Трудности передвижения грузовых автомобилей по узким городским улицам и на небольших площадках заводов требуют применения транспортных средств, отвечающих условиям внутри заводского и городского транспорта. Такими транспортными средствами являются электротележки (платформенные электрокары).
Электротележки являются безрельсовыми транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов по сравнительно гладкой и ровной дороге с твердым покрытием в городских, заводских или цеховых условиях эксплуатации. Например, в серию 4 входят крупногабаритные электротележки, которые используются для городского, внутризаводского и коммунального транспорта. В серию входят малогабаритные электротележки, предназначенные для межцехового и внутризаводского транспорта.
В серию 2 входят электротележки, сконструированные в начальный период производства в Болгарии, причем некоторые из них вытесняются более усовершенствованными конструкциями.
Электротележка ЕП 006 с рулевым управлением и грузоподъемностью до 19,6 кН (2000 кг) является наиболее подходящей для внутризаводского транспорта, для перевозки багажа на вокзалах и аэропортах и для городского транспорта при коротких расстояниях и частых остановках. Электротележки рассчитаны на движение по асфальтовым дорогам с твердым покрытием.
Модификация ЕП 007 отличается установкой массивных шин вместо баллонных.
Электротележки приводятся в движение двумя тяговыми электродвигателями ДС 1,54/4/1 с часовой мощностью 1,54 кВт и частотой вращения 1100 об/мин при номинальном напряжении 40 В.
Двигатели питаются от свинцовой аккумуляторной батареи с напряжением 80 В и емкостью 160 А-ч. Задний ведущий мост прикреплен к шасси с помощью двух продольных полуэллиптических рессор. Шасси сварной конструкции состоит из двух продольных профилей, изготовленных из качественной стальной жести, которые соединяются между собой с помощью приваренных к ним поперечных профилей. Передний управляемый мост состоит из двух поперечно расположенных полуэллипсовидных рессор, к которым с помощью планок и поворотных кулаков шарнирно прикреплены управляемые колеса. Передний мост прикреплен к шасси кронштейнами.
Тормозное устройство обладает механическим приводом. Тормоза приводятся в действие отпусканием (нажатием) командной педали, расположенной на платформе водителя. Одновременно со срабатыванием тормозных устройств автоматически прерывается цепь питания электродвигателей электрической блокировкой.
Установлен рулевой механизм с червячной передачей типа ГАЗ-51.
Деревянная разборная тележка состоит из трех частей, что обеспечивает легкий доступ к находящимся под ней элементам и узлам (батарея, электродвигатель, передний и задний мосты). На тележке могут быть закреплены две боковые и одна задняя крышка.
Двойное сиденье расположено так, чтобы обеспечить простое обслуживание устройства управления и тормозной педали. Обеспечивается также удобство наблюдения за контроллером и остальной электроаппаратурой.
Контроллер барабанного типа с контактными пальцами и сегментами приводят в движение рукояткой, причем отдельные позиции фиксируются. Контроллер работает с номинальным током 50А и номинальным напряжением 80В. Контроллер имеет пять позиций: нулевая служит для зарядки аккумуляторной батареи и электрического торможения, три ходовые позиции служат для движения вперед и назад. Первая позиция назад соответствует электрическому торможению при движении вперед. Однополюсный контактор служит для замыкания и размыкания силовой цепи тягового электродвигателя. Имеется один подвижной и один неподвижный контакт и катушка с номинальным напряжением 80В постоянного тока. Вспомогательное реле включено в оперативную цепь контактора, чтобы не допустить включения определенной позиции непосредственно после срабатывания электрического тормоза. Реле имеет один размыкающий и один замыкающий контакт, его катушка рассчитана на 12В. Приборный щит смонтирован под левым сиденьем. В нем расположены главный предохранитель для тягового электродвигателя и предохранители для остальных цепей. Пусковой резистор находится также под левым сиденьем и служит для развития пускового процесса. Он выполняет роль нагрузочного сопротивления в режиме электрического торможения. Контакт для зарядки аккумуляторной батареи и ключ освещения расположены в передней части коробки управления. Электротележка имеет две фары и стоп-фару, которые установлены на задней части шасси. Звуковым сигналом служит кнопка на руле.
Электрическая проводка состоит из проводов силовой, сигнальной и оперативной цепей. Действие цепи, показанной на рис. 2, определяется главным образом положением контроллера. Данная электрическая схема аналогична схеме электротележек ЕП 018 и ЕП 031. Электротележка ЕП 011 с рулевым управлением грузоподъемностью 29,4 кН предназначена главным образом для внутризаводского транспорта и обслуживания железнодорожных станций. В городских условиях более удобной является электротележка ЕП 013. Она хорошо движется по ровной и твердой дороге (бетон, асфальт и др.). Электротележка оснащена световым и звуковым устройствами согласно требованиям правил движения.
Электротележка приводится в движение одним тяговым электродвигателем ДС 5/18/14 с часовой мощностью 5 кВт и частотой вращения 1400 об/мин при напряжении 80В и емкости 250 А-ч аккумуляторной батареи.
Задний мост автомобильного типа является движущим. Мост прикреплен к шасси двумя продольными полуэллиптическими рессорами, электродвигатель присоединен посред-’ ством четырех пружин, работающих на сжатие.
Управление электротележкой осуществляется с помощью переднего моста.
Электротележка обладает двумя независимыми приводами тормозной системы — механическим и гидравлическим. Тормоза действуют на все четыре колеса.
Деревянная платформа состоит из трех частей, что обеспечивает легкий доступ к находящимся под ней устройствам. Сиденье двойное, с местом для сопровождающего.
Электротележка ЕП ОПТА выполнена для работы в тропических условиях. Электрическая система электротележки состоит из аккумуляторной батареи, электродвигателя, электрических аппаратов и устройств, электрической проводки. Электротележка питается от свинцовой аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 80 В и емкостью 250 А-ч при пятичасовой зарядке. Сорок элементов установлены в общий ящик, который
монтируется в середине шасси под грузовой платформой на четырех планках с резиновыми прокладками.
Электротележка приводится в движение сериесным электродвигателем постоянного тока ДС 5/8/14, на конус вала которого насажена шестерня, прижимаемая гайкой.
К электрическим аппаратам электротележки относится контроллер барабанного типа с ручным рычажным приводом для номинального тока 100 А при номинальном напряжении 80В. С его помощью осуществляются две автоматические характеристики при движении вперед соответственно на 40 и 80 В с переключением аккумуляторной батареи и одна автоматическая характеристика при движении назад вместе с электрическим торможением для прямого хода. Переход на автоматические характеристики осуществляется посредством ступенчатого переключения пускового резистора. Контроллер расположен под сиденьем водителя. Контактор предназначен для замыкания и размыкания силовой цепи тягового двигателя и расположен в коробке управления под правым сиденьем. На приборном щите смонтированы четыре предохранителя (по два на каждую часть аккумуляторной батареи), клеммы и коробка с предохранителями на 8 А для защиты осветительной и оперативной цепей. Здесь же установлены реле для указателей пути, контакт для заряда аккумуляторной батареи, ключ для оперативной цепи и ключ для указателей пути. Впереди, по левую сторону от платформы водителя, находится кнопка переключения света.
К электрическим устройствам электротележки относятся две передние фары с ближним и дальним светом, два передних и два задних указателя габаритов (выполняющих роль и указателей пути), масляный стоп-ключ. Лампы задних комбинированных осветительных фар соединены со стоп-ключом и звуковым сигналом кнопкой, смонтированной на руле электротележки.
Электрическая проводка состоит из силовой, командной и сигнально-осветительной цепей, состоящих из медных многопроволочных проводов с изоляцией согласно монтажной схеме, показанной на рис. 236.
Для предохранения от повреждений на жгуты проводов надеты винилитовые трубки. Электрическая система электротележки выполнена по схеме прямого действия. Для варианта ЕП 011.1 электрическая система выполнена по схеме цепи.
Четырехопорная электротележка ЕП 001 с баллонными шинами и рулевым управлением имеет грузоподъемность 9,8 кН и относится к малогабаритным электротележкам. Она предназначена для цехового и складского транспорта при движении по ровной дороге с твердым и гладким покрытием.
Шасси тележки представляет собой прямоугольную рамку сварной конструкции из жестяных профилей, укрепленных четырьмя поперечинами. Аккумуляторная батарея установлена под сиденьем водителя.
Ведущим является задний мост, подвешенный эластично двумя продольными рессорами к задней части шасси. Тяговый электродвигатель смонтирован параллельно оси заднего моста. Главная передача является двухступенчатой.
Управляемый мост прикреплен эластично к передней части шасси двумя полуэллиптическими рессорами, установленными перпендикулярно продольной оси электротележки.
Устройство управления состоит из руля с рулевым механизмом ГАЗ-51, продольной тяги, плиты и двух поперечных тяг, смонтированных на поворотных кулаках.
Тормозное устройство состоит из двух независимо действующих тормозных систем — гидравлической (ножной) и механической (ручной). Тормозные колодки установлены на двигательных колесах.
При нажатии педали устройства управления освобождается кнопка переключателя, размыкающего цепь электрического торможения. Посредством рычажной системы движение передается валу командоконтроллера, включающего двигатель.
Деревянная платформа состоит из трех частей, что обеспечивает легкий доступ к находящимся под ней элементам и узлам.
В тропическом исполнении электротележка имеет обозначение ЕП 001ТН. На электротележке ЕП 001.1 вместо баллонных применены массивные шины.
Электротележка ЕП 001 приводится в движение тяговым се-риесным электродвигателем постоянного тока ДСА 3/3, 8/18 с отдельной обмоткой. На конус вала заклинена и прижата гайкой цилиндрическая шестерня.
На рис. 7 дана принципиальная электрическая схема электротележки ЕП 001. Для управления тяговым электродвигателем ключ оперативной цепи устанавливают в положение 1, 2 или 3, затем освобождают стояночный тормоз и нажимают до упора на педаль командоконтроллера. Через определенные интервалы времени включаются переключатели командоконтроллера и ускоряется электродвигатель. Микропереключатели возвращаются в первоначальное положение при полностью освобожденной педали командоконтроллера, и контрольная лампа зажигается. Одновременно с этим включается тормозная обмотка, и двигатель работает в режиме электрического торможения. Если педаль освобождена не полностью, то допускается движение электротележки по инерции. При нажатии педали гидравлического тормоза блокировочным ключом размыкается оперативная цепь к реверсору и включается стоп-фара. При вытягивании рычага стояночного (ручного) тормоза блокировочный микропереключатель размыкает цепь к командоконтроллеру и к контактору для электрического торможения.
Четырехопорная электротележка ЕП 008 с баллонными шинами и рулевым управлением имеет грузоподъемность 19.6 кН (2000 кг). Электротележка предназначена как для внутризаводского, так и для городского транспорта и пригодна для движения по ровной дороге с твердым и гладким покрытием.
Электротележка приводится в движение электродвигателем постоянного тока ДСА 5/7, 5/14 с часовой мощностью 5 кВт и частотой вращения 1400 об/мин при номинальном напряжении свинцовой аккумуляторной батареи 80 В емкостью 200 А-ч.
Ведущим является задний мост, упруго подвешенный к шасси.
Шасси состоит из рамы с приваренным к ее передней части щитом. В нижней части щита сделаны отверстия для фар, а верхний его край имеет вид приборного стола, к которому прикреплен рулевой механизм электротележки.
Рама состоит из двух продольных балок с приваренными к ним поперечными профилями. Своей передней частью рама образует ступень, на которой монтируется стальной лист, служащий платформой для водителя. Непосредственно перед ступенью (под сиденьем) приварен кронштейн для закрепления управляемого (переднего) моста. В этом месте рама усилена дополнительными профилями.
Аккумуляторная батарея расположена между двумя передними поперечинами рамы. К задней части рамы приварен проушины для подвески рессор заднего (ведущего) моста.
Сзади шасси оканчивается тяговым брусом, а спереди имеется крюк для прицепления электротележки в случае аварии.
Управляемый мост независимо подвешен к передней части шасси. Обе рессоры расположены перпендикулярно продольной оси электротележки, а их концы соединены с проушиной, на которой монтируются поворотные кулаки. Ступица закреплена в опорах на оси поворотного кулака с помощью конических подшипников, а к ней болтами прикреплен тормозной барабан. Обод состоит из двух несимметричных частей. Поворотные кулаки соединены с устройством управления рычагом, смонтированным в нижней их части.
Тормозная система обладает двумя независимыми приводами: рабочий гидравлический тормоз и стояночный механический тормоз. Тормоза действуют независимо друг от друга и при необходимости могут использоваться одновременно.
—
Электротележка ЭК-2 — электрокара грузоподъемностью 2 Т — представляет собой самоходное шасси с приводом от электродвигателя, питаемого аккумуляторной батареей. Рама электротележки — сварная. Сверху рама закрывается листами рифленого железа, образующими настил для размещения груза. Четыре чугунных кронштейна закрепляют передний (ведомый) и задний (ведущий) мосты на раме тележки.
В электротележке ЭК-2 применена так называемая рессорная подвеска мостов. Основные детали этой подвески — четыре чугунных кронштейна и пружины, размещенные внутри прорезей кронштейнов. Пружины с одной стороны упираются в раму тележки, с другой— в мосты. Такая конструкция смягчает ударные нагрузки при езде по неровной дороге, что улучшает условия работы водителя, способствует сохранности перевозимого груза и долговечности машины.
Вал электродвигателя соединяется с ведущим мостом карданным валом. Электродвигатель получает питание от аккумуляторной батареи, размещенной в аккумуляторном ящике, подвешенном к раме на четырех пружинах для предохранения аккумуляторов от толчков при езде по неровной дороге. С правой стороны ящика находится штепсельная розетка. Через нее осуществляется питание электросистемы тележки при работе, а при стоянке штепсельная розетка служит для заряда аккумуляторной батареи. Для управления электродвигателем, изменения направления и скорости вращения его вала предназначена электроаппаратура, размещенная в ящике.
Управление электротележкой осуществляется с платформы, оборудованной тормозной педалью. Рукоятка управляет передними поворотными колесами, а рукоятка изменяет направление и скорость движения тележки.
Такие тележки широко применяются в портах, на железнодорожных станциях и на других промышленных объектах, имеющих ровное и твердое дорожное покрытие. При массовых перевозках их особо эффективно использовать для перевозки грузов на расстояния от 100 до 300 м. Электротележка ЭК-2 — транспортная машина, требующая для укладки груза на платформу и снятия его применения других грузоподъемных либо подъемно-транспортных средств.
В конструкцию электро тележки Е-5 -55 внесены элементы грузоподъемной машины: платформа может перемещаться вверх из нижнего исходного положения и опускаться обратно. Благодаря этому груз, уложенный на пол склада в специальной таре или на подставках, высота которых больше размера Я, можно поднимать, подведя под него платформу. Затем груз перевозят на место его укладки, для чего платформу поднимают в транспортное положение. Если груз перевозится без специальной тары, для снятия его с платформы ставят подставки.
В конструкции тележки Е-5-55 следует выделить две основные части: самоходное шасси и подъемную грузовую платформу. Шасси выполнено трехосным. Задний мост является ведущим. Колеса переднего и среднего мостов выполнены в виде роликов с небольшим наружным диаметром. Все три моста тележки управляемые, что позволяет делать крутые повороты на ограниченной площади.
Детали шасси закрепляются на раме. Задняя часть рамы приподнята и опирается на ведущий мост, к корпусу которого присоединен электродвигатель движения. На приподнятую часть рамы устанавливают аккумуляторную батарею. Управление тележкой производится с площадки.
Подъемная платформа кинематически соединена с подъемным механизмом, приводимым в действие отдельным электродвигателем. Движением платформы управляет рукоятка.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электротележки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы