Строительные машины и оборудование, справочник






Охрана труда и техника безопасности при монтаже железобетона


Категория:
   Cборный железобетон на полигонах


Охрана труда и техника безопасности при монтаже железобетона

Облегчение и оздоровление условий труда, устранение причин травматизма и заболеваемости рабочих являются у нас в стране государственной задачей. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу об улучшении условий труда на производстве.

Условия труда и мероприятия по его охране регулируются Кодексом законов о труде, обязывающим администрацию принимать необходимые меры по устранению вредных условий работы, предупреждению несчастных случаев и обеспечению соответствующего санитарно-гигиенического состояния рабочего места.

Закон предусматривает бесплатную выдачу рабочим спецодежды, предохранительных приспособлений, мыла, а на вредных работах — жиров или молока.



Руководствуясь Кодексом законов о труде, рабочий имеет право отказаться от выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни или не соответствующей закону о труде, который устанавливает строгую ответственность администрации за нарушение правил техники безопасности.

Уголовный Кодекс РСФСР и других союзных республик за нарушение законов о труде предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет и более.

Профсоюзные организации и санитарные инспекции Министерства здравоохранения СССР должны вести надзор за соблюдением всех законов, капающихся услойиЙ труда, охраны здоровья и жизни трудящихся.

Профсоюзы практически осуществляют эту работу через технических и общественных инспекторов и комиссии по охране труда; эти комиссии организуются при построечных, заводских и местных комитетах.

Техническим инспекторам ЦК профсоюза законом предоставлено право подвергать денежному штрафу в размере до 500 рублей виновных в нарушении законодательства по охране труда, взимая этот штраф из заработной платы виновного в бесспорном порядке.

Комиссии по охране труда подбираются из общественных инспекторов по охране труда, передовых рабочих, инженерно-технических работников и утверждаются построечным или заводским комитетом.

Принимая активное участие в разработке планов и мероприятий по охране труда и проверке использования средств на эти цели, они одновременно изучают причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая меры к их предупреждению. Комиссии контролируют организацию инструктажа и обучения рабочих безопасным методам труда.

Такая организация дела по вопросам охраны труда и техники безопасности позволяет у нас в Советском Союзе осуществлять повседневный контроль за точным соблюдением трудового законодательства не только силами технических и санитарных инспекций, но и сотен тысяч профсоюзных активистов.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в капиталистических странах. Капиталисты в безудержной погоне за прибылью не заботятся должным образом о создании для рабочих здоровых и безопасных условий труда. Ежегодно от несчастных случаев на производстве тысячи рабочих превращаются в инвалидов, тысячи гибнут от обвалов, ожогов и неизлечимых профессиональных заболеваний.

Работа» в нездоровых условиях по 10—15 часов в сутки, без надлежащего отдыха и медицинской помощи рабочие в большинстве капиталистических стран преждевременно старятся и часто к 35—40 годам превра-. щаются в нетрудоспособных инвалидов.

В нашей стране на мероприятия по охране труда и техники безопасности отпускаются огромные средства. Благодаря систематическому улучшению условий труда у нас из года в год уменьшается производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Вопросами охраны труда и техники безопасности в Советском Союзе занимаются десятки научно-исследова-тельских организаций. Надлежащие безопасные условия труда, правильная организация технологических процессов, высокая культура труда и строгое соблюдение администрацией и рабочими правил техники безопасности — все это помогает нашим рабочим .уверенно трудиться над выполнением производственных заданий,

систематически повышать производительность труда.

  • * *

Современные заводы и полигоны по изготовлению сборных бетонных и железобетонных конструкций представляют собой сложные промышленные предприятия, насыщенные большим количеством разнообразных машин и механизмов. Каждый рабочий этих предприятий должен хорошо ориентироваться в этой сложной производственной обстановке и строго соблюдать правила техники безопасности.

Безопасность труда в промышленности сборного железобетона обеспечивается рядом мероприятий, основным из которых является строгое соблюдение правил техники безопасности для строительно-монтажных работ, имеющих силу закона. Кроме того, для заводов и полигонов по производству сборного железобетона в Москве созданы «Правила техники безопасности и производственной санитарии на заводах и полигонах железобетонных изделий». Эти правила предусматривают порядок безопасной организации производства, а также порядок обязательного обучения правилам безопасного ведения работ.

Технический персонал должен обеспечить правильную организацию работ, не допускать нарушений производственной дисциплины и правил техники безопасности, организуя надзор за наличием и исправностью предохранительных устройств. В свою очередь все рабочие должны пройти предварительный инструктаж по правилам техники безопасности, получить спецодежду и необходимые защитные приспособления.

Предварительный инструктаж рабочие проходят два раза: первый раз при поступлении на работу и вторично непосредственно на рабочем месте, где им дополнительно сообщают об особенностях данного производства.

Кроме общего инструктажа, каждый рабочий в течение 6—10 часов под руководством специально выделенного лица изучает безопасные методы производства работ, и лишь после проверки ему выдают специальное удостоверение. Проведение инструктажа должно регистрироваться в специальных журналах с расписками рабочих об усвоении инструктажа.

Особое значение должно придаваться бытовому обслуживанию рабочих.

Каждый рабочий вправе требовать от администрации предоставления раздевалок, помещения для обогрева (особенно это важно при работе на открытых с круглогодичной работой полигонах), столовой или буфета, душевых, умывальников, уборных. На территории полигона должны быть установлены газировочные установки или баки для кипяченой воды.

Территория полигона должна содержаться в чистоте и систематически убираться. После окончания смены рабочие должны убрать рабочее место, остатки материалов и инструмент.

  • * *

Описанные в книге технологические процессы на различных схемах полигонов, вопросы комплексной механизации производственных процессов, порядок применения и правила пользования оснасткой, инструментом и инвентарем изложены в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Однако некоторые вопросы требуют специального внимания с тем, чтобы, пользуясь изложенными в книге рекомендациями по организации производственных процессов, не допустить несчастных случаев.

Основные мероприятия, подлежащие выполнению по организации безопасных методов выполнения работ (кроме изложенных выше), сводятся к следующим:
1) организация рабочего места, обслуживание оборудования, машин, механизмов, транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;
2) эксплуатация линий электропередач, паропроводов, воздухопроводов и транспорта;
3) использование инструментов, вспомогательные устройств и приспособлений;
4) соблюдение производственной и технологической дисциплины.

На рабочем месте должны соблюдаться чистота и порядок, все проходы и проезды должны быть свободными.

Для рабочих, обслуживающих машины и механизмы, рабочее место должно быть надежно защищено, хорошо освещено; весь необходимый материал и инструмент должен находиться вблизи рабочего места в специальной таре.

У зубчатых колес, маховиков, шкивов, ременных, цепных и других передач, шпонок, выступающих частей валов и других вращающихся частей машин должно быть сделано ограждение. Электропроводка и приборы у электродвигателей должны соответствовать нормам при обязательном заземлении их корпусов.

Машины и механизмы должны быть оснащены контрольными приборами, манометрами, термометрами, предохранительными клапанами и другими измерительными приборами. Категорически запрещается: производить чистку, смазку и ремонт машин, а также подавать ремни на ходу; снимать ограждения во время работы машины; допускать необученных рабочих к обслуживанию машин; пользоваться неисправными машинами, захватными устройствами, тросами, зажимами и другими вспомогательными приспособлениями при погрузочно-разгрузоч-ных работах. Следует, как правило, соблюдать график ремонта и профилактического осмотра машин и механизмов.

Основными правилами безопасной эксплуатации и обслуживания электропередач, паропроводов, воздуховодов и железных дорог являются:
— соблюдение норм изоляции электропередач; наличие акта на опрессовку и изоляцию паропроводов и котельных установок;
— надежное состояние всех видов опор, поддерживающих линий;
— исправное состояние лестниц, когтей, ремней и других устройств, необходимых для устройства линий;
— обеспечение рабочих спецодеждой согласно существующим нормам.

С особым вниманием необходимо следить за исправностью инструмента. Запрещается пользоваться инструментом с неисправными станками для ножовок и пил, плохо пригнанными ручками, выкрошившимися сверлами и зубилами, неисправными приспособлениями, струбцинами, домкратами, скобами, захватами.

На полигонах на каждом участке или захватке работ должны быть вывешены на видных местах инструкции по технике безопасности, с которыми должен быть ознакомлен на конкретных примерах каждый рабочий согласно своей специальности. Кроме того, на участках должны быть вывешены красочные плакаты, предупреждающие о той или иной опасности. Во всех опасных местах должна действовать световая или звуковая сигнализация.

Систематически должна проводиться проверка наличия и состояния всех видов ограждений, сигнализации, плакатов, инструкций, а также контроль за ознакомлением с правилами техники безопасности всех вновь поступающих рабочих, а также рабочих, переводимых с одной работы на другую.

Специальные мероприятия должны проводиться при организации погрузочно-разгрузочных работ и хранении материалов и изделий.

На железнодорожных путях рабочим надо внимательно следить за работой подвижного состава и ни в коем случае не перебегать путь перед приближающимся поездом. Вагоны, стоящие на путях, надо обходить на расстоянии не менее 3 м от их торца.

Запрещается пролезать под вагонами, переходить по сцепным приборам, между буферами близко стоящих вагонов. При маневрах нельзя ездить на буферах вагонов, рессорах, буксах, головках автосцепки и других выступающих частях вагонов.

К погрузочно-разгрузочным работам железнодорожных вагонов рабочим разрешается приступать только после окончания маневров и закрепления вагонов на месте тормозными башмаками. Открывая или закрывая дверь вагона, они должны находиться за ее полотном во избежание ушиба грузом, который может выпасть из вагона. При открывании бортов платформы рабочие должны стоять у конца борта, чтобы при падении борта не оказаться под ним.

Открытые площадки для погрузочно-разгрузочных работ необходимо спланировать, очистить от снега и льда, посыпать песком и осветить. Погрузочно-разгрузоч-ный инструмент и инвентарь необходимо содержать в исправном состоянии. Для подъема груза весом 6U кг и более на высоту свыше 3 м применяют различные краны, автопогрузчики, аккумуляторные погрузчики, электрокары, транспортеры и прочие механизмы и машины, а также средства малой механизации — блоки, тали, наклонные и винтовые спуски и другие.

Фронт погрузочно-разгрузочных работ должен быть достаточным для безопасных маневров автомобилей при их установке под погрузку или разгрузку. Расстояние между автомобилями на погрузочно-разгрузочной площадке должно быть не менее 1,5 м.

Пылевидные материалы — цемент, известь и другие — должны перевозиться в специальных автомобилях, а хранение их осуществляться в силосах, предохраняющих их от распыления. На стенках силосов для обрушения образующихся в них сводов следует устанавливать вибраторы. Спускать рабочих внутрь для обрушения сводов запрещается. Откосы при складировании сыпучих материалов в призматические штабеля должны иметь крутизну, равную углу естественного откоса. Эта крутизна должна сохраняться при досыпке и отборке штабелей. Штабеля могут также ограждаться подпорными стенками.

При разгрузке инертных материалов с железнодорожных вагонов или платформ их следует складывать с таким расчетом, чтобы между рельсом и проемом штабеля оставался свободный проход шириной не менее 2 м.

  • * *

Правила складирования и транспортировки сборных бетонных и железобетонных изделий приведены в главе III. Поэтому остановимся на правилах техники безопасности при работе кранов.

Такелажники и строповщики должны пройти специальное обучение и получить соответствующее удостоверение. Груз неизвестного веса или превышающий установленную грузоподъемность поднимать нельзя. Нельзя также производить подтягивание грузов наклонением грузового каната или поворотом стрелы.

Запрещается поднимать груз, примерзший к земле, засыпанный снегом, мусором, а также груз, на котором находятся люди или незакрепленные предметы. Оставлять длительное время груз на весу нельзя. При подъёме груза, вес которого приближается к предельной норме грузоподъемности, следует дополнительно проверить строповку, для чего поднять груз на 10—15 см. Если при этом стропы будут соскальзывать или окажутся неравномерно натянутыми, груз нужно опустить и строповку исправить. Исправление строповки во время поднятия груза запрещается.

Рабочее место, где производится строповка груза, должно быть освещено и содержаться в полном порядке. Все, что мешает работе, необходимо удалить с рабочего места до начала строповки.

В зоне возможного падения груза разрешается находиться только рабочим, производящим строповку, а во время непосредственного подъема груза людей там не должно быть.

Опасную зону надлежит отделить переносными ограждениями. Используемые для подъема груза стропы подбираются по прочности с соответствующим запасом. Стропами без заранее установленной их грузоподъемности пользоваться категорически запрещено. Нельзя производить строповку грузов проволокой, веревками, обрывками тросов, а также ерошенными стропами. Бракераж стропов следует производить также, как и бракераж канатов. Использовать стропы по другому назначению запрещается. Сигналы машинисту подаются знаками. Передача голосовых сигналов запрещена. Машинист (моторист) крана должен знать в лицо бригадира такелажников, руководящего монтажными операциями, и принимать сигналы только от него или специально выстав^ ленного сигнальщика. При этом сигнал «стоп» должен быть принят от любого лица при подаче его любым способом и немедленно выполнен.

В кабине крана могут находиться только моторист, его помощник и стажер, прикрепленный для обучения.

Движение кранов должно производиться плавно, без рывков. Если вес груза не превышает половины установленной грузоподъемности, можно производить опускание груза на тормозе. При передвижении крана стрела устанавливается по направлению движения.

Особую осторожность при работе крана следует соблюдать вблизи электрических проводов. Если провода находятся на расстоянии до 2 м, то во время работы крана они должны быть обесточены.

Существенное значение в соблюдении правил техники безопасности на полигонах имеет электробезопасность и правильное пользование электрифицированным инструментом.

Поражения электрическим током различают: внутренние, называемые электрическими ударами, когда поражец весь организм человека, и местные, называемые электротравмами. По действию тока различают поражения: тепловые (когда ток причиняет ожоги), механические (когда ток повреждает ткани или кости), химические (когда происходит химическое разложение крови). Кроме того, ток оказывает на организм биологическое воздействие, возбуждая или, наоборот, угнетая нервную систему человека, поражая нервные ткани.

Наибольшую опасность для жиЗни человека представляют электрические удары.

При силе переменного тока около 0,01 а у человека появляются в руках судороги; при повышении силы тока до 0,015 а руки уже трудно оторвать от источника тока; при силе тока 0,025 а руки парализуются немедленно, оторвать их от источника тока невозможно; при дальнейшем повышении силы тока до 0,05—0,08 а наступает паралич дыхания. Смертельным считается ток силою 0,1 а.

В сухих условиях работы, при нормальной температуре, напряжение до 36 в считается безопасным. Наибольшей опасности поражения током подвергаются люди, страдающие болезнями сердца и туберкулезом.

Опасность поражения электрическим током возникает при прикосновении к токоведущим частям электрической установки и при соприкосновении с металлическими частями установки, случайно оказавшимися под напряжением.

Наиболее опасно для человека включение одновременно в две фазы установки. Далее по степени опасности является однофазное включение в систему с изолированной нейтралью, когда человека защищает только изоляция установки. Менее всего опасно однофазное включение в систему с заземленной нейтралью, когда напряжение в 1,73 раза меньше линейного.

Для защиты от поражения электрическим током проводятся различные мероприятия, установленные правилами техники безопасности для строительно-монтажных работ, а также специальными правилами и инструкциями.

Наилучшим способом защиты является применение напряжения в 12—36 в. Однако в силу того, что малое напряжение не может передаваться по проводам на значительное расстояние, область его применения ограничена лишь для нужд освещения в сырых местах. Надежным способом защиты от поражения электрическим током является изоляция всех частей установки, что позволяет не допустить поражения электрическим током людей, устранить возможности возникновения пожаров.

Изоляцию следует периодически проверять, так как качество ее со временем понижается.

Дл-я защиты людей от поражения током наружные электропроводки подвешивают на высоте не менее 3,5 м от уровня земли.

В местах, где проводка пересекает пожарные проезды и пути для перемещения грузов, высота подвешивания проводов и электросетей устанавливается до 6 м. Внешние части электрических установок заземляют.

Одновременное устройство защитного заземления и зануления недопустимо, так как при повреждении изоляции в заземленной установке ток короткого замыкания пойдет по нулевому проводу, и все зануленные части установок окажутся под напряжением опасными для жизни.

Для защиты от поражения током применяют также защитные отключения: на установках ставятся специальные отключающие приборы — реле.

На тех частях установок, которые постоянно находятся под напряжением, устраиваются ограждения. Рубильники следует защищать кожухами. Металлические части кожухов заземляют. При пользовании электрическими переносными приборами выключатели следует располагать на корпусах переносных устройств, не допуская установки выключателей на переносных проводах, питающих эти устройства. Для переносных светильников напряжение должно быть не выше 36 в, а в местах особо опасных— не выше 12 в. У всех переносных светильников должна быть сетка, предохраняющая лампу от механического повреждения. Присоединение переносных устройств, питающихся током низкого напряжения, к сети должно производиться при помощи шланговых проводов Рабочие, обслуживающие электрические установки, снабжаются спецодеждой (см. табл. 8) в равной мере, как и рабочие других квалификаций, занятые на полигонах.

При демонтаже электрических установок питающие их провода предварительно должны быть отключены от сети, а оголенные концы изолированы.

С каждым годом все более широко применяются электрифицированные инструменты, постоянно расширяется и их номенклатура. Поэтому перед началом работ каждый рабочий должен быть ознакомлен с правилами пользования этими инструментами.

К числу электрифицированных и пневматических инструментов (так называемая «малая механизация»), применяемых на полигонах, относятся электровибраторы различных марок, электродрели, шлифовальные машинки, электродисковые пилы, электросверлилки, перфораторы, пневматические трамбовки и много других.

Перед началом работы электро- или пневмоинструмен-том необходимо проверить целость и надежность изоляции токопроводящих проводов, подключение заземления и отсутствие замыкания на корпус. Также на холостом ходу проверяется готовность инструмента к работе: двигатель должен работать ровно, почти бесшумно, не гудеть, а режущий инструмент — вращаться плавно, без колебаний и отклонений от оси вращения.

Если во время работы чувствуется хотя бы слабое действие тока, инструмент необходимо немедленно выключить и сдать в ремонт, так как это означает повреждение изоляции.

Если электрифицированный инструмент питается от сети напряжением выше 36 в, работать им надо в диэлектрических перчатках, резиновых сапогах или галошах.

При работе на бетонировании разрешается применять электрифицированный инструмент, питающийся током не выше 36 в, со специальными понизительными трасформа-торами, устанавливаемыми вне района работ.

При прекращении работы электроинструмент необходимо немедленно выключить.

При работе электроинструментом необходимо соблюдать соответствующий режим, чтобы не допускать перегрева мотора, иначе внутри инструмента может произойти повреждение изоляции.

Примечание. Дежурные спецодежда и спецобувь выдаются только на время производства работ и не подлежат выносу рабочим со стройки или предприятия. Дежурные спецодежда и спецобувь используются до износа.

Во время работы запрещается производить очистку или ремонт инструмента, снимать с него имеющиеся кожухи или ограждения.

Клапаны на рукоятках пневмоинструментов необходимо тщательно отрегулировать. Они должны легко открываться, быстро закрываться и при прекращении нажима на управляющую рукоятку не пропускать воздуха.

Присоединять и разъединять шланги, подводящие сжатый воздух, разрешается только после прекращения его подачи. Воздушные шланги нужно оберегать от перегибов, это повышает давление в сети и может привести к ее разрыву, так как пневматический инструмент и подающие шланги рассчитаны на определенное давление воздуха. Для контроля давления устанавливают измерительные приборы — манометры и предохранительные клапаны. Во время перерыва пневматический инструмент нельзя оставлять без надзора. Для предохранения воздухосборника компрессора от взрыва необходимо установить между воздухосборником и компрессором масловодоот-делитель, ежедневно его продувать и не реже одного раза в 6 месяцев очищать через люки внутреннее пространство воздухосборников, не реже одного раза в 6 месяцев прочищать и промывать содовым раствором трубопроводы между компрессором и воздухосборником.

На каждом воздухосборнике должны быть установлены исправно действующие манометры и предохранительные клапаны. При прекращении подачи воды компрессор должен быть немедленно отключен.

В арматурных цехах полигонов широко используется электросварка. В этом случае разрешается применение постоянного тока напряжением не выше 110 в и переменного тока не выше 70 в. Аппаратура, применяемая для получения сварочного тока, устраивается в полном соответствии с правилами электробезопасносги. Корпуса сварочных аппаратов заземляются.

К работе электросварщика допускаются рабочие в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие специальное теоретическое и практическое обучение и получившие удостоверение по установленной форме.

Сварщиков снабжают брезентовой спецодеждой, рукавицами и защитным щитком или маской со светофильтром, не пропускающим ультрафиолетовые лучи.

Все электросварочные установки снабжаются пусковыми и регулирующими реостатами, а также измерительными приборами. Провода, идущие от аппаратов к местам сварки, должны быть тщательно изолированы. За каждым сварщиком закрепляется электрододержатель и провод к нему.

Все рабочие, обслуживающие сварщиков, должны быть предупреждены об опасностях, связанных с электросварочными работами (опасность прикосновения к электросварочному аппарату и вредное действие излучения электрической дуги). При появлении боли в глазах рабочий должен немедленно обратиться к врачу.

Искусственное освещение по своему назначению бывает общее и комбинированное, когда, помимо общего, добавляется местное освещение.

Общее освещение предназначается для освещения территории полигона, а местное — для освещения отдельных постов и рабочих мест. За состоянием освещения необходимо вести постоянный надзор.

Правила техники безопасности на строительно-монтажных работах предусматривают для различных участков территории строительства и видов работ различные нормы искусственного освещения, которые даются в единицах освещенности — люксах (лк).

Рациональное освещение обеспечивает надежные и безопасные условия, повышает производительность труда рабочих.

Читать далее:

Категория: - Cборный железобетон на полигонах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Производство напряженно армированных железобетонных конструкций за рубежом
Производство напряженно армированных железобетонных конструкций на полигонах
Технико-экономические показатели изготовления сборного железобетона на полигонах
Виды полигонов и опыт механизированного изготовления сборных бетонных изделии
Основные схемы полигонов
Технология механизированного изготовления сборных бетонных и железобетонных изделий
Общее понятие о полигонах
Сборный железобетон — основа индустриализации строительства
Использование сборного железобетона


Остались вопросы по теме:
"Охрана труда и техника безопасности при монтаже железобетона"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы