На этих автомобилях монтируются газобаллонные установки высокого давления: агрегаты и узлы газовой аппаратуры (баллоны, арматура, подогреватель газа, фильтр, газопроводы и газовый редуктор высокого давления) рассчитаны на давление 200 кп/cм2.
Особенностью рассматриваемых установок является непрерывное изменение рабочего давления (в баллоне) по мере расходования газа. Схемы газобаллонных установок таких автомобилей имеют ряд отличий. В основном они сводятся к. числу баллонов, их размещению на автомобиле и к конструкции устройств, применяемых в системах питания.
Так, в 1981 г. на заводах ЗИЛ и ГАЗ разработаны конструкции автомобилей ЭИЛ-138А, ГАЗ-5Э-27 и ГАЗ-52-27, являющиеся газовой модификацией бензиновых автомобилей соответственно ЗИЛ-130, ГАЭ-53А, ГАЗ-52-04. На ЭИЛ-138А устанавливают восемь баллонов, общая масса газовой установки составляет свыше 700 кг. На ГАЗ-БЗ-27 предусмотрено семь, а на ГАЗ-52-27 — четыре баллона, что также вызывает соответствующее снижение грузоподъемности. При этом система хранения газа занимает значительный объем (8—11 дм3/10 тыс. ккал), что приводит к необходимости разработки опе-ю
циальных схем компоновки газовой аппаратуры на седельных тягачах и самосвалах. Выпускаемые в настоящее время газобаллонные автомобили, работающие на сжатом газе, выполнены по универсальной схеме, т. е. могут работать эффективно и на сжатом газе, и на бензине.
Схема газобаллонной установки автомобиля ЭИЛ-138А представлена на рис. 2. Природный газ хранится в сжатом до 200 кгс/см2 состоянии в стальных баллонах с «сухой» массой 93 кг. Запас природного газа, хранящегося в баллоне при таком давлении, эквивалентен примерно 10 л бензина. Поэтому для обеспечения автомобиля запасом топлива, равным по энергии 80 л бензина, на автомобиле установлены восемь баллонов, которые последовательно соединены трубопроводами в две равноценные группы. Для каждой из групп баллонов предусмотрен запорный вентиль. Все баллоны трубопроводами подключены к крестовине, имеющей заправочный (наполнительный) и основной магистральный вентили. Эти вентили позволяют осуществлять как наполнение, так и расход газа из всех баллонов одновременно. От крестовины газ высокого давления через подогреватель, где теплоносителем являются отработавшие газы, направляется в одноступенчатый газовый редуктор высокого давления, который снижает его давление, до 10—16 кгс^см2. На входе в редуктор установлен съемный металлокерамический фильтр.
После одноступенчатого редуктора высокого давления по трубопроводу низкого давления газ подается через проходной штуцер к электромагнитному запорному клапану, на входе которого встроен съемный войлочный фильтр, закрываемый алюминиевым стаканом. Электромагнитный клапан размещен на передней стенке кабины. Из электромагнитного клапана газ направляется в двухступенчатый газовый редуктор низкого давления, где происходит снижение давления газа практически до атмосферного (5—7 мм вод. ст.).
После редуктора газ попадает в газосмесительное устройство, которое конструктивно выполнено в одном узле с карбюратором. Следует отметить, что двухступенчатый газовый редуктор и газосмесительное устройство по основным конструктивным элементам унифицированы с аналогичными узлами, применяемыми для автомобилей, работающих на сжиженном газе.
Для контроля за работой газовой системы питания в схеме установки предусмотрены дистанционные электрические манометры и контрольная лампа. Манометр 36 на 200 кгс/см2. показывает давление газа в баллоне, а давление газа после первой ступени редуктора низкого давления замеряется манометром на 6 ктс/ом2. По первому манометру можно контролировать запас хода автомобиля; за 10 км пробега давление газа в баллонах снижается приблизительно на 1 кгс/см2. Показания второго манометра дают информацию о необходимости регулировки редуктора. Снижение давления ниже 12 кгс/см2 в баллоне свидетельствует, что запас газа в баллонах остается на пробег не более 10—12 км. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа.
Рассматриваемая газобаллонная установка, смонтированная на автомобиле ЭИЛ-138А с бортовой платформой, представляет возможность работы двигателя как на сжатом-природном газе, так и на бензине А-76 (для двигателей со-степеныо сжатия 6,5) или АИ-93 (для двигателей со степенью сжатия 8,0). На автомобиле предусмотрена также система облегчения пуска газового двигателя в холодное время., устройство которой подробно рассматривается в гл. 7. Расположение газовой аппаратуры на шасси автомобиля ЗИЛ-138А показано на рис. 5.
Баллоны 8 со сжатым газом установлены на продольных брусьях платформы и крепятся к ним с помощью кронштейнов и хомутов. Распределительная крестовина баллонов, имеющая: наполнительный и магистральный вентили, размещена на заднем кронштейне бензобака. Подогреватель сжатого газа смонтирован вблизи выпускного трубопровода двигателя, а газовый редуктор высокого давления установлен под алюминиевым колпаком на левом лонжероне рамы. Электромагнитный магистральный клапан-фильтр расположен на передней стенке кабины. На вертикальной стенке приборной панели.’ установлен манометр 6 на 6,0 кгс/см. Здесь же установлена контролыная лампа падения давления газа (до 12 кгс/см2).
Двухступенчатый газовый редуктор низкого давления расположен под капотом автомобиля и устанавливается на двигателе. Там же смонтированы воздушный фильтр 3, карбюратор-смеситель, трубопровод пусковой системы двигателя, а также агрегаты бензиновой системы питания.
На автомобиле ГАЗ-53-27 и шасси ГАЗ-52-28 монтируется установка, схема которой показана на рис. 4. Газовое оборудование, устанавливаемое на автомобиле ГАЗ-52-27, отличается только отсутствием трех баллонов, составляющих секцию. Из баллонов газ под давлением 200 кгс/см2 через расходный вентиль и подогреватель поступает в редуктор высокого давления, где давление снижается до 12 кпсАсм2. Затем через фильтр поступает в редуктор низкого давления, а оттуда в карбюратор-смеситель и дальше в цилиндры двигателя. Заполнение баллонов осуществляется с помощью наполнительного вентиля.
В системе питания двигателя газом предусмотрены два манометра: высокого давления для контроля наличия газа в баллонах и низкого давления для контроля давления в редукторе.
Система питания бензином по конструкции аналогична системам базовых автомобилей. Для исключения подачи бензина при работе двигателя на газе на рамке радиатора установлен электромагнитный клапан, включение которого осуществляется из кабины водителя. Газовые баллоны, арматура которых расположена с правой стороны по ходу движения автомобиля, крепятся под платформой на раме стремянками.
Подогреватель и редуктор высокого давления расположены на левом лонжероне рамы и крепятся с помощью кронштейнов.
Фильтр газа с электромагнитным клапаном и газовый редуктор низкого давления расположены под капотом двигателя и крепятся кронштейнами. В отличие от газобаллонных автомобилей ЗИЛ на машинах семейства ГАЗ не устанавливаются системы, облегчающие пуск при низких температурах воздуха.
—
Газобаллонные автомобили, использующие в качестве моторного топлива сжатый природный газ, выпускаются двумя производственными объединениями.
«АвтоЗИЛ» производит автомобили ЭИЛ-138А, ЗИЛ-1Э8АБ, ЗИЛ-138АГ с двигателем ЭИЛ-138А, а также ЭИЛ-138И, ЗИЛ-138ИБ, ЭИЛ-138ИГ с двигателем ЗИЛ-138И.
Двигатель ЭИЛ-138А изготавливается на базе двигателя ЗИЛ-130 с рабочим объемом 6 л, степенью сжатия 6,5, мощностью при работе на газе 88,3 кВт (120 л.е.), при работе на бензине—110,3 кВт (150 л.с.).
Двигатель ЭИЛ-138И выпускается на базе двигателя ЗИЛ-375 с рабочим объемом 7 л, степенью сжатия 6,5, развиваемой мощностью при работе на газе и бензине 103 кВт (140 л. е.).
Автомобили ЗИЛ-138А, ЭИЛ-138И — бортовые автомобили-тягачи, ЭИЛ-138АБ, ЭИЛ-138ИБ — шасси самосвала, ЗИЛ-138АГ, ЗИЛ-138ИГ — автомобили с удлиненной базой (5200 мм) и бортовой платформой.
Производственное объединение «АвтоГАЗ» выпускает газобаллонные автомобили ГАЗ-52-27, ГАЗ-52-28, ГАЗ-53-27, базовыми моделями которых являются соответственно бензиновые автомобили ГАЗ-52-04, ГАЗ-52-01, ГАЗ-53-12.
Автомобили ГАЗ-52-27, ГАЗ-53-27 — бортовые, ГАЗ-52-28 — шасси для специализированных автомобилей-фургонов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили, работающие на сжатом природном газе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы