Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Транспортное строительство

Публикация:
   Грейдер-элеваторы

Читать далее:




Грейдер-элеваторы

Грейдер-элеваторами называются землеройно-транспортные машины непрерывного действия, послойно разрабатывающие грунт дисковыми или плоскими ножами и подающие его ленточным транспортером в отвал или транспортные средства. Грейдер-элеваторы характеризуются высокой производительностью (до 1600 м3/ч).

Грейдер-элеваторами можно возводить невысокие насыпи (до 1,5 м) с подачей грунта непосредственно из боковых резервов, сооружать неглубокие выемки (до 1,3 м) с укладкой грунта в кавальер, рыть небольшие каналы и т. п., однако работают они производительно на равнинной местности при протяженности участков не менее 500 м, что значительно сужает возможность их применения.

Грейдер-элеваторы изготовляются полуприцепными и самоходными с поперечным и диагональным расположением транспортера. Последние оборудуются плоскими ножами (струги). Они обычно грузят грунт в транспортные средства.

Преимущественно распространены механический и электрический приводы транспортера и гидравлическая система управления рабочими органами.

Рис. 1. Общий вид грейдер-элеватора ДЗ-501

Полуприцепный грейдер-элеватор ДЗ-501 (рис. 1) состоит из основной несущей рамы, плужной балки с дисковым ножом (плугом), ленточного транспортера, двигателя, ходовой части, гидроцилиндра, механизмов трансмиссии управления.

Рама является базой для установки всех узлов грейдер-элеватора. Передней частью рама опорно-сцепным устройством соединяется с трактором, а задней частью опирается на полуоси ходовых колес.

Плужная балка П-образной формы крепится к основной раме: спереди — универсальным шарниром, а сзади — при помощи регулируемой распорки, что позволяет поворачивать ее, а значит и дисковый плуг в плане. Угол резани я плуга изменяется перестановкой подкоса, соединяющего вертикальную стойку плуга с плужной балкой.

Рис. 2. Кинематическая схема грейдер-элеватора ДЗ-501

Дисковый плуг соединяется с вертикальной стойкой при помощи шайбы-гребенки и фиксируется центральным болтом — осью, что позволяет поворачивать плуг.

Грейдер-элеватор работает следующим образом. Движение от двигателя через центральный редуктор и цепную передачу передается карданно-телескопическому валу, соединенному с коническим редуктором 6 приводного барабана ленточного транспортера.

Наклон транспортера и высота подъема его нижней части изменяются гидроцилиндрами, а подъем плужной балки — гидроцилиндром. Цепной передачей приводится в движение механизм очистки внутренней поверхности транспортерной ленты от налипающего грунта. Для питания электрозолотников дистанционного управления гидроцилиндрами установлен генератор.

Грейдер-элеваторы являются высокопроизводительными машинами, выполняющими одновременно резание грунтов и их перемещение в отвал или в транспортные средства.

Рабочим органом этой машины является нож, а в качестве транспортирующего устройства — наклонный ленточный транспортер.

Резание грунта грейдер-элеватором — послойное. При движении грейдер-элеватора вперед нож его, представляющий круглый диск, вырезает грунт и направляет его на транспортер, по которому грунт поднимается вцерх, а затем ссыпается в отвал или >в транспортные средства.

Лучших показателей по производительности грейдер-элева-торов достигают при использовании их на разработке грунтов в равнинной и слабохолмистой местности, не имеющих твердых включений (камней, пней, корней и др.).

При разработке сыпучих, а также переувлажненных (липких тлинистых) грунтов использование грейдер-элеваторов неэффективно, так как сыпучие грунты плохо направляются дисковым ножом на транспортер, а переувлажненные грунты налипают на транспортер, забивая его, вызывая частые остановки, а нередко в поломки.

На строительстве автомобильных дорог грейдер-элеваторы применяются только для основных работ: разработка выемок, возведение насыпей, снятие растительного слоя.

Грейдер-элеваторы классифицируются в зависимости:
— от конструкции режущего рабочего органа — с дисковым ножом, с плоским ножом, с ножом полукруглой формы;
— от расположения транспортирующего рабочего органа — с поперечным и с диагональным расположением;
— от способа передвижения — самоходные, полуприцепные, прицепные;
— от количества осей — одно- и двухосные;
— от типа управления — с механическим, с гидравлическим, с электрическим, с комбинированным.

Из грейдер-элеваторов, работающих с гусеничными тракторами, применяются: прицепной Д-192 и полуприцепной Д-437.

Грейдер-элеватор Д-192 является конструктивно устаревшей машиной, имеющей ряд недостатков (сложен, тяжел, маломанев-ренен, для обслуживания требует двух рабочих — машиниста и оператора), выпуск его прекращен. Промышленностью выпускается более совершенный грейдер-элеватор Д-437.

Грейдер-элеватор Д-437 имеет ряд преимуществ: небольшой вес, хорошая маневренность, лёгкое и удобное управление рабочими органами благодаря наличию электрогидравлического устройства непосредственно из кабины трактора-тягача, для обслуживания требуется один рабочий — машинист.

Грейдер-элеватор Д-437А — полуприцепная одноосная машина на пневматических шинах, в качестве тягача для которой служит трактор Т-100М.

Грейдер-элеватор Д-437А имеет спереди одну точку опоры на сцепном устройстве трактора и сзади два сдвоенных колеса.

Из кинематической схемы грейдер-элеватора Д-437А видно взаимодействие механизмов этой машины. От вала двигателя крутящий момент через муфту сцепления и втулочнороликовую муфту передается к одноступенчатому центральному редуктору. От редуктора через выходной конец ведомого вала усилие передается звездочке двухрядной втулочно-роликовой цепи и далее промежуточному валу. От промежуточного вала через карданную передачу и одноступенчатый конический редуктор усилие передается к валу приводного барабана транспортера. На промежуточном валу установлена также ведущая звездочка цепной передачи привода шнека очистительного механизма.

Рис. 3. Общий вид грейдер-элеватора Д-437А

Рис. 4. Кинематическая схема грейдер-элеватора Д-437:
1 — механизм подъема плуга; 2 — механизм подъема низа транспортера; 3 — генератор; 4 — центральный редуктор; 5 — масляный насос; 6 — механизм подъема верха транспортера; 7 — карданный вал привода транспортера; 8 — редуктор ведущего барабана транспортера; 9 — редуктор очистного механизма

От центрального редуктора через выходной вал ведущего вала усилие передается шестеренчатому насосу, предназначенному для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему управления рабочими органами (плужной балкой и ленточным транспортером).

Грейдер-элеватор Д-437А состоит из основной рамы, дискового ножа с плужной балкой, ленточного наклонного транспортера, ходового оборудования и двигателя.

Основная рама — сварной конструкции и состоит из двух продольных балок, соединенных в передней части и посередине такими же балками коробчатого сечения, а в задней части — уголками.

К передней части рамы приварено дышло, расположенное справа от продольной ее оси. В средней части рамы предусмотрены стойки для крепления полуосей ходовых колес. Вертикальная прямоугольная рама, приваренная к основной раме, предназначена для подвески транспортера и размещения механизма управления. В целях жесткости вертикальная рама усилена подкосами из уголков. Для установки двигателя в задней части основной рамы предусмотрена плита и трубчатый кронштейн.

Плужная рама сварной конструкции состоит из трех коробчатых балок. Места соединения рамы и коробчатых балок усилены накладками. В передней части плужной рамы предусмотрена серьга для соединения с кронштейном прицепного устройства, а в задней части передней коробчатой балки — цапфа, опирающаяся на переднюю стойку рамы. Крепление плужной рамы — шарнирное, позволяющее ей вращаться вокруг оси, проходящей через оба шарнира. Вращение балки обеспечивается перемещением штока цилиндра подъема и опускания плужной балки, связанного с ней цепью. Цепь присоединяется к проушине, расположенной в конце плужной балки.

Дисковый нож и дискодержатель. Дисковый нож, имеющий выгнутую поверхность, крепится к хвостовику кронштейна вертикальной стойки. Крепление ножа к хвостовику кронштейна обеспечивается через соединительную шайбу шестью болтами с потайными квадратными головками. Соединительная шайба со стороны ее крепления к хвостовику кронштейна имеет рифленую поверхность. Такую же рифленую поверхность имеет хвостовик кронштейна. Соединительная шайба 8 и хвостовик кронштейна 6 стягиваются центральным болтом 9. Наличие рифленых поверхностей у шайбы и хвостовика кронштейна исключает проворачивание ножа в процессе работы.

По мере износа режущий диск можно повернуть в другое положение, ослабив, а затем закрепив центральный болт.

В целях уменьшения потерь грунта в процессе резания на наружной поверхности режущего диска монтируется специальный щиток.

Рис. 5. Рабочий орган грейдер-элеватора: а — дисковый нож; б — прицепное устройство и узел крепления плужной балки и основной рамы; 1 — вертикальная стойка; 2 — соединительная планка; 3 — кронштейн; 4 — регулировочная планка; 5 — кронштейн стойки; 6 — хвостовик кронштейна; 7 — дисковый нож; 8 — соединительная шайба; 9 — центральный болт; 10 — основная рама; 11 — серьга; 12 — сцепное устройство; 13 — дышло; 14 — проушина; 15 — плужная балка

Угол резания ножа регулируется путем перестановки верхней части планки в одно из отверстий кронштейна.

Вертикальная стойка к плужной балке крепится планкой и болтами.

Плужная балка грейдер-элеватора — сварной конструкции коробчатого сечения. В средней части плужная балка имеет изгиб в горизонтальной плоскости. Место изгиба усилено накладками. В передней части балка имеет проушину, посредством которой она соединяется с дышлом. При помощи болтов дышло крепится к основной раме, тем самым соединяя плужную балку и основную раму. В передней части дышла имеется шарнирное сцепное устройство, предусмотренное для соединения грейдер-элеватора с трактором. Для транспортирования грейдер-элеватора и сцепки его с грузовым автомобилем предусмотрена серьга, приваренная к основной раме.

Рама транспортера — секционная, состоящая из трех секций, жестко соединенных между собой болтами и гайками. В верхней секции смонтирован механизм натяжения ленты. На верхней секции укреплена решетка, ограждающая нижнюю спадающую ветвь транспортера. Верхняя секция имеет кронштейны для крепления ведущего барабана и кронштейн, к которому присоединяется тяга подвески верхней части транспортера. Средняя секция, так же как и верхняя, поверх транспортерной ленты имеет борта с манжетами, устраняющие потери транспортируемого грунта, а также кронштейн для крепления подкосов. Нижняя секция транспортера оканчивается лыжей, прикрепленной к кронштейнам рамы транспортера. Нижняя секция имеет защитную решетку, под которой размещен плужный очиститель, очищающий внутреннюю поверхность ленты от грунта.

Рис. 6. Транспортер грейдер-элеватора Д-437

К кронштейнам рамы транспортера нижней секции крепится ведомый барабан и шнековый механизм для очистки транспортерной ленты от налипающего грунта.

Ведущий барабан транспортера с редуктором установлен на верхней секции транспортера.

Барабан транспортера укреплен на валу. Редуктор ведущего барабана — одноступенчатый с коническими шестернями. Валы редуктора установлены в подшипниках качения. На левом конце вала редуктора закреплена ведомая шестерня, находящаяся в зацеплении с ведущей шестерней. Ведущая шестерня получает вращение от приводного вала, который связан с валом двигателя грейдер-элеватора.

Транспортер имеет ряд поддерживающих ленту роликов. Оси роликов, закрепленные в подшипниках, на концах имеют прорези, исключающие их проворачивание в опорах.

Ведомый барабан транспортера установлен в подшипниках качения на нижней секции транспортера.

Рис. 7. Схема гидравлического привода грейдер-элеватора Д-437А: 1 — рабочие золотники; 2 — рабочий трубопровод; 3 — дренажный трубопровод; 4 — предохранительный клапан; 5 — демпфер; 6 — манометр; 7 — фильтр; 8 — шестеренчатый насос; 9 — бак для рабочей жидкости; 10 — гидроцилиндр подъема нижней части транспортера; 11 — клапан-демпфер; 12 — гидроцилиндр подъема плужной балки; 13 — гидроцилиндр подъема верхней части транспортера; 14 — перепускной золотник

Привод шнекового механизма для очистки ленты, размещенного на нижней секции рядом с транспортерной лентой, обеспечивается через одноступенчатый редуктор с коническими шестернями.

Транспортерная лента из прорезиненной ткани; ширина ленты — 1200 мм.

Подкосы транспортера крепятся к соответствующим проушинам рамы транспортера. Изменение длины подкосов (соответственно и наклона транспортера) регулируется винтовым устройством.

Ходовая часть грейдер-элеватора состоит из правой и левой полуосей с колесами. Колеса укомплектованы пневматическими шинами размером 12,00—20.

Установленный на грейдер-элеваторе двигатель служит для привода транспортера и насоса гидросистемы.

Насос гидросистемы — шестеренчатый, модели НШ-40ВЛ, с давлением 100 кГ/см2, производительностью 40л/лшн.

Управление плужной балкой (подъем и опускание) и транспортером (ход, подъем и опускание) производится из кабины трактора при помощи рабочих золотников, которыми оборудована гидросистема.

Грейдер-элеватор Д-4370 снабжен также электрооборудованием, предназначенным для питания электромагнитов золотников и освещения в ночное время.

В состав электрооборудования грейдер-элеватора входит:
— электрооборудование управления — генератор переменного тока напряжением 120 в, кнопки управления катушки электрозолотников и предохранители;
— электрооборудование двигателя — аккумуляторная батарея напряжением 12В, генератор постоянного тока, реле-регулятор, амперметр и осветительные приборы.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Грейдер-элеваторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства