На автомобилях-самосвалах применяются подъемные механизмы с гидравлическим приводом от двигателя автомобиля.
При этом возможны два варианта конструкции подъемного механизма: – с качающимися цилиндрами и шарнирным соединением штоков с днищем платформы кузова; – с качающимися цилиндрами и рычаж-но-балансирной системой воздействия на платформу кузова.
При работе подъемного механизма (рис. 160) часть эффективной мощности двигателя передается (через коробку отбора мощности, насос, цилиндр подъемного механизма) платформе кузова автомобиля-самосвала. В качестве рабочей жидкости используются дизельное масло Дп-11 или Дп-8 (при температуре от + 15 °С и выше) и веретенное масло АУ (при температуре до —20 °С).
Коробка отбора мощности обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач автомобиля к масляному насосу подъемного механизма. Коробка отбора мощности крепится к люку коробки передач с правой стороны. Ведущий вал вместе с шестерней привода перемещается в картере вперед или назад при помощи рычага включения и выключения подъемного механизма. При перемещении ведущего вала вперед (на рисунке вправо рычаг занимает положение) шестерня входит в зацепление с шестерней блока шестерен заднего хода коробки передач, у которой рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении.
Шестерня ведущего вала, имея постоянное зацепление с ведомой шестерней, передает вращение от шестерни заднего хода коробки передач ведущему валу масляного насоса. Последний имеет шлицевое соединение при помощи втулки с ведомой шестерней коробки отбора мощности.
Масляный насос шестеренного типа имеет устройство, подобное устройству масляного насоса системы смазки автомобильного двигателя. Насос обеспечивает рабочее давление в гидравлической системе подъемного механизма до МПа.
Кран управления позволяет поднимать и опускать платформу кузова и при необходимости фиксировать ее в промежуточных положениях. Он установлен на верхней площадке корпуса масляного насоса. В корпусе крана (рис. 161) перемещается золотник при помощи тяги, которая связана с рычагом
Рис. 160. Конструктивная схема подъемного механизма автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555:
а — цилиндр; б — масляный бак; в — кран управления; г — коробка отбора мощности; д — масляный насос; — масло-заливная горловина; 1 — маслоизмерительный стержень; 2 — отражатель; 3 — перегородка; 4 — рычаг; 5 — тяга; 6 — канал для прохода масла; 7 — предохранительный клапан; 8 — золотник крана управления; 9 — трубопровод высокого давления; 10— обратный клапан крана управления; — трубопровод для возврата масла; — патрубок; — фильтр; — пробка сливного отверстия; — трубопровод подачи масла к насосу; — картер коробки отбора мощности; 18 — шестерня блока шестерен заднего хода коробки передач; 19 — корпус масляного насоса; 20 — вал ведущей шестерни масляного насоса; 21 — шлицевая втулка; 22 — ведомая шестерня; 23 — ведущая шестерня; 24 — ведущий вал;
Рис. 161. Кран управления:
а — канал возврата масла в масляный бак; б — дренажный канал; в — канал подачи масла в цилиндр; г —канал подвода масла от насоса; д — канал для перепуска масла из канала а
Обратный клапан перекрывает канал г, когда масляный насос не работает, при этом платформа кузова находится в верхнем или промежуточном- положениях. Предохранительный клапан срабатывает, если давление в гидравлической системе подъемного механизма превысит МПа.
Цилиндр подъемного механизма (рис. 162) нижней частью через цапфы 35 крепится шарнирно к подрамнику, который необходим для увеличения жесткости рамы автомобиля-самосвала. Подрамник, в свою очередь, имеет шарнирное соединение с платформой кузова. В корпусе цилиндра помещена гильза, внутренняя поверхность которой является направляющей для плунжера. Для фиксированного передвижения гильзы относительно корпуса цилиндра установлены направляющие вкладыши, а для фиксированного передвижения плунжера относительно гильзы — направляющие вкладыши.
Цилиндр снизу закрыт днищем с уплотнительным резиновым кольцом. Плунжер соединен при помощи скобы с осью, которая находится в кронштейнах поперечных балок платформы кузова. Ось со скобой находятся в одной плоскости с цапфами (на рис. 162 оси и скоба относительно цапф условно повернуты на 90.
Масло в цилиндр подается масляным насосом через кран управления и трубопровод высокого давления. Трубопровод при помощи втулки и штуцера соединяется с правой цапфой цилиндра, в которой имеется канал. Полость под днищем плунжера заполняется маслом и при достаточном давлении (7— —8 МПа) начинается движение плунжера вверх (платформа поднимается). Когда выступы нижней части плунжера упрутся в утолщенную верхнюю часть гильзы, начнется совместное движение плунжера и гильзы. Движение прекращается, когда выступы гильзы окажутся в соприкосновении с выступами корпуса цилиндра.
Шарнирные соединения с платформой кузова и подрамником автомобиля-самосвала позволяют цилиндру изменять угол своего наклона.
Масляный бак (см. рис. 160), штампованный из листовой стали, располагается между цилиндром и масляным насосом. По патрубку сливного трубопровода масло из цилиндра а через трубопровод и кран управления возвращается в масляный бак
Сверху бака расположена заливная горловина с пробкой и маслоизмери-тельным стержнем, а снизу — сливное отверстие, закрытое пробкой. При возврате масло очищается в фильтре. Для предупреждения взбалтывания масла внутри бака поставлены перегородка и отражатель.
Рис. 162. Цилиндр подъемного механизма:
1 — корпус; 2, 26 — болты; — упор; — скоба; — ось; — масленка; — гайка болта; — плунжер; 9, — грязесъемники; — гильза; 11, — защитные кольца; 12. — уплотнительные резиновые кольца; 13, — направляющие для плунжера и гильзы; 18, 22, 23 — шайбы; 19 — трубопровод подвода масла; 20 — втулка; 21 — уплотнительное кольцо; 24 — штуцер; 25 — масленка; 27 — опора кронштейна; 28 — кронштейн; 29, 30 — направляющие для плунжера и гильзы; 31 —- стопорное кольцо; 32 — уплотнительное кольцо; 33 — днище; 34 — пробка для слива отстоя; 35 — цапфа
Трубопроводы, соединяющие масляный цилиндр а, бак б, насос д, кран управления в, представляют собой стальные трубки и резиновые шланги. Для трубопровода высокого давления используют стальные трубки с толщиной стенок мм и резиновые шланги с. толщиной стенок мм, имеющие двойные металлические оплетки. Для трубопроводов и низкого давления используют стальные трубки с толщиной стенок 1,5 мм и шланги, выполненные из прокладочной ткани (толщина стенок 5—6 мм).
Платформа кузова сварной конструкции выполнена из стали. Форма платформы может быть прямоугольной, корытообразной (полуцилиндрической) и ков-шеобразной с учетом специализации автомобиля-самосвала. Так, для перевозки грунта и гравия используются платформы корытообразной или полуцилиндрической формы. Для перевозки растворов лучше иметь платформу прямоугольной формы.
Продольные балки (рис.. 163) платформы соединены с задними концами подрамника при помощи осей. При подъеме платформы срабатывает полуавтоматический механизм управления запорами заднего борта, который имеет шарниры в кронштейнах платформы. В горизонтальном положении кулачок механизма входит в прорезь кронштейна подрамника. При подъеме платформы кулачок, скользя по кронштейну, поворачивается, а вместе с ним поворачивается и вал с рукояткой. На валу имеются эксцентрики со скобой. Поворот эксцентриков сопровождается движением скобы назад вместе с тягой.
Рис. 163. Платформа кузова:
1 — платформа; — кронштейн подвески заднего борта; — задний борт; — крюк борта; — ось поворота платформы; — кронштейн для оси со скобой плунжера цилиндра подъемного механизма; — цилиндр; — кронштейн механизма открывания заднего борта; — кронштейн брызговика; — подрамник; — предохранительный упор; — поперечная балка платформы; — фиксатор тяги; — тяга механизма открывания заднего борта; — рукоятка; 16 —скоба; 17 — кулачок; 18 — вал; 19 — продольная балка платформы; 20 — палец; 21 — запорный крюк; А — положение узлов механизма при отпирании заднего борта; Б — положение при запертом заднем борте
Тяга при движении назад толкает запорный крюк, поворачивающийся относительно пальца, а задний борт под собственной тяжестью (при подъеме платформы) открывается. Для закрывания заднего борта, когда платформа после разгрузки примет горизонтальное положение, водителю необходимо выйти из кабины и повернуть вал при помощи рукоятки. При этом кулачок входит в прорезь кронштейна и удерживает платформу от подъема при движении автомобиля-самосвала. Задний борт удерживается в закрытом положении при помощи запорных крюков и крюков борта. При техническом обслуживании и ремонте агрегатов, доступ к которым возможен в поднятом положении платформы, необходимо обязательно ставить упор, который шарнирно соединен с левой продольной балкой подрамника.
При подъеме платформы кузова масло от масляного насоса поступает в канал в (рис. 164) крана управления, открывая обратный клапан, и поступает через канал б и трубопровод высокого давления к цилиндру подъемного механизма. При достижении платформой крайнего положения или для остановки платформы в любом положении рычаг коробки отбора мощности переводится в нейтральное (среднее) положение. Обратный клапан под давлением масла закрывает канал в крана управления.
Для опускания платформы рычаг коробки отбора мощности ставится в крайнее переднее положение, при этом золотник крана управления перемещается вправо, а каналы б, д и а сообщаются между собой и масло возвращается из цилиндра в масляный бак.
Платформа кузова может при разгрузке наклоняться не только назад, но и направо или налево с помощью шарнирных соединений с подрамником справа и слева и запирающего механизма (для открывания боковых бортов). Цилиндр подъемного механизма должен иметь четыре цапфы для наклона во взаимно перпендикулярных плоскостях. Конструкция подъемного механизма несколько осложняется, но это окупается удобством, что дает большую экономию времени при выгрузке грузов в условиях небольших площадей маневрирования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство работы кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы