Строительные машины и оборудование, справочник






Распределение функций управления в современных машинах


Категория:
   Методология конструирования машин


Распределение функций управления в современных машинах

Вопросы конструирования машин в свете задач инженерной психологии методически могут решаться только на основе анализа конкретных возможностей машины и человека-оператора путем разумного распределения функций между ними. Для этого конструктор должен четко представлять сравнительные преимущества человека и машины. По мнению специалистов инженерной психологии человек превосходит машину по следующим показателям: обнаружение полезных сигналов, имеющих очень низкий энергетический уровень; чувствительность к чрезвычайно широкому диапазону раздражителей: опознавание образов и их обобщение; обнаружение сигналов при высоких уровнях шумов; способность хранить большую информацию в течение длительного времени и вспоминать полезные сведения в нужный момент; способность выносить суждения при неполной информации о событиях; нахождение и использование эвристических методов решения, т. е. методов, при которых обнаружение истины происходит под воздействием творческих возможностей; способность реагировать на непредвиденные маловероятные события; проявление оригинальности в решении проблем; учет прошлого опыта и смена способа действия; выполнение тонких операций, особенно в непредвиденных ситуациях; способность продолжать действия даже в крайне неблагоприятных условиях и при перегрузках.

В то же время машина имеет преимущества перед человеком пугим показателям, а именно: выполнение однообразных чрез-П01яйно точных операций; способность быстро реагировать на вь14авляющие сигналы; плавное и точное приложение больших У“РЙ; хранение и использование большой информации в течение УСпотких периодов; выполнение сложных вычислений быстро и с большой точностью; чувствительность к раздражителям, лежащим пределами чувствительности человека (инфракрасное излучение радиоволны и т. д.); одновременное выполнение разнообразных действий; дедуктивные процессы, т. е. процессы, основанные на положениях, принимаемых за несомненные; нечувствительность ко многим посторонним факторам; работа в условиях, вредных или вообще не выносимых человеком.

Человек-оператор имеет неоспоримые преимущества в отношении приема информации. Его преимущества обусловлены возможностями многоканального (сенсорного) восприятия: слухового, зрительного, осязательного, обонятельного и т. д. Оператор может получать информацию непосредственно от машины путем наблюдения за ее работой или с помощью приборов. При этом возможности его «сенсорного входа» поистине огромны: он может читать полустертый текст, правильно и точно оценивать сигналы, различая их оттенки. По косвенным признакам (посторонним шумам, запаху горелых проводов, вибрации и т. д.) оператор может оценивать рабочую обстановку вообще и техническое состояние машины в частности. Человек-оператор имеет также преимущества перед машиной в переработке и преобразовании информации потому, что он не ограничен заданной заранее программой. Одну и ту же информацию он может переработать по-разному в зависимости от многих факторов.



Коротко говоря, основные преимущества человека перед машиной заключаются в богатстве получаемой информации за счет особенностей его сенсорного (многоканального) восприятия, и творческом осмысливании и переосмысливании этой информации. Эти важные выводы конструкторы должны учитывать при распределении функций управления между машиной и человеком.

Очевидно, что особенности конструирования машин на основе требований инженерной психологии не ограничиваются только разумным распределением функций управления между машиной и человеком-оператором. В этом смысле главная задача состоит в успешной «стыковке» преимуществ машины и человека и создании таким образом высокой надежности всей системы человек — машина Несомненно, что надежность этой системы находится в полной зависимости от надежности ее звеньев: человека и машины.

Читать далее:

Категория: - Методология конструирования машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Планирование и координация конструкторских работ
Организация рабочего места конструктора-машиностроителя
Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе
Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Качественный состав и структура конструкторского коллектива при разработке проекта машины
Направления конструкторских работ в основных отраслях машиностроения
Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы
Особенности разработки конструкторской документации в отдельных отраслях машиностроения
Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
Изменения качественного состава проекта при стадиином проектировании


Остались вопросы по теме:
"Распределение функций управления в современных машинах"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы