Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Транспортное строительство

Публикация:
   Пневматический инструмент

Читать далее:




Пневматический инструмент

Пневматический инструмент приводится в действие сжатым воздухом, поступающим от стационарных или передвижных компрессоров. Энергия сжатого воздуха, поступающего в пневматический инструмент, в энергию удара или вращения преобразуется пневматическими двигателями: поршневыми — ударного или вращательного действия или роторным.

В поршневом двигателе ударного действия со свободным поршнем сжатый воздух поступает попеременно в верхнюю и нижнюю полости цилиндра и приводит в действие рабочий инструмент.

В поршневых двигателях простого и двойного действия с шатунно-кривошипными механизмами сжатый воздух, поступая попеременно в полости цилиндра, заставляет его поршень совершать возвратно-поступательные движения и посредством шатунно-кривошипного механизма вращает коленчатый вал и рабочий инструмент.

Управляют пневматическими двигателями при помощи клапанных или золотниковых систем воздухораспределения.

К пневматическому инструменту ударного действия относятся отбойные, клепальные и рубильные молотки, ломы-лопаты и трамбовки.

Отбойный молоток (рис. 0) состоит из ствола, поршня-бойка, рабочего инструмента, золотниковой коробки с трубчатым золотником, гильзы и рукоятки. Гильза соединяет ствол молотка с рукояткой. Рукоятка футоркой с гайкой закреплена на гильзе. Через нее подается сжатый воздух в золотниковую коробку. Пружины возвращают рукоятку в исходное положение после прекращения нажима на нее рукой рабочего.

Рис. 0. Отбойный молоток

Рабочий инструмент состоит из трех частей: хвостовика, воспринимающего удары поршня-бойка, стержня и наконечника в виде пики, зубила и т. п. Пружиной рабочий инструмент удерживается в нижней части ствола молотка и возвращается в исходное положение при холостом ходе поршня.

Отбойный молоток работает следующим образом. При нажиме на рукоятку она отжимает вентиль вправо, открывая сжатому воздуху свободный проход в золотниковую коробку, откуда сжатый воздух попеременно поступает в полости ствола над и под поршнем, сообщая ему возвратно-поступательные движения. В результате этого боек наносит удары по хвостовику рабочего инструмента. При прекращении нажима на рукоятку отбойный молоток останавливается.

Рис. 1. Пневмолом ИП-4604: 1 — ствол; 2— ударник; 3 — распределитель сжатого воздуха; 4 и 7— пружины; 5 — шарик; б — рукоятка; 8 — клин; 9 — толкатель; 10— стакан; 11— кожух-глушитель; 12— колпак

Пневмолом ИП-4604 (рис. 1) представляет собой ствол, внутри которого размещен ударник. Средняя часть ствола заключена в кожух, являющийся глушителем шума, возникающего при работе пневмолома.

На верхнем конце ствола закреплён стакан, который служит опорой для рукоятки. Колпак предназначен для удержания хвостовика рабочего инструмента в нижней части ствола.

При нажатии на рукоятку клин воздействует на толкатель, который отжимает шарик, закрывающий доступ сжатого воздуха в распределитель. Попеременное поступление сжатого воздуха в верхнюю и нижнюю полости ствола заставляет ударник совершать возвратно-поступательное движение и при движении вниз наносить удары по хвостовику рабочего инструмента.

Отработанный воздух через радиальные отверстия в стволе проходит в кожух глушителя и оттуда в атмосферу.

К пневматическому инструменту ударно-вращательного действия относятся бурильные молотки, предназначенные для бурения шпуров в породах средней и твердой крепости.

Бурильные молотки подразделяются на легкие массой до 18 кг, средние — 18 — 25 кг, тяжелые — 25—35 кг. Они отличаются конструкцией воздухораспределительных устройств (клапанные или золотниковые) и поворотных механизмов рабочих органов (с зависимым или независимым поворотом от движения поршня).

Кроме того, при работе у одних молотков каменная мука из шпура удаляется промывкой водой, у других — продувкой сжатым воздухом.

К основным узлам пневматического бурильного молотка относятся (рис. 2) ствол, состоящий из двух частей — верхней с распределительным валиком и нижней, пустотелый поршень-ударник, направляющая букса, поворотная муфта, буродержатель, механизм поворота, рукоятка, воздухораспределительное и промывочное устройства.

Механизм поворота рабочего органа состоит из храпового кольца, стержня с гайкой и ведущей муфты. Головка стержня двумя храповыми собачками размещена в храповом кольце, а хвостовая часть его со шлицами заходит в шли-цевую гайку, запрессованную в головку поршня-ударника. Поршень-ударник прямоугольными шлицами соединен с ведущей муфтой.

При движении вверх поршень увлекает за собой соединенную с ним ведущую муфту. Эта муфта соединена кулачками с поворотной муфтой, в которую вставлен хвостовик бура, поэтому при повороте ведущей муфты одновременно будут поворачиваться поворотная муфта и закрепленный в ней бур.

Шпур во время бурения продувается сжатым воздухом. Для этого воздух при рабочем ходе поршня поступает по каналам, а также через зазоры в шлицевом соединении поршня и ведущей муфты — в канал бурового инструмента, а оттуда — в шпур.

В случае использования для промывки шпура воды она поступает через кран бурильного молотка в трубку, а из нее — в канал бура и шпур. Давление воды при этом должно быть меньше давления

сжатого воздуха, поступающего в бурильный молоток, ее количество должно обеспечивать полное смачивание каменной муки, образующейся в процессе проходки шпура.

Пневматический инструмент вращательного действия, к которому относятся пневматические сверлильные и шлифовальные машинки, пневмоотвертки, машинки для зачистки штукатурки и другие, приводится в действие пневматическими поршневыми и роторными двигателями. Роторные двигатели благодаря своей компактности наиболее распространены.

Рис. 2. Пневматический бурильный молоток

Рис. 3. Пневматическая сверлильная машинка с роторным двигателем

У пневматической сверлильной машинки с роторным двигателем (рис. 3) в корпусе размещены пневмодвигатель, планетарный редуктор, зубчатая передача и шпиндель. Корпус закрыт двумя крышками: верхней и нижней.

Планетарный редуктор состоит из венца, неподвижно укрепленного в нижней крышке, водила и двух сателлитов, установленных на оси, жестко соединенных с водилом.

На конце вала с головкой пневмодвигателя имеется шестерня, являющаяся ведущей шестерней планетарного редуктора. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с сателлитами.

Водило одновременно является ведущей шестерней зубчатой передачи, ведомая шестерня которой закреплена на шпинделе.

Сжатый воздух, поступающий в пневмодвигатель, заставляет вращаться вал, который посредством сателлитов, водила и шестерни передает крутящий момент шпинделю. Отработанный воздух через систему каналов выходит в атмосферу.

Рис. 4. Пневматическая шлифовальная машинка

Пускают и останавливают пневмодвигатель курком. Сверло подают поворотом винта с рукояткой и храповым механизмом.

Основными частями пневматической шлифовальной машинки Широкое распространение в строительстве получил пневматический инструмент, использующий для работы энергию сжатого воздуха, вырабатываемого компрессором.

Различают пневматический инструмент ударного действия (отбойные и клепальные молотки, бетоноломы, трамбовки и бучарды), вращательного действия (сверлильные и шлифовальные машины, развальцовки и гайковерты), ударно-вращательного действия (перфораторы).

Отбойные молотки применяют для рыхления различных твердых и плотных пород. Клепальные молотки совместно с инструментом давящего действия — пневматическими поддержками — применяют при склепывании металлических конструкций. Бетоноломами разрабатывают плотные грунты, разрушают бетон и железобетон, вскрывают бетонные и асфальтобетонные дорожные покрытия и т. п. Трамбовки служат для уплотнения грунта, бетонной массы и для других работ. Бучарды применяют для обработки фактурного слоя стеновых крупных блоков, облицовочных камней, снятия поверхностной корки с бетонных и железобетонных элементов.

Сверлильные пневматические машины применяются для сверления отверстий диаметром до 32 мм в металле и других материалах.

Шлифовальные машины служат для зачистки сварных швов, очистки металла от старой краски, ржавчины, окалины и др. С помощью развальцовок можно сверлить и развертывать отверстия, нарезать резьбу и развальцовывать трубы.

Пневматический инструмент сравнительно прост в обслуживании и управлении, безопасен в работе, нечувствителен к длительным перегрузкам. Недостатками его являются низкий к.п.д. и высокие эксплуатационные расходы, связанные с использованием компрессорной установки с устройством разветвленной воздухопроводной сети. Различают компрессорные установки стационарные и передвижные; последние монтируются на одноосном (двухосном) колесном ходу или на шасси автомобиля.

В строительстве широко применяют поршневые компрессоры одинарного и двойного действия. В компрессоре одинарного действия цилиндр имеет одну рабочую полость, всасывающий и нагнетательный клапаны. В компрессоре двойного действия цилиндр имеет две рабочие полости и две пары всасывающих и нагнетательных клапанов. В таком компрессоре при движении поршня в каждую сторону процесс сжатия происходит попеременно в одной из рабочих полостей его цилиндра. В строительстве применяют также и двухступенчатые компрессоры, в которых воздух последовательно сжимается в двух цилиндрах. Воздух, переходя из одной ступени сжатия в другую, охлаждается в холодильнике (воздушном или водяном).

Рис. 5. Схемы компрессоров
а — одинарного действия; б — двойного действия

Применяемые в строительстве компрессорные станции с двигателями внутреннего сгорания имеют производительность от 3 до 10 м3/мин и создают рабочее давление до 8 ат. Передвижные компрессоры с электроприводом, используемые на отделочных работах, имеют производительность 0,25—0,5 мг/мин и рабочее давление до 4 ат.

В состав прицепной передвижной компрессорной установки входят сварная рама на пневмоколесном подрессоренном ходу, двигатель, воздушный компрессор и воздухосборник (ресивер).

Рис. 6. Схема двухступенчатого компрессора
1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — всасывающие клапаны; 4 — нагнетательные клапаны; 5 — холодильник; 6 — ресивер

Рис. 7. Прицепная передвижная компрессорная установка

Пневматический отбойный молоток состоит из ствола, в котором под действием сжатого воздуха перемещается поршень-ударник, наносящий удары по хвостовику рабочего наконечника, вставленного в буксу. Для управления подачей воздуха служит автоматическое пусковое устройство. Сжатый воздух к инструменту подается по шлангу. При нажиме отбойного молотка на обрабатываемый материал рукоятка вместе с цилиндрическим клапаном смещается вниз (вправо) и сжатый воздух проходит в канал и золотниковую коробку. Если прекратить нажатие на рукоятку, то пружина отожмет ее вверх (влево), сместит клапан и доступ сжатого воздуха прекратится. Для подачи сжатого воздуха в пространство над поршнем и под поршнем служит полый золотник, передвижение которого из одного положения в другое производится сжатым воздухом. Навинчиваемая на нижнюю часть ствола пружина служит для удерживания рабочего наконечника и для поглощения холостых ударов.

Рис. 8. Пневматический отбойный молоток

В бурильном молотке (перфораторе) под действием сжатого воздуха, поступающего в верхнюю часть цилиндра, поршень-ударник наносит резкий удар по хвостовику бура, в результате чего коронка ударяет по породе и углубляется в нее на незначительную глубину. При холостом ходе сжатый воздух поступает в нижнюю полость цилиндра и поднимает поршень-ударник. Изменение направления подачи воздуха производится автоматически с помощью золотникового устройства. При каждом холостом ходе поршня бур поворачивается на некоторый угол вокруг своей оси и превращает разрушенную породу в муку, которая уносится из шпура сжатым воздухом, подаваемым по каналу, имеющемуся внутри бура. При продувке шпура поршень молотка находится в неподвижном состоянии. Механизм поворота состоит из храповой буксы, стержня со спиральными канавками, поршня, закрепленного на стержне, и поворотной буксы. Шлицы хвостовика стержня входят в шлицованное отверстие поворотной буксы. При рабочем ходе поршня-ударника (вниз) поворачивается (по стрелке) храповая букса. Этому способствуют винтовые канавки на стержне. При холостом ходе поршня храповая букса, упираясь в собачки, остается неподвижной и заставляет проворачиваться стержень, а вместе с ним и поворотную буксу с буром. Бур состоит из хвостовика, коронки и соединяющего их стержня. Буры обычно изготавливаются из шестигранной стали, имеющей внутренний продольный канал, по которому подается воздух (вода) для продувки (промывки) шпура. Коронка бура имеет однодолотчатую, двухдолотчатую, крестовую или звездчатую форму. Коронка может составлять единое целое со стержнем бура или быть съемной. Последняя часто армируется пластинками из твердых сплавов.

Перфораторы расходуют от 2 до 3 м3/мин воздуха давлением до 6 кГ/см2. Поршень-ударник совершает до 1700 ударов и около 100 оборотов в минуту. Скорость бурения в каменных породах средней твердости колеблется от 6 до 12 м/ч.

Ротационная сверлильная машина применяется для сверления отверстий в металле и дереве, раззенковки отверстий, нарезания резьбы, завинчивания винтов, гаек, шурупов, шлифовки поверхностей и для других работ. Число оборотов рабочего вала в ней достигает 10—12 тыс. в минуту.

От двигателя вращение через редуктор передается рабочему валу. Ротационный двигатель состоит из корпуса, внутри которого эксцентрично установлен ротор с прорезями для свободно поставленных в них лопаток. По каналам в прорези ротора под лопатки подводится сжатый воздух, прижимающий их к внутренней поверхности корпуса. Сжатый воздух, поступающий в корпус по каналу, давит на выступающие части лопаток, заставляя ротор вращаться. Отработанный воздух удаляется через отверстия в корпусе двигателя.

Рис. 10. Бурильный молоток (перфоратор)
а — общая схема; б — механизм поворота

При эксплуатации пневматического инструмента особое внимание уделяется смазке трущихся поверхностей. Через-каждые 3—4 ч работы в отверстие на штуцере для присоединения воздушного шланга заливается 50—60 г турбинного масла. Воздушный шланг предохраняется от повреждений и перегибов под острым углом, перед началом работы его необходимо продувать. При перерывах в работе инструмент следует выключать. Зимой пневматический инструмент необходимо прогревать с тем, чтобы не допустить в его каналах замерзания конденсата. Независимо от условий работы и состояния инструмента один раз в месяц необходимо производить его разборку, промывку и проверку. Поврежденные или изношенные детали необходимо заменять новыми.

Рис. 11. Пневматическая ротационная сверлильная машинаявляются корпус, ротационный пневмодвигатель, рукоятка с пусковым устройством, центробежный регулятор числа оборотов, шпиндель, шлифовальный круг и защитный кожух.

Ротор пневмодвигателя соединен со шпинделем шлицевой муфтой, а шлифовальный круг закреплен на свободном конце шпинделя. Центробежный регулятор ограничивает частоту вращения двигателя на холостом ходу (не более 6000 об/мин).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Пневматический инструмент"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства