Строительные машины и оборудование, справочник





Генератор автомобиля БелАЗ

Категория:
   Автомобили БелАЗ


Генератор автомобиля БелАЗ

Генератор (рис. 149) установлен с правой стороны на картере двигателя автомобиля-самосвала БелАЗ-540 и с левой стороны на картере двигателя автомобилей БелАЗ-540А, БелАЗ-548 и автомобилей-тягачей и приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. При оборотах коленчатого вала двигателя свыше 800 в минуту генератор обеспечивает энергией все потребители, а также заряд аккумуляторных батарей.

Генератор представляет собой четырехполюсную машину с параллельным возбуждением закрытого исполнения с внешним обдувом собственными вентиляторами.



Рис. 149. Генератор:
1 и 8 — вентиляторы; 2 — крышка со стороны коллектора; 3 — коллектор; 4 — щетка; 5 — корпус; 6 — обмотка возбуждения; 7 — крышка со стороны привода; 9 и 17 — кожухи вентиляторов; 10 — вал якоря; 11 к 15 — подшипники; 12 — якорь; 13 — траверса; 14 — защитная лента; 16 — чашка

Внутри корпуса укреплены четыре полюса с обмотками 6 возбуждения. Обмотки противоположных полюсов соединены между собой последовательно и образуют две самостоятельные ветви возбуждения. На корпусе генератора расположены три зажима для подключения проводов, два из которых обозначены буквой Ш и соединены с обмотками возбуждения, а третья, обозначенная буквой Я, соединена с положительными щетками. Вторые концы обмоток возбуждения и отрицательные щетки соединены с корпусом.

Якорь генератора состоит из вала, на который напрессованы пластины, изготовленные из листовой, электротехнической стали, и коллектора, набранного из медных пластин, изолированных друг от друга миканитом. В пазы якоря уложена обмотка, концы которой припаяны к пластинам коллектора.

В гнезда крышек запрессованы подшипники, которые уплотнены с обеих сторон при помощи сальников и крышек. Крышки болтами прикреплены к корпусу.

К крышке прикреплена траверса со щеткодержателями, в которые вставляются щетки марки М20, имеющие размеры 8 X 22 X 25 мм. Щетки прижимаются к коллектору спиральными пружинами. Для обеспечения доступа к щеткам в крышке сделаны отверстия, закрытые защитной лентой.

Вентиляторы закреплены на валу якоря гайками и закрыты кожухами.

Техническое обслуживание генератора. Необходимо систематически контролировать работу генератора, наблюдая за показаниями вольтамперметра. При разряженных аккумуляторных батареях и оборотах коленчатого вала двигателя свыше 800 в минуту вольтамперметр должен показывать величину тока, идущего на заряд батарей, равную 5—35 а. При сильно разряженных аккумуляторных батареях величина зарядного токр может доходить до 53 а, постепенно снижаясь до нормальной величины. Если же при вышеуказанных условиях вольтамперметр показывает, что аккумуляторные батареи разряжаются (стрелка вольтамперметра находится на участке шкалы между знаком «минус» и нулем), подсоединить при работающем двигателе один провод от контрольной лампы к зажиму Я генератора, а второй к массе автомобиля. Если лампа загорится, то это значит, что неисправен регулятор, если лампа не горит, то неисправен генератор.

Через 100 ч работы проверить затяжку болтов крепления генератора.

Через 500 ч работы: – снять генератор, очистить его от пыли и грязи, снять фланец приводной муфты и защитную ленту. Продуть коллектор и щеткодержатели сухим воздухом; – осмотреть щетки и проверить легкость их хода в обоймах щеткодержателей. Снять щетки, очистить их от пыли и грязи и проверить величину износа щеток. Если высота щеток стала менее 18 мм, щетки заменить новыми. При замене притереть щетки к коллектору не менее чем на 2/3 их рабочей поверхности путем протягивания под щеткой по поверхности коллектора плотно прилегающей полоски стеклянной шкурки зернистостью 320; – снять с обеих сторон генератора кожухи, вентиляторы и крышки с войлочными кольцами, закрывающие подшипники; – в случае значительного загустения смазки в подшипниках, заменить ее новой, для чего чистой тряпкой, смоченной в бензине, удалить с сепаратора и снятой крышки старую смазку, затем лопаточкой заложить в подшипник новую смазку марки № 158 МРТУ 12Н № 139—64 в количестве 10 г в подшипник со стопоны ппилоля и 4 г в подшипник со стстоны коллектора; – собрать генератор, установить фланец приводной муфты и защитную ленту и установить генератор на место. Если в генераторе была заменена одна или несколько щеток, то такой генератор должен пройти предварительную притирку щеток в течение одного часа под нагрузкой 25—30 а.

Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины