Грейдер-элеваторами называются землеройно-транспортные машины непрерывного действия, послойно разрабатывающие грунт дисковыми или плоскими ножами и подающие его ленточным транспортером в отвал или транспортные средства. Грейдер-элеваторы характеризуются высокой производительностью (до 1600 м3/ч).
Грейдер-элеваторами можно возводить невысокие насыпи (до 1,5 м) с подачей грунта непосредственно из боковых резервов, сооружать неглубокие выемки (до 1,3 м) с укладкой грунта в кавальер, рыть небольшие каналы и т. п., однако работают они производительно на равнинной местности при протяженности участков не менее 500 м, что значительно сужает возможность их применения.
Грейдер-элеваторы изготовляются полуприцепными и самоходными с поперечным и диагональным расположением транспортера. Последние оборудуются плоскими ножами (струги). Они обычно грузят грунт в транспортные средства.
Преимущественно распространены механический и электрический приводы транспортера и гидравлическая система управления рабочими органами.
Полуприцепный грейдер-элеватор ДЗ-501 (рис. 1) состоит из основной несущей рамы, плужной балки с дисковым ножом (плугом), ленточного транспортера, двигателя, ходовой части, гидроцилиндра, механизмов трансмиссии управления.
Рама является базой для установки всех узлов грейдер-элеватора. Передней частью рама опорно-сцепным устройством соединяется с трактором, а задней частью опирается на полуоси ходовых колес.
Плужная балка П-образной формы крепится к основной раме: спереди — универсальным шарниром, а сзади — при помощи регулируемой распорки, что позволяет поворачивать ее, а значит и дисковый плуг в плане. Угол резани я плуга изменяется перестановкой подкоса, соединяющего вертикальную стойку плуга с плужной балкой.
Дисковый плуг соединяется с вертикальной стойкой при помощи шайбы-гребенки и фиксируется центральным болтом — осью, что позволяет поворачивать плуг.
Грейдер-элеватор работает следующим образом. Движение от двигателя через центральный редуктор и цепную передачу передается карданно-телескопическому валу, соединенному с коническим редуктором 6 приводного барабана ленточного транспортера.
Наклон транспортера и высота подъема его нижней части изменяются гидроцилиндрами, а подъем плужной балки — гидроцилиндром. Цепной передачей приводится в движение механизм очистки внутренней поверхности транспортерной ленты от налипающего грунта. Для питания электрозолотников дистанционного управления гидроцилиндрами установлен генератор.
—
Грейдер-элеваторы являются высокопроизводительными машинами, выполняющими одновременно резание грунтов и их перемещение в отвал или в транспортные средства.
Рабочим органом этой машины является нож, а в качестве транспортирующего устройства — наклонный ленточный транспортер.
Резание грунта грейдер-элеватором — послойное. При движении грейдер-элеватора вперед нож его, представляющий круглый диск, вырезает грунт и направляет его на транспортер, по которому грунт поднимается вцерх, а затем ссыпается в отвал или >в транспортные средства.
Лучших показателей по производительности грейдер-элева-торов достигают при использовании их на разработке грунтов в равнинной и слабохолмистой местности, не имеющих твердых включений (камней, пней, корней и др.).
При разработке сыпучих, а также переувлажненных (липких тлинистых) грунтов использование грейдер-элеваторов неэффективно, так как сыпучие грунты плохо направляются дисковым ножом на транспортер, а переувлажненные грунты налипают на транспортер, забивая его, вызывая частые остановки, а нередко в поломки.
На строительстве автомобильных дорог грейдер-элеваторы применяются только для основных работ: разработка выемок, возведение насыпей, снятие растительного слоя.
Грейдер-элеваторы классифицируются в зависимости:
— от конструкции режущего рабочего органа — с дисковым ножом, с плоским ножом, с ножом полукруглой формы;
— от расположения транспортирующего рабочего органа — с поперечным и с диагональным расположением;
— от способа передвижения — самоходные, полуприцепные, прицепные;
— от количества осей — одно- и двухосные;
— от типа управления — с механическим, с гидравлическим, с электрическим, с комбинированным.
Из грейдер-элеваторов, работающих с гусеничными тракторами, применяются: прицепной Д-192 и полуприцепной Д-437.
Грейдер-элеватор Д-192 является конструктивно устаревшей машиной, имеющей ряд недостатков (сложен, тяжел, маломанев-ренен, для обслуживания требует двух рабочих — машиниста и оператора), выпуск его прекращен. Промышленностью выпускается более совершенный грейдер-элеватор Д-437.
Грейдер-элеватор Д-437 имеет ряд преимуществ: небольшой вес, хорошая маневренность, лёгкое и удобное управление рабочими органами благодаря наличию электрогидравлического устройства непосредственно из кабины трактора-тягача, для обслуживания требуется один рабочий — машинист.
Грейдер-элеватор Д-437А — полуприцепная одноосная машина на пневматических шинах, в качестве тягача для которой служит трактор Т-100М.
Грейдер-элеватор Д-437А имеет спереди одну точку опоры на сцепном устройстве трактора и сзади два сдвоенных колеса.
Из кинематической схемы грейдер-элеватора Д-437А видно взаимодействие механизмов этой машины. От вала двигателя крутящий момент через муфту сцепления и втулочнороликовую муфту передается к одноступенчатому центральному редуктору. От редуктора через выходной конец ведомого вала усилие передается звездочке двухрядной втулочно-роликовой цепи и далее промежуточному валу. От промежуточного вала через карданную передачу и одноступенчатый конический редуктор усилие передается к валу приводного барабана транспортера. На промежуточном валу установлена также ведущая звездочка цепной передачи привода шнека очистительного механизма.
Рис. 4. Кинематическая схема грейдер-элеватора Д-437:
1 — механизм подъема плуга; 2 — механизм подъема низа транспортера; 3 — генератор; 4 — центральный редуктор; 5 — масляный насос; 6 — механизм подъема верха транспортера; 7 — карданный вал привода транспортера; 8 — редуктор ведущего барабана транспортера; 9 — редуктор очистного механизма
От центрального редуктора через выходной вал ведущего вала усилие передается шестеренчатому насосу, предназначенному для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему управления рабочими органами (плужной балкой и ленточным транспортером).
Грейдер-элеватор Д-437А состоит из основной рамы, дискового ножа с плужной балкой, ленточного наклонного транспортера, ходового оборудования и двигателя.
Основная рама — сварной конструкции и состоит из двух продольных балок, соединенных в передней части и посередине такими же балками коробчатого сечения, а в задней части — уголками.
К передней части рамы приварено дышло, расположенное справа от продольной ее оси. В средней части рамы предусмотрены стойки для крепления полуосей ходовых колес. Вертикальная прямоугольная рама, приваренная к основной раме, предназначена для подвески транспортера и размещения механизма управления. В целях жесткости вертикальная рама усилена подкосами из уголков. Для установки двигателя в задней части основной рамы предусмотрена плита и трубчатый кронштейн.
Плужная рама сварной конструкции состоит из трех коробчатых балок. Места соединения рамы и коробчатых балок усилены накладками. В передней части плужной рамы предусмотрена серьга для соединения с кронштейном прицепного устройства, а в задней части передней коробчатой балки — цапфа, опирающаяся на переднюю стойку рамы. Крепление плужной рамы — шарнирное, позволяющее ей вращаться вокруг оси, проходящей через оба шарнира. Вращение балки обеспечивается перемещением штока цилиндра подъема и опускания плужной балки, связанного с ней цепью. Цепь присоединяется к проушине, расположенной в конце плужной балки.
Дисковый нож и дискодержатель. Дисковый нож, имеющий выгнутую поверхность, крепится к хвостовику кронштейна вертикальной стойки. Крепление ножа к хвостовику кронштейна обеспечивается через соединительную шайбу шестью болтами с потайными квадратными головками. Соединительная шайба со стороны ее крепления к хвостовику кронштейна имеет рифленую поверхность. Такую же рифленую поверхность имеет хвостовик кронштейна. Соединительная шайба 8 и хвостовик кронштейна 6 стягиваются центральным болтом 9. Наличие рифленых поверхностей у шайбы и хвостовика кронштейна исключает проворачивание ножа в процессе работы.
По мере износа режущий диск можно повернуть в другое положение, ослабив, а затем закрепив центральный болт.
В целях уменьшения потерь грунта в процессе резания на наружной поверхности режущего диска монтируется специальный щиток.
Угол резания ножа регулируется путем перестановки верхней части планки в одно из отверстий кронштейна.
Вертикальная стойка к плужной балке крепится планкой и болтами.
Плужная балка грейдер-элеватора — сварной конструкции коробчатого сечения. В средней части плужная балка имеет изгиб в горизонтальной плоскости. Место изгиба усилено накладками. В передней части балка имеет проушину, посредством которой она соединяется с дышлом. При помощи болтов дышло крепится к основной раме, тем самым соединяя плужную балку и основную раму. В передней части дышла имеется шарнирное сцепное устройство, предусмотренное для соединения грейдер-элеватора с трактором. Для транспортирования грейдер-элеватора и сцепки его с грузовым автомобилем предусмотрена серьга, приваренная к основной раме.
Рама транспортера — секционная, состоящая из трех секций, жестко соединенных между собой болтами и гайками. В верхней секции смонтирован механизм натяжения ленты. На верхней секции укреплена решетка, ограждающая нижнюю спадающую ветвь транспортера. Верхняя секция имеет кронштейны для крепления ведущего барабана и кронштейн, к которому присоединяется тяга подвески верхней части транспортера. Средняя секция, так же как и верхняя, поверх транспортерной ленты имеет борта с манжетами, устраняющие потери транспортируемого грунта, а также кронштейн для крепления подкосов. Нижняя секция транспортера оканчивается лыжей, прикрепленной к кронштейнам рамы транспортера. Нижняя секция имеет защитную решетку, под которой размещен плужный очиститель, очищающий внутреннюю поверхность ленты от грунта.
К кронштейнам рамы транспортера нижней секции крепится ведомый барабан и шнековый механизм для очистки транспортерной ленты от налипающего грунта.
Ведущий барабан транспортера с редуктором установлен на верхней секции транспортера.
Барабан транспортера укреплен на валу. Редуктор ведущего барабана — одноступенчатый с коническими шестернями. Валы редуктора установлены в подшипниках качения. На левом конце вала редуктора закреплена ведомая шестерня, находящаяся в зацеплении с ведущей шестерней. Ведущая шестерня получает вращение от приводного вала, который связан с валом двигателя грейдер-элеватора.
Транспортер имеет ряд поддерживающих ленту роликов. Оси роликов, закрепленные в подшипниках, на концах имеют прорези, исключающие их проворачивание в опорах.
Ведомый барабан транспортера установлен в подшипниках качения на нижней секции транспортера.
Привод шнекового механизма для очистки ленты, размещенного на нижней секции рядом с транспортерной лентой, обеспечивается через одноступенчатый редуктор с коническими шестернями.
Транспортерная лента из прорезиненной ткани; ширина ленты — 1200 мм.
Подкосы транспортера крепятся к соответствующим проушинам рамы транспортера. Изменение длины подкосов (соответственно и наклона транспортера) регулируется винтовым устройством.
Ходовая часть грейдер-элеватора состоит из правой и левой полуосей с колесами. Колеса укомплектованы пневматическими шинами размером 12,00—20.
Установленный на грейдер-элеваторе двигатель служит для привода транспортера и насоса гидросистемы.
Насос гидросистемы — шестеренчатый, модели НШ-40ВЛ, с давлением 100 кГ/см2, производительностью 40л/лшн.
Управление плужной балкой (подъем и опускание) и транспортером (ход, подъем и опускание) производится из кабины трактора при помощи рабочих золотников, которыми оборудована гидросистема.
Грейдер-элеватор Д-4370 снабжен также электрооборудованием, предназначенным для питания электромагнитов золотников и освещения в ночное время.
В состав электрооборудования грейдер-элеватора входит:
— электрооборудование управления — генератор переменного тока напряжением 120 в, кнопки управления катушки электрозолотников и предохранители;
— электрооборудование двигателя — аккумуляторная батарея напряжением 12В, генератор постоянного тока, реле-регулятор, амперметр и осветительные приборы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грейдер-элеваторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы