Строительные машины и оборудование, справочник





Главная передача автомобиля БелАЗ

Категория:
   Автомобили БелАЗ

Главная передача автомобиля БелАЗ

Главная передача автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А (рис: 88) представляет собой одноступенчатый конический редуктор с дифференциалом, встроенным в ведомую шестерню.

Ведущая шестерня главной передачи установлена в картере на конических роликовых подшипниках и цилиндрическом роликовом подшипнике. Наружное кольцо подшипника закреплено стопорным кольцом.

Между внутренними кольцами подшипников установлены распорные втулки и шайба, которая служит для регулировки осевого зазора в конических подшипниках.



Между внутренними кольцами подшипников установлены распорные втулки и шайба, которая служит для регулировки осевого зазора в конических подшипниках.

На шлицевом конце вала ведущей шестерни установлены маслоотражатель и фланец крепления карданного вала.

Все детали, установленные на валу ведущей шестерни, закреплены гайкой с шайбой и шплинтом.

Картер закрывается крышкой, в которую запрессованы сальники. Для защиты сальников от пыли и грязи к фланцу крепления карданного вала приварен пылеотражатель.

Картер крепится болтами к картеру главной передачи.

Рис. 87. Задний мост автомобиля БелАЗ-548А:
I — колесо; 2 — Прижим; 3 — уплотнителышй шнур; 4 — направляющий диск клиньев, 5 — водило; 6 и 45 — крышки; 7, 14 и 22 — стопорные кольца; 8 — ведущая шестерня планетарной передачи; 9 — сателлит планетарной передачи; 10 — ось сателлита; 11 — уплотни-тельное кольцо; 12 — роликовый цилиндрический подшипник; 13 и 36 —пробки; 15 — опорная шестерня; 16 и 29 — стопорные шайбы; 17 и 30 — гайки; 18 — роликовый конический подшипник; 19 — ступица; 20 — тормозной барабан; 21 — отражатель; 23 — разжимный кулак; 24 — вал разжимного кулака; 25 и 40 — масленки; 26 — стяжные пружины колодок; 27 — регулировочная шертерня; 28 — рычаг; 31 — сапун; 32 — кожух полуоси; 33 — направляющий конус; 34 и 44 — сальники; 35 — главная передача; 37 — картер заднего моста; 38 — полуось; 39 — суппорт тормоза; 41 — тормозная колодка; 42 — ось колодки; 43 – стопорный болт; 46 — распорное кольцо; 47 — кожух планетарной передачи; 48 — замочное кольцо; 49 — контргайка; 50 — клин крепления колеса

Рис. 88. Главная передача автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
I — крышка; 2 — маслоотражатель; 3, 4 и 12 —- роликовые конические подшипники; 5 — картер ведущей шестерни; 6 — регулировочные прокладки; 7 — роликовый цилиндрический подшипник; 8 — стопорное кольцо; 9 — головка упорного болта; 10 — уплотнительное кольцо;
II — упорный болт; 13 — гайка; 14 — стопорная пластина; 15 — крышка подшипника; 16 — правая чашка дифференциала; 17 — ведомая шестерня главной передачи; 18 — сателлит дифференциала; 19 — крестовина дифференциала; 20 и 25 — бронзовые втулки; 21 — левая чашка дифференциала; 22 и 24 — опорные бронзовые шайбы; 23 — маслоуловитель; 26 — полуосевая шестерня дифференциала; 27 — втулка; 28 — разводной шплинт; 29 — ведущая шестерня главной передачи; 30 — картер главной передачи; 31 и 32 — распорные втулки; 33 — регулировочная шайба; 34 — сальники; 35 — фланец крепления карданного вала

Между картерами установлены прокладки 6, служащие для регулировки зацепления конических шестерен.

Для подвода смазки к подшипникам ведущей шестерни в картере главной передачи, картере ведущей шестерни, крышке и прокладках выполнены каналы. В верхний канал картера главкой передачи масло забрасывается ведомой шестерней при движении автомобиля вперед, а дальше самотеком и под действием вращающихся деталей масло протекает, как показано на рис. 89, смазывая на своем пути подшипники. При сборке главной передачи помните, что каналы в указанных деталях должны быть совмещены, как показано на схеме смазки.

Ведомая.шестерня крепится заклепками к правой чашке дифференциала. Для ограничения деформации ведомой шестерни в картере главной передачи установлен упорный болт с головкой.

Дифференциал установлен на двух подшипниках в разъемных опорах картера главной передачи. Крепятся подшипники крышками при помощи шпилек с гайками и шплинтами. Гайки подшипников стопорятся пластинами. В крышках подшипников имеются установочные отверстия, в которые при установке главной передачи в картер заднего моста входят штифты.

Дифференциал состоит из двух чашек, скрепленных между собой болтами. В коробке, образуемой чашками, в плоскости их разъема установлена крестовина, на шипах которой на бронзовых втулках 20 установлены четыре сателлита . Для подвода смазки к втулкам на каждом шипе крестовины имеются по две лыски. Сателлиты находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями, в шлицевые отверстия которых установлены концы полуосей. Между опорными поверхностями полуосевых шестерен, сателлитов и чашек дифференциала установлены бронзовые опорные шайбы.

Для улучшения смазки деталей дифференциала на левой чашке установлены два маслоуловителя, через которые масло поступает в зацепление сателлитов и полуосевых шестерен. Опорные поверхности полуосевых шестерен и шайбы смазываются через имеющиеся в полуосевых шестернях отверстия.

В главной передаче заднего моста автомобиля БелАЗ-548А (рис. 90) ведущая шестерня установлена на четырех подшипниках: двух радиально-упорных и двух цилиндрических роликовых. Подшипник закреплен на ведущей шестерне при помощи замочной шайбы и стопорного кольца. Наружные кольца подшипников запрессованы в картер, а наружное кольцо подшипника закреплено в картере при помощи стопорного кольца. Между внутренними кольцами подшипников установлена распорная втулка, которая служит для регулировки натяга в радиально-упорных подшипниках. Между фланцем крепления карданного вала и подшипником установлена коническая распорная втулка. В остальном устройство главной передачи заднего моста автомобиля БелАЗ-548А не отличается от устройства главной передачи заднего моста автомобиля БелАЗ-540.

Главная передача автомобиля-тягача БелАЭ-531 такая же, как и автомобиля-самосвала БелАЗ-548А, и отличается только дифференциалом повышенного трения (рис. 91). Сателлиты дифференциала снабжены фланцами. Штифт предотвращает проворачивание фланца относительно сателлита. Повышенное сопротивление дифференциала достигается за счет увеличенной площади трения между фланцем и опорной шайбой.

Рис. 89. Схема смазки подшипников ведущей шестерни главной передачи

Рис. 90. Главная передача автомобиля БелАЗ-548А:
1 —- фланец крепления карданного вала; 2 — сальники; 3 — крышка; 4 — шариковый радиалъ-но-упорный подшипник; 5 и 32 — распорные втулки; 6 — головка упорного болта; 7 — уплот-нительное кольцо; 8 — упорный болт; 9 — гайка; 10 — роликовый конический подшипник; И — стопорная пластина; 12 — крышка подшипника; 13 — правая чашка дифференциала; 14 —- ведомая шестерня главной передачи; 15 — полуосевая шестерня; 16 и 20 — опорные бронзовые шайбы; 17 — крестовина дифференциала; 18 и 22 — бронзовые втулки; 19 — сателлит; 21 — левая чашка дифференциала; 23 — втулка; 24 — картер главной передачи; 25 — замочная шайба; 26 и 29 — роликовые цилиндрические подшипники; 27 — ведущая, шестерня главной передачи; 28 — стопорное кольцо; 30 — регулировочные прокладки; 31 — картер главной передачи

Регулировка главной передачи. В главной передаче предусмотрены следующие регулировки: – регулировка подшипников ведущей шестерни; регулировка зацепления конических шестерен; регулировка подшипников дифференциала; регулировка зазора между головкой упорного болта и торцом ведомой шестерни.

Перед регулировкой надо снять главную передачу с автомобиля и произвести частичную разборку ее (снять дифференциал, отсоединить картер подшипников ведущей шестерни от картера главной передачи, используя при этом демонтажные резьбовые отверстия в картере подшипников, и отвернуть на несколько оборотов упорный болт).

Рис. 91. Дифференциал автомобиля-тягача БелАЭ-531:
1 и 5 — чашки дифференциала; 2 и 9 — бронзовые втулки; 3 и 11 — опорные бронзовые шайбы; 4 — полуосевая шестерня; 6 — фланец сателлита; 7 — штифт; 8 — крестовина; 10 — сателлит

Конические подшипники ведущей шестерни автомобиля БелАЗ-540 регулируют путем шлифования шайбы 33 (см. рис. 88) до такой толщины, чтобы осевой зазор в подшипниках был в пределах 0,06—0,10 мм. Затем проверяют осевой зазор при помощи индикаторной головки, перемещая ведущую шестерню относительно картера подшипников в осевом направлении из одного крайнего положения в другое.

При затягивании гайки следует проворачивать ведущую шестерню для обеспечения правильного расположения роликов подшипников между рабочими поверхностями колец.

После регулировки подшипников ведущая шестерня должна проворачиваться под действием крутящего момента 0,3—0,4 кГм. Эту проверку производят при снятой крышке с сальниками. Если момент получится больше 0,4 кГм, установить втулку или шайбу большей толщины, но осевой зазор при этом не должен превышать 0,1 мм.

Регулировку шариковых радиально-упорных подшипников ведущей шестерни автомобиля БелАЗ-548А проверяют также по осевому люфту ведущей шестерни относительно картера подшипников. Люфт должен быть не более 0,03 мм или отсутствовать совсем.

Схема замеров величин А и Б показана на рис. 92. Размер Б замеряют плитками (не более двух плиток в блоке) в трех точках и определяют как среднее арифметическое. Все размеры в формулу подставлять в миллиметрах. Величины А и Б определяют с точностью 0,01 мм, а высоту втулки — с точностью ±0,015 мм. Вес нажимной плиты должен быть 4—5 кг.

Правильность регулировки подшипников проверяют таким же способом, как и для автомобиля БелАЗ-540. Крутящий момент не должен превышать 0,3 кГм. В противном случае надо уменьшить натяг путем постановки втулки большей длины, но натяг при этом должен быть не менее 0,06 мм. Перед регулировкой зацепления шестерен главной передачи следует осмотреть опорные шайбы сателлитов и полуосевых шестерен дифференциала. Изношенные шайбы заменить.

Регулировка зацепления шестерен заключается в получении необходимого расположения пятна контакта и нормального бокового зазора в зацеплении.

Пользуясь рекомендациями табл. 2, отрегулировать зацепление так, чтобы пятно контакта располагалось, как показано на рис. 93. Ведущую шестерню перемещать путем изменения толщины пакета прокладок, установленных между картером подшипников и картером главной передачи. Ведомую шестерню передвигать, отворачивая одну из гаек подшипников дифференциала и заворачивая другую.

Для определения пятна контакта смазать с обеих сторон три-четыре зуба ведущей шестерни тонким слоем краски и провернуть ведущую шестерню за фланец в обе стороны, притормаживая рукой ведомую шестерню. Краска, оставшаяся на зубьях ведомой шестерни, указывает на расположение пятна контакта зубьев.

После регулировки пятна контакта проверить боковой зазор в зацеплении, пользуясь при этом индикаторной головкой (рис. 94). Ножка индикаторной головки должна быть расположена перпендикулярно к поверхности зуба.

У новой пары шестерен боковой зазор должен быть для автомобиля БелАЗ-540 — 0,3—0,6 мм, для автомобиля БелАЗ-548А — 0,4—0,7 мм. Этот зазор при износе шестерен увеличивается. Уменьшение бокового зазора между зубьями за счет смещения пятна контакта зубьев не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу, тогда как увеличение зазора до 0,9 мм для автомобиля БелАЗ-540 и до 1 мм для автомобиля БелАЗ-548А (при правильно отрегулированном по пятну контакта зацеплении шестерен) не вызывает увеличения шума шестерен и повышения их износа. Если при правильно отрегулированном зацеплении получится боковой зазор между зубьями шестерен более 0,9 мм для автомобиля БелАЗ-540 и более 1 мм для автомобиля БелАЗ-548А, обе шестерни заменить.

Рис. 92. Определение размеров А и Б:
1 — нажимная плнта; 2 — подшипник; 3 — кольцо; 4 — подкладка

Рис. 93. Правильное расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи:
а — для автомобилей БелАЗ-540 и 540А; б — для автомобиля БелАЗ-548А и автомобиля-тягача БелАЭ-531 (размеры даны в миллиметрах)

Перед регулировкой подшипников дифференциала затянуть до отказа гайки крепления крышек (см. рис. 88) и зашплинтовать их.

Для регулировки подшипников дифференциала затянуть до отказа гайки ключом, имеющимся в комплекте инструмента (рис. 95), затем отвернуть до совпадения ближайших пазов на гайках со стопорными пластинами и застопорить гайки стопорными пластинами с болтами и проволочными шплинтами.

После регулировки ведомая шестерня должна легко, без заеданий, проворачиваться от руки. Признаком правильной затяжки подшипников может служить отсутствие осевого люфта коробки дифференциала и свободное перекатывание роликов (без скольжения) по коническим поверхностям колец подшипников.

Зазор между головкой упорного болта и ведомой шестерней надо регулировать следующим образом: определить точку максимального биения торца ведомой шестерни и установить ее против упорного болта, завернуть болт до упора головки в торец шестерни, а затем отвернуть на V12 часть оборота и затянуть контргайку болта. Полученное положение будет соответствовать зазору 0,16 мм.

Рис. 94. Проверка бокового зазора в зацеплении главной передачи

Рис. 95. Отвертывание гайки подшипника дифференциала

Правильность регулировки главной передачи проверяют при движении автомобиля на слух, а после остановки — по нагреву картеров главной передачи на ощупь. При повышенном шуме или чрезмерном нагреве вновь проверяют регулировку главной передачи.

Читать далее:

Категория: - Автомобили БелАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины