Строительные машины и оборудование, справочник





Ходовые устройства и механизмы передвижения

Категория:
   Транспортное строительство


Ходовые устройства и механизмы передвижения

Для передвижения грузоподъемных и строительных машин используется рельсоколесный, гусеничный, пневмоколесный и шагающий ход.

Рельсоколесный ход преимущественно распространен в кранах с ограниченной зоной обслуживания. Исключение составляют машины на железнодорожном ходу.

^Ходовая тележка рельсоколесных кранов опирается на подкрановый путь обычно четырьмя колесами, из которых только два являются приводными. При применении большего числа ходовых колес они объединяются попарно в балансирные тележки, что обеспечивает равномерное их нагружение. В кранах большой грузоподъемности все ходовые колеса могут быть приводными.



Краны с постоянной зоной обслуживания (мостовые, козловые, башенные и др.) оборудуются электрическим приводом механизмов передвижения.

Привод ходовых колес может быть раздельным или от одного двигателя с применением тихоходного или быстроходного вала.

Ходовые колеса кранов изготовляются литыми, коваными или штампованными, одно- или двухребордными с цилиндрической или конической поверхностью качения.

Рис. 1. Схемы механизмов передвижения: 1 — электродвигатель; 2 —муфта; 3 — редуктор; 4 — вал; 5 — тормоз

Рис. 2. Ходовые колеса кранов: а — приводное; б — неприводное

В современных кранах преимущественно применяют ходовые ко,-еса из стали 65Г или 50Г2 с закаленной поверхностью качения и твердости Яв 300 — 450.

Наличие устойчивого горизонтального пути, большая база и колея позволяют кранам на рельсоколесном ходу (кроме железнодорожных) перемещаться с поднятым грузом независимо от его расположения по отношению к базе и колее.

Гусеничный ход широко распространен в машинах, передвигающихся по грунтовым дорогам, благодаря высокой проходимости и небольшому удельному давлению — 0,4 — 1 кгс/см2.

Гусеничный ход состоит из следующих основных частей: замкнутой гусеничной цепи, натянутой между приводным и натяжным колесами, и гусеничной рамы, оснащенной опорными и поддерживающими катками.

Гусеничная цепь состоит из отдельных литых или штампованных звеньев (траков), соединенных шарнирно пальцами. На внутренней поверхности звеньев имеются выступы, с которыми взаимодействует ведущее колесо (звездочка) при перемещении машины. Для натяжения гусеничной цепи ось ведомого колеса закрепляется в подшипниках, перемещающихся в направляющих гусеничной рамы винтами.

В зависимости от способа крепления опорных катков гусеницы могут быть жесткие (оси катков прикреплены к гусеничной раме жестко) и мягкие (оси катков подрессорены). Если число опорных звеньев “превышает число опорных катков более чем вдвое, то гусеница является малоопорной, если менее — то многоопорной.

В кранах и строительных машинах преимущественно распространены жесткие многоопорные гусеницы, обеспечивающие жесткую базу при работе.

Применение уширенных гусениц позволяет машинам работать и на болотистых грунтах.

Привод гусениц может быть индивидуальным и групповым.

В машинах с групповым приводом ходовая трансмиссия располагается внутри ходовой рамы, жестко соединенной с гусеничной тележкой. Вертикальнй ходовой вал, проходящий внутри полой цапфы поворотной платформы, вращается двигателем Машины (расположенным на платформе) через систему передач с реверсивным механизмом. Через коническую передачу движение передается горизонтальному ходовому валу, соединенному кулачковыми муфтами с полуосями, а от них цепными передачами 8 ведущим колесам гусеничной цепи.

Для поворота машины одна из полуосей выключается и стопорится на упоре.

Основными недостатками гусеничного хода являются Сложность конструкции, быстрый износ, большой вес (до 40% веса машины), небольшая скорость перемещения (до 15 км/ч) и низкий к. п. д. (0,65- 0,75).

Пневмоколесный ход обеспечивает кранам и строительным машинам хорошее маневрирование, достаточную устойчивость, высокие скорости передвижения (до 60 км/ч) и наряду с этим легче гусеничного на 25—35%, проще в изготовлении, имеет высокий к. п. д. (0,8 — 0,85) и большой ресурс работы (до 40 тыс. км вместо 1,5 — 2 тыс. км, достигаемого гусеничным ходом). Проходимость его значительно хуже.

Рис. 3. Гусеничный ход

Рис. 4. Ходовая трансмиссия гусеничного крана-экскаватора с групповым приводом механизмов

Рис. 5. Схема привода пневмоколесного хода

Ходовые тележки на пневмоколесном ходу не обеспечивают кранам достаточно жесткую базу для работы, поэтому они оборудуются дополнительно стабилизаторами рессор и выносными винтовыми или гидравлическими опорами. Максимальную грузоподъемность пневмоколесные краны развивают при работе на выносных опорах.

В схеме привода пневмоколесного хода крана движение от электродвигателя через коробку перемены передач передается на карданные валы, а от них на передний и задний мосты, оборудованные дифференциалами автомобильного типа.

Помимо индивидуальных колодочных тормозов колес привод оборудуется и центральным (стояночным) тормозом. Для увеличения проходимости машины задний мост оснащен механизмом блокировки дифференциала.

Шагающий ход применяется в экскаваторах с емкостью ковша свыше 5 м3, так как другие ходовые устройства не могут при этом обеспечить удельные давления, позволяющие работать на слабых грунтах.

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины