Строительные машины и оборудование, справочник





От «моторного дома» к мобильной архитектуре

Категория:
   Разное


От «моторного дома» к мобильной архитектуре

Архитектура с древнейших времен была «стационарной». Основной творческой концепцией многих архитекторов, в том числе и таких известных, как Ф. Л. Райт, было желание максимально вписать сооружение в окружающий пейзаж, сделать его органической частью природного окружения. Однако по мере появления самолетов и других самонесущих, не связанных с землей конструкций, архитекторов постоянно привлекает идея архитектуры, не привязанной навсегда к определенному земельному участку. Потребность в такой мобильной архитектуре уже сегодня велика. Это рождает иногда полуфантастические проекты летающих или шагающих городов. Так, в 20-х годах студент ВХУТЕИНа В. Крутиков разработал проект города в пространстве с летающими квартирами-капсулами. Дипломный проект был одобрен комиссией, но затем подвергся уничтожающей критике в печати. В наши дни характерным проектом, отражающим стремление преодолеть неподвижность архитектуры, может служить разработанный английским архит. Херроном проект города-робота, ползущего на телескопических ногах. Такой «новаторский» проект может служить примером и апофеозом безудержного и бесконтрольного техницизма. Если даже предположить, что такой город технически осуществим, то он, несомненно, послужит дальнейшей дегуманизации окружающей среды, не вызовет никаких положительных эмоций и желания жить в таком городе-машине. Хотя, возможно, такой робот меньших размеров и пригодился бы в бескрайних просторах Арктики или Антарктики.

Вместе с тем, сама идея мобильности жилища вполне закономерна и имеет свои объективные предпосылки. Однако ее практическая-реализация должна идти по пути разработки мобильных архитектурных объемно-модульных элементов, совмещенных со статичными каркасными системами. Проблемы, связанные с приданием мобильных свойств архитектуре, и в, частности архитектуре жилища, все чаще становятся предметом обсуждения в архитектурной печати, на теоретических конференциях. Возможно, еще в текущем десятилетии эти вопросы перейдут из сферы теоретических и экспериментальных разработок в сферу практической отработки конкретных серийных конструкций.

Статичность — одно из характерных свойств традиционной архитектуры. Многие архитекторы именно по этому признаку склонны проводить границу между архитектурой и объектами дизайна, для которых характерна мобильность, взаимозаменяемость, перемещение в предметно-пространственной среде. Статичное жилище прочно привязывает человека к определенному месту. Но в то же время человеку издавна было свойственно стремление к перемене мест, которое часто диктовалось объективной необходимостью —- смены пастбищ для скота или мест охоты. Это вызывало к жизни появление многочисленных конструкций легкого-и мобильного жилища из шкур или войлока, натянутых на легкий деревянный каркас. В наше время необходимость в мобильном жилище диктуется потребностью быстро монтировать комфортабельное жилище на новых неосвоенных местах для геологоразведыватель-ных работ, строителей-первопроходцев или просто желанием выбраться на природу из бе-тонно-каменных стен города. Ежегодно миллионы людей покидают свое стационарное городское жилище для того, чтобы сменить привычную обстановку, повидать новые места. И ради этого остается пустовать городская квартира с привычным комфортом, а ее хозяева часто довольствуются примитивными условиями быта. Причем эта сезонная миграция городского населения непрерывно возрастает. Туризм и смена обстановки в отпускной период становится явлением повсеместным.



Удовлетворить это стремление в какой-то степени помогают стационарные дома отдыха или мобильные туристические палатки, обеспечивающие минимальный комфорт. Попытку усовершенствовать идею мобильности переносного жилища и придать ей больший комфорт предпринял Р. Б. Фуллер в своих многочисленных проектах объемных сборно-разборных домиков из малогабаритных жестких элементов, из которых можно быстро монтировать домик в виде шатра.

С другой стороны, отчетливо проявляется тенденция к изолированности, автономности стационарного жилища. Примером могут служить круглые в плане виллы в виде изолированного, поднятого над окружающей местностью объема. Если средневековый замок или обычный индивидуальный дом как бы вырастает из земли, то эти закрепленные на одной опоре дома как бы олицетворяют независимость от окружающего пространства. Тем не менее, такой индивидуальный комфортабельный дом, несмотря на видимую автономность, прочно и неразрывно связан с конкретным участком и не может быть перемещен по желанию своего владельца.

Рис. 49. “Моторный дом” — пример слияния функций индивидуального автомобиля и квартиры. Наверху дом на колесах Р. Б. Фуллера, 1933 г. Дом — башня «марина сити> в Чикаго — пример конструктивной связи машин и архитектуры. Нижние десять этажей — гаражи. Функции квартиры и индивидуального транспортного средства разделены

Эти две тенденции — стремление к мобильности жилища, максимальному его комфорту и автономности -— удачно совмещены в получающем сегодня все большее распространение «моторном доме» на колесах, самоходном или буксируемом автомобиле (трайлер). Ле Корбюзье называл дом в переносном смысле «машиной для жилья». Моторный дом — машина для жилья в буквальном смысле слова. Идея их создания и первый опыт строительства принадлежит тому же Р. Б. Фуллеру. Еще в 30-х годах он построил и запатентовал самоходный дом на колесах. Идея эта получила одобрение, и сегодня сотни тысяч разнообразных по конструкции моторных домов колесят по дорогам Европы и Америки. На стоянках они образуют целые городки. Все дома такого города могут разъехаться в течение короткого времени. Моторный дом позволяет совместить «охоту к перемене мест» с привычным комфортом квартиры.

Рис. 50. Тенденция к мобильности и автономности жилища. Проекты архитекторов Хохаузера, Меймона. Дома-башни из взаимозаменяемых мобильных квартир-ячеек. Использование квартир-ячеек как мобильных элементов пространственных структур в городе и как отдельных дач на природе

Интерьер «моторного дома» интересен как пример рационального использования компактного жилого пространства, как пример многофункциональности его оборудования, конструктивного слияния элементов оборудования со скорлупой-оболочкой. Каждое изделие предметно-вещевого комплекса обычного жилища обладает слишком узкой специализацией, выполняется независимо одно от другого, проектируется и выпускается различными предприятиями. Поэтому иногда отдельные качественные изделия плохо функционально и тем более композиционно связаны между собой и с интерьером жилища. В мебельной промышленности стремление преодолеть это положение выражается в проектировании и выпуске наборов и гарнитуров мебели, ассортимент и габариты которых не всегда согласуются с габаритами и планировкой типовых квартир.

Моторный дом отражает тенденцию к освобождению от многочисленных однозначных по функции вещей и предметов, существующих отдельно от оболочки жилища и часто загромождающих его внутренние пространства. Функции этих многочисленных предметов могут выполнять элементы оборудования, встроенные в архитектурную конструкцию и трансформируемые по мере надобности. Функциональная гибкость — одно из основных требований к компактному обитаемому пространству. Моторный дом, таким образом, может служить примером мобильности и комфортабельности жилища и одновременно примером интеграции функций индивидуальной автомашины и жилища, пример слияния оборудования со скорлу-пой-оболочкой.

В настоящее время в США, ФРГ и других странах выпускаются различные модели моторных домов: прицепные к автомобилю, в виде накладного фургона на полугрузовой автомобиль, самоходный автомобиль-дом. Получают распространение ротели —• коллективные автобусы — дома отдыха со спальными купе.

Образуемые моторными домами на специальных стоянках в зонах отдыха целые городки имеют один существенный недостаток: они могут разрастаться и распространяться только в горизонтальной плоскости. Все составляющие его дома имеют только один этаж.

Поэтому путь перехода к мобильной архитектуре (если отложить в сторону полуфантастические проекты шагающих городов-робо-тов) связан с разработкой мобильной жилой ячейки-квартиры, которая будет сочетать мобильность и комфорт моторного дома с возможностью блокировать их в вертикальные структуры, активно используя не только поверхность земли, но и обширные пространства над ней.

Моторные дома обычно используются как дополнение к основному стационарному жилищу и остальное время простаивают. Хотя в США нередки случаи использования моторных домов, или как их еще называют «дач на колесах» в качестве основного кочующего жилища. В отличие от моторного дома жилые ячейки позволяют компоновать из них дома башенного типа, дома-деревья или дома-початки и целые пространственные структуры. Многочисленные проекты домов-деревьев со стационарным стволом-каркасом, в котором проходят все необходимые инженерные коммуникации, и мобильными съемными квартирами-ячейками, как первичными объемными модульными элементами архитектуры, а также проекты разнообразных по пластике пространственных городских структур показывают, что тенденция к замене квартирных домов, собранных из плоскостных панелей, домами, собранными из автономных и регулярно обновляемых и взаимозаменяемых объемных квартир, становится все более явной. Мобильная жилая ячейка может транспортироваться на автомобильных или железнодорожных платформах как прицеп к автомобилю или с помощью грузоподъемных вертолетов и дирижаблей при монтаже благоустроенных поселков и неосвоенной местности.

Мобильная жилая ячейка как первичный модульный элемент архитектуры заводского изготовления будет отличаться от сегодняшней квартиры не только мобильностью и гибкостью пространства, но и возможностью многовариантного использования.

Такая ячейка может быть различных типов и приспособлена для людей с различным кругом интересов и видов деятельности, для различных по составу семейных групп. С изменением состава семьи или характера деятельности жильцов ячейка может быть легко заменена без сложной процедуры перевозки мебели и бытовых машин. Точно так же можно без особого труда переправить свою квартиру-ячейку на период отпуска в любое живописное место и использовать как дачу.

Современная промышленная технология и новые материалы (например, профильные и листовые дюралевые материалы или пластмассы с заданными свойствами, легкие и эффективные теплоизоляционные материалы) делают идею массового промышленного производства комфортабельных квартир-ячеек вполне реальной и соответствующей современной развитой строительной индустрии. При этом весьма полезным окажется технологический опыт таких передовых областей машиностроения, как авиация и космонавтика. Это неизмеримо расширит динамизм жилищных структур и их многовариантность. Разделение традиционного жилого дома на стержневой или пространственный каркас-основу и съемные квартиры-капсулы, насыщенные комплексом портативных технических средств информации и благоустройства, приведет к взаимопроникновению и интеграции сфер архитектуры и дизайна.

В интерьере жилища (как и в промышленном, и любом другом) функциональные комплексы мебели и машин выполняют роль функционально-пространственных определителей геометрии и габаритов необходимого пространства. Встроенное многофункциональное оборудование квартиры-ячейки позволит рационально использовать компактное пространство жилища, обеспечить удобство различных функциональных процессов.

«Производственники» и конструктивисты 20-х годов справедливо призывали проектировать жилье «изнутри — наружу», исходить из организации внутренних функциональных пространств, а не из внешнего впечатления от здания, считать наружную форму дома производной от его внутренней структуры. Комплексное проектирование предметно-пространственной среды жилища как единого целого, оптимального для определенного состава семьи и вида деятельности, во многом определит пространственные характеристики жилой ячейки и соответственно ее форму. С другой стороны, габариты и пластика, цвет и способы крепления жилых ячеек к каркасу, типы этих каркасов (которые не нужно будет ломать при моральном устаревании дома, а лишь достаточно заменить его съемные элементы) повлияют на композиционную структуру и характерные пластические образы города.

Сама пластика первичного объемного модульного элемента и собираемые из них разнообразные объемно-пространственные структуры жилых массивов и отдельных поселений обогатят пластику архитектурной застройки, позволят ей вырваться из плена сухого и однообразного геометризма плоскостей и прямоугольных объемов с монотонным ритмом окон, балконов, панелей. Разнообразная пластика объемных мобильных квартир-ячеек заводского изготовления позволит совместить высокий качественный уровень стандарта жилых ячеек как промышленных изделий с бесконечным разнообразием структурно-пространст-венных композиций из них, учитывающих функциональные потребности населения, а также особенности окружающего природного ландшафта.

Идею создания мобильной конструктивно независимой жилой комфортабельной ячейки как первичной структурно-пространственной единицы новых архитектурных комплексов нельзя назвать случайной или преходящей. Она не только подготовлена и обусловлена развитием строительной индустрии, современной технологией, наличием новых легких и прочных материалов, но и во многом стимулируется и обеспечивается всем уровнем научно-техниче-ского прогресса и, в частности, культурой максимально полезного использования минимальных пространств в транспортных средствах и особенно разработкой независимых обитаемых капсул для долговременного обитания и работы в космосе или в океанских глубинах.

Космическое машиностроение, выход человека в космос, проникновение его в микрокосмос и океанские глубины оказывает (возможно подсознательно) несомненное влияние на архитектурное объемно-пространственное мышление. Особенно радикально изменится характер и пластика застройки жилых массивов при переходе от строительства отдельных точечных домов-деревьев к сплошным надземным структурам, т. е. когда ячейки будут блокироваться не вокруг отдельного ствола-каркаса, а в поднятой над землей поверхностью ажурной пространственной каркасной конструкции, позволяющей максимально использовать земную поверхность для зеленых насаждений, общественных зданий, лесопарка.

Эволюция жилища от традиционного дома к архитектуре с мобильными взаимозаменяемыми жилыми ячейками, слияние элементов оборудования со скорлупой-оболочкой этих ячеек показывает бесплодность попыток противопоставить объекты архитектуры и дизайна, архитектуру и дизайн как виды деятельности. Наличие новых материалов, новые конструктивные системы, отработанные в передовых отраслях машиностроения, — все это окажет влияние на процесс дальнейшей интеграции между объектами архитектуры и дизайна, строительными конструкциями и промышленными изделиями в единую целостную конструкцию и композицию. На смену теориям «тотальной архитектуры» и «тотального дизайна» должно, по-видимому, придти понимание сложного пространственного и временного взаимодействия между объектами промышленности и строительства. При этом традиционная строительная площадка окончательно превращается в сборно-монтажную площадку. Причем такое взаимодействие сфер промышленности и строительства происходит на всех структурных уровнях искусственной предметной среды, начиная от пространствообразующей роли функциональных комплексов оборудования в интерьере и кончая взаимодействием системы междугородних транспортных средств и системы расселения на территории страны.

Эволюция автомобиля с его однозначной функцией передвижения в моторный дом, совмещающий функции передвижения с бытовыми функциями, переход от последнего к мобильной жилой ячейке, расширяющей круг бытовых функций и степень комфорта и в то же время сохраняющей мобильность, подтверждает этот процесс взаимопроникновения черт жилья как традиционного объекта архитектуры и машин как объектов промышленности. Строго говоря, мобильная жилая ячейка-квартира, как модульная структурная единица архитектуры, изготовленная полностью в условиях завода, станет объектом проектирования, который трудно отнести только к архитектуре или дизайну. Это скорее продукт комплексного архитектур-но-дизайнерского проектирования. Комплексный подход к оборудованию и архитектурно-пространственной оболочке, к мобильным жилым ячейкам и собираемым из них пространственным градостроительным структурам как части к целому приводит к необходимости учитывать их соразмерность между собой, цветовую гармонию как элементов функциональной, конструктивной и композиционной системы.

Оборудование в жилье, точнее его функциональные комплексы, первично по отношению к функциональным процессам в жилище, точно так же как и жилая ячейка, образованная суммой функциональных зон, — первичная структурная единица по отношению к пространственным структурам города.

Системно-структурный подход к формированию предметно-пространственной среды позволяет обнаружить пространственные связи между объектами дизайна и архитектуры и их стилеобразующее взаимовлияние во времени. На примере эволюции автомобиль — моторный дом — мобильная жилая ячейка можно проследить стилевое взаимовлияние машин и архитектуры, роль промышленных изделий как обновителя архитектурной‘композиции, их опережающее стилеобразующее влияние на архитектуру, а также процесс интеграции машин и архитектуры в единую систему.

С градостроительной точки зрения относительно частая замена и обновление жилых ячеек (квартира может состоять из нескольких независимых ячеек) послужит фактором непрерывного морального обновления архитектуры без сноса домов, земляных работ и проводки инженерных коммуникаций. Жилые структуры, собранные из гаммы стандартных легких мобильных жилых ячеек, помогут архитектуре преодолеть плоскостное мышление, традиционную тяжеловесность тектонических структур, монотонность и однообразие застройки. Позволит свести до предельного минимума процент сборочных работ на строительной площадке, позволит архитектуре стать мобильной, приобрести пространственную и территориальную гибкость в соответствии с потребностями трудовых и семейных коллективов, каждого человека.

Читать далее:

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Перспективные транспортные системы
Авиация, космонавтика и архитектура
Речной и морской транспорт
Железнодорожный транспорт
Структурная модель оптимального города (разработка автора)
Футурологические абстракции
Город для ... машин? (Транспортная проблема больших городов)
Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах
Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры
Технологические системы и формирование промышленных зданий


Остались вопросы по теме:
"От «моторного дома» к мобильной архитектуре"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы