Якоря служат для крепления расчалок (вант) грузоподъемных машин, лебедок и полиспастов.
Якорями, т. е. неподвижными сооружениями, способными воспринимать вырывающие усилия, могут быть уже существующие конструкции и сооружения; в этом случае их прочность должна быть проверена расчетом.
Специальные якоря подразделяются на постоянные, являющиеся частью сооружения, например для крепления оттяжек радиомачт (в настоящем курсе не рассматриваются), и временные, сооружаемые для закрепления монтажного оборудования, используемого сравнительно недолго.
Рис. 60. Свайные якоря
Временные якоря могут быть заглубленными и поверхностными. К заглубленным якорям относятся свайные и деревоземляные или бетонные горизонтальные якоря; к поверхностным — переносные грузовые (весовые) из инвентарных плит и рамные с пригрузом и непереносные бетонные якоря.
Деревянные якоря делятся на свайные и горизонтальные.
Свайные якоря (рис. 60) применяют обычно для небольших усилий, их изготовляют из бревен диаметром 18—30 см, забитых в землю. Недостатком таких якорей является трудоемкость забивки свай и сравнительно небольшое усилие, которое может выдержать якорь.
На монтажных работах иногда применяют металлические свайные якоря, погружаемые вибрацией, и винтовые свайные якоря, завинчиваемые в грунт механизмами. Преимуществом таких якорей является их инвентар-ность (по окончании использования сваи могут быть извлечены с помощью тех же механизмов), недостатком — необходимость применения для установки оборудования, которого обычно у монтажников нет.
В качестве металлических свай могут быть использованы трубы, балки или швеллеры. Сваи могут погружаться вибропогружателем ВПП-2. Свая длиной 2,5—3 м в зависимости от сечения выдерживает нагрузку 3—5 тс.
Винтовой якорь состоит из трубы-штанги длиной 2—3 ж, имеющей на конце два витка спирали диаметром 250—400 мм из листовой стали (рис. 61). Завинчивать небольшие якоря можно вручную, причем штанга поддерживается треногой с поворотным кольцом в верхней части. Для завинчивания мощных якорей используют механизм, подвешенный на треноге. Винтовые якоря на монтажных работах применяют для усилий 3,5 и 10 тс в зависимости от сечения.
Широко распространены заглубленные деревоземляные якоря на усилие от 3 до 50 тс (рис. 62).
Рис. 61. Винтовой
Якоря на усилия 3 и 5 тс выполняют из одного поперечного бревна; на 7,5—10 тс— из трех бревен, связанных скруткой (тип I; см. рис. 65, а).
Якоря, предназначенные для нагрузок более 10 тс, усиливаются горизонтальными и вертикальными щитами из бревен, что позволяет включить в работу большие площади земли (тип II; см. рис. 65,6). При больших усилиях тяга к бревнам крепится в двух точках.
Рис. 62. Деревоземляной якорь,
1 — бревно; 2 — тяга; 3 — бревно; 4 — засыпка с уфамбовкой; 5 — канавка
При передвижении вантовых кранов и мачт в процессе монтажа направление действия усилия на якорь меняется; угол отклонения усилия от нормального допускается до 15°. Перед якорем с переменным направлением усилия в месте выхода тяг на поверхность земли зарывают два вертикальных щита, усиленных бревнами, между которыми проходит тяга. Такое устройство воспринимает боковые усилия, возникающие при изменении направления винт (рис. 63).
При больших усилиях (от 20 до 130 тс) применяют также заглубленные бетонные якоря (рис. 64), что позволяет несколько уменьшить заглубление.
При расчете деревоземляных и бетонных якорей определяют сечения элементов якоря, устойчивость его при действии вертикальных сил и давление на грунт от горизонтальных сил.
При якоре из одного или нескольких горизонтальных бревен расчет может быть произведен по следующим формулам.
Рис. 63. Якорь на усилие Q = 20 тс для переменного направления усилия
Рис. 64. Бетонный якорь
Рис. 65. Расчетная схема деревоземляного якоря
а — расчетная схема деревоземляного якоря из одного бревна; б — расчетная схема якоря, усиленного щитом; в—расчетная схема бревна при одной тяге; г — расчетная схема бревна при увязке тяги за две точки
Недостатком заглубленных якорей является большой объем земляных работ и значительный расход материалов, остающихся в земле и неиспользуемых в дальнейшем.
В последнее время все большее применение находят переносные инвентарные якоря.
Инвентарные якоря из отдельных блоков разработаны ПИ Прометал ьконструкция и другими организациями. Размер блоков 3,5 X 1 X 0,5 м при весе 4,25 т. Удерживающая сила якоря определяется его весом и трением о поверхность при расположении на земле; при небольшом заглублении добавляется сопротивление земли. Якоря на различные усилия получают компоновкой из нескольких блоков (рис. 66).
Другим видом переносного якоря является рама или легкий каркас, загружаемый имеющимся материалом: плиты, грунт, и т. д. Для лучшего закрепления на грунте к нижней плоскости рамы закрепляют шипы, которые при загрузке рамы (ящика) погружаются в грунт. На рис. 66, б показан переносный якорь на усилие 27 тс. Переносные якоря применяются также при болотистых и скальных грунтах.
Расчет переносного якоря весом G производится из условия преодоления трения по грунту при безусловной прочности самого якоря. Коэффициент трения / берется по местным условиям равным 0,3— 0,5. Коэффициент запаса против сдвигающего усилия N принимается равным 1,2.
Рис. 66. Переносные якоря с — из инвентарных блоков; 6 — переносная рама
Ряжевые якоря устраиваются в руслах рек, озерах, прудах и т. д. Они представляют собой сруб прямоугольного сечения из бревен, опущенный в воду и засыпанный камнем. За нижнюю часть сруба крепится петля из каната, к которой присоединены ванты. Сруб и каменная засыпка должны выдерживать усилия вант с учетом действия воды, поднимающей сруб с силой, равной весу воды, вмещаемой в объем сруба.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Якоря - такелажные приспособления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы