Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Коробка передач автомобиля

Читать далее:




Коробка передач автомобиля

Коробка передач служит для изменения по величине и направлению передаваемого крутящего момента, длительного разъединения двигателя и трансмиссии по время стоянки или при движении автомобиля по инерции, а также для движения автомобиля задним ходом. В зависимости от условий эксплуатации сопротивление движению автомобиля может изменяться в сравнительно широком диапазоне, что вызывает необходимость увеличеия или уменьшения силы тяги на ведущих колесах.

Различная сила тяги на ведущих колесах при работе двигателя на режиме заданной мощности может быть получена изменением соотношения между частотами вращения коленчатого вала и ведущих колес с помощью коробки передач.

По принципу действия коробки передач разделяют на бесступенчатые (гидромеханические, фрикционные и т. д.) и ступенчатые (механические).

Рис. 1. Пневматический усилитель привода сцепления

Бесступенчатые коробки передач позволяют, не меняя положения дроссельной заслонки, автоматически изменять в заданном диапазоне силу тяги на ведущих колесах автомобиля, Такие коробки передач имеют сложную конструкцию и повышенную трудоемкость технического обслуживания. Наибольшее распространение среди них получили гидромеханические коробки передач, устанавливаемые преимущественно на отдельных легковых автомобилях и автобусах.

Гидромеханические коробки передач состоят из гидродинамической бесступенчатой передачи (гидротрансформатора) и последовательно присоединенной к ней механической ступенчатой коробки передач.

На автомобилях устанавливают главным образом ступенчатые, т. е. механические, коробки передач, представляющие собой зубчатый редуктор, в котором зубчатые колеса могут соединяться в различных сочетаниях, образуя ряд передач с разными передаточными числами. Два сопряженных зубчатых колеса передачи составляют зубчатую пару. Меньшее из пары зубчатых колес называется шестерней, большее— колесом. Термин «зубчатое колесо» («зубчатые колеса») является общим. Передаточным числом зубчатой передачи называется отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни или обратное отношение их частот вращения. Если в передаче участвует несколько пар зубчатых колес, то общее передаточное число равно произведению передаточных чисел этих пар,

Автомобильные механические коробки передач изготовляются в основном по двух- или трехвальной схеме с параллельным расположением валов. Они имеют набор передач из косозубых и прямозубых колес. Отдельные передачи снабжаются синхронизаторами, т. е. механизмами, не допускающими зацепления зубчатых колес включаемой передачи до тех пор, пока они не будут вращаться с одинаковой частотой,

В зависимости от числа передач (ступеней) переднего хода ступенчатые коробки передач могут быть трех-, четырех-, пяти- и многоступенчатые, а в зависимости от числа передвижных зубчатых колес (шестерен) — двух-, трех- и четырех-ходовые, Многоступенчатые коробки передач имеют приставной редук-тор-делитель, служащий для разбивки ступеней передаточных чисел. Например, применение делителя на автомобилях семейства КамАЗ позволяет получить в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой передач 10 передач переднего хода и две заднего, По числу подвижных элементов, при помощи которых осуществляется включение передач, различают одно-, двух- и трехходовые коробки передач.

Четырехступенчатая коробка передач. Широкое распространение на автомобилях ГАЗ-53-04, ГАЗ-53-12, ГАЗ-66-11 и автобусах ПАЗ-672 получили четырехступенчатые трехходовые коробки передач. По своему устройству они одинаковы, за исключением того, что в коробке передач автомобиля ГАЗ-66-ll отсутствует привод спидометра (он установлен в раздаточной коробке), а у автобуса ПАЗ-672 установлен дистанционный привод механизма переключения передач. Коробка передач автомобиля ГАЗ-52-04 такая же, как и у автомобиля ГАЗ-53-12, но две передачи (первая и задний ход) имеют другие передаточные числа.

Коробка передач состоит из картера, крышки с рычагом и механизмом переключения передач, ведущего вала, изготовленного за одно целое с шестерней, ведомого вала, расположенного на одной оси с ведущим валом, синхронизатора, промежуточного вала и блока губчатых колес заднего хода.

Ведущий вал с шестерней установлен на двух подшипниках. Передний подшипник вала расположен в гнезде фланца коленчатого вала, а задний — в передней стенке картера. От осевого перемещения задний подшипник удерживается упорным кольцом, установленным в канавке его наружной обоймы, и крышкой, хвостовик которой служит для центрирования коробки передач со сцеплением, Ведомый вал передним концом опирается на роликоподшипник, расположенный в выточке ведущего вала, а задним — на шарикоподшипник, закрепленный в картере крышкой, внутри которой смонтирована червячная пара привода спидометра. На шлицах ведомого вала установлено колесо первой передачи и заднего хода. Колесо второй и шестерня третьей передач этого вала установлены свободно на бронзовых втулках. Колесо второй передачи имеет на ступице зубчатый венец, а шестерня третьей передачи, кроме того, имеет конус со стороны синхронизатора.

Рис. 2. Коробка передач автомобиля ГАЗ-53-12:
а — устройство; б — схема переключения передач; I, II, III — положение рычага, соответствующее включению первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи заднего хода; Н. п.— нейтральное положение рычага

Промежуточный вал, изготовленный за одной целое с зубчатыми колесами, вращается в роли-ко- и шарикоподшипниках. От осевого перемещения вал фиксируется крышкой заднего шарикоподшипника и его упорным кольцом. Зубчатые колеса и шестерня этого вала находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями и колесом, расположенными на ведущем и ведомом валах. Прямозубая шестерня входит в зацепление с колесом первой передачи или с блоком зубчатых колес заднего хода, который вращается на оси, запрессованной в отверстиях задней стенки и внутреннего прилива картера.

Механизм переключения передач обеспечивает включение зубчатых колес на полную длину зуба, четкую фиксацию их положения во включенном или выключенном положении, а также не допускает одновременного включения двух передач. Механизм переключения передач состоит из рычага, трех ползунов с вилками, соединяющимися соответственно с муфтой синхронизатора, колесом первой передачи и блоком зубчатых колес заднего хода, трех фиксаторов и штифта. Водитель действует на механизм переключения рычагом, который при соответствующих передачах должен занимать определенное положение.

Точность установки зубчатых колес при включении и выключении передач обеспечивается фиксаторами, состоящими из шариков и пружин, расположенных в отверстиях приливов крышки картера коробки передач. Шарики входят в имеющиеся на ползунах углубления.

Предотвращение возможности одновременного включения двух передач достигается установкой замка, состоящего из двух плунжеров, расположенных между ползунами, и штифта, установленного в отверстии среднего ползуна. Когда один из ползунов перемещается, два других блокируются плунжерами, входящими в боковые выемки ползунов.

Для предотвращения случайного включения заднего хода применяется специальный предохранитель, состоящий из штифта и пружины, расположенных в переводной головке ползуна. При включении передачи заднего хода необходимо приложить дополнительное усилие, что предотвращает возможность случайного включения заднего хода при движении автомобиля вперед.

Синхронизаторы служат для облегчения переключения передач. Синхронизатор инерционного типа уравнивает частоты вращения включаемых зубчатых колес, обеспечивая тем самым их меньшее изнашивание, а также безударное и бесшумное переключение. Синхронизаторы устаналивают на тех передачах, которыми наиболее часто пользуются при эксплуатации автомобилей.

В коробках передач автомобилей ЗИЛ-130, MA3-5335 и КамАЭ-5320 синхронизаторами снабжают вторую и третью, четвертую и пятую передачи. Коробки передач легковых автомобилей имеют синхронизаторы на всех передачах переднего хода.

Устройство синхронизатора третьей и четвертой передач коробок передач грузовых автомобилей ГАЗ-53-12 и ГАЗ-66-11 показано на рис. 14.12, а. Он состоит из ступицы, муфты, двух блокирующих колец, трех сухарей и двух проволочных колец. Ступица установлена на шлицах ведомого вала и закреплена гайкой. На наружной поверхности ступицы нарезаны зубья и сделаны пазы для сухарей. На внутренней поверхности муфты также нарезаны зубья, которые сопрягаются с зубьями ступицы. В среднем положении муфта удерживается выступами сухарей, прижимаемых к ней упругими проволочными кольцами.

На торцах блокирующих колец вырезано три паза, в которые входят концы сухарей. Ширина этих пазов на 4 мм больше ширины сухаря. Зазор между сухарем и пазом, а также скосы на зубьях муфты, блокирующих колец и включаемых зубчатых колес облегчают включение передач.

Работа синхронизатора заключается в следующем. При включении третьей передачи муфту с помощью вилки передвигают из нейтрального положения назад. В начале своего перемещения муфта увлекает за собой три сухаря, которые, нажимая своими торцами на блокирующее кольцо, прижимают его к конической поверхности шестерни третьей передачи. Из-за разности частот вращения шестерни и муфты синхронизатора на конических поверхностях возникает сила трения, под действием которой блокирующее кольцо поворачивается до упора в сухари. При этом зубья блокирующего кольца устанавливаются напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение ее становится невозможным. При выравнивании частот вращения шестерни и ведомого вала сила, сместившая блокирующее кольцо, исчезает, и муфта под действием усилия водителя, передаваемого от вилки, безударно входит в зацепление с зубчатым венцом включаемой шестерни. Работа синхронизатора при включении четвертой передачи происходит аналогично. При этом муфта 4 перемещается вперед до зацепления ее с зубчатым венцом шестерни ведущего вала.

Работа коробки передач происходит следующим образом. Изменяя положение зубчатого колеса, муфты синхронизатора и блока 15 зубчатых колес заднего хода в рассматриваемой коробке передач можно получить пять передач с различными передаточными числами, из них четыре передачи — для движения автомобиля вперед и одну — для движения задним ходом. Передаточные числа каждой передачи составляют: на первой передаче —6,55, на второй —3,09, на третьей—1,71, на четвертой—2,0, на передаче заднего хода —7,77.

Переключение передач осуществляется посредством рычага, нижний конец которого вводят в пазы вилок и переводных головок, установленных на ползунах.

Рис. 3. Синхронизатор коробок передач автомобилей ГАЗ-53-12 и ГАЗ-66-11: а — детали; б — продольный разрез по муфте

При включении первой передачи вилка перемещает зубчатое колесо, которое, двигаясь по шлицам ведомого вала, входит в зацепление с шестерней промежуточного вала, Крутящий момент через шестерню и колесо постоянного зацеплении передается иа промежуточный вал и через шестерню и колесо первой передачи — на ведомый вал.

Включение второй передачи происходит в результате перемещения по шлицам ведомого вале колеса до зацепления его зубьев с наружным зубчатым венцом колеса второй передачи, вследствие чего колесо жестко соединяется с ведомым вялом и ему передается крутящий момент от шестерни.

Для включения третьей передачи необходима муфту синхронизатора переместить до зацепления ее с зубчатым венцом шестерни третьей передачи. При этом крутящий момент будет передаваться через шестерню, колеса, шестерню и синхронизатор на ведомый вал.

Для включения четвертой передачи следует передвинуть муфту синхронизатора до зацепления ее с зубчатым венцом шестерни ведущего вала. В этом случае ведущий и ведомый валы жестко соединяются между собой при помощи синхронизатора, Крутящий момент передается с одного вала на другой без изменений.

Рис. 4. Схема включения передач и направлений крутящего момента на различных передачах в четырехступенчатых коробках передач

Для движения автомобиля задним ходом надо переместить вперед блок зубчатых колес заднего хода. При этом колесо входит в зацепление с шестерней промежуточного вала, а шестерня — с колесом ведомого вала. Крутящий момент передается через шестерню и колесо постоянного зацепления на промежуточный вал, затем через шестерню на колесо блока зубчатых колес заднего хода, а от него через шестерню на колесо ведомого вала. В результате того что в зацепление дополнительно азеден блок зубчатых колес заднего хода, ведущий и ведомый валы вращаются в разные стороны, что обеспечивает движение автомобиля задним ходом.

Включение передач и передачу крутящего момента на разных передачах в четырехступенчатых коробках передач рассмотренного типа можно проследить по схемам, приведенным на рис. 4.

На легковых автомобилях семейства ВАЗ и «Москвич» (с приводом на задние колеса) установлены трех-вальные четырехступенчатые коробки передач с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода. Картер такой коробки передач отлит из алюминиевого сплава и шпильками крепится к картеру сцепления. К задней стенке картера коробки передач крепится крышка с механизмом переключения передач. Все четыре передачи переднего хода включаются при помощи синхронизаторов.

В картере коробки передач на подшипниках установлено три вала: ведущий, промежуточный и ведомый. В этой коробке передач в отличие от ранее рассмотренной ведомый вал установлен на трех опорах: передний конец вала — в игольчатом подшипнике, расположенном в выточке ведущего вала; средняя часть — на шарикоподшипнике, установленном в стенке картера; задний конец вала — на шарикоподшипнике, помещенном в крышке коробки передач. На заднем конце вала установлена червячная пара И привода спидометра. Колеса и шестерня соответственно первой, второй и третьей передач свободно вращаются на ведомом валу, находясь в постоянном зацеплении с шестернями и колесом промежуточного вала. Шестерни и колесо выполнены в виде блока зубчатых колес. Промежуточный вал соединен с ведущим валом через зубчатую пару постоянного зацепления.

Риc. 5. Коробка передач автомобиля BA3-21QS

В задней крышке на ведомом и промежуточном валах установлены соответственно ведомое колесо и ведущая шестерня заднего хода. Зубчатые колеса всех передач, за исключением передачи заднего хода, косозубые. Для включения заднего хода в крышке на оси установлено подвижное колесо (на рисунке оно не показано), входящее при перемещении в зацепление с шестерней и колесом и обеспечивающее вращение ведомого вала в обратную сторону,

Коробка передач имеет два однотипных инерционных синхронизатора, с помощью которых включаются первая, вторая, третья и четвертая передачи. Синхронизаторы по принципу действия аналогичны описанному выше синхронизатору и лишь несколько отличаются от него по устройству. Управление коробкой передач осуществляется рычагом, установленным на шаровой опоре в кронштейне, прикрепленном к задней крышке коробки передач.

На легковых автомобилях ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич» и их модификациях устанавливают также трехходовые четырех-или пятиступенчатые коробки передач. Основными особенностями их устройства является то, что для уменьшения размеров и массы они выполнены по двухвальной схеме, в которой отсутствует прямая передача. Кроме того, в картере коробки передач с размещенными в нем валами и зубчатыми колесами монтируется главная передача ведущих колес.

Рис. 6. Коробка передач передне приводных легковых автомобилей

Ведущий вал изготовлен за одно целое с ведущими зубчатыми колесами: первой, заднего хода, второй, третьей и четвертой передач.

Ведомый вал изготовлен вместе с шестерней. На игольчатых подшипниках этого вала установлены ведомые зубчатые колеса всех четырех (первой — четвертой) передач, находящиеся в постоянном зацеплении с колесами ведущего вала. Шестерня находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом, установленным на коробке дифференциала главной передачи.

Все передачи переднего хода включаются при помощи синхронизаторов, принцип действия которых существенно не отличается от вышеописанного. Муфта синхронизатора первой и второй передач является одновременно зубчатым колесом передачи заднего хода. Последняя включается введением в зацепление с зубчатым колесом и муфтой промежуточного зубчатого колеса заднего хода.

Пятиступенчатая коробка передач переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ изготовляется на базе четырехступенчатой коробки передач. Для этой цели задние концы ведущего и ведомого валов удлинены для расположения на них зубчатых колес и синхронизатора пятой передачи.

Пятиступенчатая коробка передач. На грузовых автомобилях ЗИЛ-130, -131 и автобусах семейства ЛАЗ устанавливают трехходовые коробки передач с пятью передачами вперед и одной назад. Передаточные числа первой передачи 7,44, второй — 4,10, третьей—2,29, четвертой — 1,47, пятой—1,00, передачи заднего хода —7,09.

Коробки передач указанных автомобилей и автобусов одинаковы по устройству, только в крышке заднего подшипника ведомого вала у автомобиля ЗИЛ -131 отсутствует привод спидометра, а аналогичная крышка у автомобиля ЗИЛ-130 служит кронштейном стояночного тормоза. Коробка передач у автобусов ЛАЗ-695Н, -695НГ такая же, как у автомобиля ЗИЛ-130, но привод механизма переключения передач из-за расположения двигателя сзади дистанционный через систему рычагов и тяг, а коробка передач автобуса ЛАЗ-699Р аналогична коробкам передач автобусов ЛАЗ-695Н и -695НГ но имеет другие передаточные числа.

Коробка передач включает в себя картер, крышку с рычагом и механизмом переключения передач, ведущий вал, ведомый вал, расположенный на одной оси с ведущим валом, синхронизаторы, промежуточный вал и блок зубчатых колес заднего хода, установленный на оси. С обеих сторон в картере имеются люки с фланцами для крепления коробок отбора мощности, а также пробки, первая из которых служит для заливки и контроля уровня масла, а вторая—для его слива.

Коробки передач герметична, что необходимо для преодоления автомобилем бродов. К крышке заднего подшипника ведомого вала присоединена трубка вентиляции картера, выведенная на заднюю стенку кабины.

Ведущий вал, изготовленный за одно целое с шестерней установлен на двух шарикоподшипниках. Передний шарикоподшипник расположен в гнезде фланца коленчатого вала, а задний— в передней стенке картера.

Ведомый вал передним концом опирается на роликовый подшипник, расположенный в выточке ведущего вала, а задним — на шарикоподшипник, закрепленный в картере крышкой, внутри которой установлен маслоотражатель. На шлицах этого вала установлено зубчатое колесо первой передачи и передача заднего хода, которое перемещается посредством вилки.

Промежуточный вал передним концом опирается на роликовый подшипник, расположенный в передней стенке картера, а задним — на шарикоподшипник. Шестерня изготовлена за одно целое с промежуточным валом, а шестерни и зубчатые колеса установлены на нем на шпонках.

Шестерня и зубчатое колесо, шестерня и зубчатое колесо четвертой передачи, зубчатое колесо и шестерня третьей передачи, зубчатое колесо и шестерня второй передачи находятся в постоянном зацеплении.

Рис. 8. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131:
а —общий вид; б — включение заднего хода; в — механизм переключения передач; г — блокирующее устройство; д — схема переключения передач; Н — нейтральное положение рычага 5; 1—5— положения рычага, соответствующие передачам переднего хода; 3. X.— положение рычага при передаче заднего хода

Шестерни, зубчатые колеса свободно вращаются на ведомом валу. Они имеют выступающие конические поверхности (конусы) и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.

Синхронизаторы служат для безударного включения зубчатых колес в коробке передач. Синхронизатор инерционного типа включает вторую и третью передачи, сихронизатор — четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

Синхронизатор представляет собой передвижную муфту с зубчатыми венцами, и диском, на который воздействует вилка механизма переключения передач. Диск имеет по три отверстия для блокирующих пальцев, жестко связывающих бронзовые конусные кольца, и по три отверстия для пальцев фиксаторов, которые состоят из двух полуцилиндров и двух пружин.

Рассмотрим работу синхронизатора на примере включения пятой передачи. В нейтральном положении муфта синхронизатора расположена посередине между шестернями. При включении передачи она, перемещая пальцы фиксаторов, прижимает конусное кольцо к конусу шестерни ведущего вала. Муфта, соединенная с ведомым валом, и шестерня ведущего вала имеют разные частоты вращения.

Из-за трения между коническими поверхностями кольцо поворачивается относительно диска муфты до соприкосновения конусных фасок отверстий диска с блокирующими пальцами. При этом происходит блокировка конусных колец и муфты. При выравнивании частот вращения шестерни и ведомого вала муфта перемещается дальше по полуцилиндрам фиксаторов, сжимая их пружины. При этом зубчатый венец муфты бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни пятой передачи.

Механизм переключения передачсостоит из рычага и трех ползунов. На ползуне установлена вилка включения первой передачи и заднего хода, на ползуне— вилка включения четвертой и пятой передач, на ползуне — вилка второй и третьей передач.

Рис. 9. Синхронизатор (а) коробки передач автомобилей семейства ЗИЛ и схемы (б — г) его включения

Для предотвращения возможности включения двух передач одновременно между ползунами установлено блокирующее устройство, состоящее из четырех шариков, штифта и фиксаторов. На схеме показано положение рычага переключения передач на различные передачи.

Работа коробки передач. При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.

Рис. 10. Схема включения передач и направления крутящего момента (показаны стрелками) на различных передачах в пятиступенчатых коробках передач: о — первая передача; б — вторая; в — третья; г — четвёртая; д — пятая; е — задний ход

В передачу заднего хода входит шестерня, установленная на промежуточном валу. При перемещении зубчатого колеса назад до его зацепления с малой шестерней блока включается задний ход. В этом случае крутящий момент через шестерню, зубчатое колесо, шестерню, блок шестерен и зубчатое колесо передается ведомому валу, который начинает вращаться в обратную сторону по сравнению с направлением его вращения при включении других передач.

На всех передачах крутящий момент передается через шестерню ведущего вала и зубчатое колесо ведомого вала и далее через синхронизаторы и зубчатые колеса включенной передачи на ведомый вал.

Многоступенчатая коробка передач. На грузовых автомобилях (КамАЭ-5320, ЗИЛ-4331, КАЗ-4540 и др.), предназначенных для работы с прицепами, применяют восьми — десятиступенчатые коробки передач. Такая коробка состоит из двух основных частей: четырех-пятиступенча-той коробки передач и зубчатого редуктора, называемого делителем передач. Например, на автомобиле КамАЭ-5320 установлена механическая десятиступенчатая коробка передач, которая объединяет трех-вальную пятиступенчатую коробку передач и двухвальный делитель. Такой коробкой оборудуются все автомобили КамАЗ, предназначенные для постоянной работы в составе автопоезда.

На автомобилях, работающих без прицепа, устанавливают только пятиступенчатые коробки передач.

Пятиступенчатая коробка передач состоит из картера, ведущего, ведомого и промежуточного валов с зубчатыми колесами, а также механизма переключения передач.

Ведущий вал, изготовленный заодно с шестерней, установлен на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник расположен в гнезде ведущего вала делителя, а задний шариковый — в передней стенке картера коробки передач.

Шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала. Она имеет конусную поверхность и внутренний зубчатый венец для соединения с синхронизатором четвертой и пятой передач.

Ведомый вал передним концом опирается на роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задним — на шарикоподшипник, закрепленный в стенке картера крышкой, внутри которой смонтирован узел привода спидометра. На передней части вала нарезаны шлицы, предназначенные для установки муфты синхронизатора. На шейках вала при помощи роликоподшипников и втулок установлены шестерня и зубчатые колеса соответственно четвертой, третьей и второй передач. Между зубчатыми колесами на шлицах вала установлен синхронизатор второй и третьей передач.

Зубчатое колесо установлено на подшипнике, расположенном на промежуточной втулке, соединяющейся шлицами с валом. На выступающей части втулки нарезаны наружные шлицы, по которым перемещается муфта включения первой передачи и заднего хода. Все шестерни и зубчатые колеса передач переднего хода ведомого вала находятся в постояном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами и шестернями промежуточного вала, а зубчатое колесо— с блоком зубчатых колес передачи заднего хода. Большая шестерня этого блока находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Промежуточный вал передним концом опирается на роликоподшипник, установленный в передней стенке картера, а задним — на сферический роликоподшипник, размещенный в задней стенке картера. Передний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы для соединения с промежуточным валом делителя. Шестерни передачи заднего хода, первой второй передач изготовлены заодно с промежуточным валом, а шестерня третьей передачи и зубчатые колеса соответственно четвертой передачи и привода промежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками.

Смазывание деталей коробки передач осуществляется в основном разбрызгиванием масла. Однако смазывание роликовых подшипников зубчатых колес ведомого вала происходит через его центральный канал. Для этой цели на ведущем валу делителя установлено маслонагне-тающее кольцо для принудительной подачи смазочного материала в осевые каналы валов коробки передач, откуда он через радиальные сверления поступает к подшипникам шестерни и зубчатых колес.

Рис. 11. Пятиступенчатая коробка передач с делителем

Делитель позволяет работать на автомобиле с использованием повышенных передаточных чисел в коробке передач, что весьма важно при движении автомобиля без прицепа н в ненагруженном состоянии, обеспечивая существенную экономию топлива. Он состоит из ведущего и промежуточного валов, одной пары зубчатых колес, синхронизатора и механизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала делителя установлен а гнезде коленчатого вала, а задний — в перегородке картера делителя, являющегося общим с картером сцепления. Передний конец промежуточного вала делителя установлен в шарикоподшипнике, расположенном в перегородке картера делителя, а задний — в роликоподшипнике, укрепленном в задней стенке его картера. Промежуточные валы коробки передач и делителя соединены между собой шлицами. Косозубое колесо делителя закреплено на промежуточном валу при помощи шпонки. Зубчатое колесо, находящееся в постоянном зацеплении с косозубым колесом привода, свободно вращается на ведущем валу на роликоподшипнике. Оно имеет коническую поверхность и зубчатый венец для соединения с синхронизатором делителя.

Делитель обеспечивает включение двух передач. Одна из них является прямой и не изменяет крутящего момента, передаваемого от двигателя. При ее включении крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам, изменяется только пропорционально передаточному числу включенной передачи в коробке.

Другая передача является повышающей (с передаточным числом 0,815) и,следовательно, при ее включении передаваемый крутящий момент изменяется пропорционально общему передаточному отношению той передачи, которая в данный момент включена в коробке передач.

При включении прямой передачи синхронизатор делителя перемещается вправо и соединяет между собой ведущий вал делителя и ведущий вал коробки передач. При включении повышающей передачи синхронизатор перемещается влево и соединяет ведущий вал делителя с зубчатым колесом, от которого крутящий момент через зубчатое колесо передается на промежуточный вал делителя, а от него через шлицевое соединение — на промежуточный вал коробки передач.

Работа многоступенчатой коробки передач (с делителем) заключается в следующем. При включенной прямой передаче делителя работа коробки не имеет существенных отличий от работы вышеописанных пятиступенчатых коробок передач,

Первая передача и задний ход включаются перемещением муфты соответственно назад или вперед.

При первой передаче крутящий момент с ведущего вала делителя через зубчатое колесо передается на промежуточный вал делителя, а от него через шлицы — на промежуточный вал коробки передач. Затем крутящий момент от шестерни промежуточного вала передается на зубчатое колесо, а от него через муфту — на ведомый вал коробки передач.

При заднем ходе крутящий момент с промежуточного вала передается на ведомый вал через шестерню, большую шестерню блока зубчатых колес, малую шестерню этого блока, зубчатое колесо и муфту.

Вторая передача включается перемещением назад синхронизатора второй и третьей передач. При этом внутренние зубья муфты синхронизатора входят в зацепление с венцом зубчатого колеса второй передачи, жестко закрепляя ее на ведомом валу.

Третья передача включается перемещением вперед синхронизатора. При этом ведомый вал соединяется с зубчатым колесом третьей передачи, находящимися в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Четвертая передача включается перемещением назад синхронизатора четвертой и пятой передач. При этом ведомый вал жестко соединяется с шестерней, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом четвертой передачи промежуточного вала.

Пятая передача включается перемещением вперед синхронизатора. При этом наружные зубья муфФы синхронизатора входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведущего вала, тем самым соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача).

Повышающие передачи включаются перемещением синхронизатора делителя вперед. При этом промежуточный вал коробки передач получает вращение через зубчатые колеса. Дальнейшее включение четырех повышающих передач происходит аналогично включению четырех понижающих передач.

На автомобилях с откидывающимися вперед кабинами (автомобили семейства КамАЗ, МАЗ) применяют дистанционное механическое управление многоступенчатой коробкой передач. Дистанционный привод многоступенчатой коробки передач состоит из системы тяг, связанных с рычагом управления, находящимся в кабине водителя, и механизма, непосредственно расположенного на коробке передач, в который также входит пневматический привод переключения передач в делителе.

Дистанционный механический привод механизма переключения передач автомобилей семейства КамАЗ состоит из качающегося рычага со сферической головкой, смонтированной на кронштейне, передней опоры, укрепленной на переднем торце блока цилиндров, передней тяги, расположенной в развале блока цилиндров, задней опоры, установленной на задней крышке блока цилиндров, рычагов 6 передней тяги и промежуточной тяги, соединенной с рычагом механизма переключения передач, расположенного в отдельном корпусе на крышке коробки передач.

Рис. 12. Дистанционный механический привод механизма управления коробкой передач: а — КамАЗ-5320; б— MA3-5335; в — положения рычага переключения передач

На автомобилях МАЗ-500А, -5335 (рис. 12) качающийся рычаг шарнирно связан с рычагом поперечного вала, соединенного с промежуточным механизмом привода. Корпус этого механизма закреплен на раме автомобиля. Промежуточный механизм шарнирно связан с тягой, которая через рычаг соединена с валом переключения передач,установленным в корпусе. На валу установлен рычаг, взаимодействующий с механизмом переключения передач, расположенном на крышке коробки передач.

Наличие шарнирных соединений в дистанционном приводе управления коробкой передач обеспечивает легкое переключение передач, а также позволяет опрокидывать кабину автомобиля без нарушения нейтрального Н положения рычага управления коробкой передач.

Пневматический привод механизма переключения передач в делителе имеет включатель, расположенный в верхней головке рычага переключения передач. Нижнее положение включателя соответствует включению низшей Н, а верхнее — высшей В передачи в делителе.

Кран управления имеет золотник, соединенный тросом с включателем. При включении низшей передачи сжатый воздух из пневмо-системы А поступает к редукционному клапану, проходя через кран управления, поступает в полость Б воздухораспределителя. При этом золотник воздухораспределителя смещается влево и полость Г под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном включения делителя. При нажатии на педаль сцепления упор нажимает на шток клапана включения делителя. Клапан открывается, и сжатый воздух от редукционного клапана через клапан поступает в полость Г под поршнем силового цилиндра. Поршень и соединенный с ним рычаг включения передач в делителе перемещаются вправо, и включается низшая передача в делителе.

Рис. 13. Схема пневматического привода механизма переключения передач в делителе

При установке включателя в верхнее положение В и нажатии на педаль сцепления в делителе включается высшая передача. При заранее включенном включателе переключение передач в делителе произойдет только лишь при нажатии на педаль сцепления.

—-

Коробка передач позволяет изменять величину тяговой силы на ведущих колесах, разъединять двигатель и трансмиссию на стоянке и получать задний ход.

Коробка передач представляет собой механизм, в котором шестерни (зубчатые колеса) можно сцеплять в различных комбинациях, получая разные передаточные числа — ступени. Для движения вперед коробки передач автомобилей ГАЭ-53А и ГАЗ-24 имеют четыре ступени, автомобиля ЗИЛ-130 пять ступеней, а для движения назад — одну ступень.

Устройство коробки передач. Ведущий вал коробки передач автомобиля ГАЭ-53А установлен передним концом в торце коленчатого вала, а задним — в чугунном картере коробки передач. Шестерня ведущего вала постоянно сцеплена с шестерней промежуточного вала, вращающегося на роликовом и шариковом подшипниках.

Ведомый вал передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в торце ведущего вала, а задним концом — на шариковый подшипник. На ведомом валу расположены синхронизатор и шестерни третьей, второй и первой передач.

Для включения заднего хода служит блок шестерен, который можно перемещать по отдельной оси. Все шестерни и валы с подшипниками располагают в литом чугунном картере.

Для безударного (бесшумного) включения передач переднего хода в коробке передач установлен синхронизатор.

Рассмотрим устройство и действие синхронизатора (рис. 59), используемого при включении третьей и четвертой передач.

Ступица установлена на шлицах ведомого вала коробки передач. В пазах ступицы расположены три сухаря, входящие своими выступами в кольцевую канавку на внутренней поверхности муфты включения третьей и четвертой передач.

При включении третьей передачи муфту передвигают из нейтрального положения назад, и ее шлицы входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни, после чего эта шестерня может вращаться только вместе с ведомым валом. В начале своего перемещения муфта увлекает за собой три сухаря, которые, нажимая своими торцами на блокирующее кольцо, перемещают его в сторону включаемой шестерни и заставляют внутреннюю конусную поверхность кольца прижиматься к конусной поверхности шестерни. В результате трения между соприкасающимися поверхностями этих деталей частоты вращения шестерни и муфты уравниваются, после чего муфта под действием силы, передаваемой от вилки включения, безударно сцепляется с венцом шестерни. Так же включается четвертая передача при перемещении муфты вперед до зацепления ее шлицев с зубчатым венцом шестерни ведущего вала.

Вторую передачу включают зацеплением шлицев шестерни с зубцами шестерни, первую передачу включают перемещением шестерни до зацепления с шестерней, а задний ход — перемещением вперед блока шестерен; при этом меньшая шестерня блока зацепляется с шестерней, а большая — с шестерней.

Рис. 14. Синхронизатор: а — разрез; б — детали; 1 — вилка; 2 — муфта; 3 — шестерня третьей передачи; 4 — шестерня ведущего вала; 5 — ступица; 6 — пружина; 7 — сухарь; 8 — блокирующее кольцо.

Сверху картер закрывают крышкой, в которой установлен механизм переключения, состоящий из ползунов, замков, фиксаторов и рычага переключения передач.

Фиксаторы в крышке коробки передач удерживают в определенном положении шестерни при включении передач. Фиксатор состоит из пружины и шарика. Шарик входит в специальный вырез на ползуне и силой упругости пружины удерживает ползун от самопроизвольного передвижения. Замки, расположенные между ползунами, предотвращают одновременное перемещение двух ползунов, т. е. одновременное включение двух передач. Замок состоит из сухаря, который при передвижении одного из ползунов входит в вырез другого, препятствуя перемещению последнего.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130. В чугунном картере коробки передач на передней стенке установлен ведущий вал, изготовленный как одно целое с косозубой шестерней постоянного зацепления и внутренним зубчатым венцом. Он вращается в двух подшипниках. Передний конец вала опирается на шариковый подшипник, установленный во фланце коленчатого вала, и задний — на шариковый подшипник. В торец ведущего вала на роликовый подшипник установлен передний конец ведомого вала. Задний конец вала вращается в шариковом подшипнике, запрессованном в заднюю стенку картера.

Для безударного включения передач между шестернями второй и третьей, четвертой и пятой передач расположены синхронизаторы.

На ведомом валу расположены каретки синхронизаторов, которые могут перемещаться по шлицам вала, косозубые шестерни и прямозубая шестерня.

В нижней части картера на подшипниках в его стенках установлен промежуточный вал. На валу на шпонках установлены косозубые шестерни и прямозубая шестерня. Шестерня первой передачи изготовлена как одно целое с валом.

Косозубые шестерни, установленные на ведомом валу, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и имеют внутренние зубчатые венцы. Блок шестерен заднего хода вращается в двух роликовых подшипниках на оси. Шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Первую передачу включают перемещением вперед шестерни до зацепления с шестерней, задний ход — перемещением шестерни назад до ее зацепления с шестерней; при этом крутящий момент передается через шестерню, промежуточный вал, блок шестерен.

Рис. 15. Положения рычага переключения коробки передач автомобиля ГАЗ-53А.

Рис. 16. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:
1 — чугунный картер; 2, 48, 49, 52 — косозубые шестерни промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — роликовый подшипник; 5 — каретка синхронизаторов; 6 — блокирующие пальцы; 7 — кольцо; 8 — внутренний зубчатый венец; 9 — ведомый вал; 10 — роликовый подшипник; 11 — ведущий вал; 12 — крышка подшипника; 13 — шариковый подшипник; 14 — корпус фиксатора; 15, 26 и 27 — ползуны; 16 — крышка картера; 17 — штифтовый предохранитель; 18 — промежуточный рычаг; 19 — ось; 20 — рычаг переключения передач; 21 — фиксирующий палец; 22 и 23 — вилки; 24 — пружина фиксатора; 25 — шарик; 28 — прямозубая шестерня; 29 — болт; 30 — штифт; 31 — шарик; 32 — шариковый подшипник; 33 — шестерня привода спидометра; 34 — опорный палец; 35 — шарик; 36 — пружина; 37 — пробка; 38 я 41 — шестерни блока; 39— прямозубая шестерня промежуточного вала; 40, 50 к 51 — косозубые шестерни ведомого вала; 42 — ось блока шестерен; 43 — стопорная пластина; 44 — барабан; 45 — шариковый подшипник; 46 — шестерня; 47 — сливная пробка; 53 — распорная втулка.

Рис. 17. Коробка передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:
1 — ведущий вал; 2 — картер; 3 — шестерня; 4 — передняя крышка; 5 — муфта включения первой и второй передач; 6 — шестерня третьей передачи; 7 — шестерня второй передачи; 8 — шестерня заднего хода; 9 — муфта включения третьей и четвертой передач; 10 — шестерня первой передачи; 11 — регулировочная шайба; 12 — шестерня привода спидометра; 13 — рычаг; 14 — шаровая опора рычага; 15 — ведомый вал; 16 — корпус удлинителя; 17 — сталебаббитовая втулка; 18 —- сальник; 19 — грязезащитный кожух; 20 — скользящая вилка; 21 — передвижная шестерня; 22 — ось шестерни заднего хода; 23 — пробка; 24 — ось блока промежуточных шестерен; 25 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 26 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 27 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 28 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 29 — приводная шестерня.

Рис. 18. Механизм переключения передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:
1 — картер; 2 — сухарик; 3 — рычаг; 4 — ось рычага; 5 — стопорный винт; 6— штифт; 7 — колпак; 8 — пружина; 9 — рычаг переключения; 10 — уплотнитель; И — седло пружины; 12 — заглушка; 13 — пружина предохранителя; 14 — предохранитель; 15 — пробка; 16 — вилка включения третьей и четвертой передач; 17 — шток; 18 — шарик фиксатора; 19 — пружина фиксатора; 20 — коническая пробка; 21 — вилка включения первой и второй передач; 22 — стопорный плунжер; 23 — палец; 24 — головка включения третьей и четвертой передач; 25 — головка включения первой и второй передач; 26 — головка включения заднего хода; 27 — включатель света заднего хода; 28 — вилка включения заднего хода; 29 — верхняя крышка коробки передач.

От коробки передач движение при помощи карданной передачи передается через фланец на ведущий вал раздаточной коробки. На ведущем валу на шлицах установлена шестерня прямой и понижающей передач. На промежуточном валу жестко закреплена шестерня понижающей передачи и на шлицах установлена передвижная шестерня включения переднего моста. На валу привода переднего моста на шлицах неподвижно закреплена шестерня.

Передний мост включается перемещением передвижной шестерни промежуточного вала назад. При прямой передаче шестерня ведущего вала по шлицам перемещается назад, и ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведомого вала. Понижающая передача включается перемещением шестерни ведущего вала вперед, при этом зубья входят в зацепление с шестерней промежуточного вала.

Механизм переключения передач размещен на крышке и состоит из двух ползунов и вилок, которые приводятся в действие от двух дополнительных рычагов в кабине водителя. Перед включением понижающей передачи в раздаточной коробке необходимо включить передний мост, иначе передача не включится.

Для того чтобы не включить низшую передачу раздаточной коробки, когда выключен передний мост, в отверстии корпуса установлено блокирующее устройство с двумя штифтами и пружиной. Это устраняет возможность перегрузки заднего ведущего моста большим крутящим моментом при включении понижающей передачи раздаточной коробки.

Передний мост может быть включен без понижающей передачи. Для удержания шестерен во включенном или выключенном положении применяются шариковые фиксаторы.

Для смазки коробки передач и раздаточной коробки применяют специальные трансмиссионные масла, рекомендуемые в заводских инструкциях (например, TA-15, ТА-10 и др.). Эти масла обладают повышенной вязкостью и низкой температурой застывания.

Неисправности коробки передач и раздаточной коробки. В процессе эксплуатации автомобиля детали, особенно шестерни и детали механизма переключения, интенсивно изнашиваются. Вследствие этого могут возникнуть такие неисправности, как самопроизвольное выключение передач, затрудненное включение и выключение, повышенный шум при движении автомобиля.

Рис. 19. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:
1 — ведущий вал; 2 — шестерня включения прямой и понижающей передач; 3—вал привода заднего моста; 4 — промежуточный вал; 5 — шестерня включения переднего моста; 6 — картер; 7 — вал привода переднего моста; 8 — шестерня понижающей передачи.

Самопроизвольно передачи выключаются при сильном износе зубьев шестерен и деталей фиксирующего устройства коробки передач и раздаточной коробки. Неисправность устраняют заменой деталей.

Затруднения при включении и выключении передач возникают вследствие износа подшипников и шлицевых соединений, вызывающих перекосы шестерен, или нарушения регулировки механизма управления коробкой передач и раздаточной коробки.

Повышенный шум в коробке передач и раздаточной коробке может возникнуть из-за недостатка масла в картере, износа подшипников, зубьев и посадочных мест шестерен.

Состояние основных деталей коробки передач ЗИЛ-130, поступающей на сборку, должно отвечать следующим требованиям. Овальность и конусообразность отверстий под подшипники в картере — не более 0,02 мм. Непараллельность общей оси отверстий под подшипники первичного и вторичного 16 валов относительно общей оси под подшипники промежуточного вала — не более 0,07 мм на длине 400 мм. Непараллельность общей оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода относительно общей оси отверстий под подшипники первичного и вторичного валов — не более 0,04 мм на длине 200 мм.

Расстояние от оси отверстий под подшипники первичного и вторичного валов до оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода должно быть 127,45—127,55 мм. Расстояние от оси отверстий под подшипники промежуточного вала до оси отверстий под ось блока шестерен заднего хода должно быть 89,20—89,30 мм.

Овальность и конусообразность шейки первичного вала под передний подшипник — не более 0,01 мм, шейки под задний подшипник — не более 0,02 мм. Нецилиндричность отверстия под роликовый подшипник — не более 0,01 мм. Радиальное биение отверстия под роликовый подшипник относительно шейки под передний и задний подшипники — не более 0,03 мм. Радиальное биение шейки под сальник относительно шеек под подшипники — не более 0,05 мм.

Овальность и конусообразность шеек под подшипники не более 0,01 мм. Радиальное биение шеек под шестерни относительно шеек под подшипники вала не более 0,04 мм.

Некруглость шейки под передний подшипник не более 0,01 мм. Радиальное биение шейки под втулку шестерни IV передачи относительно шеек под подшипники не более 0,03 мм.

Сборка коробки передач производится на стенде Р-201 «Авто-спецоборудование». При сборке коробки передач должны быть выполнены следующие технические требования.

Шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торцы. Между шестерней передачи и шестерней постоянного зацепления должна быть установлена распорная втулка. Шестерня постоянного зацепления после напрессовки должна быть застопорена кольцом. Шариковый подшипник должен быть напрессован на заднюю шейку промежуточного вала до упора в торец. Гайка заднего подшипника должна быть затянута моментом 25 кгс-м и застопорена путем вдавливания пояска гайки в паз вала.

Между роликовыми подшипниками блока шестерен должна быть установлена распорная втулка (пружина). Ось блока шестерен заднего хода должна быть предохранена от осевого перемещения стопором.

Задний подшипник должен быть напрессован на шейку вторичного вала до упора в торец. Задний подшипник первичного вала должен быть напрессован на шейку первичного вала также до упора в торец. Фланец вторичного вала должен быть установлен на вал до упора в шестерню привода спидометра. Гайка фланца должна быть затянута моментом 30 кгс-м и застопорена путем вдавливания пояска гайки в паз вала.

Рис. 20. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130

Уплотнительные прокладки и болты крепления крышек подшипников (на переднем и заднем торцах картера коробки передач) и крышек боковых люков должны быть установлены на пасте УН-25. Допускается применение других марок герметиков.

Пружина рычага переключения передач отогнутым концом должна быть зафиксирована за выступ картера рычага переключения передач. После установки рычаг переключения передач должен перемещаться в шаровой опоре свободно, без заеданий. Промежуточный рычаг включения I передачи и заднего хода должен свободно вращаться на оси при затянутой гайке крепления оси.

Стопорные болты вилок и головки переключения передач должны быть завернуты до упора и зашплинтованы проволокой.

Штоки переключения передач должны свободно перемещаться в отверстиях крышки коробки передач. При перемещении одного из стержней два других должны быть зафиксированы замком 8 в нейтральном положении. Предохранитель включения I передачи и заднего хода должен быть затянут моментом 15 кгс-м.

В собранной коробке передач первичный вал должен свободно вращаться от руки при включении любой передачи.

При испытании коробки передач должны быть выполнены следующие технические требования.

После сборки каждая коробка передач должна быть испытана на стенде, позволяющем создавать нагрузку на вторичном валу.

Перед испытанием коробка передач должна быть заправлена трансмиссионным маслом ТАп-15В. Рекомендуется заправлять коробку передач маслом, подогретым до температуры 60—70 °С.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и длительного отсоединения двигателя от трансмиссии.

Необходимость изменения крутящего момента возникает в связи с изменениями условий движения. При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам должен быть подведен больший крутящий момент, чем при равномерном движении по горизонтальному участку дороги. Изменение крутящего момента достигается при помощи зацепления пар шестерен с различным числом зубьев. Отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни называется передаточным числом пары шестерен. Если в передаче участвуют несколько пар шестерен, то передаточное число такой передачи определяется как произведение передаточных чисел каждой пары шестерен.

Для получения заднего хода между ведущей и ведомой шестернями вводится промежуточная шестерня, изменяющая направление вращения ведомой шестерни. Разъединение двух участвующих в передаче шестерен ведет к выключению передачи и отсоединению двигателя от трансмиссии.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента по величине и направлению путем зацепления шестерен различного диаметра и длительного отключения двигателя от трансмиссии. Изменение крутящего момента может происходить ступенями (ступенчатые коробки передач) и плавно — без ступеней (гидромеханическая коробка передач). Число ступеней (передач) коробки зависит от числа пар шестерен, вводимых в зацепление в определенных сочетаниях.

На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-24 применяется четырехступенчатая коробка передач, имеющая четыре передачи вперед и одну назад. Она состоит из картера, ведущего вала с ведущей шестерней постоянного зацепления, промежуточного вала с четырьмя шестернями, ведомого вала, на котором установлены три шестерни и синхронизатор, блока двух шестерен (у ГАЗ-24 одна шестерня) заднего хода, установленного на отдельной оси, и механизма переключения передач, смонтированного в крышке коробки передач.

На ведомом валу шестерни второй и третьей передач;установле-ны свободно на втулках, а шестерня первой передачи и синхронизатор — на шлицах.

Механизм переключения передач смонтирован в крышке и состоит из рычага переключения, ползунов, трех вилок переключения, фиксаторов, замочного устройства, исключающего одновременное включение двух передач, и предохранителя включения заднего хода.

Все шестерни коробки (кроме шестерни первой передачи и заднего хода) косозубые и находятся в постоянном зацеплении.

Первая передача включается введением шестерни первой передачи ведомого вала с помощью рычага коробки передач в зацепление с шестерней промежуточного вала. Передача крутящего момента от ведущего вала осуществляется через промежуточный вал на ведомый.

Вторая передача включается введением шестерни первой передачи ведомого вала в зацепление внутренними зубьями с зубчатым венцом шестерни второй передачи. Крутящий момент в этом случае передается от ведущего вала на промежуточный и далее через пару шестерен второй передачи на шестерню первой передачи ведомого вала.

Рис. 20. Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А:
1 — рычаг переключения передач, 2 — шаровая опора, 3,4 и 5 — шестерни третьей, второй и первой передач ведомого вала, 6— крышка, 7 и 23 — вилки переключения передач, 8 — фланец крепления карданного вала, 9 — шестерня привода спидометра, 10, 18 и 21 — ведомый, промежуточный и ведущий валы, 11 — шестерня первой передачи и заднего хода промежуточного вала, 12 — стопорный болт оси, 13 — блок шестерен заднего хода, 14 — ось блока шестерен заднего хода, 15 и 16 — шестерня второй и третьей передач промежуточного вала, 17— шестерня постоянного зацепления промежуточного вала, 19 — синхронизатор 3-й и 4-й передач, 20 — шестерня ведущего вала, 22 — роликовый подшипник, 24 — картер, 25 — ползун, 26 — фиксатор

Третья передача включается с помощью синхронизатора, обеспечивающего безударное включение за счет уравнивания угловых скоростей шлицевой муфты синхронизатора и зубчатого венца включаемой шестерни. Муфта синхронизатора перемещается назад и зацепляется с зубчатым венцом шестерни третьей передачи ведомого вала. При этом крутящий момент передается от ведущего вала на промежуточный и далее через пару шестерен третьей передачи и синхронизатор на ведомый вал.

Четвертая передача включается перемещением муфты синхронизатора вперед. Крутящий момент передается от ведущего вала через синхронизатор сразу на ведомый вал (прямая передача).

Задний ход включается перемещением блока шестерен заднего хода. При этом большая шестерня блока входит в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала, а малая — с шестерней первой передачи ведомого вала. При этом крутящий мом,ент передается от ведущего вала на промежуточный, далее на блок шестерен заднего хода и на ведомый вал, который будет вращаться в обратном направлении.

На автомобилях ЗИЛ-130 и КамАЗ коробка передач пятиступенчатая, имеет пять передач для движения вперед и одну назад. В коробке установлены два синхронизатора инерционного типа для включения: один —2-й и 3-й и другой—4-й и 5-й передач.

На автомобилях КамАЗ, постоянно работающих с прицепом или полуприцепом, устанавливается пятиступенчатая коробка передач с делителем, позволяющим удвоить число передач (вместо пяти — десять), что обеспечивает лучший подбор значения крутящего момента на ведущих колесах в зависимости от дорожных условий.

Коробка передач предназначена для изменения величины крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса автомобиля. Кроме того, она позволяет включать задний ход и обеспечивает возможность длительной работы двигателя на холостом ходу при нейтральном положении рычага управления коробкой передач. У современных дизельных автомобилей применяют многоступенчатые коробки передач с устройствами для безударного и бесшумного включения шестерен (синхронизаторами).

Устройство унифицированной пятиступенчатой коробки передач автомобилей Минского и Кременчугского заводов показано на рис. 73. Конструктивно она выполнена по классической схеме с тремя валами: ведущим, ведомым и промежуточным. Ведущий вал вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в расточке фланца коленчатого вала, другой — в передней стенке картера коробки и закрывается крышкой.

Передней опорой ведомого вала служит подшипник, состоящий из свободно вращающихся роликов, расположенных в выточке ведущего вала, а задней опорой является шариковый подшипник, установленный в стенке картера и задней крышке коробки передач. В нижней части коробки на роликовом (переднем) и шариковом (заднем) подшипниках вращается промежуточный вал. Гнезда подшипников устроены в стенках картера. Справа от промежуточного вала (по ходу автомобиля) на двух роликовых подшипниках установлен блок шестерен заднего хода.

Все шестерни, кроме шестерен первой передачи и заднего хода, имеют спиральные зубья и находятся в постоянном зацеплении. Подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении шестерен со спиральными зубьями. Шестерни, расположенные на промежуточном валу, закреплены на нем шпонками. Исключение составляют лишь шестерни первой передачи, зубья которой нарезаны непосредственно на самом валу.

Рис. 21. Пятиступенчатая коробка передач:
1 — муфта выключения сцепления; 2 — ведущий вал; 3 — крышка подшипника ведущего вала; 4 — картер сцепления; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — верхняя крышка; 7 — пружина с шариком фиксатора; 8 — шестерня V передачи на ведомом валу; 9 — шестерня III передачи; 10 — синхронизатор II и III передач; 11 — шестерня II передачи; 12 — шестерня I передачи и заднего хода; 13 — картер; 14 и 17— крышки подшипников; 15 — фланец крепления кардана; 16 — ведомый вал; 18 — промежуточный вал; 19 — шестерня II передачи промежуточного вала; 20 — заборник масляного насоса; 21 — шестерня III передачи; 22 — шестерня V передачи; 23 — шестерня привода отбора мощности; 24 — шестерня постоянного зацепления: 25 — масляный насос; 26 — ось блока шестерен заднего хода; 27 — блок шестерен заднего хода; I — разрез по оси блока шестерен заднего хода

Вращение от ведущего вала к промежуточному передается через пару шестерен постоянного зацепления. Шестерни коробки передач со спиральным зубом, находящиеся на ведомом валу, установлены на стальных втулках. Они могут вращаться независимо от вала. С валом они соединяются только при включении синхронизаторов. Для включения II и III передач служит синхронизатор, а для включения IV и V передач — синхронизатор.

В некоторых коробках передач используют смешанную систему смазки. На передней стенке картера такой коробки установлен шестеренчатый масляный насос, приводимый от промежуточного вала. Насос засасывает масло из картера через маслозаборник, закрытый фильтрующей сеткой.

Рис. 22. Схема смазки коробки передач ЯМЗ-236:
1 и 4 — пробки сливных отверстий; 2 — магнит; 3 — сетка маслосборника; 5 — масляный насос; 6 — редукционный клапан; 7 — пробка заливного отверстия

Маслозаборник снабжен магнитом, удерживающим металлические частицы, образующиеся в результате износа деталей. От насоса масло под давлением подается к стальным втулкам, на которых насажены шестерни ведомого вала. В корпус насоса встроен шариковый редукционный клапан, ограничивающий давление, развиваемое насосом до 0,08 МПа.

Зубья шестерен, подшипники качения и механизм переключения передач смазываются маслом, попадающим на них в результате разбрызгивания.

Нижняя часть картера коробки передач разделена на два отсека для слива масла, в которых имеются сливные отверстия, с резьбовыми пробками. Заливное отверстие закрыто резьбовой пробкой.

Устройство инерционного синхронизатора показано на рис. 23. Синхронизатор состоит из каретки, скользящей по шлицам ведомого вала, и обоймы, соединяющей два фрикционных кольца с коническими внутренними поверхностями. В середине корпуса каретки имеется фланец с выступами, проходящими через вырезы в обойме. К этим выступам крепят муфту, служащую для соединения с вилкой переключения передач. По бокам корпуса каретки нарезаны зубчатые венцы для соединения с внутренними зубчатыми венцами включаемых шестерен. В среднем положении обойма и каретка связаны между собой четырьмя фиксаторами шарикового типа. Обойма жестко соединена с фрикционными бронзовыми конусами кольца при помощи заклепок.

Включая ту или иную передачу, каретку синхронизатора перемещают по направлению к включаемой шестерне. При этом обойма перемещается как одно целое с кареткой до тех пор, пока не соприкоснутся конические поверхности бронзового кольца и включаемой шестерни. Между коническими поверхностями бронзового кольца и шестерни возникает трение, которое вызывает поворачивание обоймы на небольшой угол относительно каретки. В результате этого выступы каретки упираются в края фасонных вырезов обоймы и дальнейшее перемещение каретки прекращается. Силы инерции вращающихся частей (валов, шестерен) прижимают каретку к обойме.

Под действием силы трения между коническими поверхностями бронзового кольца и шестерни скорости вращения ведомого вала и включаемой шестерни выравниваются и скольжение колец прекращается. При этом прекращается действие силы инерции, прижимающей каретку к обойме, и обойма поворачивается на некоторый угол относительно каретки. Продолжающееся нажатие на каретку (усилием от рычага переключения) заставляет ее, преодолев сопротивление фиксаторов, переместиться в сторону шестерни до включения зубьев венца каретки синхронизатора с внутренними зубьями шестерни. Передача в коробке включается без ударов между зубьями шестерен.

Делитель передач. Для увеличения количества передаточных чисел на коробке передач при минимальном усложнении ее конструкции на некоторых автомобилях, в частности КамАЗ, применяют дополнительный приставной шестеренчатый редуктор, получивший название делителя передач. Такое устройство позволяет вдвое увеличить число передач, получив передаточные числа, близкие по своему соотношению к среднему их значению у двух соседних ступеней, используемых в пятиступенчатой коробке передач.

Рис. 23. Синхронизатор коробки передач:
1 — обсшмз; 2 — муфта с выточкой для вилки переключения передач; 3 — штифт; 4 — каретка; 5 — фрикционные конусные кольца; 6 — пружина фиксатора; 7 — шарик; в — заклепка крепления конусного кольца

Рис. 24. Делитель передач:
/ и // — роликовые подшипники; 2 — промежуточный вал; 3 — картер; 4 — шариковый подшипник; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — ведущий вал; 7 — вилка механизма переключения; 8 — рычаг вилки; 9 — синхронизатор; 10 — шестерня ведущего вала

Устройство делителя передач, принятого на автомобилях КамАЗ-5320, показано па рис. 24. Картер делителя отлит заодно с картером сцепления. В нем расположены ведущий и промежуточный валы с насаженными на них шестернями. Промежуточный вал делителя спереди опирается на шариковый подшипник, а сзади на роликовый, установленный в торцевой стенке картера; он расположен соосно с промежуточным валом коробки передач и соединяется с ним напрямую посредством шлиц. Соосность обоих валов обеспечивается распорной втулкой, выполняющей роль центрирующего кольца.

Шестерня ведущего вала делителя установлена на двух роликовых подшипниках, между которыми расположена промежуточная втулка, и может свободно вращаться на своем валу. При включении высшей передачи делителя шестерня соединяется с валом посредством синхронизатора, для чего она имеет наружный зубчатый венец, соединяемый с зубчатой муфтой каретки синхронизатора. От шестерни вращение передается шестерне на промежуточном валу делителя и от него промежуточному валу коробки передач.

Рис. 25. Схема пневмомеханической системы управления датчиком:
1 — рычаг переключения передач с переключателем крана управления; 2 — редукционный клапан; 3 — силовой цилиндр; 4 — воздухораспределитель; 5 — клапан включения делителя передач; 6 — упор; 7 — кран управления; Н — низшая передача в делителе; В — высшая передача в делителе;

При включении низшей передачи синхронизатор напрямую соединяет ведущий вал делителя с ведущим валом коробки передач, которые передают крутящий момент коробке передач. Промежуточный вал делителя и его шестеренчатая пара вращаются при этом вхолостую.

При включении высшей передачи делителя получается следующий ряд передаточных чисел в коробке передач: 1 в —6,38; 2 в — 3,29; 3 в — 2,04; 4 в — 1,25; 5 в — 9,815; З.Х.в — 6,02.

Включение низшей передачи делителя дает следующий ряд: 1 н —7,82; 2 н – 4,03; 3 и — 2,50; 4 н — 1,53; 5 н—1,00; З.Х.н — 7,38.

Пневмомеханическая система управления делителя состоит из редукционного клапана, крана управления, клапана включения делителя, воздухораспределителя и силового цилиндра.

Перевод переключателя в положение В или Н вызывает перемещение золотника крана управления делителем, который открывает доступ сжатому воздуху от редукционного клапана к воздухораспределителю, в результате чего золотник устанавливается в соответствующее положение. При последующем нажатии на педаль сцепления сжатый воздух из ресивера поступает в ту полость силового цилиндра, которая соединена с воздухопроводом в зависимости от положения золотника воздухораспределителя. При перемещении поршня в силовом цилиндре включается высшая или низшая передача делителя. Клапан включения делителя позволяет производить переключение передач в нем только при полностью выжатой педали сцепления.

Рис. 26. Дистанционное управление коробкой передач:
1 — рычаг; 2 — механизм переключения передач; 3 — карданная передача; 4 — про» межуточный механизм; 5 — поперечный вал; 6 — опора рычага; I—V — передачи, ЗА — задний ход, Н — нейтральное положение

Рациональное применение передач делителя дает возможность повысить среднюю скорость движения автомобиля, снижает необходимость пользоваться коробкой передач, повышает топливную экономичность автомобиля, улучшает его динамику при разгоне.

Дистанционный механический привод переключения передач.

В автомобилях, кабины которых вынесены вперед и могут опрокидываться, применяют дистанционный механический привод переключения передач. В привод переключения передач входят рычаг переключения передач, опора рычага, установленная на полу кабины, поперечный вал с промежуточным механизмом, крепящимся к продольной балке рамы. Между промежуточным механизмом и механизмом переключения передач введена карданная передача, допускающая откидывание кабины. При этом опора рычага переключения передач перемещается по рычагу вверх, а рычаг поворачивается на шарнире.

Карданная передача выполнена в виде вала с двумя шарнирами. На одном конце вала установлен наконечник со стяжными болтами. Перемещение наконечника позволяет изменить длину тяги, а его поворачивание — регулировать включение передач в коробке.

У автомобилей КрАЗ рычаг переключения передач непосредственно связан с механизмом переключения. Его опора размещена на крышке картера коробки передач. В пазы штоков, установленных в крышке коробки, входит качающийся рычаг. От самопроизвольного выключения передач штоки удерживаются шариковыми фиксаторами. Одновременное включение двух передач предотвращается замочным устройством, состоящим из штифта и двух шариков.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства