Строительные машины и оборудование, справочник






Планирование и координация конструкторских работ


Категория:
   Методология конструирования машин


Планирование и координация конструкторских работ

С развитием общего уровня техники перед конструкторами все чаще стали возникать задачи по разработке конструкторских проектов не на отдельные машины, а на комплексы машин, сагре-гатированных между собой и составляющих одно целое. К таким машинным, комплексам прежде всего относятся автоматизированные технологические линии для производства различных продуктов в химической, нефтеперерабатывающей, пищевой и других отраслях промышленности.

В разработке конструкторских проектов таких комплексов машин участвует уже не один коллектив с единой администрацией, а несколько конструкторских коллективов, имеющих различную ведомственную принадлежность. При этом предусматривается, что каждый конструкторский коллектив, участвующий в комплексном проекте, должен действовать в строгом соответствии с выданным ему заданием и строго укладываться в заданные сроки. Число и функции коллективов-участников в этих случаях определяются так, чтобы совокупность всех работ привела бы к достижению желаемой конечной цели. При выпадении из общего комплекса работ хотя бы одной его части намеченная задача в целом окажется невыполненной. Такая форма организации комплексного конструирования накладывает жесткие обязательства на каждый отдельный коллектив, участвующий в данной работе.

В данных условиях организация единого управления ходом конструкторских работ резко усложняется и вызывает необходимость использовать для этих целей специальную систему, известную названием СПУ (система сетевого планирования и управления). Характерной особенностью системы СПУ является системный подход к вопросам организации управления, согласно которому коллективы исполнителей, принимающие участие в данном процессе и объединенных общностью поставленной задачи, несмотря на их различную принадлежность рассматриваются как звенья единой сложной организационной системы.



В системе СПУ инструментом оперативного управления процессом является сетевой график, который строится и рассчитывается по определенным правилам. Применительно к процессу разработки конструкторского проекта под сетевым графиком понимается сетевая модель этого процесса, где в определенной последовательности и взаимосвязи представлены все работы, выполнение которых необходимо для достижения конечной цели.

Сообразно этому весь процесс разработки конструкторского проекта расчленяется на отдельные работы и события, которые служат основными элементами сетевой модели и располагаются в ней в технологической последовательности и взаимосвязи. Согласно терминологии, принятой в сетевом планировании, под работой понимается ход выполнения законченной ‘операции, составляющей часть общего процесса конструирования, (разработка чертежа общего вида, деталировка чертежа общего вида, проведение нормо-контроля конструкторской документации и т. д.). Под событием понимается результат одной или нескольких работ (чертеж общего вида, чертежи деталей, проверенная конструкторская документация и т. д.).

Помимо указанных главных элементов для построения сетевой модели процесса разработки конструкторского проекта применяются также еще два элемента — ожидание и логическая зависимость. Под ожиданием понимается интервал времени, не требующий затраты труда (вынужденные потери рабочего времени).

Логическая зависимость не требует ни времени, ни ресурсов и указывает лишь на зависимость начала одной работы от другой. Для построения сетевой модели необходимо знать, что все эти элементы имеют раз и навсегда установленные обозначения.

Существует правило, согласно которому между двумя событиями может быть проведена только одна работа, поэтому работа обычно кодируется цифрами событий, между которыми она заключена.

Приведем пример построения сетевой модели, отражающей процесс разработки рабочих чертежей некоторого механизма.

Понятие критического пути имеет чрезвычайно важное значение. Чтобы сократить сроки выполнения проекта, необходимо сократить сроки выполнения работ, которые лежат на критическом пути. Поэтому при контроле за ходом разработки проекта руковолители должны проявлять особое внимание именно к этим лимитирующим работам и принимать оперативные меры к их безусловному выполнению в установленные сроки.

Рис. 1. Пример построения сетевого графика

Возможность в наглядной форме представить последовательность работ, которая лимитирует общие сроки выполнения проекта, выгодно отличает сетевые графики от графиков других типов. Сетевой график позволяет находить оптимальные решения при планировании работ по созданию проектов, что делает его незаменимым при разработке сложных проектов, в которых участвует большое число конструкторских подразделений и организаций. В этих случаях сетевой график не может быть составлен сразу на весь комплекс работ; его составляют по частям, которые потом объединяют в единый график. Объединение («сшивание») отдельных сетевых графиков производится по так называемым граничным событиям, общим для сшиваемых графиков.

Пользуясь специальными методиками, на сетевом графике можно рассчитать ранние и поздние сроки наступления событий, а следовательно, сделать оптимистический и пессимистический анализы сроков начала и окончания работ. С помощью этих методик можно также рассчитать резервы времени (частные и общие), а также определить сравнительные коэффициенты напряженностей работ. На практике сети, имеющие до 200 событий, рассчитывают ручным способом, т. е. с помощью логарифмической линейки, более громоздкие сетевые графики (свыше 200 событий) рассчитывают на вычислительных машинах.

Таким образом, сетевой график может служить универсальным инструментом планирования и координации работ при разработке конструкторских проектов. Такой график четко определяет последовательность и взаимосвязь событий, наступление которых необходимо для выполнения проекта, возникновение проблем, способных задержать работу над проектом, анализировать и оптимально перестраивать ход работы в процессе проектирования.

Следует, однако, заметить, что применение сетевых графиков для планирования и координации конструкторских работ, так же как и для других работ, связанных с творческим поиском, имеет специфические особенности. Конструирование по своей сущности не относится ни к одной области или разделу науки, поскольку иод этим понятием подразумевается процесс разработки конструкции машин, резко отличающийся по смыслу и характеру от научно-исследовательских работ. Деятельность конструктора основывается на законах и выводах, которые представляются ему классическими и прикладными науками. Тем не менее суждение о том, что конструкторский труд в противоположность научному творчеству может нормироваться исходя из чистого времени, затрачиваемого на графическое исполнение чертежей и других конструкторских документов, не может быть признано правильным, поскольку оно не учитывает всей сложности данного вопроса.

Согласно современным определениям творчество и необходимость творческого мышления, в результате которого раскрывается нечто принципиально новое, всегда возникает в конфликтных ситу, ациях, когда явные противоречия между условиями задачи и тре-бованиями результата усугубляются отсутствием видимого способа решения этой задачи. Поэтому в деятельности конструктора мы видим те же творческие элементы анализа и синтеза, как и в работе ученого. Это и естественно, поскольку в основе той и другой деятельности лежит одно общее начало — творчество. Вместе с тем в деятельности конструктора и ученого имеется множество специфических особенностей, характеризующих глубокие различия их творческой работы.

Так, конечная цель всякого научного исследования — познание неизвестного, состоящее в изучении свойств явлений, эффектов, веществ, предметов и т. д. Сообразно этому отрицательный результат, полученный при окончании исследований, считается результатом и воспринимается как нечто естественное. Конечной целью конструкторской разработки является создание конкретной работоспособной конструкции, поэтому получение отрицательного результата в этом деле может.означать неработоспособность машины, что во всех случаях рассматривается как «бросовая» работа.

Ученые мыслят обобщенными категориями, конструкторам свойственно конкретное мышление.

Создание конструкции новой машины является не только результатом, но и процессом, причем процессом сложным. Чтобы достигнуть нужного результата, конструктор должен уметь строить свое мышление в соответствии с определенными законами и правилами. Это, разумеется, не означает, что конструктор должен быть наделен от природы каким-то особым складом ума.и необычным характером. Способности к конструированию развиваются в процессе работы и в сильной степени зависят от уровня инженерной подготовки и умения преодолевать чувства скованности и неуверенности при решении нечетко сформулированных задач, постоянно возникающих перед конструктором в ходе работы. Вместе с тем психический процесс профессионального мышления у конструкторов, так же как и у всех других людей, производственная деятельность которых связана с разрешением проблемных ситуаций, находится в соответствии с определенными закономерностями.

По свидетельству психологов процесс решения конструкторской задачи, так же как и любой творческий процесс, всегда имеет следующие этапы.
1. Подготовка — накопление знаний по .данному вопросу, формулировка задачи.
2. Концентрация усилий — упорная работа с целью получить решение.
3. Передышка — период умственного отдыха, когда происходит отвлечение от решаемой задачи.
4. Озарение — получение новой идеи или изменение уже известной. которая является искомым решением.
5. Доведение работы до конца, обобщение, оценка.

Эти этапы обязательно должны идти в такой последовательности Периоды работы могут чередоваться с периодами передышки или периодами подготовки к работе. Характерным является только то, что озарение обычно следует за передышкой.

На первом этапе при ознакомлении с заданием у конструктора, как правило, возникает ощущение, что в данном вопросе нет еще полной ясности. Желание достичь ясного понимания поставленной перед ним задачи приводит конструктора к необходимости всестороннего изучения ситуации, в результате чего среди всех элементов, составляющих эту ситуацию выделяются наиболее значительные, от успешного решения которых зависит рентабельность, а иногда и техническая возможность создания конструкции. Эти элементы составляют как бы центр рабочей ситуации, вокруг которого все остальные элементы связываются в единое целое.

Второй этап начинается после того, как первоначальный анализ проблемной ситуации произведен, поставленная задача сформулирована и конструктор приступил к работе, соотнося условия задания с его требованиями. При этом процесс решения поставленной перед конструктором задачи представляется как осмысленное, целенаправленное варьирование теми или иными свойствами ситуации. В этой мыслительной деятельности направляющими моментами служат противоречия между тем, что имеется, и тем, что нужно достигнуть. Одновременно в ходе решения задачи конструктор анализирует цели, т. е. условия, которые необходимо достигнуть, чтобы ликвидировать конфликтную ситуацию. Для этого он делает попытки ответить на вопросы: «Что же мне нужно?», «Что делают в подобных ситуациях?», «Без чего я могу обойтись?». В результате этой мыслительной работы круг объектов и ситуаций, в которых можно искать решение, существенно сужается, образуя четко очерченную область поисков.

Третий этап — отвлечение от решаемой задачи — является вынужденным и наступает в том случае, если поставленную задачу, несмотря на все затраченные усилия, решить все-таки не удается. В период отвлечения, связанный чаще всего с отдыхом, несмотря на то, что активное внимание к задаче затухает, мозг человека продолжает свою работу. Это так называемая бессознательная психическая деятельность. С точки зрения современной науки понятие бессознательная психическая деятельность глубоко противоречиво. Ведь психические процессы — это наши ощущения, представления, наши мысли, воспоминания и т. д. Все эти явления рассматриваются обычно как явления сознания. И очень трудно представить себе ощущение, которое в настоящий момент у человека имеет место, а он не испытывает этого ощущения. С точки зрения теории понятия «бессознательное ощущение», «бессознательное представление», «бессознательное мышление» абсурдны в своей основе. Однако они реально существуют в действительности, хотя на сегодня их природа еще не объяснена. Трудности здесь состоят в том, что бессознательная деятельность, включенная в процесс решения задач, не является специфической особенностью только мыслительного процесса. Для ее анализа и исследования необходимо решить целый ряд принципиальных вопросов всей психологии.

Четвертый этап наступает как следствие проделанной конструк. тором работы и последующего расслабления его мозговой деятель-ности. Этот этап характеризуется тем, что подсознательные мысли, которые еще не могут быть выражены словами, внезапно обретают стройную, осознанную форму. Нужное решение приходит внезапно как некое откровение, как результат работы каких-то неизвестных таинственных сил. В настоящее время природа этого явления, так же как и природа бессознательного мышления, еще неизвестна. Однако реальность существования этих явлений подтверждается многими психологами, учеными и инженерами.

Пятый этап является заключительным в работе конструктора. Особенность этого этапа заключается в том, что найденное творческое решение поставленной задачи воплощается в конкретную конструкцию, излагаемую в соответствующих конструкторских документах. На этом этапе от конструктора требуется только хорошая профессионально-техническая подготовка, достигаемая за счет обучения и личного опыта.

Ранее мы уже говорили, что конструкторская документация того или иного назначения всегда является конечным результатом конструкторской разработки. Следовательно, характер выполняемой конструктором работы всегда предопределяется смыслом конструкторского документа, над которым он работает. В одних случаях эта работа требует от конструктора бурной эвристической деятельности, в других случаях для ее выполнения достаточно использовать лишь профессиональные технические приемы, а иногда ввиду простоты работы для ее выполнения от конструктора требуется одна старательность. Однако, если от работы конструктора ждут творческих результатов, то ему необходимо создать такие условия для решения задачи, чтобы сам процесс конструирования протекал в наиболее благоприятной обстановке. Если конструктор приступает к работе без должной подготовки или для его творчества не зарезервировано времени на концентрацию усилий или на передышку, вряд ли можно ожидать, что его деятельность будет плодотворной.

Указанные особенности творческого мышления, многообразие выполняемых конструкторами функций и, наконец, само профессиональное содержание их труда на сегодня еще составляют определенные трудности в организационной регламентации конструкторских работ, необходимой для их планирования. В то же время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что конструкторские работы, так же как и другие инженерные работы, содержат все формальные признаки, позволяющие осуществлять их нормирование. Среди этих признаков особенно выделяется достаточно высокая повторяемость отдельных элементов конструкторских работ, выполняемых по отдельным методикам, а также практическая возможность сведения сложных и уникальных работ к более простым стандартным элементам и операциям.

Кроме того, как утверждают специалисты, любая творческая работа имеет алгоритм решения, описание которого позволяет ближе подойти к оценке нормативного времени выполнения ее отдельных этапов. На основе этих положений, как видно из литературы, в настоящее время НИИ труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам груда и заработной платы уже подготовил рекомендации по нормированию конструкторских работ, которые в известной степени могут быть использованы для расчета сетевых графиков на разработку конструкторских проектов

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Организация рабочего места конструктора-машиностроителя
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании
Конструкторская документация


Остались вопросы по теме:
"Планирование и координация конструкторских работ"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы