Радиатор состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины и деталей крепления. Сердцевины радиатора могут быть трубчатые или пластинчатые. На большинстве двигателей применяются трубчатые сердцевины, которые состоят из нескольких рядов вертикальных овальных (плоских) или круглых латунных трубок.
Вода, проходя по трубкам радиатора, отдает часть своего тепла через стенки трубок окружающему воздуху.
Для увеличения поверхности охлаждения трубок и повышения их жесткости на трубки надеты и припаяны к ним тонкие латунные пластины или гофрированные ленты. Сердцевины радиаторов двигателей ГАЗ-21А, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 имеют овальные трубки с припаянными гофрированными лентами.
У сердцевин некоторых двигателей концы трубок немного выступают над крайними пластинами, так называемыми трубными досками, которые сделаны из более толстого, чем пластины, листового металла.
Верхние и нижние баки радиаторов изготовляются из чугуна (двигатели СМД-14 и АМ-41) и латуни (двигатели ГАЗ-53, ЗИЛ-130, Д-50, АМ-01).
У большинства тракторных двигателей верхний и нижний баки крепятся болтами к трубным доскам. Между сердцевиной и баками устанавливаются прокладки. Для придания радиатору необходимой прочности его верхний и нижний баки скрепляются чугунными (СМД-14), стальными (Д-50) или латунными (ГАЗ-52-01 и ГАЗ-53) боковинами (стойками).
У двигателя СМД-14 верхний бак радиатора имеет горловину, которая плотно закрывается крышкой. В нижний бак радиатора ввернута пробка для слива воды из системы. С задней стороны радиатора прикреплен направляющий кожух, который улучшает просасывание воздуха через сердцевину радиатора. В верхней части радиатор крепится двумя тягами к двигателю, а в нижней болтами и шпильками к кронштейнам рамы. В нижнем баке радиатора сделано сквозное отверстие для рукоятки.
Радиаторы тракторных и комбайновых двигателей спереди закрывают облицовкой с предохранительной сеткой.
У двигателей ЗИЛ-130 и некоторых других для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к радиатору, в местах соединения радиатора с рамой устанавливают резиновые прокладки.
Для регулирования интенсивности обдува водяного радиатора перед радиатором устанавливается шторка (двигатели СМД-14, АМ-01, АМ-41, Д-108 и Д-130) или жалюзи (двигатели Д-50, ГАЗ-21А, ГАЗ-53 и ЗИЛ-130).
Жалюзи радиатора двигателя ГАЗ-53 состоят из горизонтальных створок, шарнирно закрепленных в каркасе и на подвижной планке. Системой рычагов и тяг подвижная планка связана с рукояткой управления жалюзи, размещенной в кабине. При помощи рукоятки створки могут быть полностью открыты, закрыты или поставлены в промежуточное положение. В зависимости от степени открытия створок через радиатор проходит большее или меньшее количество воздуха. Устройство жалюзи у других двигателей мало отличается от рассмотренного выше.
При повышении давления внутри системы охлаждения или при образовании разрежения в ней систему охлаждения необходимо соединять с атмосферой. Эту функцию выполняют паровой и воздушный клапаны.
Принцип работы и устройство этих клапанов у всех двигателей одинаковы.
У двигателей СМД-14 и Д-108 паровой и воздушный клапаны размещены в отдельном корпусе, который крепится к верхнему баку радиатора. У других двигателей они установлены в корпусе крышки горловины радиатора.
У двигателя ГАЗ-53 паровой клапан 2 открывается при избыточном давлении в системе, равном 0,45—0,55 кГ!см2, и пар из системы охлаждения выходит по трубке в атмосферу. При таком давлении температура незакипевшей воды в радиаторе может достигнуть 109—111 °С, вследствие чего представляется возможность несколько повысить тепловой режим двигателя.
В системе охлаждения при остывании воды образуется разрежение. С целью предотвращения деформации трубок радиатора предусмотрен воздушный клапан, который открывается, когда разрежение в системе достигает 0,01—0,10 кГ/см2, и в систему охлаждения по трубке поступает воздух.
Соединение патрубков радиатора с патрубками головки цилиндров и блок-картера обычно осуществляется гибкими шлангами, которые зажимаются на патрубках специальными хомутиками.
Термостат служит для ускорения прогрева воды при запуске двигателя и автоматического поддержания ее температуры в определенных пределах. На большинстве автотракторных двигателей применяются жидкостные термостаты. У двигателей 412 и ЗИЛ-130 установлены термостаты с твердым наполнителем.
На дизелях Д-50, ГАЗ-21А, ГАЗ-52-01, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238НБ используются жидкостные термостаты с двумя клапанами, а у двигателей ГАЗ-53 применен термостат с одним клапаном.
Рассмотрим работу двухклапанного жидкостного термостата.
Главная часть термостата — гофрированный баллон (сильфон) изготовлен из тонкой листовой латуни и частично заполнен легко испаряющейся жидкостью.
Нижней тарелкой сильфон припаян к кронштейну, укрепленному в корпусе термостата. К верхней тарелке сильфона припаян вспомогательный клапан и шток с основным клапаном.
Термостат устанавливают в патрубке, отводящем воду из головки цилиндров в радиатор, или в специальном корпусе (двигатель Д-50) так, чтобы сильфон был обращен в сторону водяной рубашки.
На конической боковой поверхности корпуса термостата имеются два окна. В тарелке основного клапана сделано небольшое отверстие для выпуска воздуха при заполнении системы охлаждения водой.
При температуре воды ниже 68 °С основной клапан плотно прижат к седлу и вода из головки цилиндров через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блок-картера.
Это малый круг циркуляции-воды. Количество воды, циркулирующей в этот период работы двигателя, невелико, и, так как вода не проходит через радиатор, она быстро нагревается.
С повышением температуры воды жидкость в сильфоне начинает переходить в насыщенный пар и давление в сильфоне увеличивается. Вследствие этого при температуре воды от 68 до 72 °С основной клапан постепенно открывается, а вспомогательный клапан прикрывает окна. При этом одна часть воды будет проходить по малому кругу, а другая— через радиатор по большому кругу циркуляции воды (водяная рубашка головки цилиндров — термостат — радиатор — насос — водяная рубашка блок-картера). Чем больше открывается основной клапан, тем больше воды циркулирует через радиатор.
Когда температура воды достигнет 86 °С, основной клапан полностью откроется, а вспомогательный клапан полностью закроется, и вся вода будет циркулировать через радиатор.
Действие термостата с одним клапаном отличается от описанного выше тем, что его клапан регулирует то количество воды, которое поступает в радиатор, и не препятствует проходу воды по патрубку в насос.
В термостате двигателя ЗИЛ-130 положение клапана в патрубке определяется термочувствительным элементом, состоящим из медного баллончика, закрытого резиновой диафрагмой. Баллончик заполнен твердым наполнителем — церезином (нефтяной воск). При нагревании баллончика церезин плавится и, увеличивая свой объем, перемещает диафрагму, резиновый буфер и шток вверх. Шток, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан. Начало открытия клапана происходит при температуре 67—70 °С, а полное открытие при 83 °С. С охлаждением баллончика церезин уменьшает свой объем и под давлением пружины клапан закрывается.
Главный недостаток жидкостных термостатов — большая чувствительность их к изменению давления в системе, что делает их работу нечеткой. Термостаты с твердым наполнителем лишены этого недостатка.
Температура воды в системе охлаждения контролируется дистанционным указателем температуры или специальным указателем температуры. В последние годы на тракторы ДТ-75 вместо дистанционного указателя температуры устанавливается электрический прибор УК-133 с полупроводниковым датчиком.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство радиаторов и термостатов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы