На автотракторных двигателях с принудительным водяным охлаждением устанавливаются насосы центробежного типа, имеющие относительно большую производительность при небольших габаритах.
Валик приводится во вращение от двигателя. Вода по патрубку поступает внутрь корпуса, к центру крыльчатки. При вращении крыльчатки вода отбраженный по касательной к корпусу.
Валик вращается на двух бронзовых втулках.
У насоса двигателя Д-108 корпус крепится болтами к кронштейну, который вместе с фланцем прикреплен к кожуху распределительных шестерен. В корпусе вращается пятилопастная чугунная крыльчатка, укрепленная на валике. Крыльчатка имеет пять разгрузочных отверстий, уменьшающих давление воды в полости перед втулкой. К фланцу корпуса насоса присоединяется труба, пающим через отверстие во фланец, а втулка — графитовой набивкой, заложенной в канавки на внутренней поверхности втулки. Для предотвращения вытекания масла в зазор между валиком и втулкой 6 во фланце установлен самоподжимной сальник.
На переднем конце валика укреплена приводная шестерня насоса. Она приводится во вращение от большой промежуточной распределительной шестерни.
Чтобы не было подтекания воды, на конец кронштейна навернута гайка с набивкой. Набивка состоит из трех витков асбестового шнура, пропитанного смесью масла и графита. Подтягивая гайку сальника, можно плотно прижимать набивку к валику.
Производительность насоса при температуре выходящей воды 90 °С и при 1050 об/мин коленчатого вала двигателя равна 12800 л/час.
Вентилятор двигателя Д-108 — осевой. Он состоит из кронштейна с приваренной к нему осью и шкива, который вместе с закрепленной на нем шестилопастной крыльчаткой вращается на двух шарикоподшипниках. Шкив вентилятора приводится во вращение двумя клиновидными ремнями от шкива, установленного на коленчатом валу. Подшипники вентилятора смазываются через масленку, ввертываемую вместо пробки. Полость шкива уплотняется самоподжимным сальником И.
Кронштейн прикреплен к кожуху шестерен распределения шпильками с гайками. Отверстия в кронштейне под шпильки выполнены в виде прорезей, что позволяет с помощью натяжного винта перемещать вентилятор вверх и вниз при регулировке натяжения его ремней.
У двигателей АМ-41, АМ-01, Д-50, СМД-14, ГАЗ-53, ЗИЛ-130 водяной насос и вентилятор объединены в один агрегат и имеют общий привод. Благодаря этому упрощается конструкция привода, снижается вес двигателя.
Водяной насос и вентилятор дизеля Д-50. Чугунный корпус насоса крепится к передней стенке блок-картера. В этом корпусе на двух шариковых подшипниках вращается валик насоса. На переднем конце валика на шпонке насажена ступица, а на заднем конце на лыске — крыльчатка. Крыльчатка крепится болтом. Задний конец валика уплотнен сальником.
К ступице болтами привернут шкив, а к шкиву — осевой вентилятор. Шкив вентилятора, следовательно, валик приводятся во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Подшипники смазываются через масленку солидолом. Сальники не дают смазке просочиться наружу.
Устройство водяного насоса и вентилятора двигателей СМД-14, АМ-41 и АМ-01 незначительно отличается от устройства водяного насоса и вентилятора двигателя Д-50.
Водяной насос и вентилятор двигателя ГАЗ-53. Корпус водяного насоса крепится к крышке картера распределительных шестерен. Вал насоса вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. Подшипники удерживаются от смещения распорной втулкой и стопорными кольцами. Смазка к подшипникам подается через масленку до тех пор, пока не начнет выходить из корпуса через контрольное отверстие А. Пластмассовая (волокнитовая) крыльчатка имеет стальную ступицу. Крыльчатка напрессована на вал 9 и удерживается на нем болтом.
Для уплотнения между крыльчаткой и торцом корпуса установлен сальник, состоящий из текстолитовой шайбы, резиновой манжеты, обойм, пружины и запорного кольца. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как в прорези крыльчатки входят выступы шайбы и обоймы. Манжета препятствует протеканию жидкости в зазор между шайбой и валом. Пружина прижимает шайбу к торцу корпуса.
Жидкость, просочившаяся через сальник из рабочей полости насоса, вытекает через контрольное отверстие Б. Течь жидкости через это отверстие указывает на неисправность сальника.
В средней части вала на шпонке, установлена ступица, к которой болтами крепится шкив привода водяного насоса и шкив привода генератора.
В передней части вала установлена свободно вращающаяся на двух шариковых подшипниках ступица вентилятора.
Водяной насос приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Для натяжения ремня служит ролик, установленный на кронштейне, который прикреплен к блок-картеру.
Электромагнит муфты болтами прикреплен к ступице. К ступице вентилятора прикреплены пластинчатые пружины, соединяющие эту ступицу с якорем муфты. Между электромагнитом и якорем муфты имеется небольшой зазор. В обмотку электромагнита поступает ток через тепловое реле,
Для поддержания определенного температурного режима при работе двигателя привод осевого вентилятора имеет электромагнитную муфустановленное в радиаторе.
Если температура жидкости в верхнем бачке радиатора ниже 80 °С, то. контакты реле разомкнуты, тока в обмотке электромагнита нет, ступица не вращается. В этом случае вентилятор выключен. Когда температура в верхнем бачке достигнет 88 °С, контакты реле замыкаются и ток поступает в обмотки электромагнита. Под действием возникшего при этом магнитного поля якорь притягивается к электромагниту и передает вращение через ступицу вентилятору.
Вентилятор имеет шесть лопастей, он изготовлен из листовой стали. Концы лопастей несколько отогнуты. Это улучшает распределение воздушного потока вдоль боковых поверхностей двигателя и повышает производительность вентилятора.
Для повышения эффективности охлаждения вентилятор установлен в направляющем кожухе, закрепленном на радиаторе.
Водяной насос и вентилятор двигателя ГАЗ-24 имеют такое же устройство.
У двигателя Д-37М, имеющего воздушную систему охлаждения, применяется осевой вентилятор, рабочее колесо (ротор) и направляющий аппарат которого отлиты из алюминиевого сплава.
Ротор имеет восемь лопастей, а направляющий аппарат — девятнадцать лопастей переменного сечения, равномерно расположенных по окружности. Ротор установлен на трубчатый вал и закреплен на нем совместно со шкивом стяжным болтом и гайкой. Шкив приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Вал вращается на подшипниках, установленных в ступице направляющего аппарата. Хомутом направляющий аппарат прикреплен к крышке распределительных шестерен. Воздух засасывается через сетку, каркас которой установлен на наружном бурте направляющего аппарата, и проходит между лопастями, расположенными под углом к ротору. Ротор вращается в направлении, противоположном направлению движения воздуха. Поэтому воздух движется в осевом направлении через обтекатель, в результате чего снижаются потери энергии на привод вентилятора и повышается давление нагнетаемого воздуха. Тепловое состояние двигателя регулируется дросселированием воздушного потока на входе в вентилятор. Для этого в зависимости от температуры окружающего воздуха на сетку устанавливают или снимают с нее специальный диск.
Контроль за тепловым состоянием двигателя осуществляется сигнализатором, установленным на четвертой головке цилиндра. При температуре головки выше 175 °С сигнализатор автоматически срабатывает (замыкает электрическую цепь) и на щитке приборов загорается контрольная красная лампочка.
Через отверстие, закрытое пробкой, заливают масло для смазки подшипников. Уровень масла должен быть не выше контрольного отверстия на передней стенке.
Чтобы во внутренней полости вентилятора не создавалось разрежение и поток воздуха не засасывал через подшипники и сальники масло, внутренняя полость отверстием сообщается с атмосферой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство насосов и вентиляторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы