Строительные машины и оборудование, справочник




Агрегаты трансмиссии - сцепление

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Агрегаты трансмиссии - сцепление

При ЕО осматривают герметичность главного цилиндра привода сцепления. Проверяют уровень жидкости в бачке гидропривода, действие механизмов сцепления при трогании с места и при движении автомобиля.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления. У автомобилей ВАЗ-2121, ВАЗ-2109 и УАЭ-31512 проверяют и регулируют свободный ход педали после окончания обкатки. У автомобиля ВАЗ-2109 после обкатки и при ТО-1 проверяют отсутствие шума в подшипнике выключения сцепления.

При ТО-2 проверяют крепление картера сцепления к двигателю и действие оттяжной пружины. При необходимости прокачивают гидропривод, регулируют свободный ход педали, выполняют смазочные операции.




Герметичность главного цилиндра и резьбовых соединений трубопроводов проверяют при нажатой до упора в пол педали сцепления.

Действие механизмов сцепления при трогании с места и при движении автомобиля проверяют дважды, включая передачу заднего хода. Если включение происходит бесшумно, то привод сцепления отрегулирован правильно и действие механизмов включения обеспечивает разъединение коленчатого вала двигателя и трансмиссии. Если при включении сцепления слышен шум зубчатых колес коробки передач, то регулируют сцепление. Автомобиль при отпускании педали сцепления должен трогаться плавно, а переключение с низшей передачи на высшую должно происходить без рывков.

У автомобилей ИЖ-2715, ВАЗ-2121 и УАЭ-31512 перед началом регулировки с помощью линейки замеряют величину свободного хода педали сцепления.

У автомобиля ИЖ-2715 вначале регулируют свободный ход вилки выключения сцепления, отвертывая контргайку и перемещая регулировочную гайку по резьбе толкателя, предварительно отсоединив пружину. По окончании регулировки закрепляют гайку контргайкой и устанавливают пружину. Свободный ход педали сцепления соответствует ходу наружного конца вилки выключения, который составляет 4,5—5,5 мм. После регулировки положения педали фиксируют толкатель от проворачивания контргайкой. Затем проверяют величину хода толкателя вилки выключения сцепления, которая соответствует полному ходу педали. Величина хода толкателя должна быть не менее 19 мм. При величине хода толкателя меньше указанного значения прокачивают систему гидравлического привода сцепления для удаления из нее воздуха.

У автомобиля ВАЗ-2121 конструкция рабочего цилиндра и вилки выключения сцепления аналогична ИЖ-2715. Свободный ход педали сцепления регулируют при помощи ограничителя хода педали, которым между толкателем и поршнем главного цилиндра устанавливают зазор 0,1—0,5 мм. Затем вращением гайки регулируют свободный ход толкателя рабочего цилиндра. Он должен составлять 4—6 мм. По окончании регулирования гайку фиксируют контргайкой.

У автомобиля ВАЗ-2109 свободный ход педали сцепления не регулируют, так как зазор между подшипником выключения сцепления и лепестками нажимной пружины отсутствует, привод выключения сцепления тросовый. Регулируют полный ход педали сцепления до необходимой величины, отвертывая гайку (рис. 20) и завертывая гайку. Ход педали фиксируют затягиванием гайки.

У автомобиля УАЭ-31512 вначале регулируют полный ход педали сцепления, отвертывая контргайку и перемещая вилку по резьбе толкателя. По окончании регулировки закрепляют вилку контргайкой. Свободный ход педали сцепления регулируют изменением длины толкателя рабочего цилиндра, для чего отвертывают или завертывают наконечник толкателя. Это обеспечивает свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления (3,5—5,0 мм и зазор 2,5—3,5 мм) между отжимными рычагами и подшипником выключения.

В процессе эксплуатации автомобилей возможны следующие неисправности сцепления: неполное выключение и включение, повышенный шум.

Причиной неполного выключения сцепления является попадание воздуха в систему гидропривода. Удаляют воздух, установив автомобиль на подъемник или эстакаду. Снимают с клапана выпуска воздуха рабочего цилиндра защитный колпачок и надевают на него шланг. Другой конец шланга опускают в прозрачный сосуд вместимостью 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью. Нажимают на педаль сцепления 4—5 раз с интервалами 1—2 с и постоянно доливают в бачок главного цилиндра сцепления тормозную жидкость. Оставляют педаль в нажатом состоянии и отвертывают на ‘/г—1 /з оборота клапан выпуска воздуха, при этом в стеклянный сосуд из шланга будет поступать тормозная жидкость с пузырьками воздуха. По окончании выделения пузырьков завертывают клапан при нажатой педали. Повторяют операцию 3 или 4 раза до тех пор, пока полностью не прекратится выделение пузырьков. По окончании прокачки завертывают клапан, снимают с него шланг, протирают и надевают защитный колпачок.

Рис. 1. Гидравлический природ выключения сцепления автомобиля: а — рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления автомобиля ИЖ-2715: 1 — подшипник выключения сцепления; 2 — вилка выключения сцепления; 3 — шаровая опора; 4 — толкатель; 5 — регулировочная гайка; 6 — контргайка; 7 — пружина возврата вилки; 8 — клапан выпуска воздуха; 9 — рабочий цилиндр; б — педаль и главный цилиндр гидропривода сцепления автомобиля ВАЗ-2121: 1 — главный цилиндр; 2 — ограничитель хода педали; 3 — пружина педали; 4 — педаль; 5 — толкатель; 6 — поршень толкателя

При неполном выключении, когда сцепление «ведет», затруднено переключение передач. Причинами неисправности являются утечка рабочей жидкости, увеличение свободного хода педали сцепления, деформирование ведомого диска или разрушение его деталей, заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач. Утечку жидкости устраняют, ход педали сцепления регулируют. При деформировании ведомого диска, износе шлиц ступицы ведомого диска, нарушении положения отжимных рычагов сцепление разбирают, неисправные детали заменяют. У автомобиля УАЭ-31512 регулируют положение отжимных рычагов с помощью винтов так, чтобы рычаги находились в одной плоскости, допустимое отклонение составляет ±0,3 мм.

Рис. 2. Тросовый привод выключения сцепления автомобиля ВАЗ-2109: 1 — рычаг вилки выключения сцепления; 2 — оболочка троса; 3 — обойма; 4 — пружина возврата педали сцепления; 5 — педаль; 6,7 — регулировочные гайки; 8 — поводок троса

При неполном включении, когда сцепление «буксует», при нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой скорость автомобиля не увеличивается. Ощущается специфический запах от фрикционных накладок. Возможные причины неисправности: засорено или перекрыто компенсационное отверстие главного цилиндра разбухшей манжетой, отсутствует свободный ход педали сцепления, пружины потеряли упругость или поломались, смазка попала на поверхность трения дисков. Для устранения неисправностей прочищают компенсационное отверстие мягкой проволокой диаметром 0,6 мм или заменяют манжеты, регулируют привод выключения сцепления, промывают поверхности трения ведомого диска, заменяют диск и пружины.

Повышенный шум при включении сцепления возможен при износе или повреждении подшипника муфты выключения или износе переднего подшипника первичного вала коробки передач, а также из-за поломки или потери упругости пружин демпфера ведомого диска, недостаточного свободного хода педали сцепления, поломки пружины вилки выключения. Изношенные и поломанные детали заменяют, свободный ход педали сцепления регулируют.

Рис. 3. Гидравлический привод выключения сцепления автомобиля УАЭ-31512: а — педаль и главный цилиндр: 1 — главный цилиндр; 2 — толкатель; 3 — контргайка; 4 — вилка толкателя; 5 — пружина возврата педали сцепления; б — педаль; б — рабочий цилиндр и вилка: 1 — отжимной рычаг; 2 — муфта; 3 — оттяжная пружина; 4 — шаровая опора; 5 — вилка; 6 — наконечник толкателя; 7 — контргайка; 8 — пружина; 9 — рабочий цилиндр; 10 — колпачок; 11 — клапан выпуска воздуха; 12 — поршень; 13 — толкатель

К неисправностям сцепления относят шум, неплавное или неполное включение с пробуксовкой ведомых дисков; неполное выключение (сцепление «ведет»). Отказы происходят из-за износа фрикционных накладок, их отслоения и задиров, износа или разрушения муфты выключения сцепления. При погнутости ведомого диска, забоинах на шлицах первичного вала слышится треск и скрежет зубчатых колес в коробке передач в момент их переключения.

Для восстановления работоспособности сцепления правят или заменяют ведомый диск, первичный вал коробки передач, регулируют зазор между рычагами и подшипниками выключения сцепления.

Неполное включение или пробуксовка сцепления проявляется при трогании автомобиля с места или при движении на подъем. В этом случае педаль сцепления отпущена и необходимое по условиям движения увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не сопровождается соответствующим увеличением скорости движения автомобиля, чаще всего скорость уменьшается из-за пробуксовки дисков сцепления.

Причинами неполного включения сцепления являются износ и замасливание фрикционных накладок, отсутствие свободного хода педали сцепления, поломка или ослабление пружин, коробление ведомых дисков, износ шлицев ведущего вала коробки передач. Накладки ведомых дисков часто замасливаются из-за небрежной и чрезмерной смазки подшипника муфты выключения сцепления.

Для устранения неисправностей регулируют свободный ход педали, заменяют нажимные пружины, промывают бензином накладки дисков.

Свободный и полный ход педали сцепления — основной параметр его технического состояния.

Ход педали сцепления проверяют при контрольно-диагностиче-ских работах (эти работы входят в объем ТО). Кроме того, по отсутствию шума проверяют полноту выключения сцепления при включении передач, отсутствие пробуксовки сцепления при передаче крутящего момента, плавность включения.

Пробуксовку сцепления проверяют на динамометрическом стенде стробоскопическим прибором модели КИ-4856 или СДЗМ К-453. На стенде создают нагрузку на задние колеса автомобиля с помощью нагрузочного устройства, установив частоту вращения барабанов стенда равной скорости движения автомобиля 50 км/ч. Включают прибор в электрическую цепь системы зажигания автомобиля в двух точках — к проводу прерывателя-распределителя и к свече первого цилиндра. Наблюдают за карданным валом, при отсутствии пробуксовки он будет казаться неподвижным.

При неполном выключении сцепления его ведомый диск и ведущий вал коробки передач не останавливаются, что затрудняет переключение передач. При нажатии педали сцепления до упора невозможно бесшумно включить передачу при трогании автомобиля с места. Это происходит из-за увеличения свободного хода педали, заедания ведомых дисков, наличия перекоса рычагов выключения сцепления, попадания воздуха в систему гидравлического привода, износа уплотнительных манжет поршней главного и рабочего цилиндров.

Резкое включение сцепления возможно при заедании муфты включения на ведущем валу коробки передач из-за износа и зади-ров рабочих поверхностей или из-за разрушения фрикционных накладок, поломки демпферных пружин, неодинаковых зазоров между рычажками и подшипником муфты выключения сцепления.

Если педаль не полностью возвращается в начальное положение, проверяют или заменяют пружину или проверяют наличие смазки в шарнирах промежуточного вала привода сцепления или во втулках вала педали. При необходимости добавляют смазку.

Износ отверстий и погнутость рычагов выключения сцепления устраняют ремонтом. После ремонта балансируют нажимной диск.

Причиной разрушения подшипника выключения сцепления могут служить несвоевременная смазка, длительное нахождение в выключенном состоянии. Следует иметь в виду, что время переключения передач, т. е. время работы сцепления при переключении передач, должно составлять не более 0,15—0,25 с.

Автомобили ГАЭ-53-12, ГАЗ-66-11, ЗИЛ-431410 имеют аналогичное по конструкции однодисковое сухое сцепление. Нажимной диск такого сцепления балансируют установкой специальных пластин. При сборке положение рычагов выключения сцепления регулируют гайками или болтами, после чего гайки раскернквают и в процессе эксплуатации эти рычаги не регулируют. Нажимной диск сцепления балансируют на заводе в сборе с коленчатым валом и маховиком двигателя.

У автомобиля ЗИЛ-4331 положение рычагов, а следовательно, и положение упорного кольца 8 регулируют в процессе сборки с помощью регулировочных гаек, которые после регулировки стопорят, вдавливая буртик гайки в паз опоры рычага.

У автомобилей ГАЗ-66-11, ЗИЛ-4331 заполняют гидропривод сцепления тормозной жидкостью через горловину главного цилиндра привода сцепления, который у автомобиля ГАЗ-66-11 выполнен в одном корпусе с главным цилиндром привода тормозов. После заполнения резервуара главного цилиндра заворачивают пробку и создают шинным насосом небольшое давление на жидкость. Для присоединения шланга насоса в пробке имеется резьбовой наконечник. Под действием давления жидкость заполняет систему, воздух выпускается через перепускной клапан, расположенный у автомобиля ГАЗ-66-11 на рабочем тормозном цилиндре, а у автомобиля ЗИЛ-4331 — в верхней части корпуса исполнительного цилиндра. Снимают резиновый колпачок на головке клапана и надевают шланг, другой конец которого опускают в сосуд с небольшим количеством тормозной жидкости. После прекращения выделения в струе жидкости пузырьков воздуха клапан завертывают, доливая при необходимости жидкость в резервуар цилиндра так, чтобы ее уровень был на 15—20 мм ниже кромки наливного отверстия. Снимают шланг и надевают колпачок. Ход толкателя цилиндра должен быть не менее 23 мм у автомобиля ГАЗ-66-11 и 1—2 мм —у автомобиля ЗИЛ-4331.

У автомобиля КамАЭ-5320 при удалении воздуха из системы гидропривода сцепления также заполняют бачок главного цилиндра привода сцепления тормозной жидкостью, присоединяют резиновый шланг к головке штуцера удаления воздуха, отворачивают штуцер на ‘/г—3Д оборота и, создавая давление, резко нажимают четыре — шесть раз на педаль сцепления, пока жидкость из шланга не будет выходить без пузырьков воздуха. В положении, при котором педаль нажата, заворачивают штуцер и отпускают педаль, доливают тормозную жидкость в бачок главного цилиндра.

Аналогично удаляют воздух из системы гидропривода сцепления автомобилей «Урал-5557».

Рис. 1. Сцепление автомобиля ЗИЛ-4331: 1 — пружина демпфера; 2 — картер маховика; 3 — маховик; 4.— диск ведомый; 5 — диск нажимной; 6 — кожух нажимного диска; 7 — пружина нажимная; 8 — кольцо упорное; 9 — шарикоподшипник; 10 — муфта выключения сцепления; —пружина; 12 — вилка; 1.1 — регулировочная гайка; 14 — рычаг выключения сцепления; 15 — ролики; 16 — пробка со шплинтом; 17 — ведущий вал коробки передач; 18 — уплотнительная манжета; 19 — шарикоподшипник; 20 — коленчатый вал двигателя

Однодисковое сухое фрикционное сцепление автомобиля КАЗ-4540 имеет дистанционный механический привод с пневмо-усилителем. Кожух сцепления в сборе с нажимным диском, нажимными пружинами, рычагами выключения сцепления и упорным кольцом статически балансируют с точностью 4-10~3 Н-м. Привод выключения сцепления должен обеспечивать свободный ход муфты выключения в пределах 3,6—4,0 мм и рабочий ход 14 мм. Зазор между упорным кольцом рычагов выключения сцепления и подшипником муфты в процессе эксплуатации не регулируется. При сборке сцепления с помощью гаек, расположенных на кожухе сцепления, устанавливается положение рычагов, обеспечивающее одновременность нажатия упорного кольца на концы рычагов выключения сцепления.

При выходе из строя пневмоусилителя привода сцепления допускается непродолжительная эксплуатация автомобиля, но во избежание поломки синхронизаторов делителя коробки передач следует убедиться в том, что сцепление выключается раньше, чем происходит включение делителя коробки передач. Для этого при работающем двигателе переводят рычаг переключения передач в первое нейтральное положение, при котором должна загореться контрольная лампа, а затем во второе нейтральное положение. После этого, медленно нажимая на педаль сцепления, по прекращению вращения карданного вала определяют момент выключения сцепления. Если контрольная лампа гаснет, это значит, что сцепление выключается раньше, чем происходит включение делителя. В противном случае уменьшают величину свободного хода педали сцепления.

У автомобилей КамАЭ-5320, «Урал-5557» конструкция двухдискового сухого фрикционного сцепления одинаковая, привод сцепления гидравлический, с пневмоусилителем, а у автомобиля «Урал-5557» имеется еще и механический усилитель в виде вспомогательной пружины.

Помимо перечисленных возможны следующие неисправности привода сцепления: неполное выключение или запаздывание включения, заклинивание, попадание воздуха в гидропривод, утечка рабочей жидкости или увеличение рабочего хода педали. При неполном выключении привод сцепления не обеспечивает необходимый ход рычага 17 (рис. 33) вала вилки.

Привод сцепления заклинивает при разбухании уплотнитель-ных манжет и потере их герметичности из-за грязной тормозной жидкости или ее несоответствия рекомендуемой заводом («Нева», ГУ 6—01 —1163—78). В этом случае заменяют манжеты и тормозную жидкость.

Из-за застывшей в приводе рабочей жидкости или неисправности пневмоусилителя запаздывает включение сцепления при тро-гании автомобиля с места и переключении передач. В этом случае гидросистему привода включения сцепления заполняют рабочей жидкостью, соответствующей температуре окружающего воздуха, и устраняют неисправность пневмоусилителя.

После ремонта перед установкой на двигатель проверяют положение упорного кольца оттяжных рычагов, для чего нажимной диск в сборе без стяжных болтов устанавливают на контрольную подставку или на маховик.

Рис. 2. Сцепление автомобиля КамАЭ-5320: 1 — маховик; 2 — диск средний ведущий, 3 — диски ведомые; 4 — картер сцепления; 5 — диск нажимной; 6 — кожух сцепления; 7 — вилка; 8 — пластина запорная; 9 — гайка регулировочная; 10 — шайба стопорная; 11 — рычаг оттяжной; 12 — шланг подачи смазки; 13 — подшипник выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — вал вилки; 17 — рычаг вала вилки; 18 — шток привода

При этом выдерживают установочные размеры А = 29±0,1 мм, Б = 52±0,3 мм. Биение торца Т2 упорного кольца относительно поверхности Ti не должно превышать 0,2 мм. Устраняют биение регулировкой гаек. При установке сцепления на двигатель завертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику и вывертывают стяжные болты. После установки сцепления на двигатель биение торца Т2 допускается не более 0,4 мм.

При правильной регулировке у однодискового сцепления зазор между рычагом выключения сцепления и выжимным подшипником должен быть равен 3—4 мм (ЗИЛ-431410) и 4 мм (ГАЗ-53-12, ГАЗ-66-11). Зазор между упорным кольцом и муфтой выключения сцепления у автомобиля ЗИЛ-4331 должен быть 3,5±0,5 мм, у автомобиля КАЗ-4540 — 3,6+0,4 мм. Указанные зазоры соответствуют величине свободного хода педали сцепления (см. табл. 33). Свободный ход педали сцепления у автомобилей ГАЗ-53-12, ЗИЛ-4331, ЗИЛ-431410 регулируют с помощью гайки тяги привода сцепления, положение которой фиксируют контргайкой. Полный ход педали сцепления у автомобиля ЗИЛ-4331 регулируют с помощью подвижного упора, расположенного в верхней части педали.

Рис. 3. Нажимной диск сцепления автомобиля КамАЭ-5320 в сборе с кожухом на контрольной подставке: 1 — подставка контрольная; 2 — гайка регулировочная; 3 — кольцо упорное; 4 — болт стяжной

У автомобиля ГАЗ-66-11 свободный ход педали сцепления устанавливают регулировкой длины толкателя рабочего цилиндра.

У автомобиля КАЗ-4540 свободный ход педали сцепления регулируют при откинутой кабине, необходимую величину (60 мм) устанавливают вращением штанги выключения сцепления, принимая во внимание, что за один оборот штанги свободный ход педали увеличивается примерно на 7,5 мм. Регулируют расстояние между плоскостью крепления пневмокамеры и осью рычага пнев-моусилителя в том случае, если оно меньше 82 и больше 115 мм. При регулировке указанный рычаг переставляют на шлицах вала выключения сцепления.

У автомобиля «Урал-5557» свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 45—60 мм. Его замеряют в средней части площадки педали. Для установления этого разме-pa регулируют зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра с помощью эксцентрикового пальца, который соединяет толкатель с рычагом педали. Регулировку выполняют при положении, в котором оттяжная пружина прижимает педаль сцепления к верхнему упору, после чего вращением эксцентрикового пальца устанавливают перемещение педали на расстояние 6— 12 мм от верхнего упора до момента касания толкателя в поршень.

Рис. 4. Привод механизма выключении сцепления автомобиля КамАЭ-5320: 1 — толкатель поршня главного цилиндра: 2 — палец эксцентриковый; 3, 9 — пружины; 4 — педаль; 5 — рычаг вала вилки; 6 — гайка сферическая; 7— контргайка; Я — толкатель поршня; 10 — пневматический усилитель

При регулировке привода выключения сцепления проверяют свободный ход муфты выключения сцепления и, если величина свободного хода отличается от значения 3,6+0,4 мм, его регулируют с помощью тяги толкателя пневмоусилителя, изменяя ее длину.

У автомобиля КамАЭ-5320 гидропривод выключения сцепления регулируют установлением необходимого зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра и изменением свободного хода рычага вилки выключения сцепления. Зазор между поршнем главного цилиндра и толкателем поршня регулируют эксцентриковым пальцем, на котором закреплен верхний конец

толкателя. Этот зазор должен обеспечивать перемещение педали в пределах 6—12 мм. Педаль перемещается от верхнего упора до момента касания в поршень. Эксцентриковый палец поворачивают при положении, когда оттяжная пружина прижмет педаль сцепления к верхнему упору.

Для проверки полного хода рычага вала вилки пружину отсоединяют от рычага, рычаг вала вилки перемещают вручную от регулировочной гайки толкателя поршня пневмоусилителя 10 сцепления. Свободный ход рычага на радиусе 90 мм должен составлять 3,8—4,8 мм. Этот ход регулируют с помощью сферической гайки толкателя поршня пневмогидроусилителя. В результате свободный ход педали сцепления должен составлять 30—42 мм, а свободный ход муфты 3,6+0,4 мм. При выжиме педали сцепления до упора проверяют полный ход рычага вала вилки, он должен составлять не менее 25 мм на радиусе 90 мм. При меньших значениях проверяют свободный ход педали сцепления, наличие жидкости в главном цилиндре гидравлической системы. При необходимости гидравлическую систему привода сцепления прокачивают, как указано выше.

При ЕО проверяют исправность сцепления. Оно должно обеспечивать полное включение — не пробуксовывать и полное выключение — не должно вести.

При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления, состояние и крепление оттяжных пружин. У автомобилей ГАЗ-66-11, КамАЗ-5320, «Урал-5557» проверяют герметичность привода выключения сцепления, крепление главного цилиндра привода сцепления и пневмогидравлического усилителя привода. Выполняют смазочные операции.

При ТО-2 выполняют операции ТО-1. Кроме того, проверяют крепление картера сцепления к блок-картеру. При необходимости прокачивают привод сцепления, регулируют свободный ход педали сцепления, рычага выключения сцепления. В гидропневматическом приводе сцепления проверяют уровень жидкости в полости главного цилиндра, герметичность гидравлической системы. При наличии конденсата в пневмоусилителе привода вывинчивают контрольную пробку из крышки пневматического поршня и удаляют конденсат. Выполняют смазочные операции.

При СО в гидравлическом приводе сцепления автомобиля ГАЗ-66-11 заменяют жидкость, привод промывают, рабочие детали главного и рабочего цилиндров смазывают касторовым маслом.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины