Помимо выпуска промышленностью новых газобаллонных автомобилей, перевод на газ автомобилей с бензиновыми двигателями может быть осуществлен и непосредственнно на автотранспортном предприятии. Особое практическое значение это обстоятельство приобретает для организаций, эксплуатирующих автомобили в районах нефте- и газодобычи. Перевод в этих районах бензиновых автомобилей на газ является одним из наиболее действенных эксплуатационных мероприятий, направленных на экономию жидких моторных топлив и рациональное использование местных энергоресурсов.
К переоборудованным для работы на газе автомобилям предъявляются следующие основные требования:
— обеспечение требуемого запаса хода;
— сохранение номинальной грузоподъемности и эксплуатационных свойств, присущих газобаллонному автомобилю соответствующей модели;
— обеспечение герметичности газового оборудования;
— свободный доступ к двигателю и другим агрегатам автомобиля;
— отсутствие существенных отличий в управлении газобаллонным автомобилем по сравнению с бензиновым.
Трудоемкость выполнения этих требований во многом определяется конструкцией переоборудуемого автомобиля, его техническим состоянием, а также видом применяемого топлива. Следует отметить, что перевод работы двигателя с жидкого моторного топлива на газовое сопровождается снижением мощности на 7—9 и 15—18% соответственно для сжиженного нефтяного и сжатого природного газов.
Компенсация этих потерь достигается конструктивными изменениями в двигателе, а Именно повышением степени сжатия, усовершенствованием системы питания. В этой связи при переводе карбюраторных двигателей на питание газом используются два способа.
Первый заключается в создании газовой модификации стандартного карбюраторного двигателя путем оснащения его газобаллонной установкой. Этот способ позволяет сохранить возможность работы двигателя на бензине. В данном случае двигатель развивает полную мощность на бензине, а на газе его мощность несколько снижается.
Второй способ основан на создании специального газового двигателя, развивающего полную мощность только на газе.
Этот способ знаменателен улучшением мощностных и экономических показателей путем повышения степени сжатия и применением в газобаллонной установке газового смесителя.
Переоборудованию для работы на газе подлежат только технически исправные автомобили. После переоборудования автомобиль получает новый номер модели соответствующей газобаллонной модификации и должен эксплуатироваться согласно требованиям заводской инструкции для этой модели автомобиля.
Переоборудование предполагает проведение целого комплекса монтажно-демонтажных, крепежных, регулировочных и других видов работ. Предусматривается следующая последовательность выполнения операции: подготовка автомобиля к переоборудованию; демонтаж с двигателя и автомобиля деталей и узлов, не входящих в конструкцию газобаллонных автомобилей, а также временно затрудняющих доступ к местам установки газового оборудования; сборка двигателя; монтаж газового оборудования; установка огнетушителя; проверка и испытание переоборудованного автомобиля.
Подготовка автомобиля к переоборудованию предусматривает проверку исправности ходовой части, систем электрооборудования, питания, охлаждения, а также тормозной системы. После этого опорожняются топливные баки, системы питания и охлаждения двигателя. Поскольку основные работы по монтажу и демонтажу оборудования производятся в подкапотном пространстве, в кабине и на раме под платформой, то на состояние этих мест следует обращать особое внимание.
В связи с тем что целый ряд деталей, демонтируемых с двигателя, устанавливается вновь, они соответствующим образом должны быть очищены (от грязи, коррозии, смазки).
При переоборудовании автомобиля ГАЗ-бЗА в газобаллонный ГАЗ-53-07 с двигателя демонтируются следующие основные узлы: кронштейн с фильтром тонкой очистки топлива, распределитель зажигания с проводами, воздушный фильтр с кронштейном, кронштейн тяти ручной подкачки бензонасоса и пружины акселератора, генератор, детали управления сливным краном охлаждающей жидкости, впускная труба (коллектор) с прокладками, крышки коромысел, оси с коромыслами и стойками, голоВки цилиндров с выпускными коллекторами, штанги толкателей клапанов.
Значительную часть демонтируемых с двигателя деталей автомобиля ГАЗ-53А устанавливают вновь, за исключением головок цилиндров, штанг, впускной трубы и свечей зажигания. На двигателях ГАЗ-52-04 и -52-01, переоборудуемых соответственно в модели ГАЗ-52-07 и -52-08, головки цилиндров не снимаются, что связано с универсальностью работы двигателя на бензине и газе. При переоборудовании автомобилей ГАЗ всех моделей топливный бак не снимается (в отличие от ЗИЛ).
После демонтажа подготавливаются места установки дополнительных узлов и деталей: сверлятся отверстия для установки газовой аппаратуры на передней стенке и приборной панели кабины, а также отверстия для крепления газового баллона на лонжероне рамы (при переводе на пропан-бутановое топливо). Различие в расположении отверстий под газовую аппаратуру газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ и ГАЗ 16
нделяется индивидуальностью компоновочного решения в °аЗ’Меш.ен;гаи газобаллонной установки на двигателе. Р Одной из наиболее сложных работ по переоборудованию втомобилей в газобаллонные является сборка д штат ел я. Как отмечалось выше, в целях компенсации снижения мощностных показателей двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЭ-53А, -52-04, -52-01 при переводе их на сжиженный нефтяной газ, на двигатели устанавливаются головки с уменьшенным объемом камеры сгорания. Эта операция требует замены ряда элементов бензиновьсх двигателей на новые, предназначенные для га130Вых двигателей.
Эти детали и узлы и определяют особенности устройства газовых двигателей по сравнению с базовыми бензиновыми. Наиболее трудоемкой частью работ по переоборудованию является монтаж газового оборудования.
С целью уменьшения трудоемкости выполнения монтажных операций необходимо производить установку данного оборудования в определенной последовательности. Для газобаллонных автомобилей ЗИЛ и ГАЗ рекомендуется следующая последовательность: установка газового баллона; монтаж газового оборудования на передней панели кабины и на двигателе; монтаж трубопроводов; установка деталей электрооборудования; проверка газовой системы питания на герметичность; установка резервной системы питания.
Газовый баллон на газобаллонных автомобилях ЗИЛ-138, 1Э8Д2 устанавливается вентилями вперед и крепится к левому лонжерону рамы автомобиля (на автомобилях ЭИЛ-138Д2, имеющих два баллона, второй баллон крепится к правому лонжерону рамы) с помощью специальных кронштейнов, хомутов и стяжек.
Установка баллонов на автомобилях ГАЗ-53-07, 52-08 представлена на рис. 1. Надежность крепления на автомобиле баллона, располагающегося на кронштейнах, обеспечивается с помощью хомутов с прокладками. На переднем кронштейне предусмотрена прорезь (в нее входит ограничитель баллона), предохраняющая баллон от проворачивания во время движения автомобиля.
Номенклатура агрегатов газового оборудования, необходимого при переоборудовании бензиновых моделей в газобаллонные, работающие на сжиженных газах, включает следующие основные узлы: газовые редуктор и фильтр, испаритель и смеситель газа, магистральный вентиль.
Установка газового оборудования в подкапотном пространстве автомобилей ГАЗ показана на рис. 8. Газовый редуктор с фильтром крепится на специальных кронштейнах. Нижние кронштейны и верхние кронштейны крепятся к передней панели кабины (щиту передка). Испаритель устанавливается на кронштейнах и угольниках. После установки агрегатов газовой системы питания производится монтаж трубопроводов высокого и низкого давления. Магистраль высокого давления для автомобилей ГАЭ-53-07, -52-08, -52-07 состоит из трубки от баллона к магистральному вентилю и трубки от вентиля к испарителю, а также шланга высокого давления от испарителя к редуктору. Присоединение указанных трубой и шланга к агрегатам осуществляется с помощью ниппельного соединения, состоящего из врезающегося кольца и гайки.
Магистраль низкого давления состоит из бензомаслостойкого резинового шланга, соединяющего патрубки редуктора и смесителя. Шланг закрепляется стяжными хомутами. Диаметр этого шланга составляет 22 мм. Магистраль . холостого хода, представляющая собой бензомаслоотойкий резиновый шланг, соединяет патрубки редуктора и смесителя. Вакуумная магистраль, расположенная между разгрузочным устройством редуктора и впускной трубой двигателя; сделана из бензомаслостойкой резиновой трубки. Магистраль теплоносителя служит для подключения испарителя газа к системе охлаждения двигателя и состоит из двух резиновых шлангов — подводящего от крана отбора воды из двигателя к испарителю и отводящего от испарителя к переходному патрубку.
Установка в системе питания газобаллонных автомобилей электрического манометра давления газа, датчика указателя уровня топлива в баллоне, а также увеличение числа указателей в кабине водителя обусловливают необходимость монтажа на переоборудуемом автомобиле комплекта дополнительных деталей электрооборудования.
Номенклатура таких деталей для переоборудования автомобиля ЗИЛ-130 в ЗИЛ-138 включает в себя гирлянду освещения приборов от автомобиля ЗИЛ-131, манометр давления газа УК-30, а также дополнительные провода и лампу для> освещения манометра.
После установки оборудования производится проверка) газовой системы питания на герметичность. При этом осуществляют наружный осмотр всей газовой магистрали. Обращается особое внимание на соединения шлангов и трубок со. штуцерами. Проверяется комплектность газовой аппаратуры на автомобиле, а также легкость открывания и закрывания газовых вентилей на баллоне и в кабине автомобиля.
Магистраль высокого давления впрессовывается сжатым воздухом или углекислым газом, подводимым под давлением! 16 кгкУем2 к штуцеру тройника, установленного на баллоне. Проверка герметичности каждого соединения по всей магистрали от баллона до редуктора осуществляется с помощью мыльной эмульсии и на слух. Негерметичность соединений устраняется дополнительной затяжкой гайки или заменой ниппельного соединения. При разрывах и вспучивании шлангов, газовой системы их следует заменить.
Затем проверяется работа электрического датчика давления в 1-й ступени газового редуктора (при включенном зажигании). Показания стрелки на указателе давления должны составлять 1,2—1,5 кпУсм2.
Следует отметить, что на автомобиле ЗИЛ-138 топливный бак на 10 л устанавливается с внутренней стороны правой подножки кабины и крепится с помощью специальных хомутов. Трубопроводы от топливного бака к насосу прокладываются вдоль лонжеронов рамы посредством скоб.
При переоборудовании в автомобиль ГАЗ-52-07 эти операции исключаются, так как для питания двигателя бензином используется система питания, установленная на автомобиле ГАЗ-63А (за исключением двухкамерного карбюратора, вместо которого монтируется вместе со смесителем однокамерный).
Для повышения безопасности эксплуатации газобаллонные-тпмобили имеют глушитель с удлиненной выхлопной трубой,, конец которой повернут вниз на 20°—30° от горизонта. При том автомобили, оборудованные газовой аппаратурой, снабжаются огнетушителями ОУ-2, устанавливаемыми на переднем борту платформы.
После проверки автомобили подлежат испытанию. При этом осуществляются пуски двигателя на бензине и на газе. После проверки и регулировки двигателя при работе на газе- в стационарных условиях производится пробный пробег 10 км. Предельная скорость движения (в км/ч) для автомобилей ЗИЛ’ во время пробного пробега, при различных передачах составляет:
Дальнейшая эксплуатация осуществляется в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации газобаллонных автомобилей.
Технологический процесс переоборудования, бензиновых: моделей автомобилей в газобаллонные, работающие на сжатом газе, аналогичен приведенной выше последовательности по переводу бензиновых автомобилей для работы на сжиженном нефтяном газе.
Отличием являются лишь некоторые конструктивные особенности газобаллонных установок, работающих на сжатом газе по сравнению с газовыми установками для пропан-бутанового топлива.
Номенклатура агрегатов газовой системы питания, необходимых для переоборудования бензияово>го автомобиля ЗИЛ-130 в газобаллонный ЭЙЛ-138А, работающий на сжатом газе, включает баллоны на 50 л с рабочим давлением 200 кг/см1,, газовые редукторы высокого и низкого давления, подогреватель газа, карбюратор-смеситель, вентили, манометры, электромагнитный клапан и трубопроводы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Переоборудование автомобилей для работы на газе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы