли.

Все цилиндры, за исключением цилиндров поворота, устроены одинаково. В цилиндрах поворота масло поступает только в полости под поршнями, а полости над поршнями соединены через сапун с атмосферой и связаны между собой трубкой.

После постановки цилиндрок на машину они должны быть заполнены маслом, а весь воздух, находившийся в них, следует удалить через запорную иглу штуцеров, подводящих жидкость в полости цилиндров. После окончания работы на экскаваторе штоки цилиндров нужно по возможности глубже втянуть внутрь цилиндров, а оставшиеся открытыми поверхности штоков густо смазать тавотом.

Гидропроводы экскаватора состоят из стальных бесшовных труб, резиновых армированных рукавов высокого давления и уплотняющих штуцерных соединений. После пайки все трубы испытывают на герметичность маслом под давлением 200 кг/см2. Трубы и рукава нужно менять в закрытом помещении.

В качестве рабочей жидкости на экскаваторе рекомендуется применять следующие сорта минеральных масел: веретенное АУ, индустриальное (веретенное) и трансформаторное, которые по своему качеству должны соответствовать стандартам.

Гидросистему заправляют маслом в закрытом помещении. Вся промежуточная тара (бачки, ведра) должна быть тщательно промыта в бензине и насухо вытерта. Таким же образом надо подготовить и воронку. После заливки масляного бака следует включить привод питающих насосов и заполнить маслом цилиндры, а затем долить масло в бак до уровня высшей черты смотровых окон и завернуть заливную горловину бака.

В гидросистеме экскаватора масло первый раз сменяют после 10 ч работы с начала эксплуатации, второй раз — через 100 ч, а в дальнейшем через каждые 500 ч работы, но не реже одного раза в год.

Под особым наблюдением должна находиться поворотная цепь, соединяющая штоки цилиндров поворота со звездочкой (см. рис. 173), так как в случае ее обрыва во время раооты поворотная колонна может продолжать вращаться по инерция, что очень опасно для машиниста.

Рис. 175. Экскаватор Э-153А в транспортном положении

Рис. 176. Экскаватор Э-1514:
1 — бульдозер, 2 — масляный бак, 3 — привод насосов, 4 — рама, 5 — кабина, 6 — сиденье машиниста, 7— гидрораспределитель, 8—поворотная колонна, 9— цилиндр стрелы, 10 — стрела, 11 — опорные башмаки

При работе экскаватора рабочее оборудование можно поворачивать в горизонтальной плоскости на 180°. Для перевода в транспортное положение его дополнительно поворачивают на 78° и устанавливают над трактором вдоль продольной оси (рис. 175).

Экскаватор Э-153А представляет собой модернизированный образец машины Э-153, в которую внесены следующие основные изменения.

Гидрораспределители и предохранительные клапаны заменены двумя унифицированными гидрораспределителями, смонтированными в одном корпусе с предохранительными клапанами; рукава высокого давления на цилиндрах опорных башмаков, бульдозера и ковша заменены бесшланговой гидроразводкой из стальных труб и шарнирных соединений; введен перепускной клапан на цилиндрах механизма поворота.

Экскаватор Э-1514 (рис. 176) отличается от экскаваторов Э-153 и Э-153А применением двух самостоятельных гидравлических систем, повышенной надежностью в работе, большим сроком службы, использованием шестеренных насосов более высокой производительности, улучшением условий работы машиниста за счет установки кабины.

Как и у экскаватора Э-153, основным несущим узлом машины является рама, на которой устанавливают поворотную колонну с рабочим оборудованием. В передней части рамы закреплено оборудование бульдозера, а в задней части — выносные опоры. Снизу рамы прикрепляют два цилиндра механизма поворота.

Поворотная колонна экскаватора Э-1514 по своей конструкции аналогична поворотной колонне экскаватора Э-153. Основное отличие заключается в том, что у экскаватора Э-1514 крышка поворотного корпуса жестко с помощью шлицев соединена с поворотным валом.

Рис. 177. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-1514:
1, 15, 18, 19 — насосы, 2 — двигатель, 3, 14 — масляные баки с фильтрами, 4, 13— гидрораспределители, 5 — цилиндр стрелы, 6 — цилиндры рукояти, 7 — цилиндр ковша, 8 — кран для спуска воздуха, 9 — цилиндры поворота, 10 — цилиндры выносных опор, 11 — цилиндр бульдозера, 12 — перепускной клапан, 16, 17 — редукторы

Экскаватор Э-1514 выпускают с унифицированным рабочим оборудованием и с оборудованием бульдозера; ширина отвала 2 м.

Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-1514 приведены на рис. 177. На экскаваторе работают две самостоятельные гидравлические системы: одна из них является принадлежностью трактора, а вторую устанавливают дополнительно для привода узлов рабочего оборудования.

Гидросистема трактора включает шестеренный насос типа НШ-32ЭЛ, который приводится в движение от вала дизеля через редуктор 16 и при 1600 об/мин развивает производительность 47 л/мин.

Насос монтируют на двигателе с левой стороны; его можно отключать отдельной рукояткой.

Масляный бак на 20 л установлен на кронштейне, прикрепленном к картеру маховика дизеля. К баку приварены заливная горловина, трубка маслоизмёрительного стержня и стакан фильтра, состоящего из восемнадцати сетчатых элементов.

Пробка заливной горловины имеет сапун. В верхней части трубки фильтра помещен предохранительный клапан, который открывается при засорении сетчатых элементов, когда давление достигает 3,0—3,5 кг/см2. В этом случае часть масла попадает в бак без фильтрации.

Гидрораспределитель смонтирован на баке и соединен маслопроводами с насосом, баком и силовыми цилиндрами. Каждый из трех золотников парораспределителя может быть устан, у лен в три положения: нейтральное и два рабочих.

В нейтральном положении золотника масло, подаваемое насосом, перепускается через гидрораспределитель в бак. При этом полости цилиндров закрыты и механизм поворота, выносные опоры и отвал бульдозера удерживаются в заданном положении. В рабочих положениях золотника масло поступает в одну из полостей цилиндра и вытекает из второй его полости через гидрораспределитель в бак.

Одно из этих положений золотника соответствует выполнению движения в одну сторону, например повороту рабочего оборудования вправо или подъему опор и отвала, а второе положение соответствует выполнению движения в другую сторону (поворот влево, опускание опор и отвала).

В корпусе гидрораспределителя, кроме золотников, расположены перепускной и предохранительный клапаны. Предохранительный клапан отрегулирован на рабочее давление в системе 75 кг/см2.

Для устранения резких остановок рабочего оборудования во время перекрытия слива масла из цилиндров поворота между ними поставлен перепускной клапан. При повышении давления под влиянием инерционных сил он соединяет обе полости цилиндров; тем самым достигается плавное торможение оборудования.

В корпусе перепускного клапана (рис. 178) смонтированы два одинаковых клапанных устройства, каждое из которых включает шарик, пружину, направляющий стержень, регулировочный винт, колпачок и контргайку.

В зависимости от повышения давления в каком-либо из цилиндров поворота срабатывает (перепускает масло) то или другое клапанное устройство. Под давлением масла шарик перемещается, сжимая через направляющий стержень пружину. Обе полости разгрузочного клапана соединяются и масло перетекает из одного цилиндра поворота в другой.

Рис. 178. Перепускной клапан гидропривода поворота экскаватора Э-1514:
1 — направляющий стержень, 2—.пружина, 3 — шарик, 4 — колпачок, 5 — регулировочный винт, 6 — контргайка. 7 — корпус

Гидросистема экскаватора состоит из трех шестеренных насосов типа НШ-32ЭЛ; бака для рабочей жидкости; гидрораспределителя, цилиндров и гидропроводов.

Рабочая жидкость, всасываемая из бака насосами, подается в гидрораспределитель и в зависимости от положения рычагов управления поступает в цилиндры или непосредственно на слив в бак через встроенный в него фильтр. Насосы приводятся в действие через специальный редуктор, который крепят болтами к корпусу трансмиссии трактора.

Валы насосов присоединяют к валам шестерен через зубчатые муфты и с помощью фланца прикрепляют болтами к корпусу редуктора. Валы насосов вращаются со скоростью 1600 об/мин, что соответствует производительности насосов 47 л/мин. Скорость вала насоса 18 706 об/мин, производительность— 21 л/мин.

Емкость сварного бака, состоящего из двух частей, — 70 л. В верхней части бака установлено смотровое окно, через которое наблюдают за уровнем и состоянием рабочей жидкости.

К торцовой стороне бака прикреплено болтами запорное устройство, состоящее из всасывающего штуцера, клапана с винтом и колпачковой гайки. В рабочем положении клапан открыт. Для перекрытия слива рабочей жидкости нужно снять колпачковую гайку и отвернуть винт клапана до отказа. При этом клапан плотно садится в конусное гнездо. Бак сообщается с атмосферой через сапун с набивкой из латунной сетки. Во время работы насосов масло сливается из системы через штуцер в фильтре. Фильтр включает в себя стакан, в который вставлена трубка с набором фильтрующих элементов. Стакан вмонтирован в корпус фильтра и прижимается крышкой.

Рабочая жидкость, поступающая в корпус фильтра, протекает через отверстия в стакан и, проникая через фильтрующие элементы, проходит по пазам в трубку, а оттуда сливается в бак. Отфильтрованные частицы остаются на наружной поверхности фильтрующих элементов и постепенно спадают на дно стакана.

Для предохранения фильтрующих элементов от деформации в случае резкого увеличения давления слива, в трубку вмонтирован предохранительный клапан.

Гидрораспределитель (рис. 179) состоит из чугунного корпуса, двух крышек, трех золотников с возвратными пружинами и трех штуцерных пластин.

В корпусе гидрораспределителя собраны перепускной клапан, в который входят плунжер, демпфер и пружина, а также предохранительный клапан, состоящий из корпуса, гнезда, шарика, направляющего стержня, пружины, регулировочного винта, контргайки и колпачка.

Рис. 179. Гидрораспределитель экскаватора Э-1514:
1, 17— крышки, 2— регулировочный винт, 3— колпачок, 4— контргайка, 5 — пружина предохранительного клапана, 6 — направляющий стержень, 7— шарик, 8 — гнездо предохранительного клапана, 9 — корпус предохранительного кла‘пана, 10 — пружина перепускного клапана, 11 — демпфер, 12 — плунжер перепускного клапана, 13 — штуцерная пластина, 14 — корпус распределителя, 15 — золотник, 16 — возвратная пружина золотника

В корпусе гидрораспределителя сделано большое количество различных полостей, соединенных между собой каналами. В сочетании с золотниками и перепускным клапаном эти полости и каналы дают возможность направлять поток рабочей жидкости от насоса в цилиндры рабочего оборудования, а затем возвращать обратно в бак.

В нейтральном положении золотников поток масла от насоса, пройдя через гидрораспределитель, направляется под небольшим давлением в бак. Золотники устанавливают в нейтральное и рабочие положения рычагами управления.

В нейтральном положении золотников масло, поступившее в гидрораспределитель из напорной линии насоса, преодолевает сопротивление пружины и перемещает плунжер вверх, соединяя с пивную полость с нагнетательной. Плунжер перемещается вверх за счет разности давлений, так как давление в полости над плунжером будет всегда меньше вследствие потерь в демпфере, встроенном в плунжер.

Если золотник находится в верхнем или нижнем рабочем положении, то одновременно с открытием каналов, соединяющих гидрораспределитель с цилиндром, перекрывается отверстие слива в полости над плунжером.

Давление на плунжер сверху и давление снизу уравновешиваются и под действием пружины он перемещается вниз, перекрывая сливную полость.

Масло от насоса поступает в соответствующую полость цилиндра, а из другой его полости вытесняется через определенные каналы гидрораспределителя в бак. Свободные полости над золотниками и в нижней крышке заполнены маслом, проникающим через зазоры. Эти полости связаны между собой отверстиями в корпусе и через дренажную трубку соединены с баком, что исключает самопроизвольное перемещение золотников.

Золотники возвращаются в нейтральное положение под действием пружин.

Предохранительный клапан вступает в работу в случае превышения рабочего давления, на которое он отрегулирован. При увеличении давления свыше 75 кГ/см2 шарик поднимается вверх и часть жидкости из полости над перепускным клапаном сбрасывается на слив. Давление в полости понижается, плунжер перемещается вверх и открывает сливную линию в бак.

Предохранительный клапан регулируют в следующем порядке:
1) выключают насосы, вывертывают пробку из штуцера нагнетательной линии гидрораспределителя и ввертывают на это место штуцер приспособления для измерения давления;
2) снимают пломбу клапана и колпачок, отпустив контргайку,
3) включают насосы и выдвигают один цилиндр рабочего оборудования (стрелы, рукояти или ковша) до упора;
4) регулировочным винтом натягивают пружину так, чтобы стрелка на манометре показывала давление 75—80 кГ/см2.

После регулирования на колпачке снова ставят пломбу. Предохранительный клапан гидрораспределителя (см. рис. 177) регулируют таким же образом. Для измерения давления манометр присоединяют к трубопроводу цилиндров поворота с левой стороны по ходу экскаватора. До упора необходимо выдвигать только цилиндры поворота.

На экскаваторе Э-1514 применены цилиндры двух типоразмеров. В цилиндре стрелы установлен поршень диаметром 120 мм и шток диаметром 55 мм, в остальных цилиндрах — поршни диаметром 80 мм и штоки диаметром 55 мм; различаются они только по длине.

Цилиндр (рис. 180) состоит из цилиндрической трубы, на концы которой навинчены передняя и задняя крышки. Герметичность соединения достигается установкой уплотнительных колец.

Рис. 180. Гидроцилиндр рукояти экскаватора Э-1514:
1 — штуцер, 2, 3, 12 — уплотнительные кольца, 4, 5, 20 — гайки, 6 — крышка грязесъемника, 7 — проушина, 8 —- грязесъемник, 9 — втулка, 10, 17 — манжеты, 11, 21 — крышки, 13 — труба, 14 — шток, 15 — конус, 16 — упор, 18 — поршень, 19 — шайба

В трубе помещен шток с поршнем. Поршень крепят гайкой и стопорят шайбой. Уплотнением поршня служат два манжета, удерживаемые упорами и конусом. Шток уплотняют также манжетом.

В концевой части штока установлен грязесъемник с крышкой. Крышки фиксируют от поворота круглыми гайками. На передней и задней крышках закреплены угловые штуцера для подсоединения трубопроводов.

Разгрузочный клапан, аналогичный по конструкции перепускному клапану (см. рис. 178), предохраняет от поломок шток цилиндра стрелы. При давлении в поршневой полости цилиндра стрелы свыше 140 кГ/см2 разгрузочный клапан перепускает масло в што-ковую полость. В связи с тем, что рабочие объемы поршневой и штоковой полостей разные, часть масла сбрасывается через разгру. зочный клапан на слив.

Гидропроводы на экскаваторе Э-1514 представляют собой либо бесшовные стальные трубы, либо шланги высокого давления.

В большинстве случаев их присоединяют с помощью накидной гайки и конических медных или алюминиевых прокладок. К распределителю гидропроводы присоединяют с помощью винта и уплотнительных колец.

Экскаватор Э-157А на уширенном гусеничном ходу предназначен для строительных, погрузочно-разгрузочных и мелиоративных работ.

Экскаватор снабжен унифицированным рабочим оборудованием с ковшом емкостью 0,15 м3. Кроме того, с экскаватором может быть поставлено по особому заказу различное сменное рабочее оборудование: грейфер и подгребающий грейфер, драглайн и боковой драглайн, кран, планировщик.

Экскаватор может быть оснащен ковшом полукруглой формы емкостью 0,2 м3 и профильным ковшом.

Кинематическая схема экскаватора Э-157А приведена на рис. 181. От вала двигателя через главную муфту сцепления вращение передается главной трансмиссии экскаватора, в которую входят: двухрядная цепная передача, шестерни, главный трансмиссионный вал, вал главной лебедки, а также ведущая и сателлитные шестерни планетарного редуктора, с помощью которых приводится в движение лебедка подъема решетчатой стрелы.

Подъем (тяга) ковша осуществляется при включении ленточной фрикционной муфты наружного типа, управляемой сервофрик-ционом. Муфта соединяет вал с барабаном, торможение которого после выключения муфты производится ленточным тормозом наружного типа.

Подъем стрелы прямой лопаты или стрелы, рукояти и ковша обратной лопаты происходит при включении ленточной фрикционной муфты такой же конструкции, что и муфта. Тормоз удерживает стрелу в поднятом положении и снижает скорость движения при ее опускании.

Решетчатую стрелу поднимают при помощи барабана, установленного свободно (в шарикоподшипниках) на валу. Вращение барабану передается через цилиндрический планетарный редуктор, состоящий из жестко закрепленной на валу ведущей шестерни, изготовленного вместе с барабаном зубчатого венца с внутренними зубьями и шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестерней и венцом. Оси, на которых свободно вращаются шестерни, укреплены на шкиве-водиле, свободно установленном на валу. Барабан и шкив-водило соответственно затормаживаются управляемыми ленточными тормозами.

Рис. 181. Кинематическая схема экскаватора Э-157А:
1 — двигатель, 2 — цепная передача, 3, 5 — шестерни привода главной лебедки, 4 — вал главной лебедки, 6 — главный трансмиссионный вал, 7—.шестерня привода вертикального вала механизма хода, 8, 9 — кулачковые муфты, 10 — тормоз механизма поворота, 11 — конические шестерни механизма хода, 12 — кулачковые муфты механизма хода, 13 — горизонтальный пал механизма хода, 14 — цепные передачи, 15 — ведущие колеса гусеничного хода, 16 — зубчатый венец механизма поворота, 17 — обегающая шестерня, 18 — шестерня привода механизма поворота, 19, 20 — блоки шестерен двухскоростного редуктора, 21, 22 — шестерни привода двухскоростного редукто ра, 23 — вертикальный вал, 24 — конические ше стерни, 25 — двухконусные муфты механизма ре верса, 26 — тормоз барабана, 27 — ведущая (сол нечная) шестерня, 28 — сателлитные шестерни 29 — тормоз водила, 30 — зубчатый венец, 31 — ба рабан подъема решетчатой стрелы, 32, 37 — муф ты, 33 — барабан подъема ковша, 34, 35 — тормоза главной лебедки, 36 — барабан подъема унифи цированной стрелы

Если барабан остановлен тормозом, а тормоз отпущен, то при вращении шестерни шестерни свободно обкатываются по неподвижному венцу барабана. Шкив-водило также свободно вращается на валу.

Для подъема стрелы нужно включить тормоз и отпустить тормоз. При этом оси шестерен, закрепленные в шкиве-водиле, останавливаются, а движение передается с вращающейся шестерни, через шестерни на зубчатый венец барабана, который вращается, навивая стрелоподъемный канат и поднимая стрелу.

Для опускания стрелы выключают оба тормоза. Стрела спускается под действием собственного веса. Скорость опускания регулируют тормозом она ограничивается роликовым противо-обгонным устройством, смонтированным внутри барабана и не допускающим вращения барабана со скоростью, большей скорости вала. Более детально конструкция этой стрело-подъемной лебедки будет рассмотрена ниже.

Механизм реверса состоит из трех конических шестерен и двухконусных муфт (их две). С вертикального вала механизма реверса движение передается через шестерни к двухско-ростному редуктору, состоящему из двух блоков шестерен, обеспечивающих две скорости поворота платформы и хода экскаватора. Скорости переключают, перемещая блок шестерен в верхнее (1-я скорость) или в нижнее (2-я скорость) положение.

Механизм поворота платформы включается кулачковой муфтой, соединяющей шестерню с поворотным валом, на нижнем конце которого жестко закреплена обегающая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом (с внутренними зубьями), приваренным к ходовой раме.

Во время передвижения или транспортирования экскаватора поворотную платформу стопорят ленточным тормозом, воздействующим на шкив, жестко закрепленный на верхнем конце поворотного вала.

Механизм передвижения экскаватора включают кулачковой муфтой, соединяющей шестерню с вертикальным валом. При включении муфты сблокированная с ней муфта выключается.

Горизонтальному валу, состоящему из трех частей, движение передается через конические шестерни. Если включить обе кулачковые муфты, то цепными передачами будут приведены во вращение оба ведущих колеса гусеничного хода. Движение экскаватора вперед или назад обеспечивается включением той или другой двухконусной фрикционной муфты механизма реверса. Для поворота гусениц на месте выключают одну из муфт, подвижная полумуфта которой соединяется при этом с неподвижным стопором на ходовой раме.

Рис. 182. Поворотная платформа экскаватора Э-157А с механизмами и силовым оборудованием:
1 — поворотная рама, 2 —силовая установка. 3 — двуногая стойка, 4 — блоки полиспаста подъема стрелы, 5 — кабина машиниста, б — рычаги системы управления, 7 — тормоз, 8 — опорно-поворотный круг, 9 — главный трансмиссионный вал, 10 — вал главной лебедки, 11 — цепная передача

Основой поворотной платформы экскаватора Э-157А (рис. 182) является поворотная рама коробчатой конструкции. На поворотной платформе монтируют: силовую установку, главный трансмиссионный вал с механизмом реверса и цепную передачу и с натяжным устройством.

Внутренняя часть поворотной рамы представляет собой картер, в котором размещены механизмы привода поворота платформы и передвижения экскаватора. На верхнем конце поворотного вала установлен тормоз механизма поворота.

В проушинах, находящихся в передней части поворотной рамы, укреплена телескопическая двуногая стойка, на которой смонтированы блоки полиспаста подъема стрелы.

С правой стороны поворотной платформы расположена изолированная от механизмов экскаватора кабина машиниста, в которой сосредоточены рычаги механической системы управления машиной. К нижней стороне поворотной рамы на приваренном фланце прикреплена подвижная (внешняя) обойма шарикового опорно-поворотного круга, неподвижная часть которого (внутренняя обойма) установлена на ходовой раме экскаватора.

Двигатель размещен в задней части поюротной платформы на трех опорах. Передней опорой является кронштейн, опирающийся через массивный резиновый амортизатор на балку поворотной рамы.

Со стороны приводной звездочки цепной передачи двигатель прикреплен горизонтальной осью к двум кронштейнам-угольникам, установленным на поворотной раме.

Цепная передача состоит из ведущей и ведомой цепных звездочек, двухрядной втулочно-роликовой цепи и ее натяжного устройства, включающего звездочку, ось и кронштейн. Звездочка вращается в подшипниках качения, которые установлены на оси. Ось может перемещаться в пазу кронштейна и фиксируется в нужном положении гайкой и контргайкой.

Главный трансмиссионный вал экскаватора (рис. 183) установлен в двух шарикоподшипниках, имеющих опоры в поворотной раме. На левом (по ходу экскаватора) конце главного трансмиссионного вала жестко на шлицах закреплена ведомая звездочка цепной передачи, от которой приводится в движение главная трансмиссия машины. Шестерня 5, также жестко закрепленная на валу, передает вращение на приводную шестерню вала главной лебедки.

Конические шестерни вместе с прикрепленными к ним дисками свободно установлены на валу на роликоподшипниках. К этим дискам крепят болтами двухконусные пластмассовые колодки.

Ведущие шкивы фрикционов через шлицевые втулки жестко соединены с валом, но могут перемещаться по ним в продольном направлении. На ступицах втулок, кроме шкивов, на резьбе установлены диски рычажных систем управления с подвижными обоймами. В проушинах дисков закреплены нажимные рычаги, связанные с подвижными обоймами серьгами.

Рис. 183. Главный трансмиссионный вал экскаватора Э-157А: 1,3 — конические шестерни механизма реверса, 2, 6 — опорные подшипники, 4 — вал, 5 — шестерня привода главной лебедки, 7 — звездочка цепной передачи, S — ведущий шкив фрикциона, 9 — ведомый диск фрикциона, 10 — возвратная пружина, 11 — нажимной рычаг, 12 — серьга, 13 — втулка, 14 — диск системы управления, 15 — подвижная обойма, 16 — кнопка фиксатора

При перемещении обоймы в сторону двухконусных фрикционов рычаги нажимают на шкив, включают фрикцион, передавая вращение от главного трансмиссионного вала к одной из конических шестерен механизма реверса.

Фрикцион выключается при отводе подвижной обоймы в обратную сторону (от фрикциона), а также под действием возвратных пружин, находившихся в период включения в сжатом состоянии. Фрикционы механизма реверса регулируют при перемещении дисков по резьбовым ступицам втулок. Для этого необходимо оттянуть на себя кнопку фиксатора и вывести его запорный палец из отверстия шкива, после чего, не отпуская кнопки фиксатора, повернуть диск по резьбе ступицы втулки на требуемую величину смещения. Затем нужно отпустить кнопку в и завести запорный палец фиксатора в ближайшее отверстие шкива.

При правильном регулировании обойма во избежание еамо-выключения муфты не должна отходить от своего крайнего положения в период включения. В этот момент усилие на рычаге включения фрикциона реверса не должно превышать 6 кг.

На рис. 184 показана главная лебедка экскаватора Э-157А. Вал лебедки опирается на два шарикоподшипника, установленных в кронштейнах поворотной рамы. Вал приводится в движение от шестерни, жестко закрепленной на валу и находящейся в зацеплении с шестерней главного трансмиссионного вала.

Подъемный и стрелоподъемный барабаны смонтированы на шарикоподшипниках в средней части вала. Эти барабаны приводятся во вращение посредством сервофрикционов и ленточных фрикционов, соответственно установленных крестовине и шестерне. Барабаны тормозятся при помощи ленточных тормозов наружного типа, смонтированных в средней части вала

На консольном конце вала помещены водило и барабан, свободно установленные на шарикоподшипниках. Вместе с тем барабан связан с валом через роликовую противообгонную муфту. На внутренней части тормозного шкива барабана нарезан зубчатый венец, с которым находятся в зацеплении сателлитные шестерни планетарного редуктора, свободно вращающиеся на осях, закрепленных в водиле.

С другой стороны сателлитные шестерни находятся в зацеплении с шестерней, жестко закрепленной на валу. Водило, так же как и барабан, оснащено тормозным шкивом. При оборудовании решетчатой стрелой барабан — стрелоподъемный. Во время подъема стрелы водило заторможено. От вала через шестерню и сателлитные шестерни вращение передается зубчатому венцу стрелоподъемного барабана, который начинает вращаться в сторону, противоположную вращению вала.

Стреловой канат при этом будет наматываться на барабан, поднимая стрелу. Муфта вращается вхолостую и не препятствует вращению барабана, так как ролики не заклинены.

При выключении обоих тормозов стрелоподъемный барабан под натяжением стрелового каната приводится в движение и вращается в ту же сторону, что и вал. Если барабан начинает вращаться несколько быстрее, чем вал, то муфта включается, то есть ролики заклиниваются, жестко соединяя вал с барабаном, скорость вращения которого становится теперь равной скорости вращения вала. Таким образом стрелу опускают на режиме двигателя. При включении только одного стрелоподъемного тормоза барабан неподвижен. В этом случае сателлитные шестерни, получая вращение от шестерни, свободно обкатываются вхолостую вокруг неподвижного зубчатого венца, увлекая за собой водило.

Рис. 185. Ходовое оборудование и механизм передвижения экскаватора Э-157А:
1 — ведущее колесо гусеничного хода, 2 — рама гусеничной тележки. 3— гусеничная лента, 4—поддерживающие полозья, 5 — направляющее колесо, 6 — натяжные винты, 7 — опорный каток, 8 — нижняя часть вертикального ходового вала, 9— зубчатая полумуфта, 10 — ходовая рама, 11 — стопоры, 12 — ведущие цепные звездочки, 13 — кронштейн, 14 — концевые части горизонтального вала, 15 — ведомые кулачковые полумуфты, 16 — ведущие кулачковые полумуфты, 17 — коническая шестерня вертикального вала, 18 — средняя часть горизонтального вала, 19 — корпус, 20 — коническая шестерня горизонтального вала, 21 — подшипник средней части горизонтального вала, 22 — гусеничное звено, 23 —поперечная балка

Уширенное ходовое оборудование экскаватора (рис. 185) состоит кз двух гусеничных тележек, ходовой рамы и механизма привода гусеничных лент. Каждая гусеничная тележка включает ведущее колесо , гусеничную раму, гусеничную ленту, два поддерживающих полоза, направляющее колесо, два натяжных винта и семь опорных катков.

Гусеничные рамы сварной конструкции соединены между собой поперечными балками из труб, В вилкообразных концах гусеничных рам размещены подвижные корпуса подшипников валов с ведущими и направляющими колесами гусеничных лент. При помощи натяжных винтов гусеничные колеса и могут быть установлены в положение, соответствующее оптимальному натяжению приводных ходовых цепей и гусеничных лент.

На поперечных балках (трубах) четырьмя хомутами укреплена ходовая рама с механизмом привода гусеничных лент. В верхней части ходовой рамы сделана проточка, в которой монтируют внутреннюю обойму шарикового опорно-поворотного устройства.

В центре ходовой рамы по оси вращения поворотной платформы расположена нижняя часть вертикального ходового вала, соединенного зубчатой полумуфтой с верхней его частью, установленной в картере поворотной рамы.

На горизонтальный ходовой вал движение передается коническими шестернями, которые помещают в корпус, залитый маслом. Средняя часть горизонтального вала опирается на два подшипника ходовой рамы. Опорами для концевых частей горизонтального вала служат втулки в кронштейнах ходовой рамы и втулки, запрессованные в торцы средней части вала.

Кулачковые полумуфты при движении экскаватора по прямой находятся во включенном положении, соединяя среднюю часть горизонтального вала с концевыми его частями. При повороте экскаватора на месте одну из ведомых кулачковых полумуфт перемещают по шлицам вдоль оси и вводят в зацепление со стопором, укрепленным на ходовой раме.

На выступающих за ходовую раму концах вала укреплены ведущие цепные звездочки, которые через втулочно-роликовые цепи передают вращение на ведущие колеса гусеничного хода.

Поскольку размеры гусеничного хода увеличены, а ширина гусеничного звена составляет 0,7 м, среднее удельное давление на грунт при передвижении экскаватора составляет всего 0,14 кг/см2, в результате чего обеспечивается хорошая проходимость в любых условиях, в том числе по болотистой местности.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устройство и эксплуатация экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства