Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Автомобиль ВАЗ-2103

Читать далее:




Автомобиль ВАЗ-2103

В автомобиле BA3-2103 по сравнению с автомобилем ВАЗ-2101 имеются следующие конструктивные отличия.

Двигатель. Увеличена высота блока цилиндров и радиус кривошипа коленчатого вала в связи с увеличением хода поршня.

Увеличена длина цепи привода механизма газораспределения.

Изменено положение воздухозаборного патрубка воздушного фильтра. У карбюратора изменена тарировка и установлен запорный клапан для перекрытия каналов холостого хода при выключена!! зажигания.

В приводе карбюратора изменена конструкция валика привода дросселей и длина троса управления воздушной заслонкой.

В системе выпуска газов изменена конструкция глушителей и введен дополнительный глушитель.

Силовая передача. В сцеплении изменены прижимная диафрагменная пружина, кожух сцепления и кольца нажимной пружины.

У привода выключения сцепления изменены педаль, толкатель и трубка питания главного цилиндра.

В коробке передач изменена задняя крышка в связи с установкой выключателя света заднего хода и изменено оформление рычага переключения передач.

В главной передаче изменены шестерни для варианта главной передачи с передаточным числом 4,1.

Рис. 1. Общий вид отсека для за-паснвго колеса

Рулевое управление. На автомобиле установлено рулевое колесо нового оформления и вал рулевого управления новой конструкции в связи с введением для всех автомобилей включателя зажигания с противоугонным устройством.

Тормоза. В приводе основных тормозов добавлен вакуумный усилитель и изменено размещение трубопроводов.

В бачках имеется устройство для сигнализации при низком уровне тормозной жидкости.

В задних тормозах введено устройство для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном.

У стояночного тормоза изменено оформление рычага привода тормоза.

Электрооборудование. Изменено размещение аккумуляторной батареи в переднем отсеке и добавлен чехол для защиты пробок батареи.

Изменено оформление фонарей, введена четырехфарная система наружного освещения, добавлены реле включения фар, фонарь заднего хода и лампы на дверях, включающиеся при открывании дверей.

По-новому оформлена панель приборов, добавлены манометр масла, тахометр двигателя, электрические часы, сигнализация закрытия воздушной заслонки карбюратора и недостаточного уровня тормозной жидкости в бачках. В спидометре добавлен счетчик пути, пройденного за сутки.

Включатель зажигания оснащен противоугонным устройством.

Звуковые сигналы измененного тона, рожковые.

Кузов. В автомобиле передок кузова, наружная облицовка, внутренняя обивка и сиденья оформлены по-новому, а капот, крышка багажника, буфера, крепление ремней безопасности, наружное и внутреннее зеркала заднего вида изменены конструктивно. На заднем сиденье установлен откидной средний подлокотник.

На задних стойках крыши добавлены насадки для отсоса воздуха.

Конструктивные особенности карбюратора

Разборка, сборка и ремонт двигателя 2103 в основном аналогичны разборке, сборке и ремонту двигателя 2101. Отличия имеются только в ремонте и регулировке карбюратора.

Карбюратор двигателя 2103 отличается от карбюратора двигателя 2101 техническими данными и установкой электромагнитного запорного клапана для предотвращения работы горячего двигателя после выключения зажигания. Клапан установлен в месте размещения жиклера холостого хода. Устройство клапана показано на рис. 3. В корпусе установлен жиклер холостого хода с калиброванным отверстием А. Внутри корпуса находится игла, конец которой прижимается пружиной к отверстию А и перекрывает его. С другой стороны к корпусу клапана припаян кожух и надета катушка электромагнита. Обмотка катушки намотана эмалированным проводом. Начало обмотки катушки припаяно к штекеру, а конец — к контактной пластине, которая через корпус клапана обеспечивает электрическое соединение с массой.

Рис. 2. Карбюратор автомобиля BA3-2103 (схема системы холостого хода):
1 — воздушный жиклер системы холостого хода; 2 — запорный клапан; 3—канал топливной системы холостого хода; 4 — эмульсионный канал системы холостого хода; 5 — эмульсионный колодец; 6 — канал подогрева корпуса дросселей; 7 —регулировочный винт; 8 — отверстия переходных режимов; 9 — отверстие, регулируемое винтом; 10— первичная смесительная камера; 11 — вторичная смесительная камера

Клапан работает следующим образом. При включении зажигания под действием протекающего по катушке 6 электрического тока игла втягивается в катушку и открывает отверстие А. Топливо из эмульсионного колодца через канал и отверстия А и В жиклера холостого хода поступает в канал, где смешивается с воздухом, поступающим через карбюратора воздушный жиклер. Образовавшаяся эмульсия проходит по каналу и через отверстие поступает в задроссельное пространство, обеспечивая нормальную работу двигателя в режиме холостого хода.

Рис. 3. Запорный клапан карбюратора:
1 — жиклер холостого холя; 2 — игла; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — корпус клапана; 5 — контактная пластина; 6 — катушка; 7 — кожух катушки; А — штекер; Б — калиброванное отверстие жиклера; В — отверстие для выхода топлива в эмульсионный канал

При выключении зажигания питание катушки отключается, и под действием пружины игла перекрывает отверстие А, прекращая поступление топлива в задроссельное пространство и обеспечивая мгновенную остановку двигателя.

Запорный клапан должен четко срабатывать при напряжении 12 В. При перебоях в работе клапана необходимо проверить сопротивление катушки и, если оно отличается от номинального, заменить запорный клапан.

Для промывки жиклера холостого хода необходимо вывернуть клапан из карбюратора и вынуть жиклер из корпуса клапана. При этом следует проверить, нет ли повреждений на конце иглы и ha седле жиклера.

Перед установкой клапана необходимо убедиться в том, что игла перемещается в корпусе без заеданий и плотно перекрывает отверстие в жиклере.

Регулировки запорный клапан не требует.

Конструктивные особенности амортизаторов

Конструкция подвески автомобиля ВАЗ-2103, а также способы ее сборки, разборки и ремонта такие же, как у автомобиля ВАЗ-2101.

Исключение составляют амортизаторы, имеющие несколько измененную конструкцию и другие характеристики.

Техническая характеристика амортизаторов

В амортизаторах автомобиля BA3-2103 клапан сжатия и перепускной клапан имеют прогрессивную конструкцию — с пластинчатыми пружинами и дроссельными дисками. В остальном устройство амортизаторов, принцип их действия и ремонт такие же, как у автомобиля ВАЗ-2101.

В клапане сжатия к тарелке прилегает дроссельный диск, имеющий пазы по окружности, за ним установлены два диска без пазов, шайба и ограничительный диск. Тарелка клапана и диски стянуты болтом и гайкой. Пружина сжата между корпусом клапана и ограничительным диском и прижимает тарелку к седлу корпуса.

При ходе отдачи (растяжение амортизатора) тарелка клапана сжатия приподнимается и пропускает часть жидкости из резервуара в подпоршневую полость.

При ходе сжатия часть жидкости из подпоршневого пространства перетекает в резервуар через отверстия в тарелке и зазор между тарелкой и дисками.

В перепускном клапане тарелка прижата к поршню пластинчатой пружиной.

При ходе сжатия амортизатора жидкость из подпоршневой полости перетекает в надпоршневую полость через наружные отверстия в поршне и перепускной клапан. При этом тарелка своими кромками ограничивает деформацию тарелки.

Амортизатор задней подвески имеет проушины для крепления как в верхней части, так и в нижней, а также отличается размерами цилиндров и штока. Кроме того, он отличается от амортизатора передней подвески отсутствием буфера, меньшим числом пазов в дроссельном диске клапана сжатия, более слабой пружиной клапана отдачи и меньшим числом пазов в дроссельном диске клапана отдачи, причем в клапане отдачи установлены два одинаковых диска толщиной 0,15 мм, в то время как в амортизаторе передней подвески эти диски разные: один толщиной 0,15 мм, а другой — 0,2 мм.

При ремонте амортизатора необходимо обратить внимание на состояние деталей клапанов. Диски не должны быть деформированы, а пружины должны быть целыми и упругими. Рабочие поверхности клапанов должны быть гладкими для обеспечения герметичности.

Все поврежденные детали необходимо заменять.

Рис. 4. Амортизатор передней подвески:
1 — корпус клапана сжатия; 2 —тарелка клапана сжатия; 3 — ганка клапана отдачи; 4 — диск клапана отдачи; 5 — ограничительная тарелка перепускного клапана; 6 — цилиндр; 7 — буфер; 8 — направляющая втулка штока; 9 — сальник штока; 10 — прокладка защитного кольца; 11 — защитный кожух; 12 — шток; 13 — защитное кольцо штока; 14 — гайка резервуара; 15 — обойма сальника; 16 — уплотнительное кольцо резервуара; 17 — резервуар, 18 — сливная трубка; 19 — пластинчатая пружина перепускного клапана; 20 — тарелка перепускного клапана; 21 — поршень; 22 — пластинчатая пружина клапана сжатия; 23 — диски клапана сжатия; 24 — ограничительный диск клапана сжатия

Устройство вакуумного усилителя

В систему привода тормозов автомобиля BA3-2103 введен вакуумный усилитель, в задних тормозах добавлено устройство для автоматической установки зазора между колодками и барабаном, а бачки имеют датчик для сигнализации о низком уровне тормозной жидкости. Вакуумный усилитель установлен на кронштейне педалей сцепления и тормоза. С другой стороны к усилителю крепится главный цилиндр привода тормозов. В остальном тормозная система такая же, как у автомобиля ВАЗ-2101.

В корпусе усилителя, закрытом крышкой, находится корпус клапана с диафрагмой, разделяющей усилитель па две полости: вакуумную А и атмосферную Г. В корпусе клапана размещены: воздушный фильтр для очистки воздуха, входящего в усилитель, толкатель с поршнем, резиновым клапаном, пружинами и опорными чашками.

Шаровой наконечник толкателя обжат в поршне, а сам поршень фиксируется в корпусе клапана упорной пластиной, которая удерживается от выпадания пояском диафрагмы. Со стороны крепления главного цилиндра в корпусе клапана размещены эластичный буфер и шток, воздействующий на -поршни главного цилиндра.

Отверстие для прохода штока герметизировано уплотнителем, а отверстие в крышке для прохода корпуса клапана изолировано уплотнителем и защищено резиновым колпачком.

Во втулку, приваренную к корпусу, ввернут штуцер для крепления наконечника вакуумного шланга, соединяющего вакуумную полость А усилителя с впускной трубой двигателя. В наконечнике 30 шланга установлен клапан, открывающий отверстие, если давление в вакуумной полости Л усилителя больше давления во впускной трубе двигателя.

Рис. 5. Установка на автомобиле вакуумного усилителя с главным цилиндром привода тормозов:
1 — бачки с тормозной жидкостью; 2 — шланг питания системы задних тормозов; 3 — шланг питания системы передних тормозов; 4 — трубка к левому переднему тормозу; 5 — главный цилиндр привода тормозов; 6 — трубка к задним тормозам; 7 — вакуумный усилитель; 8 — трубка к правому переднему тормозу; 9 — вакуумный шланг от карбюратора к вакуумному усилителю

Рис. 6. Вакуумный усилитель тормозов:
1 — втулка штуцера вакуумного шланга; 2 — корпус; 3 — шток; 4 — крышка; 5 — поршень; 6 — болт; 7 — дистанционное кольцо; 8 — опорная чашка пружины клапана; 9 — клапан; 10 — опорная чашка клапана; 11 — опорная чашка возвратной пружины; 12 — защитный колпачок; 13 — обойма защитного колпачка; 14 — толкатель; 15 — воздушный фильтр; 16 — возвратная пружина клапана; 17 — пружина клапана; 18 — уплотнитель крышки корпуса; 19 — стопорное кольцо уплотнителя; 20 — упорная пластина; 21 — буфер; 22 —-корпус клапана; 23 — диафрагма; 24 — возвратная пружина корпуса клапана; 25 — уплотнитель штока; 26 — болт; 27 — обойма уплотнителя штока; 28 — регулировочный болт; 29 — штуцер; 30 — наконечник шланга; 31 — клапан; 32 — шланг; а — вакуумная полость; б — канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; в — канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью; Г — атмосферная полость

Работа вакуумного усилителя

При работающем двигателе во впускной трубе создается разрежение. Так как впускная труба через шланг сообщается с вакуумной полостью А усилителя, то в этой полости также создается разрежение.

Когда педаль тормоза отпущена,вакуумная полость А усилителя сообщается с полостью Г через канал Б, зазор между седлом клапана на корпусе и клапаном и далее через канал В. В этом случае давление в полостях А и Г одинаковое и корпус клапана с диафрагмой 23 прижаты пружиной к крышке. Поршень прижат к клапану пружиной и препятствует проникновению воздуха в полости А я Г усилителя.

При нажатии на педаль тормоза толкатель перемещается вместе с поршнем и подвижной частью клапана, прижимая клапан к его седлу на корпусе. При этом полости А и Г разобщаются. Перемещаясь дальше, толкатель отводит поршень от клапана, и воздух через воздушный фильтр, образовавшийся зазор между клапаном и поршнем и по каналу В поступает в полость Г. В этой полости создается атмосферное давление, в то время как в полости А сохраняется разрежение.

Разность давлений в полостях А и Г создает дополнительную большую силу, которая передвигает корпус клапана с диафрагмой и действует через корпус клапана па края буфера и далее на шток. Усилие от ноги па педали передаётся через толкатель, поршень и среднюю часть буфера также на шток. Под действием этих сил шток передвигается, перемещая поршни главного цилиндра.

Рис. 7. Схема работы вакуумного усилителя:
а — педаль отпущена; б — педаль нажимается; в — нажатие на педаль приостановлено; г — растормаживание

Если приостановить нажатие на педаль, не доводя ее до крайнего положения, то под действием разности давлений в полостях А и Г корпус клапана и прижатый к нему пружиной клапан продвинутся несколько дальше, до соприкосновения клапана с кромкой остановившегося поршня 5. При этом поступление воздуха в полость Г прекратится и дальнейшее движение корпуса клапана приостановится. Шток продвинется меньше, чем корпус клапана за счет упругой деформации буфера, так как корпус клапана сжимает края буфера, а центр его выпирается в образующийся зазор между буфером и поршнем.

Если в этом положении немного отпустить педаль, то поршень отодвинет клапан от корпуса, давление в полости Г уменьшится и возвратная пружина со штоком отожмет корпус до соприкосновения с клапаном.

Если, наоборот, немного нажать на педаль, то поршень отодвинется от клапана, воздух станет поступать в полость Г, и корпус с поджатым к нему клапаном передвинется дальше, нажимая на шток, до упора клапана в поршень.

При сильном нажатии на педаль (аварийное торможение) зазор между поршнем и клапаном сохраняется и воздух продолжает поступать в полость Г.

При растормаживании, когда снимают ногу с педали, возвратная пружина оттягивает педаль с толкателем и поршнем в исходное положение. Клапан отжимается поршнем от корпуса клапана, воздух из полости Г отсасывается в полость А и давление в этих полостях выравнивается. Корпус клапана с диафрагмой отжимается возвратной пружиной и штоком к крышке в исходное положение.

Если усилитель откажет в работе (нарушение уплотнений, поломка пружин и пр.), то на шток через буфер, поршень и толкатель будет действовать только усилие ноги на педали тормоза. При этом поршень, упираясь в пластину и буфер, будет передвигать шток вместе с корпусом клапана.

Регулировка вакуумного усилителя

Регулировка проводится после ремонта усилителя перед установкой его па автомобиль.

Нарушение регулировки усилителя может быть одной из причин ненормального свободного хода педали тормоза. В этом случае следует снять усилитель, проверить и при необходимости отрегулировать размер между головкой болта 28 и плоскостью под фланец главного цилиндра.

Для регулировки необходимо вывернуть или завернуть болт в штоке.

Возможные неисправности вакуумного усилителя и их устранение

Если усилитель исправен, то управление педалью тормоза требует незначительного усилия, а при нажатии на педаль слышен шум входящего в усилитель воздуха. Повышенная величина усилия на педали указывает на необходимость осмотра и, возможно, ремонта усилителя.

Одной из причин неисправности усилителя может быть засорение воздушного фильтра, вследствие чего воздух не будет поступать в полость Г. В этом случае достаточно заменить воздушный фильтр, отсоединив толкатель от педали и сняв защитный колпачок с обоймой.

При повреждении уплотнений, клапана, пружин или других деталей необходимо разобрать усилитель и заменить поврежденные детали.

Снятие и разборка вакуумного усилителя

При снятии усилителя главный цилиндр привода тормозов остается на автомобиле и его не отсоединяют от гидросистемы, чтобы в нее не попал воздух.

Для разборки усилителя необходим рычаг, планка и отрезок шланга достаточной длины для соединения усилителя с впускной трубой двигателя.

Операции по снятию и разборке усилителя выполняются в следующем порядке.

Отсоединить толкатель от педали и главный цилиндр от усилителя.

Ослабить хомуты и отсоединить шланг от наконечника и штуцера на впускной трубе двигателя.

Отвернуть гайки крепления усилителя к кронштейну педалей сцепления и тормоза и снять усилитель с автомобиля.

Очистить усилитель от пыли и грязи, особенно место соединения корпуса с крышкой.

Снять защитный колпачок с обоймой и воздушный фильтр.

Рис. 9. Схема разборки вакуумного усилителя:
1 — рычаг; 2 — болт; 3 — шланг; 4 — планка а

Нанести метки на ободе крышки и корпуса, чтобы при сборке установить их в прежнее положение.

Соединить наконечник шлангом со штуцером на впускной трубе двигателя. Надеть на болты крепления усилителя отрезки резиновых шлангов и установить усилитель на планку 4, зажатую в тисках.

Пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут, чтобы в вакуумной полости усилителя создалось разрежение.

Установить на болты крепления усилителя рычаг и, надавливая, повернуть его против часовой стрелки так, чтобы выступы на ободе корпуса усилителя совпали с вырезами на ободе крышки. Осторожно отделив крышку от корпуса, остановить двигатель, затем вынуть диафрагму с корпусом клапана и возвратную пружину.

Снять диафрагму с корпуса клапана, вынуть из корпуса упорную пластину и поршень с толкателем, пружинами и чашками. Вынуть буфер.

Отсоединить шланг от наконечника, вывернуть штуцер и спять наконечник.

Вывернуть регулировочный болт из штока и вытянуть шток из уплотнителя.

Вынуть из корпуса усилителя уплотнитель штока с обоймой.

Осторожно вынуть из крышки усилителя стопорное кольцо, дистанционное кольцо и уплотнитель.

Сборка и установка вакуумного усилителя

Перед сборкой необходимо очистить и осмотреть все детали. Детали, имеющие повреждения или чрезмерный износ, следует заменить.

Сборка производится в следующем порядке.

Установить крышку усилителя на деревянную подставку и осторожно, чтобы не повредить крышку, вставить в нее смазанный специальной смазкой уплотнитель, дистанционное кольцо и стопорное кольцо.

Смазать уплотнитель специальной смазкой, вставить его в корпус усилителя и зафиксировать обоймой.

Вставить в отверстие уплотнителя шток и ввернуть в шток регулировочный болт.

Установить наконечник шланга и завернуть штуцер. Соединить наконечник шлангом со штуцером на впускной трубе двигателя.

Смазать наружную поверхность клапана и шаровой наконечник толкателя специальной смазкой, установить в корпус клапана поршень в сборе с толкателем, клапаном, пружинами и чашками пружин.

Зафиксировать поршень упорной пластиной и надеть на корпус клапана диафрагму.

Смазать наружную поверхность буфера специальной смазкой и установить его в корпус клапана.

Установить корпус усилителя на планку (как при разборке) и вложить в корпус возвратную пружину. Смазать наружный обод диафрагмы специальной смазкой, вставить корпус клапана с диафрагмой в крышку.

Установить на возвратную пружину корпус клапана с диафрагмой и крышкой так, чтобы метки на ободах крышки и корпуса усилителя совпали. Пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Надеть на болты крепления усилителя рычаг, нажать на него так, чтобы выступы на ободе корпуса совместились с вырезами па крышке. Затем повернуть рычаг по часовой стрелке до совпадения меток на ободе крышки и корпусе усилителя.

Вставить шток в корпус клапана.

Проверить, нет ли подсоса воздуха через уплотнения. Нажимая на толкатель, убедиться, что усилитель работает нормально, и остановить двигатель.

Отсоединить шланг от усилителя и двигателя и отрегулировать расстояние между головкой болта и плоскостью под фланец главного цилиндра. Установить в корпус клапана воздушный фильтр, обойму и надеть защитный колпачок.

Установить усилитель на кронштейн педалей сцепления и тормоза и закрепить гайками.

Установить на усилитель главный цилиндр и закрепить гайками.

Надеть один конец шланга па штуцер впускной трубы, а другой на наконечник 30 и закрепить шланг хомутами.

Соединить толкатель с педалью тормоза.

Устройство бачка для тормозной жидкости

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы и имеет в нижней части наконечник для подсоединения шланга, а в верхней части — горловину с наружной резьбой.

На горловине бачка установлен корпус контактного устройства с контактами и отражателем, а также корпус выводного устройства с выводами. Эти корпуса прижаты к горловине бачка кольцом. Контакты прижаты к заклепкам выводов.

В центральном отверстии корпуса контактного устройства свободно передвигается толкатель с поплавком на нижнем конце и контактом на верхнем.

Рис. 10. Бачок для тормозной жидкости:
1 — бачок; 2 — поплавок; 3 — толкатель; 4 — отражатель; 5 —зажимное кольцо: 6 — Корпус контактного устройства; 7 — корпус выводного устройства; 8 — уплотнитель; 9 — подвижной контакт; 10 — вывод; 11 — неподвижный контакт

С атмосферой внутренняя полость бачка сообщается через отверстие в верхней части отражателя, отверстие в корпусе выводного устройства и далее через зазоры между корпусами выводного и контактного устройств.

При понижении уровня жидкости поплавок опускается, подвижной контакт замыкает контакты, и на панели приборов на циферблате тахометра загорается сигнальная лампочка с красным светофильтром.

Если при понижении уровня жидкости сигнальная лампочка не загорается, то необходимо проверить электропроводку, а также зачистить контакты и заклепки вывода в месте соединения с контактами.

Устройство задних тормозов

К щиту тормоза приварены оси, на которых установлены втулки оси. Колодки притянуты к щиту пружинами. Ребро колодки зажато пружиной между фрикционными шайбами, установленными на свинченных втулках. Сила зажатия такова, что колодка может перемещаться относительно втулки в пределах овального отверстия в ребре под действием поршней колесного цилиндра но усилия стяжных пружин недостаточно для смещения колодки относительно втулки.

Втулки установлены на осях с определенным зазором. При торможении под действием поршней колесного цилиндра колодки передвигаются на величину этого зазора и прижимаются к тормоз-пому барабану. Кроме того, по мере износа фрикционных накладок колодки при торможении смещаются относительно втулок к барабану, компенсируя износ.

При растормаживании стяжные пружины оттягивают колодки от поверхности тормозного барабана на величину, определяемую зазором между втулками и осями.

Никакой регулировки при эксплуатации автомобиля задние тормоза не требуют.

В случае ненормальной работы тормоз необходимо разобрать и заменить поврежденные или изношенные детали.

Разборка и сборка задних тормозов

Разборка. Процесс разборки тормоза в основном такой же, как на автомобиле ВАЗ-2101, поэтому не дано подробного описания каждой операции.

После вывешивания и установки задней части автомобиля на подставки снять колесо, а затем снять тормозной барабан; отсоединить наконечник с пружиной троса ручного привода и снять рычаг отсоединить стяжные пружины и направляющие пружины; снять колодки и разжимную планку. После этого отвернуть втулку пружины от втулки оси, снять пружину с опорной чашкой 14 и фрикционные шайбы.

Щит тормоза и колесные цилиндры (если необходимо) снимают так же, как на автомобиле ВАЗ-2101.

Сбор ка. Перед сборкой необходимо очистить все детали от пыли и грязи и проверить их состояние. Поврежденные или изношенные детали заменить. Особое внимание следует обратить на пружины длина которых в свободном состоянии должна быть 20 мм, а при приложении нагрузки 82±8 кгс— 14 мм.

Сборка тормоза производится в следующем порядке.

Зажать в тисках основание приспособления А.72259 и установить на него втулку оси. Надеть на втулку фрикционную шайбу, колодку, затем другую фрикционную шайбу, опорную чашку пружины, пружину и втулку. Установить головку приспособления и, нажимая на нее, завернуть воротком втулку пружины до полной посадки на втулку оси и закернить.

Рис. 11. Задний тормоз

Рис. 12. Фары:
а — общий вид; б — со снятой рамкой; в — со снятым оптическим элементом

Установить па винты наружный ободок, повернуть его против часовой стрелки и затянуть винты.

Отрегулировать световой пучок фары.

Установить рамку фар и завернуть винты.

Начертить на экране вертикальные линии: осевую О и линии А, В, С и Е, проходящие через точки, соответствующие центрам фар. Эти линии должны быть симметричны относительно осевой линии автомобиля. На высоте, соответствующей расстоянию центров фар от пола, провести линию и ниже ее на 50 и 100 мм — линии 2 и 3 центров световых пятен.

Снять рамки фар и включить ближний свет. Последовательно, сначала для правой фары (левая закрывается куском картона или темной материи), а затем для левой (правая закрыта) отрегулировать винтами и световые пучки наружных фар. У отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совпадать с линией, а точки пересечения горизонтального н наклонного участков световых пятен — с линиями Л и В.

Включить дальний свет и закрыть наружные фары. Закрывая попеременно левую и правую фары, отрегулировать винтами световые пучки внутренних фар. Центры световых пятен должны лежать на пересечении линии с линиями С и Е.

Выключить фары и установить рамки фар.

Подфарник типа ПФ145 имеет две лампы: габаритных огней и указателя поворота. Лампы имеют штифтовые цоколи и размещены в корпусе в отсеках, разделенных перегородкой. Рассеиватель подфарника — бесцветный в зоне лампы габаритных огней и оранжевый в зоне лампы указателя поворота.

Рис. 13. Регулировка фар:
а — наружных; б —внутренних

Рис. 14. Подфарник типа ПФ145 Рис. 290. Задний фонарь типа ФП145

Для замены лампы достаточно отвернуть винты, снять рассеи-ватель и вынуть лампу из патрона.

Боковые указатели поворота типа УП145 установлены на передних крыльях автомобиля. Рассеиватель указателей оранжевый, а & лампы имеют штифтовой доколь.

Для замены лампы следует отвернуть винты крепления рассеивателя снять его и вынуть лампу из патрона.

Задйие фонари. В корпусе заднего фонаря типа ФП145 расположены однонитевая лампа указателя поворота и двухнитевая лампа габаритных огней (нить 5 Вт) и стоп-сигнала (нить 21 Вт). Катафот установлен на рассеивателе. Верхняя половина рассеивателя оранжевого цвета, а нижняя — красного.

Для замены лампы следует отвернуть винты, снять рассеиватель и вынуть лампу из патрона. Лампы имеют штифтовой цоколь.

Фонарь заднего хода типа ФП144 установлен под задним буфером и загорается при включении заднего хода (если включено наружное освещение). Рассеиватель фонаря изготовлен из прозрачной бесцветной пластмассы. Лампа имеет штифтовой цоколь.

Для замены лампы необходимо отвернуть винты, снять рассеиватель и вынуть лампу из патрона.

Фонарь сигнализации открытой передней двери типа ФП146 установлен в нижней части передних дверей и загорается при открытии дверей. Рассеиватель красного цвета зажат между рамкой и корпусом. Корпус со вставленным в него патроном 4 расположен в резиновом чехле. Лампа имеет штифтовой цоколь.

Для замены лампы следует отвернуть винты крепления фонаря, вынуть корпус с патроном из чехла, отсоединить патрон от корпуса и вынуть лампу из патрона.

Рис. 15. Фонарь сигнализаций открытой передней двери

Звуковые сигналы. На автомобиле установлено два звуковых сигнала рожкового типа: один высокого, другой низкого тона.

В корпусе сигнала находится сердечник с обмоткой электромагнита и держатель с прерывателем. Один конец обмотки соединен с упругой пластиной прерывателя, а другой винтом со штекером, изолированным от корпуса сигнала. Контакты прерывателя приклепаны к держателю и к упругой пластине, изолированной от держателя.

К корпусу сигнала четырьмя винтами крепится корпус 8 диффузора с крышкой. В корпусе диффузора имеется спиральный канал, размеры которого подобраны так, чтобы получить звук необходимого тембра и силы.

У сигнала низкого тона длина канала больше, чем у сигнала высокого тона. Между корпусом сигнала и корпусом диффузора установлена мембрана, к центру которой прикреплен якорь с набором грузов и шайб.

Рис. 16. Фонарь заднего хода типа ФП144

Рис. 17. Звуковой сигнал

При включении сигнала якорь притягивается к сердечнику, шайба 9 отжимает упругую пластину, контакты прерывателя размыкаются и питание обмотки отключается. Под действием упругих сил мембраны и пластины якорь возвращается в исходное положение, контакты прерывателя замыкаются и взаимодействие деталей повторяется.

Частота колебаний мембраны и, следовательно; тон звука определяется массой грузов, установленных на якоре. В сигнале низкого тона установлено два груза прямоугольной формы, а в сигнале высокого тона — только один груз меньших размеров.

Если сила звучания уменьшится или появится хрип, то необходимо отрегулировать сигнал.

Регулировка осуществляется поворотом винта в ту или иную сторону до получения громкого и чистого звука.

Если регулировка не устраняет хрипа или если сигнал работает прерывисто, то необходимо разобрать сигнал и зачистить контакты прерывателя или снять крышку реле включения сигналов и зачистить контакты реле. При сборке сигнала необходимо установить прежнюю прокладку между мембраной и корпусом сигнала, чтобы не нарушить зазор 1,15±0,05 мм между сердечником и якорем.

Реле включения дальнего света фар типа РС527 установлено штекерами вниз в отсеке двигателя, на верхней части левого брызговика. Оно, подобно реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, имеет такую же электрическую схему и нумерацию штекеров и отличается от пего только данными обмотки катушки и контактной группой.

Нормальное положение контактов — разомкнутое. Контакты реле замыкаются при включении дальнего света фар.

Рис. 18. Включатель света заднего хода

Включатель света заднего хода типа ВК415 установлен на задней крышке коробки передач. В пластмассовом основании установлены неподвижные контакты, соединенные со штекерами. К этим контактам пружиной прижимается подвижный контакт, замыкающий их.

Основание завальцовано в стальном корпусе. Между корпусом и основанием установлена резиновая мембрана, предохраняющая внутреннюю полость основания от попадания масла. Мембрана, кроме того, изолирует контакты от замыкания с массой. Между мембраной и основанием имеется шайба.

В исходном положении шток вилки включения заднего хода в коробке передач отжимает шток с поршнем, а также толкатель с подвижным контактом. При этом контакты разомкнуты.

При включении заднего хода шток коробки передач движется вперед и освобождает шток выключателя. Под действием пружины подвижный контакт прижимается к контактам и замыкает их.

Размыкание контактов должно происходить при ходе штока выключателя не более 0,5—2 мм.

Если выключатель неисправен, его следует заменить.

Реле включения звуковых сигналов типа РС628 установлено штекерами вниз в отсеке двигателя, на верхней части левого брызговика, ниже реле включения фар.

Рис. 19. Электрическая схема реле включения звуковых сигналов

Рис. 20. Схема электрооборудования автомобиля BA3-2103:
1 — подфарники; 2 — наружные фары; 3 —внутренние фары; 4 и 5 — звуковые сигналы; 6 — распределитель зажигания; 7 — конденсатор; 8 — свечи зажигания; 9 — генератор; 10 — аккумуляторная батарея; 11 — реле включения звуковых сигналов; 12 — катушка зажигания; 13 — боковые указатели поворота; 14 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 15 — датчик контрольной лампы давления масла в двигателе; 16 — датчик контрольной лампы уровня, тормозной жидкости; 17 —реле зарядки аккумуляторной батареи; 18 — реле включения света фар; 19 — запорный клапан карбюратора; 20 — датчик указателя давления масла; 21 — подкапотная лампа; 22 — стартер; 23 — регулятор напряжения; 24 — патрон подключения переносной лампы; 25 — блок плавких предохранителей; 26 — реле-прерыватель указателей поворота; 27 — включатель стоп-сигнала; 28 — включатель контрольной лампы управления воздушной заслонкой карбюратора; 29 — включатель насоса смывателя ветрового стекла; 30 — реле-прерыватель контрольной лампы включения ручного тормоза; 31 — включатель контрольной лампы включения ручного тормоза; 32 — включатель фонаря заднего хода; 33— электродвигатель стеклоочистителя; 34 — реле стеклоочистителя; 35 — лампа освещения вещевого ящика; 36 — включатель плафона в передней двери; 37 — выключатель фонаря сигнализации открытой передней двери; 38 — указатель уровня топлива; 39 — контрольная лампа указателя резерва топлива; 40 — лампа освещения указателя уровня топлива; 41 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя; 42 — лампа освещения указателя температуры жидкости; 43 — указатель давления масла; 44 — контрольная лампа недостаточного давления масла; 45 — лампа освещения указателя давления масла; 46 — лампа освещения тахометра; 47 — контрольная лампа включения ручного тормоза и уровня жидкости в бачках системы гидропривода тормозов; 48 — контрольная лампа управления воздушной заслонкой карбюратора; 49 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи; 50— тахометр; 51 — контрольная лампа включения габаритных огней; 52 — контрольная лампа включения указателей поворота; 53 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 54 — лампа освещения спидометра; 55 — включатель наружного освещения; 56 — включатель освещения приборов; 57 — трехпозиционный переключатель стеклоочистителя; 58 — включатель зажигания; 59 — электрические часы; 60 — лампа освещения часов; 61 — трехпозиционный переключатель электродвигателя отопителя; 62— фонарь сигнализации открытия передней двери; 63 — переключатель света фар; 64 — переключатель указателей поворота; 65 — включатель звукового сигнала; 66 — прикуриватель; 67 — выключатель плафона в задней двери; 68 — плафон внутреннего освещения-кузова; 69 — электродвигатель отопителя; 70 — лампа освещения багажника; 71 — датчик указателя уровня топлива и указателя резерва топлива; 72 — лампа указателя поворота; 73 — двухнитевая лампа габаритных огней и стоп-сигнала; 74 — фонарь заднего хода; 75 — фонарь освещения номерного знака

Расцветка проводов:;
6 — белый; Г —голубой; ж — желтый; 3 — зеленый; к — коричневый; п — красный; о — оранжевый; р — розовый; С — серый; ф — фиолетовый; ч — черный; б ч — белый с черной полоской; гб — голубой с белой полоской; гк — голубой с красной полоской; гч — голубой с черной полоской; жч — желтый с черной полоской; 34 — зеленый с черной полоской; сп — серый с красной полоской; сч — серый с черной полоской

Оно подобно реле включения фар, но имеет другую электрическую схему и нумерацию штекеров, а также отличается обмоточными данными катушки.

Нормальное положение контактов — разомкнутое. Контакты реле замыкаются при включении сигналов.

Особенности защиты цепей электрооборудования

Электрооборудование автомобиля BA3-2103 так же, как и ВАЗ-2101, защищено десятью плавкими предохранителями. Девять из них рассчитаны на силу тока 8 А и один —на 16 А. Предохранители установлены под панелью приборов, с левой стороны рулевой колонки.

Не защищены предохранителями цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания, пуска и реле включения дальнего света фар.

Перед заменой перегоревшего предохранителя необходимо, пользуясь схемой электрооборудования, осмотреть цепь, которую защищает данный предохранитель, найти неисправность и устранить ее.

Конструктивные особенности щитка панели приборов

Щиток установлен на панели приборов против места водителя.

Каждый прибор имеет индивидуальный корпус-с лампочкой ос вещения шкалы. Освещение приборов включается включателем.

Устройство и принцип действия указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости такое же, как на автомобиле ВАЗ-2101.

Чтобы вынуть щиток из панели приборов для замены неисправного прибора или перегоревшей лампы, необходимо отжать скобы прошивкой через специальные отверстия в нижней части панели приборов, вынуть щиток, разъединить штепсельные соединения приборов и отсоединить гибкий вал от спидометра.

Лампы освещения приборов и сигнализации имеют штифтовой цоколь и вынимаются из ламподержателей вместе с патронами.

Рис. 21. Щиток панели приборов:
1 — указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива; 2 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 3 — указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления масла в двигателе; 4 — тахометр; 5 — спидометр; 6 — счетчик суточного пробега автомобиля; 7 — суммирующий счетчик пройденного пути; 8 — включатель наружного освещения; 9 — включатель освещения приборов; 10 — трехпозиционный переключатель стеклоочистителя; 11 — контрольная лампа включения ручного тормоза (мигающий свет) и уровня тормозной жидкости (постоянный свет); 12 — контрольная лампа управления воздушной заслонкой карбюратора; 13 — контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи; 14 — рукоятка установки на нуль суточного счетчика пройденного пути; 15 — контрольная лампа включения габаритных огней; 16 — контрольная лампа указателей поворота; 17 — контрольная лампа включения дальнего света фар

Указатель давления масла. Прибор состоит из магнитоэлектрического указателя логометрического типд и датчика, преобразующего давление в системе смазки двигателя в сопротивление электрической цепи.

Датчик установлен на блоке цилиндров двигателя, а указатель на щитке приборов.

Тахометр. На автомобиле установлен тахометр электронного действия, соединенный с системой зажигания. В схеме тахометра применены два транзистора и три диода.

В качестве указателя используется миллиамперметр.

Проверку тахометра следует проводить, сравнивая его показания с эталонным тахометром. Ниже приведены допустимые погрешности в показаниях тахометра в разных точках шкалы.

Рис. 22. Снятие щитка панели счетчик пути, пройденного за сутки, приборов

Рис. 23. Обратная сторона щитка панели приборов:
1 — скобы крепления щитка; 2 —гнездо гибкого вала спидометра; 3 — штепсельные колодки

Рис. 24. Место установки на двигателе датчика указателя давления масла:
1 — датчик контрольной лампы давления масла: 2 —датчик указателя давления масла; 3 — пробка дли слива охлаждающей жидкости

Часы типа АЧЖ-1 с бесконтактным магнитоэлектрическим приводом баланса установлены в средней части панели приборов и работают независимо от положения ключа в замке зажигания.

На панели приборов они удерживаются пластмассовым кольцом, надетым на корпус часов и плотно входящим в отверстие панели приборов.

Чтобы установить точное время, необходимо рукоятку, расположенную в нижней части циферблата, оттянуть на себя и, поворачивая, перевести стрелки.

При включении освещения приборов циферблат часов освещается лампой. Для замены перегоревшей лампы необходимо сначала вынуть часы из панели приборов, а затем патрон с лампой из ламподержателя на корпусе часов. Лампа имеет штифтовой цоколь.

Рис. 25. Схема расположения подшипников качения на автомобилях ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и BA3-2103

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Автомобиль ВАЗ-2103"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства