Строительные машины и оборудование, справочник





Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах

Категория:
   Разное

Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах

Следствием развития комплексной автоматизации является широкое распространение диспетчерского и операторского труда и создание централизованных систем управления, которые, как отмечалось, служат показателем тесной взаимозависимости комплексов оборудования и архитектурных объемов в процессе их проектирования. Метод художественного конструирования оборудования и интерьеров диспетчерских и операторских пунктов предполагает реализацию эргономических рекомендаций и принципов технической эстетики при проектировании конкретных объектов и ставит своей задачей создание эстетически благоприятной среды для работы человека-оператора в системе управления и прежде всего создание основного и характерного оборудования операторского пункта — информационного щита и пульта управления. Применение эргономических рекомендаций (они особенно важны для этого нового вида деятельности), знание закономерностей формообразования и средств художественно-конструкторской и архитектурной композиции дает возможность коллективу разработчиков избежать грубых ошибок на всех стадиях проектирования интерьера и особенно оборудования, с помощью которого оператор должен в любой момент четко представлять себе состояние управляемого объекта, знать величину множества технологических параметров, чтобы оперативно воздействовать на ход производственного процесса.

От организации рабочего места, способов передачи информации, планировки, освещения, цветового решения, расположения оборудования, решения отдельных индикаторов и других характеристик операторского пункта зависит работоспособность операторов и состояние их здоровья. По данным статистики, недооценка этих факторов приводит к тому, что ценнейшие специалисты — операторы автоматизированных систем выходят из строя к 40—45 годам вследствие тяжелых нервных заболеваний. Разработка принципов и методики художественного конструирования операторских пунктов, разработка соответствующих помещений для этого нового и специфического вида труда, призванного обеспечить максимальную эффективность оперативного управления и благоприятные условия для труда операторов, составляют одну из важнейших задач технической эстетики и архитектуры. Задача эта комплексная, так как в процессе проектирования должны быть решены вопросы, относящиеся к различным, подчас весьма удаленным друг от друга областям знания: архитектуре, технической эстетике, автоматике, инженерной психологии, технологии, системотехнике и т. п. Серьезное внимание при этом должно уделяться компоновке операторских залов, согласованию объемно-пространственной композиции помещения с решением основного оборудования — панели информации и пульта управления.

Компоновка операторского зала (его форма и габариты) во многом зависит от основных параметров и взаиморасположения оборудования. Поэтому непременной частью проектирования операторских центров с использованием метода художественного конструирования служит объемное моделирование и макетирование. Объемные масштабные модели из легкообраба-тываемых материалов позволяют наглядно представить пространственную композицию всего комплекса оборудования и составляющих его объемов. Натурные посадочные макеты дают наглядное представление о будущем изделии, позволяют принимать окончательные решения о размерах, форме, окраске, фактуре, конструкции, технологии изготовления, материалах и способах их отделки, проверять эргономические и эстетические характеристики формы с учетом оптических корректив, возможность размещения готовых изделий и блоков, удобство монтажа и эксплуатации. Такие макеты ускоряют процесс проектирования, позволяя избежать серьезных переделок на стадии сборки изделия.



Компоновка операторского зала (его форма и габариты) во многом зависит от основных параметров и взаиморасположения оборудования. Поэтому непременной частью проектирования операторских центров с использованием метода художественного конструирования служит объемное моделирование и макетирование. Объемные масштабные модели из легкообраба-тываемых материалов позволяют наглядно представить пространственную композицию всего комплекса оборудования и составляющих его объемов. Натурные посадочные макеты дают наглядное представление о будущем изделии, позволяют принимать окончательные решения о размерах, форме, окраске, фактуре, конструкции, технологии изготовления, материалах и способах их отделки, проверять эргономические и эстетические характеристики формы с учетом оптических корректив, возможность размещения готовых изделий и блоков, удобство монтажа и эксплуатации. Такие макеты ускоряют процесс проектирования, позволяя избежать серьезных переделок на стадии сборки изделия.

Кроме того, на действующих фрагментах оборудования необходимо моделировать и испытывать в конкретных условиях отдельные сигнализирующие элементы, их световые и цветовые характеристики, конструкцию, выбирать оптимальные материалы, уточнять габариты световых табло, экранов, приборов, характер сопровождающих символ надписей и т. п.

Натурные макеты и действующие фрагменты оборудования служат также для проведения эргономических экспериментов с применением различных электрофизических методик (электромиография — регистрация активности мышц, киносъемка и циклография — фиксация рабочих движений, динамометрия — регистрация мышечной силы, тензометрия — определение центров тяжести, электроэнцефалография— регистрация биотоков мозга, электроокулогра-фия — регистрация движений глазного яблока при восприятии сигналов и т. п.). Цель этих экспериментов — найти в каждом конкретном случае наивыгоднейшие условия для работы оператора, выбрать предпочтительный вариант компоновки панелей информации или пульта управления, их габариты, расстановку в пространстве, сравнить создаваемое оборудование с прототипом. При этом предполагается участие эргономистов и художников-конструкторов, начиная с самой ранней стадии проектирования. Только при одновременной и согласованной работе инженеров-разработчиков, психологов-эргономистов, архитекторов и художников-конструкторов и квалифицированных рабочих можно создать оптимальную с функциональной, эргономической и эстетической точек зрения предметно-пространственную среду для работы оператора — ответственнейшего звена в системе управления большой автоматизированной системы. Комплексный метод проектирования сложного объекта, где функции людей, оборудования и здания тесно взаимосвязаны, типичен для современного производства и строительства.

Исходным для решения оборудования и интерьера операторского пункта служит анализ деятельности операторов систем управления. От управляемого объекта (завод, цех, энергосистема, транспортная система, оборонный комплекс) к оператору поступает в виде закодированных сигналов поток информации о состоянии объекта. После декодировки и соответствующей переработки, принятия решения оператор передает управляемому объекту командную информацию и затем получает сигнал о ее выполнении. Имеется ряд черт, общих для качественно различных систем управления и представляющих собой специфику операторской деятельности. Психологи выделяют еле-дующие основные этапы операторской деятельности: 1) получение информации об объекте управления; 2) оценка информации, сопоставление ее с запрограммированным режимом работы и определение очередности обслуживания объектов; 3) принятие решения о необходимых действиях; 4) приведение принятого решения в исполнение путем действий с органами управления.

Первые два этапа объединяются в понятие «прием информации». Два других — в понятие «обслуживание». Как правило, не имея возможности непосредственно наблюдать изменения в объектах воздействия, оператор вынужден судить о них на основе информации, которая поступает к нему от измерительной, регистрирующей, демонстрационной и другой аппаратуры, т. е. пользуется условным изображением реальной обстановки, которая называется информационной моделью. Приняв решение, оператор, как правило, с помощью кнопок панели управления подает командные сведения на ЭВМ или непосредственно оператору соответствующей подсистемы.

В соответствии с анализом действий оператора проектируется основное оборудование (щит информации с расположенной на нем мнемосхемой, отображающей работу объекта, экранами видеоконтрольного устройства, приборами и другими индикаторами; пульт управления с расположенными на нем панелями управления, приборами, блоками, телетайпными аппаратами, емкостями для хранения документации), которое образует рабочие зоны. Их пространство, геометрия и габариты зависят от параметров оборудования, его взаиморасположения, от конкретных условий и выбранного способа отображения информации. Например, в одном случае необходим огромный общий экран (сигнализирующая карта города в центре управления транспортным движением, карта земного шара в центре управления космическими полетами), с которого группа тесно взаимодействующих операторов «снимает» необходимую информацию. В другом случае, напротив, относительная изолированность функций операторов позволяет разместить их в отдельных кабинетах, где расположены индивидуальные пульты с встроенными в них микромнемосхемами. Так в зависимости от характера объекта, параметров оборудования и образуемых им рабочих зон возникает необходимость в различных планово-пространственных решениях архитектуры: операторского пункта: либо зал, напоминающий зал кинотеатра, либо вытянутые в линию отдельные комнаты операторов, либо кабинеты, расположенные по кольцу вокруг центрального зала главного дежурного оператора. Причем это относится не только к планировке центра управления, но и к его вертикальному зонированию. Как правило, вычислительная техника по техническим условиям не может быть отнесена далеко от операторского зала и располагается под ним. Иногда оператору необходимо обеспечить непосредственное наблюдение за объектом (аэропорт, металлургический комбинат), и в этом случае диспетчерский зал поднимают в виде отдельного объема над зданием аэропорта или подвешивают над огнедышащим конвейером прокатного стана.

Проектирование и анализ диспетчерских пунктов различного назначения как функционально сложных современных объектов особенно наглядно показывает пространствообразую-щую роль функциональных комплексов оборудования и образуемых ими рабочих зон для архитектурного проектирования. При создании сложных многоступенчатых управляющих автоматических систем наиболее отчетливо проявляется необходимость системно-структурного подхода к их предметно-пространственной реализации, к соотношению части и целого. В структурных уровнях предметно-пространст-венной среды всегда можно проследить последовательную зависимость и подчиненность целого и составляющих элементов. Например,, сумма (иногда очень большая) сигнализирующих индикаторов, отображающих технологический процесс, транспортные маршруты или энергосистему, образует более сложное целое — мнемосхему, которая вместе с приборами, экранами и т. п. образует панель информации — главную конструктивную функциональную и композиционную часть информационного щита, аналогично тому, как органы управления (кнопки, тумблеры, переключатели, клавиши) объединяются в панель управления — главную часть пульта.

В свою очередь, щит информации, пульт, вычислительная техника, приборные шкафы и т. п. образуют вместе более сложное целое— рабочую зону оператора. Одна или несколько таких зон составляют объем операторского зала. Последний в сочетании с набором соответствующих помещений (вычислительный комплекс, телетайпная, кабинеты для совещаний и отдыха персонала) образует диспетчерский или операторский пункт, который является важнейшей частью управляемой системы и входит как составной элемент в более сложную (более централизованную) систему отраслевого управления и т. д. Четкая кибернетическая иерархия связей и зависимостей в большой управляемой системе, сложность и определенность функций операторов на всех ее структурных уровнях во многом определяют и структурные уровни предметно-пространственного комплекса.

Новые поколения вычислительной и управляющей техники дают урок четкой организованности и структурности составляющих их блоков (памяти, логического анализа, вычисления, декодирования информации и др.).

Сложный организм современных «думающих» машин, сама логика их конструкции диктуют необходимость структурного и системного подхода к проектированию оборудования и необходимых для них пространств. Эти машины все меньше напоминают старые технологические машины со множеством открытых механизмов и рукояток. Геометрически четкие светлые объемы этих машин вплотную подошли к образу «светлых, достойных человека лабораторий». Передав автоматам однообразные тяжелые операции по обработке изделий, человек оставил за собой функции программирования, настройки и наблюдения за работой оборудования. По мере совершенствования этих машин, миниатюризации их технологических схем уменьшаются их габариты и габариты необходимых для них помещений. Еще недавние громоздкие «гарнитуры» шкафов превращаются в компактные думающие машины, устанавливаемые на миниатюрных спутниках. В операторских центрах налицо переход от использования отдельных машин к иерархической системе машин, согласованно выполняющих управление машинами-автоматами или другими системами. При этом постоянно повышается уровень централизации управления вплоть до управления отраслью народного хозяйства.

Читать далее:

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Перспективные транспортные системы
Авиация, космонавтика и архитектура
Речной и морской транспорт
Железнодорожный транспорт
От «моторного дома» к мобильной архитектуре
Структурная модель оптимального города (разработка автора)
Футурологические абстракции
Город для ... машин? (Транспортная проблема больших городов)
Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры
Технологические системы и формирование промышленных зданий


Остались вопросы по теме:
"Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы