Возведение насыпи из боковых резервов заключается в вырезании и перемещении грунта автогрейдером из резервов при продольных проходах машины. Резервы разрабатываются попеременно с обеих сторон насыпи, и грунт перемещается к ее оси. В этом случае грунт приходится перемещать как в самом резерве, так и на насыпи.
Насыпь возводят послойно, постепенно наращивая ее высоту. Если при этом не требуется уплотнения каждого слоя, а предусматриваются естественная осадка и уплотнение отсыпанного грунта, валики в насыпи укладывают вприжим. При капитальном покрытии грунт в насыпи укладывают с послойным уплотнением.
Нижний слой грунта можно укладывать двумя способами. В одном случае валики укладывают вразбежку с последующим разравниванием их отвалом, в результате получается насыпь высотой 20—30 см. Во втором случае валики укладывают наращиванием от края насыпи к оси. При этом первый валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают; второй валик перемещают через первый, третий — через первый и второй и т. д. с частичным разравниванием каждого валика.
После отсыпки и разравнивания слоя его уплотняют. Второй слой валиков укладывают вполуприжим от оси насыпи к обочине, а для более плотной отсыпки краев несколько последних валиков укладывают вприжим. После разравнивания и уплотнения этого слоя грунта общую высоту насыпи поднимают до 0,6—0,7 м. Завершают возведение насыпи из боковых резервов разравниванием отсыпаемого грунта в насыпи.
При захватке более 500 м поверхность земляного полотна разравнивают продольными круговыми проходами вдоль насыпи, начиная от краев к середине (рис. 72). Отвал автогрейдера при этом устанавливают с углом захвата 60—90° и углом резания до 50°. Угол наклона отвала выдерживают в соответствии с заданным профилем полотна дороги. След предыдущих проходов отвала перекрывают не менее чем на 0,3 м.
При захватках до 100—150 м целесообразно разравнивать грунт автогрейдером по челночной схеме с разворотом отвала на 180°, т. е. с использованием заднего хода машины в качестве рабочего.
При захватках менее 100 м целесообразен челночный способ работы без поворота автогрейдера, но с холостым возвратом машины с помощью заднего хода без разворотов в исходное положение. В этом случае для уменьшения потерь времени включают максимально возможную скорость заднего хода.
Рис. 72. Послойное разравнивание грунта насыпи круговыми проходами:
а — перекрытие следа предыдущего прохода не менее 300 мм;
Сооружение насыпи заканчивается отделкой откосов и планированием дна резервов.
Внутренние и внешние откосы резерва высотой до 1 м отделывают автогрейдерами с помощью откосника, установленного на отвале. Отделка откосов выполняется одним-двумя продольными проходами машины. Срезаемый грунт разравнивают по Дну резерва или перемещают в насыпь. Откосы высотой до 0,6 м планируют отвалом автогрейдера, установленным на необходимый угол наклона. Планировка и отделка внешнего откоса резерва и выемок высотой 1—1,5 м при наклоне 25—70° обеспечиваются
Рис. 73. Планирование откосов насыпи
Резервы основным отвалом, вынесенным за пределы рамы автогрейдера. Для повышения устойчивости легкого и среднего автогрейдеров при выполнении этих работ передние колеса наклоняют в сторону откоса.
Откосы земляного полотна с крутизной 1 : 3 планируют автогрейдером за 2—3 прохода по одному месту. При первом проходе ровняют верхнюю часть откоса (рис. 73), двигаясь вдоль бровки, обратным проходом — нижнюю часть откоса. При этом отвалом перекрывают предыдущий проход на 20—30 см. Операции повторяют до достижения окончательной отделки откосов.
Планирование дна резервов с помощью автогрейдера показано на рис. 74. По этой схеме одновременно планируют два резерва за два прохода по одному мосту. Работу начинают от основания внутреннего откоса и ведут к внешнему.
Рис. 74. Планирование дна резервов
От одного резерва к другому автогрейдер перемещается по специально устроенным проездам.
Возможно и раздельное планирование левого и правого резервов. В этом случае Отпадает необходимость устройства проездов, но ухудшаются условия для разворотов машины в концах проходов.
Если насыпи высотой более 1 м возводят скреперами или другими землеройно-транспортными машинами, для отделочных работ и разравнивания грунта и в этом случае применяют автогрейдеры.
Грунт разравнивают круговыми проходами, начиная от краев насыпи с перемещением к середине. Угол захвата отвала 70—90°, угол резания 40—50°, угол наклона 1—3°.
Рис. 75. Сооружение полотна полунасыпью-полувыемкой:
с — поверхностное вырезание грунта, б ~ подрезание грунта снизу; 1—17— номера проходов автогрейдера
При сооружении насыпи на косогорах с малой крутизной учитывают, что объемы грунта, перемещаемого из канав на полотно с нагорной и подгорной стороны дороги разные, причем у последней меньше. Если возводят насыпь на косогоре с устройством одной уширенной канавы с нагорной стороны, автогрейдером совершают односторонние проходы, зарезая грунт то правым, то левым концом отвала.
На косогорах с крутизной до 20° с помощью автогрейдеров может быть построено земляное полотно способом полунасыпью-полувыемкой. Возведение дорожного полотна на косогорах с крутизной больше 20° с помощью автогрейдеров считается нецелесообразным, так как резко снижается их производительность из-за опасности бокового опрокидывания. В этих случаях следует использовать мощные бульдозеры, а автогрейдеры будут полезны для отделочных работ.
При сооружении автогрейдером земляного полотна полунасыпью-полувыемкой грунт снимают поверхностным вырезанием грунта выемки (рис. 75, а) или подрезанием грунта отвалом снизу (рис. 75, б). В первом случае грунт начинают снимать от наружной бровки выемки и перемещают его на полотно в противоположный край насыпи. Во втором случае грунт начинают срезать от внутренней бровки выемки и ведут послойно на уровне отсыпаемой насыпи. При подрезании грунта с подошвы верхний слой его обваливается сам. После каждого подрезания грунт сразу перемещают в насыпь. Если при подрезании грунта верхний слой не обваливается и образуются козырьки, его следует обрушивать. Подрезание можно вести при движении автогрейдера в одну сторону, а перемещение — при движении обратно.
Одним из видов работ по устройству выемок при сооружении земляного полотна дороги является устройство кюветов.
Кюветы устраивают при сооружении дороги в выемках, на нулевых отметках и при небольших насыпях высотой до 0,5 м. Вдоль участков полотна, сооруженного полувыемкой-полунасыпью, обычно устраивают одну канаву с нагорной стороны. При песчаном грунте и высоте насыпи более 0,5 м кюветов не делают. Кюветы, сооружаемые автогрейдами, бывают треугольные и трапецеидальные (рис. 76, а, б).
Рис. 76. Поперечные профили кювета:
а — треугольного сечения, б — трапецеидального сечения; 1 — наружная бровка; 2 — наружный откос, 3 — внутренний откос, 4 — отсыпка; а — ширина кювета поверху, в — ширина дна, h — глубина кювета
Глубина кювета задается в зависимости от ширины земляного полотна и характера грунта. При ширине полотна более 11 м кюветы имеют глубину в пределах 0,5—1,2 м, при ширине до 11м — 0,4—0,9м. Причем нижний предел принимается для супесчаных грунтов, верхний — для суглинистых. Откосы боковых канав обычно назначают 1 : 1,5, но при выполнении их автогрейдерами внутренний откос допускается 1 : 2 и 1:3. Ширину дна трапецеидальных кюветов делают в пределах 0,4—0,5 м.
Продольный уклон боковых кюветов обычно аналогичен уклону самой дороги, но не должен быть менее 0,5% и более 5%. Основная разработка кюветов выполняется отвалом автогрейдера, а зачистка откосов и выравнивание дна — откосником, закрепленным на отвале. Причем боковые кюветы глубиной до 0,5 м вырезают автогрейдерами легкого и среднего типов, а более глубокие — тяжелыми. При устройстве боковых кюветов отвал автогрейдера и сама машина принимают следующие рабочие положения.
При срезке внутреннего откоса кювета отвал устанавливают под углом захвата 35—40°. Угол резания сохраняют минимальный, а угол наклона определяют в соответствии с заданной величиной заложения. Во время работы правые колеса автогрейдера должны двигаться по дну канавы. При срезке наружного откоса канавы отвал устанавливают на угол захвата 20°, а угол резания должен иметь среднее значение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и отделка насыпей и выемок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы