Строительные машины и оборудование, справочник






Оборудование рабочего места водителя


Категория:
   Эксплуатация и ремонт автобусов


Оборудование рабочего места водителя

Контрольные приборы, органы управления

Приборы и органы управления обозначены общепринятыми символами и надписями.

Комбинация приборов и их назначение представлены на рис. 2.



Указатель давления масла показывает давлений в подшипнике коленчатого вала двигателя, наиболее удаленном от масляного насоса. Давление может быть 0,3-f-0,4 МПа при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя 0,8-^0,14 МПа после пуска двигателя и работе на холостом ходу.

Указатель температуры охлаждающей жидкости показывает ее температуру на выходе из двигателя. При полной нагрузке допустимая температура 85 °С. В случае особо неблагоприятных внешний условий на короткое время (l-i-2 мин) допускается повышение температуры до 90 °С.

Рис. 1. Символические обозначения приборов и органов управления: 1 — внутреннее освещение; 2 — противотуманные фары; 3 — дополнительные фары; 4 — освещение ступенек; 5 — громкоговоритель; 6—аварийная сигнализация; 7—стеклоочиститель; 8 — отопление; 9 — вентиляция; 10 — пуск двигателя; 11 — обмыв ветровых стекол; 12 — стояночный тормоз

Указатель уровня топлива показывает количество топлива, имеющееся в баке.

Амперметр показывает силу потребляемого тока и зарядку аккумулятора. Отклонение стрелки в сторону знака. « + » означает зарядку, в сторону знака «—»—разряд аккумулятора. В случае короткого замыкания стрелка отклоняется в крайнее левое положение.

Центральная контрольная лампа (Стоп) зажигается, если:
— давление масла в двигателе ниже 0,08 МПа (0,8 кгс/см2);
— температура охлаждающей жидкости двигателя поднимается выше допустимого значения 92 °С;
— давление воздуха в каком-либо контуре тормозов опускается ниже 0,55 МПа;
— давление воздуха в баллонах пневматической подвески ниже 0,55 МПа. (При эксплуатации пневматической подвески с меньшим давлением баллоны могут выйти из строя!) Если лампа горит, движение запрещено, а если она загорится во время движения, автобус следует немедленно затормозить и остановить двигатель.

Рис. 2. Комбинация приборов: 1 — указатель уровня топлива; 2 — контрольная лампа указателя поворотов (зеленая); 3— указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — контрольная лампа нагрузки генератора (красная); 5—амперметр; 6— контрольная лампа включения дальнего света фар (синяя); 7 — указатель давления масла в двигателе; 8 — контрольная лампа аварийной сигнализации (красная); 9—центральная контрольная лампа (красная)

Рис. 3. Положение рычага комбинированного переключателя света фар и звукового сигнала: 1 — рычаг вперед: правый указатель поворота; 2—рычаг назад: левый указатель поворота; 3 — рычаг вниз: дальний свет фар; 4 — рычаг вверх: световой сигнал; 5 — рычаг нажат: звуковой сигнал исправности начинать движение запрещается!

Контрольная лампа нагрузки генератора характеризует работу генератора, а также предупреждает о включении ограничителя. Если идет зарядка, контрольная лампа не горит, если же зарядки нет, она светится тускло.

Если по какой-либо причине начинает действовать ограничитель тока, контрольная лампа светится ярким светом и амперметр не показывает зарядку. В этом случае двигатель следует остановить, вынуть ключ из центрального включателя и однократно выключить и включить выключатель «массы» аккумуляторной батареи. После повторного пуска генератор должен давать нормальную зарядку. Если после повторного пуска двигателя контрольная лампа снова сигнализирует о работе ограничителя тока, это говорит о наличии неисправности в системе электрооборудования: неплотные контакты проводов между генератором и аккумулятором и в выключат еле «массы» аккумуляторной батареи, их окисление. В этом случае неисправность следует устранить.

Работа других контрольных приборов не требует специальных пояснений.

Центральный выключатель

Ниже описаны функции тех потребителей, к которым подводится электричество при положении ключа центрального выключателя в позициях соответственно 0, 1 и 2. (Не рассматриваемые потребители и оборудование могут работать независимо от центрального выключателя.)

Позиция 0. Ключ вставлен. Работают или находятся под напряжением кнопка стартера двигателя в кабине водителя, центральная контрольная лампа (Стоп), фонари заднего хода, контрольные лампы, стоп-сигналы и лампы контроля за открытием дверей, сброс конденсата из системы тормозов, двигатели стеклоочистителей, указатели поворотов, приборы, звуковой сигнал, радио и усилитель трансляции.

Позиция 1. Находятся под напряжением или могут быть включены подфарники (передние, задние) и дополнительные габаритные фонари, фонари освещения ступенек, противотуманные фары, освещение номерного знака, таблички с маршрутом, фонари освещения прохода, подсветка приборов.

Позиция 2. Помимо указанного выше — фары (дальний или ближний свет, в зависимости от положения включателя света фар) и их контрольные лампы.

Управление стояночным тормозом

Стояночным тормозом пользуются, только когда автобус неподвижен. Если вследствие какой-либо неисправности (например, разрыв трубопровода) или долговременной стоянки воздух выходит из тормозной системы и из энергоаккумуляторов, автобус затормозится и * без вмешательства водителя, автоматически.

Для растормаживания стояночного тормоза нужно снять рукоятку включения с фиксированного положения и повернуть до отказа.

Для включения стояночного тормоза рукоятку нужно перевести из свободного положения в положение торможения, где она фиксируется. При частичном торможении (притормаживании) рукоятку тормоза следует удерживать в требуемом положении, поскольку она автоматически возвращается в исходное положение. Рукоятка стояночного тормоза находится рядом с сиденьем водителя, с левой стороны.

Контрольная лампа стояночного тормоза горит, если в энергоаккумуляторах задних тормозов нет сжатого воздуха, а также если рукоятка включения находится в положении «заторможено». Лампа гаснет, когда рукоятку возвращают в свободное положение.

Выключать стояночный тормоз можно только непосредственно перед началом движения и в случае, если давление воздуха в системе привода достигнет 0,55 МПа.

Комбинированный переключатель света фар и звукового сигнала

С помощью рычажного переключателя света фар и звукового сигнала можно включать указатели поворотов, ближний (исходное положение) и дальний свет фар, а также подавать звуковые и световые сигналы.

Рычаг переключателя может фиксироваться в любом положении, за исключением «световой сигнализации», из которого он возвращается в исходное положение. На рис. 4 можно видеть различные положения рычага. (Постоянное включение дальнего и ближнего света фар может быть осуществлено только в двух положениях.)

Управление дверями пассажирского салона

Если привод открывания и закрывания дверей пневматический, управление ими осуществляется с помощью кнопки. Каждая дверь управляется отдельно. Держать кнопку нажатой можно лишь короткое время (максимум 1 -=-2 с).

Кнопки открывания и закрывания — двух цветов (зеленого и оранжевого), как и сигнальные лампы, показывающие, закрыты или открыты двери.

Рис. 4. Потайное открывание дверей: 1 — кнопка открывания; 2 — выключатель «массы»; 3 — кнопка закрывания

Рис. 5. Положения ручек управления обдувом ветровых стекол: 1 — обдув наружным воздухом; 2 — обдув воздухом из салона; 3 — вентиляция наружным воздухом

Передней дверью пассажирского салона можно управлять снаружи с помощью кнопок, установленных на переднем бампере (если в приводе управления дверями есть сжатый воздух).

Для открывания нужно одновременно нажать кнопки 2 и 3 (рис. 5), для закрывания— кнопки 1 и 2.

Двери могут быть открыты из пассажирского салона с помощью кнопок аварийного открывания дверей, расположенных на кожухах пневмоцилинд-ров, но применять их можно только в случае аварии.

Рис. 6. Панель управления воздушно-масляным отопителем «Сирокко»: 1 — отопление; 2 — выключатель; 3,4 — контрольные лампы; 5 — ступенчатый переключатель; 6 — кнопка калильного зажигания; 7 — продувка

Обдув ветровых стекол

Обдув ветровых стекол вентилятором осуществляется теплым воздухом от системы охлаждения двигателя и, следовательно, наиболее эффективен при рабочей температуре охлаждающей жидкости.

Эффективность обдува можно повысить с помощью повышения частоты вращения вала вентилятора (двухступенчатым переключателем).

Возможные варианты обдува показаны на рис. 5.

Жидкостное отопление пассажирского салона

Установленные в автобусе жидкостные отопители эффективны при достижении охлаждающей жидкостью рабочей температуры. У моделей «260», «280» отопление включается общим с обдувом краном, в других моделях отопление можно включить специальным краном, установленным в моторном отсеке. Подача теплого воздуха в пассажирский салон обеспечивается включателем, расположенным на панели приборов.

Воздушно-масляное отопление пассажирского салона

Эта система отопления («Сирокко» моделей «262», «265») не зависит от режима работы двигателя автобуса и, следовательно, может функционировать при холодной охлаждающей жидкости. Воздух, нагретый пламенем горелок, работающих на дизельном топливе, подается в пассажирский салон. Панель управления представлена на рис. 6. Если переключатель находится в положении «1/2», отопитель работает в пониженном режиме. При сильном морозе (температуре наружного воздуха ниже —15 °С) перед включением кнопку калильного зажигания следует держать нажатой в течение 30-60 с.

Контрольные лампы сигнализируют о включении отопителя. Оранжевая лампа гаснет приблизительно через 20 с после включения отопителя, а зеленая продолжает гореть, сигнализируя о его нормальной работе.

Водомасляное отопление

Отопитель этого типа («Сирокко» модели «268») работает автоматически.

Отопитель используется для предпускового подогрева двигателя и системы отопления, а в случае охлаждения (например, на затяжном спуске) — для поддержания температурного режима двигателя и обогрева пассажирского салона. Циркуляцию жидкости независимо от двигателя обеспечивает специальный центробежный насос с электроприводом.

Предварительный нагрев двигателя и системы отопления до рабочей температуры (приблизительно 80 °С) обеспечивает специально включенный в систему термостат. После этого нагрев прекращается и включается снова автоматически только после того, как температура жидкости опустится ниже 70 °С (при этом насос работает постоянно, что обеспечивает равномерность отопления).

Если по какой-либо причине температура охлаждающей жидкости достигает величины [92± (l,5-f-2)] °С, предохранительное устройство полностью выключает отопитель. Повторное принудительное включение возможно только тогда, когда температура охлаждающей жидкости снизится приблизительно до 70 °С.

Вентиляция

Приток воздуха в пассажирский салон и тем самым его вентиляция, помимо открывания форточек боковых окон и люков в крыше, может осуществляться путем:
— открывания переднего люка; включения вентиляторов отопителя «Термаль» (кран отопления должен быть закрыт!);
— включения вентиляторов отопителя «Сирокко».

Рис. 7. Регулировка сиденья водителя: 1 — наклон спинки; 2—регулировка подвески сиденья в соответствии с весом водителя; 3 — установка подушки сиденья; 4 — регулировка высоты

Регулировка сиденья водителя

С целью обеспечения безопасной и комфортабельной посадки водителя автобуса его сиденье регулируется в соответствии с рис. 7.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт автобусов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины