Строительные машины и оборудование, справочник






Привод переднего ведущего моста


Категория:
   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102


Привод переднего ведущего моста

Привод предназначен для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач через зубчатый венец (рис. 55) муфты, многодисковую фрикционную гидроподжимную муфту, вал к переднему ведущему мосту.

Рис. 55. Привод переднего ведущего моста:
1 — зубчатый венец (шестерня) муфты; 2 — фрикционная муфта; 3 — барабан; 4 — поршень; 5 — полумуфта; 6 — пружина; 7 и 12 — валы; 8 — золотник крана; 9 — вилка; 10 — кран; 11 — соединительная втулка; 13 — биметаллические втулки; 14 — манжеты; 15 — скользящая видка; А — рабочая полость цилиндра фрикционной муфты; Б, В и Г — каналы.



Включают и отключают передний ведущий мост (как автоматически, так и принудительно) с помощью гидроподжимной фрикционной муфты.

Автоматически передний мост включается (отключается) с помощью механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колес только при движении трактора вперед. Принудительно его включают (отключают) как при движении вперед, так и при заднем ходе.

Шестерня на валу находится в постоянном зацеплении с шестерней коробки передач. Шестерня также соединяется фрикционными дисками (при включенной муфте) с барабаном, установленным на шлицах вала. Последний установлен в корпусе коробки передач на шарикоподшипниках. В барабане расположен поршень с уплотнительными кольцами. На шлицах вала установлена полумуфта механизма свободного хода. Шлицевое соединение барабана и вала позволяет барабану поворачиваться относительно вала на угол 45°. Полумуфта прижимается к барабану пружиной.

Золотник, установленный в корпусе крана, связан с полумуфтой вилкой. Вал через шлицевую втулку соединен с валом, который связан через шлицы со скользящей вилкой карданного вала, вращающейся в биметаллических втулках (подшипниках). Ступица вилки уплотнена в корпусе сцепления манжетами.

Управление приводом переднего ведущего моста. Кран управления приводом ведущего моста предназначен для направления потока масла, подводимого к гидроподжимной фрикционной муфте привода переднего ведущего моста для автоматического или принудительного его включения (выключения), а также включения моста при торможении трактора.

Кран установлен на правой стенке коробки передач и состоит из корпуса, трехпозиционного золотника, золотника включения переднего моста при торможении, рычага золотника с пружиной, клапана сброса давления при торможении, штифта, золотника автоматического включения (выключения), вилки золотника, кронштейна, рычага, оси, рычага, фиксатора. В корпусе имеется система каналов: Д, Е, Ж, 3, И. К, Ли М.

Золотник перемещается пальцем, запрессованным в отверстие рычага, который приварен к оси. На другом конце оси установлен рычаг. Золотник под действием возвратной пружины устанавливается в исходное положение.

Рычаг может быть зафиксирован в трех положениях: верхнее — мост отключен; среднее —мост включен автоматически; нижнее — мост включен принудительно.

В верхнем положении рычага золотник перекрывает канал Ж магистрали нагнетания, принудительно отключая фрикционную муфту переднего ведущего моста.

Рис. 56. Кран управления приводом переднею ведущего моста:
1 — корпус; 2, 3 и 8 — золотники; 4, 11 и 13 — рычаги; 5 — пружина; 6 — клапан; 7 — штифт; 9 —вилка; 11 — кронштейн; 12 — ось; 13 — фиксатор; Д. /Г. Ж. 3, И.

В среднем положении рычага масло из канала нагнетания Д поступает по каналам Ж и Е к золотнику, который перемещается в зависимости от буксования задних колес и направляет поток масла в полость А (см. рис. 55) цилиндра муфты.

В нижнем положении рычага золотник соединяет полость А цилиндра муфты каналами Д, Ж, Е с каналом Д нагнетания, минуя золотник и включает фрикционную муфту независимо от положения золотника, т. е. независимо от буксования задних колес.

Управляют краном переднего ведущего моста с помощью рычага (рис. 57), имеющего такие же три фиксированных, положения.

Принудительное включение переднего ведущего моста используют на тяжелых работах и при движении задним ходом, а также на тракторах, переоборудованных для работы на реверсе.

Рис. 57. Привод управления краном

При работе на дорогах с твердым покрытием необходимо отключать передний ведущий мост во избежание вредной циркуляции мощности и повышенного износа шин переднего моста.

Работа привода переднего ведущего моста. При движении трактора вперед без буксования вал (см. рис. 55), связанный с колесами переднего ведущего моста, вращается с большей частотой, чем шестерня и барабан. Благодаря этому вал с полумуфтой проворачивается относительно барабана. Кулачки барабана перемещают полумуфту по шлицам вала в осевом направлении, сжимая пружину. При этом полумуфтой и вилкой перемещается золотник, который перекрывает канал Г магистрали нагнетания, и масло не поступает в полость А фрикционной муфты.

При буксовании задних колес, превышающем установленный предел, частота вращения вала снижается, барабан проворачивается на валу и пружина возвращает полумуфту в исходное положение. При этом золотник перемещается в положение, при котором канал магистрали нагнетания соединяется с каналом Б. Через последний масло под давлением подается в полость А цилиндра фрикционной муфты, перемещая поршень, который сжимает фрикционные диски, блокируя шестерню с барабаном и передавая таким образом крутящий момент от шестерни через фрикционную муфту, шлицевую втулку, вал на вилку карданного вала.

Принудительным включением (отключением) переднего ведущего вала управляют через золотник, с помощью которого полость А цилиндра фрикционной муфты соединяется (отъединяется) с магистралью нагнетания независимо от буксования задних колес.

Карданный вал — открытого типа, полый, с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках. Он представляет собой трубу, с обоих концов которой приварены вилки карданных шарниров.

Карданный шарнир состоит из фланца (рис. 58), вилки и крестовины. В отверстия фланца и вилки установлены, обоймы игольчатых подшипников (с иголками), в которые входят цапфы крестовины. Обоймы удерживаются во фланце и вилке с помощью стопорных колец. Для удержания смазки в подшипниках и предотвращения попадания в них грязи, пыли и воды на цапфах крестовины установлены резиновые самоподжимные манжеты, защищенные отражателями. Кроме того, дополнительно стык уплотнен полиэтиленовой муфтой. Карданный вал в сборе необходимо обязательно сбалансировать.

Рис. 58. Карданный вал:
1 — скользящая вилка; 2 — труба; 3 — вилка; 4 — крестовина; 5 — обойма игольчатого подшипника; 6 — стопорное кольцо; 7 — фланец; 8 — манжета; 9 — отр.ажатель; 10 — защитная муфта; 11 — иголки подшипника.

Скользящая вилка вращается на двух подшипниках скольжения, к которым принудительно под давлением 0,19 МПа (2,0 кгс/см2) подается смазка, и уплотняется двумя резиновыми самоподжимными манжетами . За счет осевого перемещения вилки исключается появление распорных усилий при качании переднего ведущего моста.

Фланец карданного вала соединен с фланцем ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста.

Между торцами фланцев установлена прокладка для предотвращения вытекания смазки.

Ограждение карданного вала необходимо для исключения наматывания длинных стеблей и соломы на шарниры. При работе трактора в других условиях ограждение необходимо снимать.

Техническое обслуживание карданного вала заключается в периодической проверке бокового свободного хода в подшипниках крестовин. При его наличии нужно разобрать шарнир и проверить состояние подшипников и крестовины, изношенные детали заменить.

Карданный вал в сборе отбалансирован, и без особой надобности его разбирать не следует. При замене в процессе эксплуатации деталей (трубы с вилками шарнира и фланца) вал в сборке с двумя шарнирами необходимо подвергнуть динамической балансировке. Дисбаланс не должен превышать 20 г • см. Во избежание повреждения уплотнений и выхода из строя подшипников крестовин карданный вал не следует проворачивать, прикладывая значительные усилия к крестовине.

Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины