Если водитель может изменять упругость пружины регулятора при помощи рычага в пределах, которые определяются положением болтов-ограничителей, то начало действия регулятора на дроссельную заслонку или рейку топливного насоса будет происходить при любом числе оборотов коленчатого вала — от минимальных до максимальных. Таким образом регулятор при каждой новой установке рычага будет автоматически поддерживать заданное водителем число оборотов коленчатого вала почти постоянным, допуская изменение его в небольших пределах.
Такой регулятор называется всережимным. Положение болтов, ограничивающих минимальные и максимальные обороты коленчатого вала, устанавливается при настройке регулятора.
Наличие всережимного регулятора на двигателе позволяет:
1) улучшить условия вождения тракторного агрегата, так как можно легко и быстро изменять скоростной режим и мощность двигателя;
2) повысить производительность тракторного агрегата за счет сокращения простоев, связанных с переключением передач при маневрировании;
3) улучшить сохранность тракторного агрегата, осуществляя с небольшой скоростью повороты, переезды через препятствия и подъезд трактора к сельскохозяйственным машинам и прицепам;
4) понизить расход топлива при работе трактора с неполной нагрузкой.
Всережимный регулятор дизеля Д-108. Все детали регулятора размещены в корпусе. Приводной вал регулятора через пару конических шестерен приводит во вращение вертикальный валик. В проушинах валика шарнирно закреплены два грузика, а в пазах грузиков — сухарики. Последние упираются в подвижную муфту, на которую насажен упорный шарикоподшипник. На верхнее кольцо подшипника опираются через ролики двуплечий Г-образный рычаг и одноплечий рычаг. Эти рычаги расположены на верхнем валу, который вращается в двух игольчатых
Последнее достигается благодаря переводу трактора на работу на высшей передаче и снижению числа подшипниках.
Вертикальное плечо рычага соединено тягой с тягой рейки топливного насоса, а горизонтальное плечо рычага и одноплечий рычаг при помощи пальца и наконечника соединены с пружиной. Второй конец пружины наконечником с регулировочным болтом соединен со средним плечом трехплечего рычага, установленного на шлицах вала.
Посредством рычага и системы тяг рычаг соединен с рычагом управления подачей топлива. Плечи I и II рычага служат для ограничения максимального и минимального числа оборотов дизеля. Под плечом I расположен упор максимального числа оборотов, а под плечом II — упор минимального числа оборотов.
Упор надет на направляющий штифт и представляет собой гайку регулировочного болта. Чтобы упор не проворачивался, он стопорится штифтом. Болт оттягивается вниз пружиной. На головку болта устанавливается втулка, при помощи которой поворачивают и стопорят болт.
Упор сделан так же, как и упор, и представляет собой гайку регулировочного болта, на котором установлена пружина.
Регулятор работает следующим образом. При увеличении числа оборотов, вызванном уменьшением нагрузки, грузики расходятся под действием увеличивающихся центробежных сил и своими сухариками, преодолевая сопротивление пружины, поднимают муфту. При этом муфта через ролик поворачивает рычаг, который через тягу переместит рейку топливного насоса в сторону уменьшения подачи топлива. В результате обороты коленчатого вала снизятся до установленных и мощность дизеля уменьшится.
В случае снижения оборотов коленчатого вала вследствие увеличения нагрузки пружина преодолеет центробежную силу грузиков и повернет рычаг в обратную сторону, что приведет к увеличению подачи топлива, оборотов коленчатого вала до установленных и, следовательно, к возрастанию мощности дизеля. Если рычаг управления подачей топлива установлен в одном определенном положении, то регулятор работает как однорежимный, обеспечивая заданное число оборотов коленчатого вала дизеля.
При изменении положения рычага изменяется натяжение пружины, и поэтому центробежные силы грузиков должны быть другой величины, чтобы передвинуть муфту. Следовательно, в каждом новом положении рычага регулятор будет поддерживать новое заданное число оборотов дизеля, то есть регулятор будет всережимным. Если рычаг перемещать вперед — натяжение пружины уменьшится, а если назад — увеличится. Пределы натяжения пружины ограничены упорами, в которые упираются плечи I и II рычага. Между указанными пределами возможна любая установка натяжения пружины, а каждому натяжению пружины будет соответствовать свое число оборотов коленчатого вала дизеля.
Упор ограничивает максимальные обороты коленчатого вала дизеля при полной нагрузке (1070 об/мин) и при холостом ходе (1140 об/мин), а упор — минимальные устойчивые обороты холостого хода (500 об/мин).
Когда мощность дизеля недостаточна для преодоления внешней нагрузки, число оборотов коленчатого вала начнет снижаться и уменьшится подача топлива за цикл. Последнее происходит потому, что при медленном подъеме плунжера увеличится перепуск топлива через отверстие гильзы в подводящий канал и увеличится утечка топлива через зазор между плунжером и гильзой. Для преодоления перегрузки дизеля нужно подачу топлива за цикл увеличить. Это обеспечивается корректирующим устройством регулятора путем дополнительного перемещения рейки топливного насоса. Работа дизеля Д-108 с полной нагрузкой при номинальных оборотах соответствует тому положению гайки-ограничителя топливного насоса, когда она упирается в пластинчатую пружину корректирующего устройства, не изгибая ее. Если дизель перегружен, то обороты коленчатого вала понизятся и центробежная сила грузиков уменьшится. Вследствие этого пружина регулятора переместит тягу и рейку вперед, изгибая пластинчатую пружину, и подача топлива увеличится.
Детали регулятора смазываются маслом, подаваемым под давлением от переднего подшипника распределительного вала дизеля к переднему подшипнику вала и далее по каналу и трубке к верхней втулке вала. Вытекая из этой втулки, масло разбрызгивается вращающимися деталями регулятора и смазывает их.
Для предупреждения перегрузки дизеля в период первых 100 ч работы, когда дизель проходит обкатку, в крышку корректирующего устройства установлен ограничитель максимальной мощности. Он уменьшает ход рейки и, таким образом, снижает мощность двигателя на 30%.
Всережимный регулятор дизеля СМД-14 действует следующим образом.
Вращение вала топливного насоса передается валику регулятора через шестерню топливного насоса, входящую в зацепление с шестерней регулятора. Вместе с валиком вращается крестовина с установленными на ней двумя грузиками. Под действием центробежных сил грузики, поворачиваясь на осях, расходятся и, нажимая на упорный шарикоподшипник, передвигают его вместе с муфтой вправо, преодолевая при этом сопротивление пружин. Чем больше обороты валика, тем больше центробежные силы, стремящиеся развести грузики, тем дальше вправо переместится муфта и тем сильнее сожмет пружины. При уменьшении числа оборотов валика центробежные силы грузиков уменьшаются. Когда их величина будет меньше, чем действующая на муфту сила упругости пружин, муфта начнет передвигаться влево и сближать грузики. Каждому числу оборотов валика соответствует строго определенное положение муфты, при котором сила упругости пружин и центробежные силы грузиков будут взаимно уравновешены.
Вместе с муфтой будет передвигаться связанная с ней вилка. Верхний конец вилки тягой соединен с рейкой топливного насоса, а нижний конец осью — с кронштейном. Последний может свободно поворачиваться на валике, к наружному концу которого прикреплен рычаг. Кронштейн связан с рычагом поводком и пружиной. При повороте рычага одновременно будут поворачиваться кронштейн и вместе с ним вилка. Поворот рычага вправо ограничивается болтом, а влево — шпилькой.
При повороте рычага в крайнее правое положение его упор соприкоснется с головкой болта. Если при этом дизель не нагружен, то он будет работать на максимальных оборотах холостого хода. Под действием больших центробежных сил грузики раздвинутся на максимальное расстояние и, сжимая пружины, переместят муфту в крайнее правое положение, при этом вилка установит рейку на минимальную подачу топлива насосом. Такое положение механизма регулятора показано на рисунке 3, б, пунктирными линиями.
С увеличением нагрузки дизеля число оборотов валика регулятора будет снижаться. При этом центробежные силы грузиков уменьшатся и усилие сжатых пружин будет перемещать муфту, а вместе с ней рейку 38 насоса влево, увеличивая подачу топлива.
При полной нагрузке и номинальном числе оборотов коленчатого вала дизеля вилка займет положение, при котором торец ее регулировочного винта коснется наклонной части призмы. Это положение вилки и рейки показано на рисунке 3, б сплошными линиями и соответствует полной подаче топлива насосом.
Таким образом, когда упор рычага соприкасается с головкой болта и дизель работает в пределах от холостого хода до полной нагрузки, вилка будет поворачиваться на оси от крайнего правого положения до соприкосновения винта с призмой и рейка осуществит ход, показанный на рисунке 3, б. При этом кронштейн остается неподвижным.
При снижении числа оборотов коленчатого вала дизеля вследствие перегрузки уменьшатся центробежные силы грузиков и сжатые пружины будут стремиться переместить муфту еще дальше влево. Перемещению муфты препятствует вилка, так как ее верхний конец упирается регулировочным винтом в призму, а нижний, связанный с кронштейном, удерживается спиральной пружиной. Это положение вилки на рисунке 144, в показано сплошными линиями.
Когда усилие пружин, передаваемое через вилку кронштейну, окажется в состоянии преодолеть сопротивление пружины, кронштейн начнет постепенно поворачиваться, а винт будет на вилке скользить по наклонной поверхности призмы вверх. При этом вилка переместит рейку 38 влево, увеличивая подачу топлива. Это положение кронштейна, вилки и рейки на рисунке 144, в показано пунктирными линиями.
Чтобы предотвратить возникновение чрезмерных (разносных) оборотов дизеля, в заднюю стенку корпуса регулятора ввернут специальный болт-упор, застопоренный контргайкой. Правильно установленный болт-упор должен быть отвернут на один оборот от положения, находясь в котором он касается нижней части вилки при номинальных оборотах коленчатого вала дизеля.
Снижение числа оборотов осуществляется поворотом рычага влево. При этом повернется кронштейн, и нижний конец вилки переместит влево муфту, Давление пружины на муфту уменьшится. В новом положении муфты для уравновешивания упругости пружины потребуется меньшая величина центробежных сил грузиков, вследствие этого уменьшится число оборотов, поддерживаемое регулятором. Поэтому, когда водитель при помощи механизма управления установит рычаг 4 в любое промежуточное положение, регулятор будет поддерживать промежуточный скоростной режим.
Поворот рычага влево ограничивается шпилькой. Когда в нее упирается упор, рейка насоса занимает положение, при котором подача топлива насосом прекращается, а следовательно, дизель останавливается.
Максимальные обороты коленчатого вала дизеля регулируют при помощи шайб. При увеличении количества шайб число оборотов (максимальное) в режимах холостого хода и полной нагрузки дизеля будет уменьшаться, а при уменьшении количества шайб—увеличиваться.
Валик установлен в отверстиях приливов корпуса и может в них перемещаться в продольном направлении. Если за рукоятку валик вытянуть на себя, то винт сойдет с призмы, рейка насоса переместится влево и подача топлива увеличится. Этим устройством — обогатителем — пользуются для облегчения пуска дизеля в холодную погоду. После пуска дизеля вилка 22 переместится вправо и винт выйдет из-за призмы, а пружина возвратит валик в исходное положение.
Ведущая шестерня регулятора свободно насажена на втулку, соединенную шпонкой с хвостовиком кулачкового вала, и прижата к поверхности втулки двумя плоскими пружинами. Возникающая при этом сила трения обеспечивает совместное вращение шестерни с кулачковым валом.
При резком изменении числа оборотов дизеля, а следовательно, и кулачкового вала шестерня регулятора, преодолевая силу пружин, проскальзывает на втулке. Этим предотвращается возможность поломки зубьев шестерен и других деталей регулятора. В последние годы упругая муфта регулятора упрощена, в нее вместо пружин введены четыре резиновых сухаря, установленных в кольцевых выемках втулки и шестерни.
Детали регулятора смазываются (разбрызгиванием) дизельным маслом, заливаемым в корпус регулятора до уровня контрольной пробки. Наливают и сливают масло через отверстия в коробчатом фланце, закрываемые пробками.
Всережимный регулятор дизеля Д-50 не имеет шестеренчатой ускорительной передачи. Его корпус крепится к фланцу топливного насоса УТН-5.
Внутрь корпуса входит хвостовик кулачкового вала. На лыски хвостовика напрессована упорная шайба, связанная спиральной пружиной (упругим звеном) со ступицей грузиков, свободно сидящей на хвостовике. Один конец пружины входит в отверстие упорной шайбы, а другой — в отверстие ступицы грузиков.
На хвостовике кулачкового вала свободно насажена муфта с упорным шарикоподшипником. Муфта может передвигаться в осевом направлении и передавать усилие на ролик промежуточного рычага, который тягой соединен с рейкой топливного насоса. Основной и промежуточный рычаги установлены на оси и связаны между собой болтом, обеспечивающим необходимый угловой зазор между рычагами. Основной рычаг пружиной соединен с рычагом, а последний жестко укреплен на одной оси с наружным рычагом управления скоростным режимом.
На промежуточном рычаге расположены шпилька для крепления пружины 10 обогатителя и корректор подачи топлива, состоящий из корпуса, штока, пружины и винта.
В заднюю стенку корпуса ввернут болт номинального числа оборотов, а в специальный прилив у горловины — болт, ограничивающий максимальное число оборотов двигателя.
Обогащение подачи топлива при пуске осуществляется пружиной, которая одним концом соединена посредством шпильки с промежуточным рычагом, а другим — с рычагом.
При пуске двигателя рычаг поворачивают до упора в болт максимальных оборотов. Рычаг растягивает пружины регулятора и обогатителя и основной рычаг прижимается к головке болта, а Промежуточный рычаг и рейка насоса перемещаются влево, увеличивая цикловую подачу топлива. Когда обороты коленчатого вала дизеля будут равны 200—300 в минуту, центробежная сила грузиков, преодолевая усилие пружины, переместит вправо муфту и рычаг, поэтому цикловая подача топлива уменьшится.
При работе дизеля на максимальных оборотах холостого хода дизель не загружен, рычаг упирается в болт, центробежная сила грузиков уравновешивается усилием пружины, а промежуточный рычаг прижат к основному, и работают они как один рычаг, устанавливая рейку насоса в положение, обеспечивающее необходимую подачу топлива.
По мере увеличения нагрузки дизеля число оборотов коленчатого вала снижается, следовательно, уменьшается центробежная сила грузиков и рычаги под действием пружины перемещают рейку влево, увеличивая подачу топлива.
При номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя рычаг вплотную подходит к головке болта.
Когда дизель работает на максимальных оборотах, номинальных и промежуточных между ними, шток корректора, сжимая пружину, утоплен в корпусе.
При снижении числа оборотов ниже номинального вследствие перегрузки рычаг не меняет своего положения, а муфта, промежуточный рычаг и рейка перемещаются влево под действием пружины корректора, увеличивая подачу топлива.
Для остановки дизеля рычаг поворачивают вперед по ходу трактора. При этом рычаг через пружину подает основной рычаг до упора в шпильку. Так как рычаг болтом связан с рычагом, то рейка насоса перемещается вправо настолько, что подача топлива выключается.
Для смазки деталей топливного насоса УТН-5 и его регулятора, полости корпусов которых соединены между собой, применяется дизельное масло. Оно заливается через горловину, закрываемую пробкой. Сливается масло через отверстие, закрываемое пробкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Всережимные регуляторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы