Конструктивные особенности автомобилей, работающих на сжиженном -газе, связаны в основном с монтажом на них газобаллонных установок, рассчитанных на работу под давлением 16 кгс/см2. Газобаллонная установка для сжиженного газа, состоящая из газовых баллонов с арматурой, магистрального вентиля, испарителя, фильтра, редуктора, смесителя или .карбюратора-смесителя, трубопроводов низкого и высокого давления, обеспечивает хранение в сжиженном состоянии газа, его испарение, очистку, ступенчатое редуцирование давления, дозирование, смесеобразование и подачу газовоздушной смеси в двигатель.
Газобаллонные автомобили, использующие в качестве топлива сжиженную пропан-бутановую смесь, выпускаются как в газовой модификации (автомобили ЗИЛ, ГАЗ-53-07 и автобусы), в которой сохранена только кратковременная возможность работы на безине, так и универсальной ГАЗ-‘52-07, -52-08, -52-09 и -24-07 с двигателями для полноценной работы на газе и бензине.
Базовой моделью для грузовых газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ является ЗИЛ-138. Схема газобаллонной установки этого автомобиля представлена на рис. 1. Сжиженный газ в жидком и парообразном состоянии находится в баллоне. На переднем днище .баллона установлены расходные вентили соответственно паровой и жидкостной фаз газа. При пуске и прогреве двигателя его пнтание осуществляют газом паровой фазы, а после прогрева в двигатель подают жидкую фазу. От расходных вентилей газ поступает к магистральному вентилю, а от него посредством шланга высокого давления в испаритель.
В испарителе за счет тепла из системы охлаждения двигателя происходит испарение сжиженного газа. Далее в парообразном состоянии газ через шланг поступает в фильтр, где улавливаются механические примеси (окалина, ржавчина) и смолистые вещества. Затем газ через фильтр поступает в газовый редуктор, где происходит двухступенчатое сжижение давления до уровня, близкого к атмосферному.
Газовый редуктор установлен непосредственно на двигателе с помощью кронштейнов, фильтр расположен под капотом на передней стенке кабины, а испаритель на впускном газопроводе (коллекторе) двигателя. Указатель уровня газа в баллоне и манометр давления газа в первой ступени редуктора установлены на щитке приборов. В кабину также выведена рукоятка магистрального вентиля. Баллон с сжиженным газом расположен с левой стороны по ходу автомобиля на кронштейнах, привернутых к раме.
На газобаллонном автомобиле газовой модификации имеется резервная система питания, обеспечивающая кратковременную работу двигателя на бензине в случае полного израсходования газа или наличия неисправности в газовой аппаратуре.
Резервная система питания (рис. 2) состоит из бензинового бачка с краном, топливопроводов, топливного насоса, фильтра-отстойника и однокамерного карбюратора с сетчатыми пламегасителями, установленными с обеих сторон в патрубках. В конструкцию резервной системы питания входит также специальный узел — проставка, устанавливаемая между смесителем и впускным трубопроводом и являющаяся переходным элементом для присоединения карбюратора к двигателю. При работе на бензине двигатель газобаллонного автомобиля развивает 30—40% номинальной мощности.
Система питания седельного тягача ЗИЛ-138В1 и самосвала ЭИЛ-138Д2 такая же, как на ЗИЛ-138; единственное отличие— наличие двух газовых баллонов, расположенных на левом и правом лонжеронах рамы.
Отличие газобаллонной установки грузовых автомобилей ГАЗ по сравнению с оборудованием, устанавливаемым на автомобилях ЗИЛ, заключается в основном в отсутствии в газовой системе питания фильтра газа, уменьшении в связи с этим числа шлангов высокого давления, а также в некотором изменении расположения газового оборудования в подкапотном пространстве. Кроме того, на автомобилях ГАЗ-52-07, -52-08 и -52-09 устанавливают 6-цилиндровый двигатель с карбюратором-смесителем, что обеспечивает нормальную работу двигателя и на газе, и на бензине. При этом следует отметить, что на всех грузовых автомобилях ГАЗ (в том числе и на ГАЗ-5Э-07) вместимости топливного бака для бензина значительно выше, чем у газобаллонных автомобилей семейства ЗИЛ, и составляет 90 л.
У автобуса ЛиАЗ-677Г газобаллонную установку монтируют на двигателе модели ЭИЛ-375Я7 .с головками блока двигателя ЗИЛ-130. На автобусе ЛАЗ-695П установлен двигатель ЗИЛ-138. Особенностью конструкции газобаллонных автобусов является наличие в системе питания двух баллонов для хранения сжиженного газа. Газовые баллоны, арматура которых расположена на специальной панели, крепятся к основанию’ кузова вдоль продольной оси с левой стороны по ходу автобуса. Кроме того, в системе питания газобаллонного автобуса ЛАЗ-695П в отличие от газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138 вместо магистрального вентиля установлен электромагнитный клапан.
В комплекс газового оборудования автобусов включены также два манометра. Манометр на 25 кгс^см2, соединенный с переходником магистрального вентиля (электромагнитного клапана), показывает давление в баллоне,, а манометр на 4 щчУсм2 — давление сжиженного газа в первой ступени редуктора. В остальном газовая и резервная системы питания автобусов не имеют принципиальных отличий по сравнению с системами питания грузового автомобиля ЗИЛ-138.
Легковой газобаллонный автомобиль ГАЗ-24-07 имеет газовое оборудование, в котором конструктивно объединены в узлы газовый редуктор с испарителем, фильтр газа с магистральным электромагнитным вентилем, расходный вентиль для жидкостной фазы с расходным вентилем для пара, наполнительный вентиль с вентилем максимального заполнения баллона и предохранительным клапаном.
Сжиженный газ из баллона, установленного в багажном отсеке автомобиля, через расходные вентили 8 и 10 по трубопроводу поступает в газовый фильтр с электромагнитным клапаном. Из фильтра по трубопроводу сжиженный газ поступает в двухступенчатый редуктор-испаритель. В последнем одновременно происходит испарение сжиженного газа и понижение его давления. Из редуктора-испарителя газ по шлангу через регулировочный винт поступает в смесительное устройство, расположенное в воздушном фильтре двигателя, а затем в карбюратор. Испарение газа в редукторе-испарителе происходит с помощью тепла охлаждающей жидкости двигателя. Жидкость поступает в теплообменник испарителя из головки цилиндров через шланг и сливается из него через шланг в трубопровод отопителя.
Двигатель, установленный на автомобиле ГАЗ-24-07, работает полноценно как на пропан-бутановой смеси, так и на бензине АИ-93. Под панелью приборов, слева от рулевой колонки, установлены выключатель электромагнитного клапана, переключатель указателя уровня топлива с бензина на газ и кнопочный выключатель электромагнитного клапана редуктора, используемого при пуске двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы