Строительные машины и оборудование, справочник





Особенности эксплуатации стреловых кранов

Категория:
   Краны для строительства мостов


Особенности эксплуатации стреловых кранов

Надежная и производительная работа кранов зависит от квалификации крановщика. Поэтому к работе на кранах допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение на право управления краном. Кроме того, крановщики автомобильных и пневмоколесных кранов должны знать Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и до, рогам СССР и железнодорожных кранов — Правила технической эксплуатации железных дорог СССР и Инструкцию по сигнализации на железных дорогах СССР.

На каждый кран полагается паспорт и крановая книга установленного образца, в которых содержатся следующие технические данные: тип и назначение крана, завод-изготовитель, заводской номер, даты изготовления и сдачи крана в эксплуатацию, место работы и режим эксплуатации; характеристика грузоподъемности крана при различных длинах и вылетах стрел, а также соответствующая им высота подъема крюка; характеристика силовой установки, а для кранов с электрическим приводом — род и напряжение тока; скорости рабочих движений крана и возможность совмещения рабочих операций; коэффициенты грузовой и собственной устойчивости; основные и габаритные размеры крана; типы системы управления и тормозов; типы передач, их количество, передаточные отношения, модули шестерен, спецификации подшипников качения, цепей и т. д.; характеристика барабанов; схемы за-пасовки, типы, размеры и длины применяемых тросов; вес основных узлов и всего крана в целом; допускаемые нагрузки на колеса и гусеничный ход.

Кроме того, в крановую книгу заносятся: наименование организации, которой принадлежит кран, его местонахождение с указанием даты получения, а также кем и когда выдано разрешение на эксплуатацию крана; сведения об ответственном лице за безопасную эксплуатацию крана; данные о ремонтах крана и испытаниях, проведенных после них; записи об освидетельствованиях крана инспекторами Госгортехнадзора.



К паспорту и крановой книге прилагаются руководство по монтажу и демонтажу крана, инструкция по его эксплуатации и технике безопасности, данные о марках и качестве металла, примененного при изготовлении металлоконструкций и других ответственных деталей крана, сертификат на канаты.

Транспортирование кранов на дальние расстояния осуществляется по железной дороге, а с одного объекта на другой — на трейлере (гусеничные краны) или без трейлера (пневмоколесные краны) автомобилем. При этом двухосные пневмоколесные краны могут перемещаться со скоростью до 40 км/ч, а более тяжелые трех- и четырехосные краны — до 20 км/ч. Пневмоколесные краны на собственном ходу передвигаются со скоростью 6-15 км/ч, автомобильные — до 50 км/ч.

При транспортировании по железной дороге кран, установленный на платформе соответствующей грузоподъемности, должен вписываться в габарит подвижного состава 1-Т (ГОСТ 9238-59).

Стрелу крана в зависимости от размеров можно снять и погрузить на платформу или оставить подвешенной на кране. В последнем случае стрела своей верхней частью должна находиться над козлами, установленными на вспомогательной платформе. При погрузке кран въезжает на железнодорожную платформу собственным ходом по наклонной плоскости (с углом наклона 10-15°) или же его грузят при помощи другого грузоподъемного устройства.

Колеса платформы при въезде крана должны быть надежно заторможены башмаками, а сама платформа оборудована надежным трапом.

На платформе кран располагают симметрично ее продольной оси, а центр тяжести крана должен находиться посередине платформы. При наличии выносных опор кран устанавливают на них и, кроме того, надежно крепят расчалками из проволоки диаметром не менее 5 мм.

Окна кабины крана желательно защитить картонными или фанерными листами. Двери должны быть закрыты и запломбированы.

После погрузки крана борта железнодорожной платформы следует закрыть. Для предотвращения случайных перемещений крана по платформе под его колеса или гусеницы спереди и сзади подкладывают шпалы или брусья. Затем спускают воду из радиаторов и водяной системы двигателей и сливают топливо из топливных баков. У кранов с гидравлическим управлением вся система должна быть заполнена чистым трансформаторным маслом.

Местом для разгрузки крана может служить любой станционный тупик или разгрузочная платформа. Для разгрузки кранов, транспортируемых в собранном виде, перед торцовой стороной железнодорожной платформы выкладывают из шпал или брусьев наклонную плоскость с уклоном 10-15°. При использовании вспомогательных грузоподъемных средств необходимость в наклонных плоскостях отпадает.

По наклонной плоскости кран съезжает на собственном ходу или стягивается лебедкой. В последнем случае муфты механизма передвижения должны быть выключены.

Транспортирование железнодорожных кранов на дальние расстояния осуществляется в нерабочем состоянии в составе поезда. При этом производится следующая предварительная подготовка:
а) вводят в работу рессоры, для чего вынимают надрессорные клинья или вывинчивают винты, разгружающие рессоры;
б) крюк или грейфер укладывают на вспомогательную платформу. Канаты крюка или грейфера ослабляют так, чтобы при прохождении платформы по кривым участкам пути стрела крана не тянула за собой крюк или грейфер и не повредила канаты. В местах соприкосновения со стрелой канаты должны быть подвязаны проволокой с деревянной прокладкой между ними;
в) стрела должна быть опущена над козлами, установленными на вспомогательной (буферной) платформе (зазор между стрелой и козлами должен составлять 60-70 мм). Стальная планка козел, находящаяся под стрелой, должна быть густо смазана, чтобы уменьшить трение в случае ее случайного прикосновения к козлам. Опущенная стрела должна, находиться над средней продольной линией платформы, а при прохождении по закруглениям пути перемещаться от середины до крайних упоров на козлах;
г) поворотная часть крана должна быть прикреплена к нижней раме посредством специальных втяжных устройств (а если их нет, то увязанной проволокой), чтобы предотвратить поворачивание платформы относительно нижней рамы;
д) у кранов с цепным приводом ведущих осей цепи снимаются, смазываются и укладываются в ящики; у кранов с ушестеренным приводом ведущие шестерни последней пары выводятся из зацепления;
е) рельсовые захваты снимают и укладывают на платформу;
ж) муфты механизма поворота крана должны быть выключены, а тормоза, в том числе главной и стрелоподъемной лебедок, — зажаты.

Все транспортируемые по железной дороге краны должны сопровождаться проводником, которому вручается вся техническая документация. Не разрешается при маневрировании толкать платформы с кранами и спускать их с горок.

При передвижении автомобильных и пневмоколесных кранов к месту работы следует избегать крутых поворотов, а проезжая их — снижать скорость. Не допускаются резкие торможения, а переезд препятствий и неровностей следует производить с наименьшей скоростью.

При въездах под мосты или в ворота, при проезде низковисящих проводов необходимо снижать скорость, а в отдельных случаях останавливать кран, чтобы убедиться в безопасности проезда.

Если железнодорожный кран направляется к месту работы без занятия перегона, то он может передвигаться собственным ходом при условии, что стрела установлена вдоль пути и опущена в наинизшее положение. Буферной платформы для стрелы в этом случае не требуется. При необходимости занятия перегона кран должен перемещаться лишь локомотивом, а стрела при этом — опущена на платформу. Механизм собственного передвижения отключают; скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

В процессе эксплуатации стреловых кранов должны соблюдаться следующие правила техники безопасности.
1. Перед началом работ крановщик обязан произвести общий осмотр крана, уделив особое внимание проверке надежности механизмов управления, осмотру тормозных устройств, канатов, крюка и грузозахватных приспособлений.
2. Стреловые краны, как правило, оборудованы ограничителями грузоподъемности, не допускающими подъема грузов, вес которых превышает грузоподъемность кранов при определенных вылетах стрелы. Однако эти устройства не срабатывают при увеличении вылета с поднятым грузом, поэтому при работе с тяжелыми грузами необходимо тщательно выполнять операцию изменения вылета стрелы и не совмещать ее с операцией поворота крана.
3. Если кран предназначен для работы только с выносными опорами, не разрешается поднимать грузы до надежной установки выносных опор, а также с невключенным стабилизирующим устройством. При мягком или вязком грунте под домкраты выносных опор следует подкладывать прочные бруски, шпалы, толстые доски и т. д.
4. Автомобильные и пневмоколесные краны запрещается устанавливать для работы на свежеотсыпанные и неутрамбованные грунты, а выносные опоры — располагать на краю откосов, кюветок, канав.
5. Лица, не имеющие прямого отношения к производимой работе, не должны находиться ни в кабине, ни вблизи крана.
6. Перед подъемом груза или поворотом крановщик обязан подать звуковой сигнал.
7. Движения крана по подъему, опусканию и повороту груза должны производиться плавно, без рывков. Запрещается резко переводить движение с прямого хода на обратный без выдержки рычага в нейтральном положении в течение 2-3 сек.
8. Не разрешается поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, отрывать засыпанный или примерзший груз, подтягивать грузы крюком, оставлять кран с подвешенным грузом, производить работы в непосредственной близости от электрических проводов; переносить грузы над людьми, а также находиться под стрелой, поднятым грузом или вблизи работающего крана; производить смазку и регулировку механизмов крана во время работы.
9. При работе на кранах электроприводом следует выполнять дополнительные требования.
а) не разрешается пользоваться электрооборудованием с неисправными кожухами или ограждениями, предназначенными для предохранения от случайного соприкосновения с токоведущими частями, а также с оголенной электропроводкой;
б) ремонтные и регулировочные работы можно производить лишь после отключения напряжения. Если кран работает от собственного генератора, двигатель должен быть остановлен, если кран питается от внешней сети, отключают кабель;
в) при использовании энергии от внешней сети необходимо выключить автомат с надписью «Генератор». При этом кран через заземляющий контакт должен быть соединен с нулевой фазой внешней сети;
г) воспрещается работа при наличии повреждений изоляции проводов на генераторе электродвигателя и т. п., с открытой дверкой силового шкафа и передней части кабины, ограждающей пульт управления;
д) пол кабины крановщика должен быть покрыт резиновым ковриком;
е) не допускается применение самодельных предохранительных вставок вместо стандартных плавких предохранителей;
ж) при возникновении пожара следует немедленно снять напряжение и остановить двигатель. Для тушения пожара применяют только сухие огнетушители (типа ОУ-2).

Использование стреловых кранов при грузоподъемности больше номинальной. Величина грузового момента, воспринимаемого стреловым краном, выбирается из условия его устойчивости и на эту величину рассчитывается опорно-поворотное устройство крана. Если кран оборудован выносными опорами, то при работе без них грузоподъемность крана значительно снижается.

Между тем, при установке пролетных строений мостов кранами на пневмоколесном или железнодорожном ходу работа на аутригерах зачастую невозможна из-за недостатка места для выкладки клеток или других опор под них. В этих случаях можно использовать кран, по грузоподъемности соответствующий его аут-ригерной характеристике, при условии, что стрела крана будет зафиксирована в положении по наибольшей опорной базе, т.е. вдоль оси пути или по продольной оси пневмоколесного хода. При таком положении стрелы кран может передвигаться с поднятым пролетным строением и устанавливать его.

Используя кран таким способом, следует учитывать, что ходовые тележки железнодорожных кранов и шины пневмоколесных кранов могут оказаться перегруженными. Поэтому в каждом отдельном случае превышения номинальной грузоподъемности необходимо предварительно произвести расчет давления на ходовые колеса. Для железнодорожных кранов при скорости передвижения не свыше 5 км/ч давление на ось разрешается увеличить до 40 т для пневмоколесных кранов при скорости движения до 3 км/ч разрешается удвоенное давление против допустимого паспортом шины.

Читать далее:

Категория: - Краны для строительства мостов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Конструкции и особенности эксплуатации кранов для навесного монтажа
Краны для навесного монтажа железобетонных мостов
Перспективы развития конструкций шлюзовых кранов
Конструкции, характеристика и особенности эксплуатации шлюзовых кранов
Шлюзовые краны для установки балок автодорожных мостов
Особенности эксплуатации консольных кранов
Конструктивные особенности и характеристика консольных кранов
Железнодорожные консольные краны
Особенности эксплуатации плавучих кранов
Монтаж, демонтаж и транспортировка плавучих кранов


Остались вопросы по теме:
"Особенности эксплуатации стреловых кранов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы