Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей

Публикация:
   Понятие о допусках и посадках

Читать далее:




Понятие о допусках и посадках

Взаимозаменяемость деталей. При ремонте и сборке машин часто приходится заменять ту или иную деталь. Очень важно при этом, чтобы эта деталь могла быть установлена на свое место без дополнительной обработки и пригонки. Детали, удовлетворяющие таким условиям, называются взаимозаменяемыми. Следовательно, взаимозаменяемостью можно назвать возможность заменить деталь того же наименования и размера без дополнительной обработки и пригонки, без ухудшения качества машины. Взаимозаменяемость деталей обеспечивается строгим соблюдением размеров при изготовлении деталей по определенным допускам, предусмотренным чертежом.

Рис. 76. Паяльники:
формы паяльников: а — молотковый, б — торцовый; в — электрический паяльник

Стандартизация имеет целью свести многие виды изделий и материалов к ограниченному числу типовых образцов определенных качеств, форм и размеров, являющихся на данном этапе развития техники наилучшими, наиболее экономичными и в наибольшей мере отвечающими требованиям, предъявляемым к ним потребителем. Стандартизация изделий и материалов способствует рациональной организации их производства, развитию специализации, улучшению качества и удешевлению продукции, повышает производительность труда.

Государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы) – имеют силу закона. Нумеруются ГОСТы порядковым числом, к которому добавляются через тире две цифры, обозначающие год утверждения стандарта. Например, ГОСТ 2789—59 имеет порядковый номер 2789, а число из двух цифр 59 указывает, что он был утвержден в 1959 г.

В стандартах имеются следующие данные: наименование изделия или материала; указание о том, кем разработан стандарт, когда утвержден и с какого времени вводится в действие; номер стандарта и год его утверждения; тип и подробная характеристика изделия или материала; правила приема и испытаний изделий или материалов, маркировка и упаковка изделий или материалов.

Стандарты не являются неизменными. По мере развития производства и повышения требований к качеству материалов и изделий они могут быть и заменены.

Допуски и посадки. При сборке машин детали могут соединяться одна с другой подвижно или неподвижно. Размер, по которому происходит соединение одной детали с другой деталью, называют сопрягаемым размером. Размеры, по которым не происходит соединение деталей, называют свободными размерами. Например, диаметр вала и соответствующий размер отверстия в шкиве — сопрягаемые размеры, а наружный диаметр шкива является свободным размером.

Для обеспечения взаимозаменяемости деталей достаточно изготовлять их с определенной точностью. Поэтому при изготовлении той или иной детали устанавливают допустимые отклонения ее размеров, при которых обеспечивается ее нормальная работа в машине. Эти отклонения размеров построены в определенной системе, которая называется системой допусков. Принято различать следующие размеры: номинальный, действительный, предельный. Все размеры на машиностроительных чертежах указываются в миллиметрах. Номинальным размером назы-ваетея основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений.

Действительным размером называется размер, полученный в результате измерения, с допустимой погрешностью. Действительный размер детали часто не соответствует номинальному и имеет отклонения от него в сторону увеличения или уменьшения.

Предельными размерами называются размеры, между которыми должен находиться действительный размер. Из них больший размер называется наибольшим предельным размером, а меньший — наименьшим предельным размером.

Рис. 77. Графическое изображение соединения вала с отверстием:
а — с натягом

Алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами называется отклонением. Отклонение является положительным (верхним), если действительный размер больше номинального, и отрицательным (нижним), если действительный размер меньше номинального.

Положительные и отрицательные отклонения являются предельными отклонениями и указываются на чертежах при номинальном размере.

Посадка характеризует тип соединения двух сопрягаемых деталей, вставленных одна в другую. Посадки разделяются на три группы: с натягом, с зазором (рис. 77, а, б) и переходные.

Посадки с зазором обеспечивают свободное относительное перемещение сопряженных деталей. При таких посадках диаметр отверстия всегда больше диаметра вала.

Посадки с натягом обеспечивают прочное, неподвижное, соединение сопрягаемых деталей. При такой посадке диаметр отверстия меньше диаметра вала.

В переходных посадках в собранной паре деталей могут получаться как зазоры, так и натяги. Следовательно, тот или иной вид посадки зависит от наличия зазора или натяга между соединяемыми деталями.

Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, характеризующая свободу перемещения соединяемых деталей (размер отверстия больше размера вала).

Натягом называется отрицательная разность между диаметрами отверстия и вала до сборки, характеризующая их неподвижность после сборки (размер отверстия меньше размера вала).

Согласно ГОСТ 7713—62 утверждены следующие наименования посадок и обозначения допусков валов и отверстий для 2-го класса точности; посадки с зазором: скользящая — С, движения — Д, ходовая — X, легкоходовая — Л, широкоходовая — Ш, теплоходо-вая — ТХ; посадки с натягом: горячая — Гр, прессовая — Пр, легкопрессовая — Пл; переходные: глухая — Г, тугая — Т, напряженная — Н, плотная — П.

При изготовлении деталей пользуются двумя системами допусков, обеспечивающих тот или иной вид соединения: системой отверстия и системой вала.

Наибольшее применение находит система отверстия, так как при этой системе размеры отверстия для различных видов посадок одного и того же класса точности остаются постоянными, изменяются только размеры вала, который легче обработать с более высокой точностью и замерить, чем отверстие.

Классы точности. Как показывает практика, точность изготовления различных деталей неодинакова. Одни детали изготовляют с большей точностью, а другие — с меньшей. Чем выше точность изготовления, тем меньше дается допуск. Общесоюзными стандартами установлено 10 классов точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8 и 9-й. Шестого класса точности нет, 1-й класс самый точный, 2-й — точный, 2а, 3-й и За — классы средней точности, менее точные 4-й и 5-й классы, 7, 8 и 9-й классы имеют еще меньшую точность.

В автомобилестроении применяются главным образом 1, 2 и 3-й классы точности. Например, кольца шариковых и роликовых подшипников, гильзы и плунжеры насосов высокого давления изготовляют по 1-му классу точности. Цилиндры, шейки коленчатого и распределительного валов, поршни, поршневые пальцы, детали механизмов силовой передачи обрабатывают по 2-му классу точности, а детали подвески автомобиля — по 3-му классу.

Чистота обрабатываемой поверхности. При обработке заготовок режущими инструментами на поверхностях деталей получаются неровности шероховатость. Чем меньше высота неровностей, тем выше чистота обработки. ГОСТ 2789—59 установлено 14 классов чистоты поверхности. Условное обозначение их состоит из двух элементов: значка в виде равностороннего треугольника вершиной вниз и числа, обозначающего класс. Например, 1, 7 и 14-й классы чистоты поверхности обозначаются так: VI, V7, V14.

Для каждого класса чистоты установлена определенная величина высоты неровностей. Например, для 1-го класса чистоты поверхности предельная величина высоты неровностей 320 мкм, а для 14-го — высота неровностей 0,05 мкм.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Понятие о допусках и посадках"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства